Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 13:42, курсовая работа
В любой отрасли научных знаний и сфере человеческой деятельности не возможно обойтись без анализа-синтеза. Но особенно анализ необходим в экономике, так как успешное развитие экономики зависит от всего смежного и окружающего (политики, социологии, культуры, экологии и т.д.)
Анализ финансово-хозяйственной деятельности является конечным результатом во всех отраслях профессиональной деятельности: в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, торговле и т.д.
Введение
В любой отрасли научных знаний и сфере человеческой деятельности не возможно обойтись без анализа-синтеза. Но особенно анализ необходим в экономике, так как успешное развитие экономики зависит от всего смежного и окружающего (политики, социологии, культуры, экологии и т.д.)
Анализ финансово-
Формирование рыночной экономики требует развития анализа в первую очередь на микроуровне, то есть на уровне отдельных предприятий, их внутренних структурных подразделений. В то же время анализ необходим и на макроуровне, так как народно-хозяйственные обобщения не противопоказаны коммерческим отношениям, принципам и требованиям свободного рынка. Анализ на микроуровне имеет совершенно конкретное содержание и связан с повседневной деятельностью предприятий и фирм
Экономический анализ является прикладной наукой, представляющей систему специальных знаний. Он связан с исследованием производственного процесса во взаимосвязи с экономическим процессом; с научным обоснованием бизнес-планов; с выявлением положительных и отрицательных факторов по количественным измерениям и действиям; с распределением тенденций и пропорций хозяйственного развития, а так же с использованием внутрихозяйственных ресурсов; с обобщением передового опыта и принятием оптимальных управленческих решений
В ходе экономического анализа хозяйственные процессы изучаются в их взаимосвязи и взаимозависимости. Прежде всего исследуются существенные, основные определяющие факторы, влияющие на хозяйственные процессы. Осуществляется выполнение следующих анализов:
Основными задачами экономического анализа являются:
Кроме перечисленных
задач в ходе многогранности и
многовариантности
Финансовый анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчётов предприятия используют методы финансового анализа для принятия решений по активизации своих интересов.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре актива и пассива, в расчётах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и менеджера может интересовать , как текущее финансовое состояние предприятия, так и его проекция на ближайшие или более отдалённые перспективы, то есть ожидаемые параметры финансового состояния.
Но не только временные границы определяют альтернативность цели финансового анализа, они зависят также от целей субъектов финансового анализа, то есть конкретных пользователей финансовой информации.
1 Аналитическая часть
Таблица 1.1 Исходные данные
Показатели |
Предшествующий год фактически |
Анализируемый год фактически |
1 Товарная продукция в оптовых ценах ТП, тыс.руб. |
37568 |
41968 |
В том числе: |
||
1 |
8742 |
8542 |
2 |
9342 |
10242 |
3 |
9142 |
11342 |
4 |
10342 |
11842 |
2 Товарная продукция в сопоставимых ценах, тыс.руб. |
39742 |
41842 |
3 Объем реализованной продукции, тыс.руб. |
35068 |
35868 |
В том числе: |
||
1 |
7942 |
7442 |
2 |
8842 |
8142 |
3 |
8842 |
9142 |
4 |
9442 |
11142 |
4 Продукция на экспорт, тыс.руб. |
3742 |
4842 |
5 Объем новой продукции, тыс.руб. |
542 |
742 |
6 Продукция высшей категории качества, тыс.руб. |
4342 |
5642 |
7 Стоимость продукции,
по которой поступили |
1 |
2 |
8 Внутризаводской брак, тыс.руб. |
12 |
24 |
1.1.1 Аналитическая оценка динамики продукции в пределах двух анализируемых лет
Анализ динамики по показателям, приведенный в таблице 1.2 позволяет:
1 дать оценку скорости изменения объема производства за анализируемый период (абсолютный прирост);
Таблица 1.2 Анализ динамики объема товарной продукции
Показатели |
Анализируемый год |
1 Объем товарной продукции в сопоставимых ценах, тыс.руб. |
41842 |
2 Абсолютный прирост товарной продукции, тыс.руб. |
2100 |
3 Темп роста товарной продукции, % |
105,3 |
4 Темп прироста товарной продукции, % |
5,3 |
5 Абсолютное значение 1 % прироста товарной продукции, тыс.руб. |
396,2 |
Вывод: изменение объёма производства за анализируемый год возросло на 2100, темп роста увеличился на 5,3 по сравнению с предыдущим годом. Абсолютное значение 1% прироста ТП составило 396,2
1.1.2 Общая оценка динамики продукции
По данным таблицы 1.3 проводим сравнительный анализ по объемам товарной и реализованной продукции в динамике за два смежных периода, оцениваем абсолютные и относительные отклонения по изучаемым показателям
Таблица 1.3 Общая оценка выполнения плана выпуска и реализации продукции
Фактически за пре- |
Фактически за ана- |
Отклонения (+,-) | ||
Показатели |
дыдущий год |
Лизируемый год |
Сумма, тыс.руб. |
% |
1 Товарная продукция в сопоставимых ценах, тыс.руб. |
39742 |
41842 |
+2100 |
5,3 |
2 Реализованная продукция, тыс.руб. |
35068 |
35868 |
800 |
2,3 |
Абсолютные отклонения товарной D ТП и реализованной D РП продукции по сравнению с планом, тыс.руб.
,
,
где ТП1 , РП1 - фактические значения товарной и реализованной продукции за анализируемый год, тыс.руб.
ТП0, РП0 – фактические значения товарной и реализованной продукции за предыдущий год, тыс. руб.
∆ТП = 41845 – 39745 = 2100 тыс.руб.
∆РП = 36480 – 35080 = 1400 тыс.руб.
Относительное отклонение анализируемых показателей D ТПотн, D РПотн, тыс.руб.
∆ТПотн = 2100 * 100 = 5,3%
39745
∆РПотн = 1400 * 100 = 4,0 %
35080
В анализируемом году выявлено увеличение товарной продукции на 2100 тысяч рублей или на 5,3 %, а реализованной продукции - на 800 тысяч рублей или на 2,3 %, следовательно, продукция пользуется пониженным спросом, следовательно, происходит затоваривание складов и предприятие работает неэфективно.
1.1.3 Анализ взаимосвязи производства, отгрузки и реализации продукции
На увеличение объема реализации продукции непосредственное влияние оказывают рост выпуска продукции; изменение остатков продукции отгруженной, не оплаченной в срок; изменение остатков продукции, срок оплаты которой не наступил; надбавки (скидки) за улучшение (снижение качества продукции)
Аналитическая оценка производится с помощью данных, представленных в таблице 1.4
Таблица 1.4 Анализ объема реализации продукции
в тысячах рублей
Показатели |
Предыдущий год |
Анализируе-мый год |
Темп роста, % |
Абсолютные отклонения (+,-) |
1 Остатки на начало года: |
||||
готовой продукции на складе, Осклн |
442 |
542 |
122,6 |
100 |
продукции отгруженной, не оплаченной в срок, Онеопн |
342 |
442 |
129,3 |
100 |
Продукции срок которой не наступил Осрокн |
342 |
442 |
129,3 |
100 |
2 Выпуск товарной продукции, ТП |
39742 |
41842 |
105,3 |
2100 |
3 Остатки на конец года: |
||||
готовой продукции на складе, Осклк |
4216 |
4916 |
116,6 |
700 |
продукции отгруженной, не оплаченной в срок, Онеопк |
742 |
1042 |
140,4 |
300 |
продукции, срок оплаты которой не наступил, Осрокк |
842 |
1442 |
171,3 |
600 |
4 Объем реализованной продукции, РП |
35068 |
35868 |
102,3 |
800 |
1.1.4. Объём реализованоой продукции РП, тыс.руб
.
Влияние изменения товарной продукции D РПТП , %
Влияние изменения остатков готовой продукции на складе D РПскл , %
Влияние изменения остатков продукции отгруженной, не оплаченной в срок DРПо.скл , %
Влияние изменения остатков продукции, срок оплаты которой не наступил, DРПсрок , %
Суммарное влияние факторов, %
35068
РП скл = 100 – 700 = -1,7%
35080
РП неопл = -200 * 100 = -0,6%
35080
∆РП срок= -500 * 100 = -1,4%
35080
∆РП отн = 1400 * 100 = 3,9%
35080
Вывод: на объём реализованной продукции положительно влияют изменения товарной продукции 6%, отрицательно влияют остатки продукции неоплаченной в срок оплаты которой не наступил –4,1%.
1.1.5 Анализ качества продукции
Изменение качества продукции
оказывает значительное влияние
на результаты деятельности предприятия.
Предприятия реализуют
Анализ качества продукции приведен в таблице 1.5
Показатели |
Фактически за предыдущий год |
Фактически за анализируемый год |
Отклонения (+,-) | |
абсолютные, тыс.руб. |
относитель-ные, % | |||
1 Товарная продукция в оптовых ценах предприятия ТП, тыс.руб. |
37568 |
41968 |
+4400 |
11,7 |
2 Удельный вес продукции на экспорт в общем объеме товарной продукции, % |
9,9 |
11,5 |
16,2 |
29,3 |
3 Удельный вес новой продукции в общем объеме товарной продукции, % |
1,4 |
1,8 |
200 |
28,6 |
4 Удельный вес продукции
высшей категории качества в
общем объеме товарной продукци |
11,5 |
13,4 |
1300 |
16,5 |
5 Стоимость продукции,
по которой поступили рекламаци |
1 |
2 |
+1 |
100 |
6 Внутризаводской брак (в процентах к производственной себестоимости) ТПбр |
- |
- |
- |
- |