Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:02, реферат
Целью настоящей дипломной работы , является аналитическое исследование внешнеэкономической деятельности ОАО ”ММК имени Ильича” как важное направление работы современного предприятия, анализ экономико-статистическими методами, проблем повышения качества и конкурентоспособности его металлопродукции на основе принципов международного маркетинга, а также предложение мер, направленных на стабильное расширение и качественное улучшение конкурентных преимуществ комбината на рынке металлопродукции.
Задачи дипломной работы заключаются в следующем :
- проведение маркетингового изучения конкурентной среды предприятия во внешнеэкономической деятельности;
- анализ потенциала предприятия;
- предложение мероприятий по повышению конкурентоспособности
Введение
Глава 1
1.Теоритические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия………………………………………………………...……………...6
1.1 Организация внешнеэкономической деятельности на предприятии…..6
1.2 Маркетинг внешнеэкономической деятельности предприятия……….16
1.3 Изучение конкурентоспособности товара…………………………………33
Глава 2
2. Аналитическая оценка деятельности ОАО “ ММК им. Ильича” и его место на мировом рынке ………………………………………………………..49 2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия…….…………..49
2.2 Анализ мирового рынка металлопродукции… …………………………..60
2.3 Анализ конкурентов предприятия, занимающихся производством металла в Украине................................................................................................. 70
2.4 Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности ОАО “ ММК им. Ильича”………………………………………………………………...77
Глава 3. Мероприятия, связанные с улучшением внешнеэкономической
деятельности “ОАО ММК им. Ильича………………………………………..86
3.1 Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности продукции предприятия……………………………………………………. 86
3.2 Мероприятия, связанные с привлечением инвестиций для развития ОАО ММК им. Ильича………………………………………………….……91
Заключение……………………………………………………………………….104
Литература………………………………………………………………………..108
Приложения…...………………………………………………………………….110
Из таблицы следует,что в 2003 году ММК им. Ильича произвел больше продукции, чем указанные предприятия Донецкой области. Данный факт можно объяснить следующими аргументами:
переориентации сбыта продукци на рынки дальнего и ближнего зарубежья;
cовершенствование системы материально-технического обеспечения с заключением прямых и длительных договоров с производителями (коксующиеся угли, приподный газ) или с фирмами-посредниками, гарантирующими поставку ресурсов.
Таблица 2.8. Предприятия Донецкой области, сравниваемые по объемам экспорта.
Предприятие | Объем экспорта в 2003 году, в тыс. $ | Объем экспорта в 2002 году, в тыс. $ | Изменение,в% |
ММК им. Ильича | 549 768 | 667 222 | - 17.60 |
ММК “Азовсталь” | 441 772 | 515 077 | -14.23 |
Харцизский трубный завод | 187 254 | 127 834 | 46.48 |
Енакиевский металлургический завод | 83 806 | 63 349 | 32.50 |
Донецкий металлургический завод | 79 773 | 75 141 | 6.17 |
Макеевский металлургический комбинат | 78 790 | 137 210 | -42.58 |
Уменьшение объемов экспорта продукции комбината им. Ильича объясняется следующим:
ухудшение ситуации на мировом рынке металлов во втором полугодии 2003 года, что было уже отмечено в разделе 2.2. и очевидно из приложения 2., 3.
высокие ставки отчислений в бюджет и неустойчивая система налогообложения предприятий;
отрицательные факторы, происходящие как в экономике Украины, так и стран СНГ ( перечислим ниже).
Таблица 2.9. Предприятия Донецкой области, сравниваемые по выручке от реализации.
Предприятия | Выручка от реализации за 2003 год. 2002 год. тыс.грн. тыс. грн. | Изменение, в % | Объем экспорта в 2003 году, в тыс. $ | Балансовая прибыль за 2003 году, тыс. грн. | |
ММК им. Ильича | 1778525 | 1336042 | 133.57 | 549 768 | 103 052 |
ММК “Азовсталь” | 15804755 | 1240403 | 137.81 | 441772 | 127 625 |
Донецкий мет. завод. | 5033 144 | 3368 6779 | 136.47 | 79 773 | -44 426 |
Енакиевский мет. Завод. | 387726 | 321 789 | 120.49 | 83 806 | -37 646 |
Макеевский м | 319 147 | 364 591 | 102.83 | 78 790 | - 68 876 |
Харцизский | 268 364 | 153 551 | 174.77 | 187 254 | 47 938 |
Таблица. 2.10. Доля трех крупнейших металлургических предприятий в выпуске основных видов продукции за девять месяцев 2004 года.
Вид продукции | Доля предприятия, % | |||
| ГМК “Криворож-сталь” | МК им. Ильича | МК. “Азовсталь” | Всего |
Агломерат железноруд-ный | 17 | 30 | 5.2 | 52.2 |
Чугун | 22.6 | 18 | 15.9 | 56.5 |
Сталь | 19.6 | 18.9 | 15.6 | 54.1 |
Литая заготовка | - - - - - | 34.4 | 49.6 | 84 |
Сортовой прокат | 35.5 | - - - | 18 | 53.5 |
Катанка | 61.6 | - - - - - |
| 61.6 |
Листовой прокат | - - - - - | 45.1 | 14.1 | 59.2 |
Прокат из низколегированной стали | 50.2 | 7.9 | 33.2 | 91.3 |
Из таблицы 2.9. можно сказать, что выше названные предприятия Украины во всех номинациях держат минимум половину укриинского рынка, а по некоторым позициям-практически весь. Особенность трех предприятий состоит в том, что у ГМК “Криворожсталь” имеется собственная сырьевая база, а оба мариупольских комбината могут грузить экспортную продукцию на корабль “прямо из цеха”.
В заключение дадим общую оценку состояния названных металлурги-ческих предприятий Донецкой области, что к стати характерно и для всех предприятий отрасли:
1. Ухудшение платежеспособности предприятий (таб. 2.6, 2.8.), причинами которой послужило: значительный рост цен на сыръевые ресурсы рынка Украины ( от 100 до 400% ) в условиях бесконтрольности за формированием цен со стороны государственных органов. При наличии таких “ножниц” в формировании цен, когда на основную массу производимой комбинатами продукции цены декларируются Министерством экономики, а цены на сырье растут бесконтрольно, рентабельность производства снижается (таб. 2.6).
2. Ухудшение ситуации на мировом рынке металлов (см. раздел 2.2.).
3. Высокие ставки отчислений в бюджет и неустойчивая система налогообложения предприятий.
4. Срывы в обеспечении комбината топливно-энергетическими ресурсами, что не позволяет в должной степени стабилизировать производство и достичь запланированных объемов производства, а также резко ухудшает качество производимой продукции.
5. В связи с резким сокращением платежеспособного спроса на металло-продукцию на внутреннем рынке предприятия стали переориентировать свою хозяйственную деятельность на существенное расширение экспорта металлов. (Например, Харцызский трубный завод).
6. Роль экспорта черных металлов на фоне глубокого экономического кризиса ежегодно возрастала, поскольку он превратился в основной источник удовлетворения порвоочередных нуд предприятия и народного хозяйства страны в целом.
7. Учитывая недостаток собственных оборотных средств, высокие кредитные ставки банков, производители и экспортеры изыскивали возможности для привлечения иностранного капитала, использования давальческого сырья, предоплаты стоимости поставок и другое.
8. В связи с резким ростом цен на энергоносители и транспортные услуги стали быстрыми темпами расти затраты на производство и экспорт продукции и меняется структура ее себестоимости. Удельный вес затрат на электроэнергию, тлопливо и транспорт увеличился в себестоимости продукции более чем в 3 раза. Несмотря на снижение в структуре затрат за 5 лет доли сырья, материальные затраты все же возросли до 75-80%, и в совокупности с ростом условнопостоянных расходо, из-за падения объемов производства, подняли затраты на производство и экспорт продукции к уровню внешнеторговых цен, которые остались относительно стабильными и предельно возможным по коньюнктуре рынка.
9. Из внешних проблем, влияющих на развитие экспорта, является принятие рядом государств и сообществ дискриминационных мер по ограничению ввоза продукции с более глубокой переработкой проката черных металлов. В связи с этим, удельный вес рынка ЕС для листового проката черных металлов занимает менее 2% от общего объема экспорта в 2002 году.
Под видом мораториев и антидемпинговых процедур принимаются меры по ограничению рынков для экспорта листового проката и других товаров черной металлургии со стороны ЕС и других развитых индустриальных государств.
2.4. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности ’’ОАО ММК им. Ильича’’
Для определения экономической эффективности внешне-экономической деятельности на уровне предприятия используем методику, предложенную Т. В. Миролюбовой.
1) Рассчитывается показатель экономического эффекта экспорта:
где ЭЭэкс- показатель экономического эффекта экспорта,
Ов.ф.- эквивалент отчислений в валютный фонд предприятия, расчитываемый путем перерасчета валютной выручки в национальную валюту,
Вр- выручка в национальной валюте от обязательной продажи иностранной валюты,
Зэкс.- полные затраты предприятия на экспорт.
Согласно данных планово экономического отдела комбината за 2004 год Ов.ф. составил 1 373 713 грн, Вр. 2 624 340 грн, Зэкс.2 882 647 грн.
Подставим данные в формулу ( 1)
ЭЭэкс = 1 373 713+ 2 624 340 - 2 882 647 = 1 115 406 ( грн)
2) Расчитаем Ээкс1 И Ээкс2 показатели экономической эффективности экспорта.
Ээкс1 = Ов.ф.+Вэкс
Ээкс1= ( 1 373 713+ 2 624 340)/ 2 882 647= 1.39
Ээкс2 =Оэкс /Сэкс , (3)
где Оэкс -объем экспорта во внутренних среднегодовых ценах, грн;
Сэкс- производственная себестоимость экспортных товаров, грн;
По данным планово экономического отдела комбината за 2004 год объем экспорта во внутренних среднегодовых ценах составил
О экс = 2 116 262 грн, а производственная себестоимость экспортных товаров Сэкс = 1 671 934 грн. Определим второй показатель экономической эффективности экспорта
Ээкс2 = 2 116 262/ 1 671 934 = 1.27
3) Определим показатель экономической эффективности экспорта Ээкс3 по формуле:
Ээкс3 = ( ОВ.Ф.+ Вр- Зэкс) / Кэкс х 100%,
где Кэкс -средегодовая стоимость основных и оборотных фондов, используемых при производстве экспортной продукции, грн.
Кэкс=3 870 112 грн
Информация о работе Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия