Внешнеэкономическая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:29, реферат

Краткое описание

В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающими, а подчас и прямо противоположными, интересами.

Файлы: 1 файл

В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей.docx

— 19.87 Кб (Скачать)
 

     В современных условиях внешнеэкономическая  деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может  успешно развиваться без эффективной  системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в  мировое хозяйство. Вместе с тем, несмотря на тенденцию к интеграции, мировая экономика остается конгломератом  хозяйств с различными уровнями развития и несовпадающими, а подчас и прямо  противоположными, интересами. Поэтому  каждой стране крайне важно реалистически  оценить свое нынешнее и возможно будущее место в мировом сообществе с учетом собственных интересов  и специфических целей развития.  Доля России на мировом рынке товаров и услуг не претерпит существенных изменений, находясь в среднем в пределах 1-1.5%, тогда как значение страны как реципиента капитала, прежде всего в виде прямых инвестиций, несколько возрастет.

     Показатели  экспортной ориентации российской промышленности в целом снизятся, что явится следствием увеличения внутреннего потребления  материально-технических и иных ресурсов в условиях экономической  стабилизации и повышения деловой  активности в стране.

     Совместное  предпринимательство означает целый  комплекс форм производственно-хозяйственной  деятельности партнеров двух или  нескольких стран, содержанием которой  является кооперация в сферах производства, торговле, в научно-технической, инвестиционной и сервисной областях.

     Общим признаком конкретных форм совместного  предпринимательства является необходимость  согласовать экономические интересы всех участников такого рода связей, так  как в основе партнерства лежит  конфликтная ситуация нестыковки их позиций (по кадровой, производственной и торговой политике, способам управления, оплате труда), и обеспечивать движение товаров (услуг) от производителей к  потребителям.

     Анализ  ситуации показывает, что в перспективе  сложившиеся на протяжении 90-х годов  многочисленные структурные проблемы и деформации российской внешней  торговли сохранят свой отрицательный  потенциал, хотя их острота несколько  снизится под влиянием объективных  процессов улучшения общехозяйственной  ситуации в стране. При этом ожидается  некоторое смещение акцентов с преимущественно  торговой на инвестиционную и кооперационную составляющие участия страны в международном  разделении труда.

     Доля  России на мировом рынке товаров  и услуг не претерпит существенных изменений, находясь в среднем в  пределах 1-1.5%, тогда как значение страны как реципиента капитала, прежде всего в виде прямых инвестиций, несколько возрастет.

     Показатели  экспортной ориентации российской промышленности в целом снизятся, что явится следствием увеличения внутреннего потребления  материально-технических и иных ресурсов в условиях экономической  стабилизации и повышения деловой  активности в стране.

     Доля  импорта в общем объеме ресурсов для использования на внутреннем рынке стабилизируется (в стоимостном  выражении) на уровне, не превышающем 30%, хотя по отдельным товарам потребительского ассортимента соответствующие значения могут достигать 50% и более.

     Роль  иностранных инвестиций, а также  предприятий с участием зарубежного  капитала в формировании основных макроэкономических показателей страны заметно возрастет. К 2003 г. совместные и чисто иностранные  предприятия будут обеспечивать от 15 до 20% инвестиционного и производственного  потенциала Российской Федерации.

     Прогнозируемое  снижение экспортно-импортной ориентации российской экономики на фоне оживления  внутреннего производства будет  способствовать постепенному уменьшению роли таможенных налогов и сборов в формировании доходной части федерального бюджета: до уровня 20-25% в 2003 г. по сравнению  с 30% в настоящее время.

     С учетом всей совокупности организационных, экономических, конъюнктурных и  торгово-политических факторов, определяющих развитие внешней торговли России в  среднесрочной перспективе, наиболее вероятным сценарием представляется восстановление положительной экспортной динамики (ежегодный прирост на 1-2%) и стабильное расширение импортных  поставок (прирост на 3.5-5% ежегодно).

     С учетом прогнозируемых тенденций и  параметров интеграции России в систему  мирового хозяйства в среднесрочной  перспективе следует ожидать  улучшения основных качественных показателей, характеризующих состояние экономической  безопасности во внешнеэкономической  сфере:

  • масштабы увеличения внутреннего спроса могут привести к снижению экспортной ориентации российской экономики и уменьшению зависимости национального хозяйства от колебаний мировой товарной конъюнктуры, что создаст более благоприятный фон для урегулирования ряда торгово-политических проблем;
  • сокращение доли импорта в потреблении под влиянием роста внутреннего производства (импортозамещения) будет способствовать улучшению качественных характеристик отечественного рынка, увеличению занятости и благосостояния населения;
  • повышение технологического уровня отечественной промышленности, укрепление позиций совместных и иностранных предприятий в российской экономике позволит более эффективно решать многочисленные социально- экономические проблемы регионального развития страны;
  • уменьшение зависимости федерального бюджета от таможенных налогов и сборов и в целом результатов внешнеторговой деятельности на фоне укрепления налоговой дисциплины в стране повысит стабильность и предсказуемость бюджетных доходов, улучшит планирование и прогнозирование в бюджетной сфере;
  • в предстоящий период произойдет дальнейшая рационализация направлений и форм участия России в международном разделении труда, в том числе с учетом долговременных национальных интересов и реальных возможностей в этой области; задачи по развитию ВЭД будут тесно увязываться с текущей хозяйственной и структурной политикой.

     Вместе  с тем, по мере возобновления экономического роста в России, совершенствования  экспортной структуры и дальнейшей интеграции страны в международную  торговую систему в рамках ВТО  и принятия соответствующих обязательств по открытию внутреннего рынка следует  ожидать усиления значимости фактора  иностранной конкуренции в развитии отечественного внешнеэкономического комплекса. Приобретут особую остроту  вопросы доступа России на внешние  рынки товаров и услуг; в развитии внутреннего рынка можно ожидать  перехода от импортного монополизма  к плюрализму конкурирующих структур, различающихся по происхождению, формам собственности, организационно-правовым и иным параметрам.

     В этих условиях объективно повышается роль единой торговой политики государства  как средства согласования и нахождения баланса интересов участников внешнеэкономической  деятельности, последовательной и эффективной  защиты национальных интересов во взаимоотношениях с зарубежными странами, фирмами  и организациями.

     Внешнеэкономическая политика России в 2003 году будет направлена на обеспечение:

  • необходимых условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки;
  • эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы;
  • доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в Российской Федерации отсутствует или ограничено);
  • благоприятного состояния платежного баланса страны;
  • повышения эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;
  • соблюдения принципа взаимности - благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

     Необходимо  завершить переговоры о присоединении  России к Всемирной торговой организации  в сроки, позволяющие принять  участие в выработке решений  нового раунда многосторонних торговых переговоров, и на условиях, устраняющих  дискриминацию России на внешних  рынках. 

Информация о работе Внешнеэкономическая деятельность