Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:02, реферат
Целью настоящей дипломной работы , является аналитическое исследование внешнеэкономической деятельности ОАО ”ММК имени Ильича” как важное направление работы современного предприятия, анализ экономико-статистическими методами, проблем повышения качества и конкурентоспособности его металлопродукции на основе принципов международного маркетинга, а также предложение мер, направленных на стабильное расширение и качественное улучшение конкурентных преимуществ комбината на рынке металлопродукции.
Задачи дипломной работы заключаются в следующем :
- проведение маркетингового изучения конкурентной среды предприятия во внешнеэкономической деятельности;
- анализ потенциала предприятия;
- предложение мероприятий по повышению конкурентоспособности
Введение
Глава 1
1.Теоритические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия………………………………………………………...……………...6
1.1 Организация внешнеэкономической деятельности на предприятии…..6
1.2 Маркетинг внешнеэкономической деятельности предприятия……….16
1.3 Изучение конкурентоспособности товара…………………………………33
Глава 2
2. Аналитическая оценка деятельности ОАО “ ММК им. Ильича” и его место на мировом рынке ………………………………………………………..49 2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия…….…………..49
2.2 Анализ мирового рынка металлопродукции… …………………………..60
2.3 Анализ конкурентов предприятия, занимающихся производством металла в Украине................................................................................................. 70
2.4 Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности ОАО “ ММК им. Ильича”………………………………………………………………...77
Глава 3. Мероприятия, связанные с улучшением внешнеэкономической
деятельности “ОАО ММК им. Ильича………………………………………..86
3.1 Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности продукции предприятия……………………………………………………. 86
3.2 Мероприятия, связанные с привлечением инвестиций для развития ОАО ММК им. Ильича………………………………………………….……91
Заключение……………………………………………………………………….104
Литература………………………………………………………………………..108
Приложения…...………………………………………………………………….110
- в определенной мере снижение эффективности экспорта связано с привлечением ничем не обоснованного количества посредников, занятых реализацией металлопродукции на внешнем рынке и получающих комиссионные значительных размеров;
- необходимо увеличить экспортную квоту на европейском рынке, который выгоден во всех отношениях- как по ценам ( здесь они выше, чем в Юго-Восточной Азии), так и по долгосрочным перспективам. Нужно помнить тот факт, что рынки ЮВА рано или поздно будут заполнены достаточно качественным и дешевым листом, произведенным на собственных станах, которые сейчас строятся там. Это станет серьезным ударом для комбината. А Европа- это группа стран -“старушек”, которая ориентируется на завоз металлопродукции со стороны во избежание экологических осложнений у себя дома. За этот наиболее стабильный и перспективный рынок необходимо бороться, квоты, которые сейчас имеет Украина, к сожалению не велики ;
- совершенствование технологии, модернизация оборудования, реконструкция действующих цехов и агрегатов, как и повышение профессионального уровня персонала, являются важными условиями роста эффективности металлургического производства в целом и экспортируемой продукции в частности;
Таким образом, сложившаяся ситуация, при которой реализация металлопродукции на экспорт по более низким ценам, чем внутри страны, вовсе не является демпинговой политикой, а вытекает из сложившейся конъюнктуры рынка металлопродукции.
В связи с этим целесообразно по мере стабилизации украинской экономики и расширения внутреннего потребления черных металлов разработать общегосударственную систему эффективных потоков металлопродукции, обеспечивающую минимизацию транспортных издержек и повышение эффективности производства отдельных металлургических предприятий. Становиться очевидным, что для сохранения черной металлургии требуются огромные инвестиции, и без помощи государства сохранить металлургическую отрасль и повысить качество продукции не удастся. На уровне государства необходимо решение ряда проблем:
1) Разработать и ввести в действие национальную систему содействия экспорту, включающую укрепление торгово-политического положения страны, глобального присутствия на мировом рынке, формирования действительной системы финансово-экономической поддержки экспорта.
2)Установить систему льготных налогов для институтов, участвующих в долгосрочном льготном кредитовании мероприятий по техническому перевооружению и модернизации производственных мощностей в целях повышения экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции.
3) Освободить от уплаты ввозных таможенных пошлин импорт технологического оборудования, закупаемого для технического перевооружения и повышения экспортного потенциала.
4) Разработать программы внешнеэкономической деятельности предприятия с учетом финансово-экономического состояния, коньюктуры внутреннего и внешнего рынков, структуры экспорта и его рентабельности, мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции.
Основными направлениями во внешнеторговой деятельности производителей и экспортеров будут:
- постоянное совершенствование структуры экспорта в соответствии с конъюнктурой внешнего и внутреннего рынков;
-поиск иностранных и внутренних инвестиций для компенсации недостатка оборотных средств для выпуска экспортной продукции и осуществления мероприятий по повышению ее конкурентоспособности;
-разработка и осуществление мероприятий по снижению издержек на производство и экспорт металлопродукции;
-освоение новых схем внешнеторговых операций, включая кредитно-компенсационные, лизинговые и другие сделки;
- поиск и освоение новых рынков сбыта для металлопродукции в развивающихся странах Африки, Тихоокеанского региона и других.
2.2. Анализ мирового рынка металлопродукции
В 2003 г. в мире было произведено 750, 8 млн. тонн стали, что на 0,2% меньше чем в 2002 г. (751, 9 млн. тон.) согласно производительной оценке ЕЭК ООН. Сокращение выплавки стали в большинстве промышленно развитых стран в прошлом году обусловлено главным образом снижением темпов экономического роста в странах ЕС и Японии. Отличительным моментом про-шлого года является то, что Китай, опередив Японию, стал крупнейшим в мире производителем стали. В Китае решением правительства было запрещено строительство новых металлургических комбинатов, поэтому в отрасли было осуществлено расширение мощностей в результате ввода новых электропечей.
В США прирост производства был не большим - на 0.9%, что обуслов-лено замедлением темпов экономического роста. Ввод в эксплуатацию в США в 2003 году новых минизаводов позволил увеличить выплавку стали.
Среди стран Восточной Европы в Польше выплавка стали сократилась (%) на 13.7, в Болгарии - на 10.4, Словакии -на 9.5, Чехии -на 9.1, Румынии -на 5.9.
Высокий уровень импорта готовых изделий из стали наряду с продолжающимся снижением ее экспорта вызвал существенное падение производства стали. В СНГ производство стали в 2003 г. вновь упало на 3.3% - до 75.9 млн.тонн. В России, занимающей четвертое место в мире, оно уменьшилось на 4.4% - до 49.1 млн.т., на Украине - на 2.6%. В Казахстане и в Белоруссии наблюдается небольшой рост производства. В СНГ на внутренних рынках спрос на прокат был по прежнему низким и производство в значительной степени поддерживалось за счет экспорта.
Потребление нержавеющей стали в США в 2004 г. увеличилось на 6% по сравнению с 2003 годом. Увеличились закупки тонкого листа и ленты производителями потребительских товаров длительного пользования на 6-7%. Возрос спрос со стороны производителей промышленного оборудования на толстый лист - на 8-9% и на прутки - на 5-7%.
В конце апреля 2004 г. в Питтсбурге (США) состоялась организованная газетой “American Metal Mercet” ежегодная конференция по нержавеющей стали, на которой, в частности, отмечалось, что на строительство в стране приходится 13- 14% всех продаж нержавеющей стали. Потребление тонкого листа и ленты из нержавеющей стали в первом полугодии 2003 г. увеличилось по сравнению с тем же периодом 2002 г. на 7.5%, прутков - не изменилось, толстого листа - немного уменьшилось.
В 2003 г. наибольший рост использования тонкого листа и ленты наблюдался в производстве подъемного оборудования (на 20.6%), кровельных материалов (на 3.8%), кондиционеров (на 3.2), в строительстве (на 15%), в производстве архитектурно-орнаментальных деталей (на 14%). Вместе с тем уменьшился спрос на тонкий лист и ленту со стороны производителей оконных рам и дверей (на 21%).
Финансовый кризис в странах Юго-Восточной Азии стал причиной снижения цен на рынке черных металлов. (См. приложение 2.)
В декабре на мировом рынке произошло некоторое снижение цен на заготовку. Причинами этого стали экономический кризис в странах Юго-Восточной Азии и предложения дешевой заготовки производства СНГ по 190-200 $ за тонну, что на 20 $ ниже, чем в ноябре. Азиатские производители тоже снизили цены на свою продукцию, что также сказалось на ценовой политике других мировых производителей (в частности, турецких предприятий). Последние, кстати, хотя и пытаются удержать цены на свой товар на уровне 230-235 $ за тонну, но специалисты считают, что их усилия не принесут долговременных результатов.
Несколько противоречивой была ситуация на мировом рынке слябов в конце 2004 года. Несмотря на огромный спрос на товар в Европе, слябы местного производства продавились только постоянным покупателям, сделавшим большие предварительные заказы. Европейские производители старались продавать свою продукцию в США по причине более высоких цен американского рынка. В целом же, если не брать в расчет европейский рынок, то, по заявлениям трейдеров, покупателей на слябы найти трудно. Во -первых, значительно снизился спрос на металлопродукцию в странах ЮВА, а во- вторых, Бразилия возобновила экспорт стальной продукции, что не могло не сказаться на насыщении рынка.
На основных региональных рынках арматуры в декабре отмечены слабая активность и снижение цен. Так, в Великобритании, по сообщениям трейдеров, продажи находятся на низком уровне, и три основных производителя: Co-Steel Sheerness, ASW и Alpha Steel - вынуждены были снизить цену на свою продукцию. Несмотря на повышение курса фунта по отношению к доллару, не увеличилась и продажа слябов на экспорт из Великобритании. На Японском рынке арматуры в декабре зафиксировано значительное снижение объемов предложения по сравнению с предыдущими двумя месяцами. Запасы арматуры на складах снизились на 30 тыс.т. (до 650 тыс.т.), в то время как в октябре и ноябре запасы увеличились на 25-30 тыс.т. Производители понимают, что снижение запасов арматуры неизбежно приведет к росту цен, но, несмотря на это, ищут все новые пути возможности выхода на экспортные рынки.
Мировой рынок катанки оставался стабильным - спрос практически удовлетворялся предложением, цены оставались на прежних уровнях. Однако, несмотря на заявления производителей о повышении спроса на данный товар и увеличении объемов экспорта, многие трейдеры считают, что производителям будет нелегко привести свои планы в действие- такой рост цен в первом квартале 2003 года должен смениться некоторым их снижением во втором квартале.
Мировые цены на фасонный прокат, которые на протяжении осени 2004 года оставались без изменений, в декабре обрели “новое дыхание”. Причиной этому стало ограниченное предложение фасонной стали на рынке и довольно сильный спрос со стороны потребителей. Особенно ощутимый рост цен в декабре 2004 г. отмечен в странах Южной Европы. Представитель итальянского производителя стали - компании Siderurgica Ftrrrero - заявил, что его фирме удалось повысить цену на свою продукцию на 10 тыс. лир. за тонну. Представитель другого итальянского производителя - компании Lucchini Siderurgica - сообщили о достигнутой договоренности с европейскими производителями о повышении цены на фасонный прокат на DM10 за тонну.
На мировом рынке листового проката наблюдалось снижение объемов предложений при довольно значительном спросе на товар. В результате экспортные цены европейских производителей на толстолистовой прокат повысились на 5- 15 $ за тонну по сравнению с концом осени и в декабре составили 495-520 $ за тонну. Цена среднелистового проката выросла на 20 $ за тонну - до 480-520 $ за тонну. Внутренние европейские цены на листовой прокат выросли в среднем на DM 10-20 за тонну. В конце декабря толстолистовой прокат предлагался по DM 750 за тонну, а среднелистовой - по DM 700 за тонну.
На американском рынке листового проката отмечено снижение объемов предложений, что заставило покупателей согласиться на повышение цен на 10-20 $ за одну короткую тонну. Цена контрактов на толстолистовой прокат на первый квартал составила 445 $ за тонну.
По заявлениям трейдеров, такие причины как повышенный спрос на товар, исчерпание запасов проката на складах потребителей и ограниченный объем импорта будут повышать цену за листовой прокат и во втором квартале текущего года.
В декабре отмечено значительное ослабление мирового рынка горячекатонного рулона. В то время как в ноябре наблюдался дефицит предложения, в течение последнего месяца 2004 г. ситуация изменилась коренным образом - ввиду экономического кризиса в странах ЮВА и соответственного снижения спроса производителям разных стран приходилось бороться за рынок. Европейским заводам, которые традиционно продавали горячекатанный рулон в странах Южной Европы, приходится конкурировать производителям стран ЮВА, которые вышли на этот рынок с более дешевой продукцией. Турецкие производители также сообщаются агрессивной политике тайваньских сталелитейных заводов, которые предлагают свой товар 330 $ за тонну. Такая политика не оставляет для производителей Турции другого пути, кроме снижения цены на свой товар. В целом же в течение первого полугодия ожидается, что на рынок Европы будет представлено из стран ЮВА около 500 тыс.т. горячекатанного рулона.
На мировом рынке холоднокатанного рулона в декабре 2004 года не было отмечено особой активности. Южнокорейские производители пытались продавать свою продукцию по заниженной цене, но падение вона сделало снижение цены невозможным. Специалисты считают, что такое снижение, пусть не значительно, но ослабило европейские рынок, куда Южная Корея намеревалась экспортировать товар. Пока цены на основных региональных рынках не изменились и находятся на уровне цен ноября 2004 года.
Одной из сложнейших внешних проблем расширения украинского экспорта продукции черной металлургии является широко применяемая практика возбуждения странами - торговыми партнерами антидемпинговых расследований против украинской стороны, что имеет своей целью оказание протекционистской защиты национальным предприятиям-производителям.
В истекшее десятилетие в странах Запада антидемпинговые пошлины, применяемые в случаях импорта товара по ценам ниже их предполагаемых издержек производства, стали одними из наиболее активно используемых экономических инструментов регулирования импорта. Особенностью их применения является необходимость проведения предварительного расследования с целью установления факта демпинга, а также определения нанесенного ущерба или угрозы его возникновения. При определении экономического ущерба исходят из трех групп экономических показателей: динамики импорта и динамики доли рынка, занимаемой поставщиком товара, относящегося к “демпинговому”; соотношения импортных цен на “демпинговый товар” и внутренних цен на аналогичный товар, производимый в стране; влияния импорта “демпингового” товара на экономические показатели национальных предприятий. Другой важной специфической чертой этих ограничительных мер является то, что они применяются на дискриминационной основе против определенных поставщиков определенного товара.
Правовое регулирование антидемпинговых процедур в Украине также вызывает много вопросов. Закон Украины “О внешнеэкономической деятельности” в ст.1 определяет демпинг как “продажу товаров по ценам ниже контрактных на международных товарных рынках при условии, что низкий уровень цены не обуславливается соответствующим уровнем издержек производства этого товара”. Но существенный недостаток закона - это отсутствие правового регулирования антидемпинговых процедур на международных рынках, где все активнее торгуют украинские субъекты ВЭД. Субъекты ВЭД Украины не представляют себе всех последствий осуществления демпинга на рынках других государств. Подтверждением этого факта является антидемпинговое дело против украинских металлургов (комбинатов “АЗОВСТАЛЬ”, имени Ильича и Алчевского металлокомбината Луганской области), возбужденное по петиции двух металлопроизводящих фирм США “Geneva Steel” и “Gult State Steel” в Международной комиссии по торговле.
Информация о работе Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия