Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:02, реферат
Целью настоящей дипломной работы , является аналитическое исследование внешнеэкономической деятельности ОАО ”ММК имени Ильича” как важное направление работы современного предприятия, анализ экономико-статистическими методами, проблем повышения качества и конкурентоспособности его металлопродукции на основе принципов международного маркетинга, а также предложение мер, направленных на стабильное расширение и качественное улучшение конкурентных преимуществ комбината на рынке металлопродукции.
Задачи дипломной работы заключаются в следующем :
- проведение маркетингового изучения конкурентной среды предприятия во внешнеэкономической деятельности;
- анализ потенциала предприятия;
- предложение мероприятий по повышению конкурентоспособности
Введение
Глава 1
1.Теоритические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия………………………………………………………...……………...6
1.1 Организация внешнеэкономической деятельности на предприятии…..6
1.2 Маркетинг внешнеэкономической деятельности предприятия……….16
1.3 Изучение конкурентоспособности товара…………………………………33
Глава 2
2. Аналитическая оценка деятельности ОАО “ ММК им. Ильича” и его место на мировом рынке ………………………………………………………..49 2.1 Технико-экономическая характеристика предприятия…….…………..49
2.2 Анализ мирового рынка металлопродукции… …………………………..60
2.3 Анализ конкурентов предприятия, занимающихся производством металла в Украине................................................................................................. 70
2.4 Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности ОАО “ ММК им. Ильича”………………………………………………………………...77
Глава 3. Мероприятия, связанные с улучшением внешнеэкономической
деятельности “ОАО ММК им. Ильича………………………………………..86
3.1 Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности продукции предприятия……………………………………………………. 86
3.2 Мероприятия, связанные с привлечением инвестиций для развития ОАО ММК им. Ильича………………………………………………….……91
Заключение……………………………………………………………………….104
Литература………………………………………………………………………..108
Приложения…...………………………………………………………………….110
284.20 и 261.357 - производственная себестоимость тонны катанных углеродистых марок стали по плану и производственная себестоимость тонны литых слябов углеродистых марок стали после ввода МНЛЗ № 3 и № 4 соответственно, тыс. грн.
Итого прирост текущих затрат на производство и сбыт, с учетом их снижения, составит, млн грн:
( 4 542.91 + 4 542.91 + 726.866 + 196.254) -( 1 401.19+ 7 766.62)=841.14
Прирост текущих затрат на производство и сбыт, с учетом их снижения в год пуска в эксплуатацию составит, млн.грн:
841.13 х 0.5 = 420.565, где о.5- принятая доля освоения суммарной проектной годовой мощности моталок в год пуска в эксплуатацию.
Рассмотренный проект Клесим позволит впервые на комбинате организовать производство высококачественного холоднокатанного листа высоких групп точности и плоскостности первой группы отделки поверхности и весьма особо сложной категории вытяжки для удовлетворения потребностей автомобильной промышленности Украины, а также на экспорт с повышенными требованиями по качеству поверхности, микроструктуре, точности проката и товарного вида горячекатанных рулонов.
Закупка оборудования фирмы Clecim - только один пункт программы реструктуризации и модернизации производства на 2004-2005 годы. Другие направления предусматривают закупку у австрийской фирмы Voest Alpine однолучевой установки непрерывного литья стали в кислородно-конвертерном цехе и приобретение у чешской компании Prsherovske Strojarny двух шахтных печей. Стоимость работ по завершению первого из этих проектов-99.5 млн. грн., ориентировочный срок окупаемости- приблизительно 3 года. В рамках второго проекта уже закуплено оборудование на 21.5 млн. грн, остается приобрести оборудование еще на 41.3 млн.грн. Срок его окупаемости- 3 года.
Производственные фонды как объекты инвестирования и реальные инвестиционные проекты должны стать на современном этапе основой инвестиционных процессов. Это обьесняется, в первую очередь, неразвитостью фондового рынка Украины, а также подрывом к нему доверия со стороны юридических лиц и населения. Вместе с тем, реальные инвестиции( строительство, организация производства, приобретение недвижимости) всегда считалось надежным размещением капитала, его защитой от инфляции. Цены на эти объекты растут гораздо более высокими темпами, чем обесценивается национальная валюта, реальные инвестиции всегда дают более выгодную отдачу капитала, чем вложения в финансовые инвестиции. Кроме того, реальные инвестиции- это всегда наиболее весомый показатель финансового состояния ( имиджа) любой развивающейся компании или производства, гарант вовлечения в инвестиционную деятельность других частных инвесторов.
Вложения в оборотные фонды ( оборотный капитал) призваны обеспечить запуск производства и его ритмичное функционирование в течении всего срока производственного цикла.
Сегодня перед украинскими металлургическими предприятиями стоят следующие основные проблемы, требующие первоочередного решения:
- установить самые тесные связи с отечественными предприятиями машиностроения, строительства и транспорта, а также с другими отечественными металлопотребителями с целью изучения нынешней перспективной потребностей в различных видах металлопродукции для того, чтобы не допустить значительного импорта тех видов проката, труб, которые предприятия в состоянии изготовить самостоятельно;
принять меры к активному проникновению различных видов проката, труб на перспективные рынки сбыта, в страны, не представляющие опасности с точки зрения возбуждения антидемпинговых процессов, и их закреплению там ( для чего необходим маркетинг, квалифицированное представительство, реклама); в поисках рынков сбыта главное внимание следует уделить интенсивно развивающимся странам Юго- Восточной Азии ( Китаю, Таиланду, Гонконгу, Сингапуру, Южной Корее, Филипинам, Индонезии),близлежащим странам ( Турции, Израилю, Египту, Ирану, Индии) и традиционным партнерам ( России и другим странам СНГ),необходимо стремиться в долгосрочной перспективе увеличить экспортную квоту на европейском рынке металлов;
систематически изучать потребности внутреннего и внешних рынков сбыта - с тем, чтобы своевременно изготавливать разнообразные виды проката, труб конкурентоспособные по своим потребительским свойствам ( надежности, конструктивной срочности, металлоемкости и новизне), по ценам ( сокращая удельные затраты на сырье, материалы, энергию, и в то же время постепенно увеличивая расходы на заработную плату, экологию, науку и амортизацию), по товарному виду ( уделяя внимание качеству отделки, защиты и декоративным покрытиям, упаковке) ;
реализовывать программы по значительному сокращению затрат всех видов энергетических ресурсов - начиная с добычи и заканчивая производством готовой продукции;
приступить к квалифицированной разработке бизнес - планов для решения конкретных проблем, организации и расширения производства конкурентно способных видов продукции, имеющих гарантированный сбыт, и вести поиск внутренних и внешних инвесторов для финансирования работ по реализации бизнес - планов;
заинтересованность металлургических предприятий Украины в осуществлении всей этой непростой работы должна стимулироваться соответствующими льготами на прибыль, направляемую на развитие производства, на внедрение достижений НТП, на использование изобретений, патентов и “ноу - хау” ( то есть на использование инновационного задела).
Заключение.
Поскольку потребление металла внутри страны упало в следствии свертывания производства в строительстве, машиностроении, военно - промышленном комплексе черная металлургия стала весьма зависима от экспорта своей продукции. Основные покупатели украинского металла находятся за рубежом : * из 16.6 млн.т. стального проката лишь 4 млн.т. приобрели внутренние потребители, причем какая-то доля этого количества тоже была вывезена за рубеж. * (21)
Несмотря на спад производства, металл остается устойчивой экспортной продукцией, основным источником поступления валюты в госбюджет и “ живых денег” на расчетные счета многих предприятий металлургии. В тоже время большинство видов экспортируемого металла убыточно.
Предприятия достигают успеха в хозяйственной деятельности только тогда, когда их целью становится удовлетворение нужд потребителя. Этого невозможно достичь не используя маркетинг как важный фактор современного предприятия . И дело не только в том, что маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятия является одним из важнейших направлений совершенствования управления производством и сбытом продукции. Он представляет собой процесс, целью которого становиться обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей и спроса покупателей. “ “Не пытайтесь сбывать то, что вам удалось выпустить, а производите то, что у вас безусловно будет куплено” - основополагающий принцип современного предприятия. Другими словами, работа предприятия на принципах маркетинга меняет философию производителя товара или поставщика услуги. Надо суметь произвести экономично такой объем продукции, который обязательно будет реализован. Это особо важно, если твоя продукция ориентирована на экспорт.
Опыт зарубежных фирм свидетельствует о том, что успех на рынке в продаже того или иного товара зависит не столько от производственных и финансовых возможностях предприятия, сколько от использования маркетинга, правильного ведения внешнеэкономической деятельности ориентированного на установленный платежеспособный спрос, т. е. на потребителя. Правильная работа в ВЭД создает условия не только для выхода ( прорыва) на рынок. Он также включает в себя закрепление позиций предприятия на рынке, расширение продаж на рынке, быстрое изменение характеристик продукции под влиянием технологических достижений и требований потребителя.
Для многих предприятий изучение и применение международного маркетинга необходимо вследствие нарастающей открытости по отношению к внешним рынкам и в целях совершенствования их отношений с этими рынками. Поскольку рынки металлопродукции, в силу указанных выше причин, носят интернациональный характер, альтернативы изучения и использования принципов международного маркетинга нет : не налаживая связи с потребителями во многих зарубежных странах, предприятие здесь просто не сможет удержаться на “ плаву”. Интернационализация черной металлургии имеет ряд преимуществ : новые рынки сбыта и новые источники прибыли, выигрыш в производительности благодаря росту объемов производства, опыт, получаемый в борьбе с технически хорошо оснащенными и изобретательными конкурентами. Поворачиваясь лицом к внешнему рынку, а затем и усиливая на нем свои позиции предприятия испытывают потребность в том, чтобы как можно лучше понимать международный контекст, в котором развертывается их деятельность. Благодаря этому пониманию рождается способность к адаптации - залог эффективности и долговечности в таких условиях и становиться очевидной роль международного маркетинга как необходимого подспорья международному развитию.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия ОАО “ ММК им. Ильича” показывает, что его позиции на украинском и мировом рынках свидетельствуют о лидерстве в металлургической промышленности : комбинат контролирует 10% рынка стального листа для судостроения в США. Сегодня продукция комбината экспортируется в более чем 50 стран мира ( ЮВА, США, страны ЕС, страны Ближнего Востока). Крупнейшими потребителями металлопродукции комбината по странам СНГ являются : Россия, Белоруссия, Литва, Азербайджан. Номенклатура экспорта меткомбината состоит из 13 видов металлопродукции, но наибольшим спросом пользуются горячекатанные рулоны, горячекатанный толстый лист, холоднокатанная сталь в листах и рулонах. Остальные виды продукции имеют меньший спрос ввиду сложившихся цен на них и коньюнктуры на мировом рынке.
Продукция комбината конкурентоспособна на рынке США, куда ежегодно поставляется толсолистовой прокат конструкционных и котельных марок стали. Серьезным достижением внешнеэкономической деятельности комбината можно считать выход его продукции на рынок Южной Америки, где очень сильна конкуренция с традиционными экспортерами металла на этот рынок. Металлопродукция комбината пользуется устойчивым спросом в Аргентине, Чили, Венесуэле, Мексике, Колумбии. Из-за квотовых ограничений и высоких требований к качеству продукции комбинату крайне сложно пробиться на Европейский рынок особенно в страны ЕЭС. В этом направлении уже достигнуты некоторые положительные результаты : толстолистовая сталь, горячекатанные и холоднокатанные рулоны поставляются в Германию и Италию. Изучаются возможности экспорта толстого листа в Испанию и Швейцарию, а также горячекатанных рулонов в Южно - Африканскую Республику. Особое значение для комбината имеет интеграция с Россией. После отмены НДС планируется увеличить поставки металлопродукции комбината в страны СНГ.
Освоению новых рынков в значительной степени способствуют проведенные маркетинговые исследования, а также сертификация рада марок судостали. В условиях экономической нестабильности комбинатом изыскиваются и реализуются разные схемы и методы работы во внешнеэкономической деятельности - форвардные сделки, операции с давальческим сырьем.
Разработанная и осуществляемая на комбинате программа техперевооружения призвана решить основную задачу : с помощью структурной перестройки, внедрения новых технологий реконструкции стана 1700, производить высокого качества конкурентоспособную продукцию, достойно представляющую металлургическую промышленность Украины на мировом рынке. Проект реконструкции стана 1700, осуществляемый фирмой “ Клесим”, позволит впервые на комбинате организовать производство высококачественного конкурентоспособного холоднокатанного листа высоких групп точности и плоскостности, первой группы отделки поверхности и весьма особо сложной категории вытяжки для удовлетворения потребностей отечественного автомобилестроения, а также на экспорт с повышенными требованиями по качеству поверхности, микроструктуре, точности проката и товарного вида горячекатанных рулонов.
Принимая во внимание реалии сегодняшнего дня, основными направлениями внешнеэкономической деятельности комбината на ближайшие годы будут :
привлечение иностранных инвесторов для участия в техническом перевооружении металлургических агрегатов в основных цехах, с целью улучшения товарного вида продукции, что позволит повысить ее конкурентоспособность;
дальнейшее расширение сертификации металлопродукции на соответствие ее требованиям стандартов зарубежных стран;
освоение новых схем внешнеэкономической деятельности;
освоение рынков сбыта металлопродукции в странах Африки, закрепление и расширение рынка в странах Северной и Южной Америки, странах Центральной и Северной Европы.
узловым моментом остается расширение внутреннего рынка сбыта металлопродукции.
Список используемой литературы:
1. Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.1991 г. с дополнениями и изменениями.
2. Алексеев И.А. Украина в мире .-К: Лыбидь, 2001-250с.
3. Бабин Э.П. Основы Внешнеэкономической политики /Учебное пособие для вузов М. Экономика 1997-126с.
4. Бойко В.С. К столетию комбината // Сталь №2 2002г.
5. Внешнеэкономическая деятельность предприятия./Под ред. Стровского Л.Е. /М ЮНИТИ 1999-823с.
6. Гордеев Г.Д. Внешнеэкономическая деятельность /М Закон и Право ЮНИТИ 1996-408с.
7. Гофман Н.Ф., Маховикова , Основы внешнеэкономической деятельности /СПБ Питер. 2001-208с.
8. Гужва Є. Сталеві артеріі необхідні всім .// Інвестіційна газета 20.03. 02г.
9. Зыкин К.С. Внешнеэкономическая деятельность операции и практика /М.
10. И.С.Гринько, Д.П.Горбатюк «Внешнеторговые сделки», учебник, 1994 г.
11. Кириченко Л. Некоторые аспекты вхождения Украины в мировую хозяйственную систему.// Экономика Украины, 2003. – №7.
12. Куриченко Д. Маркетинговые проблемы Украинского экспорта.// Экономика Украины,2003 -№8
13. Кучма Л. Д. Путем радикальных экономических реформ // Деловая Украина. 11 апреля 2001 г.
14. Майкл Портер. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. М.: 2001Г.Межд. Отнош.1994-301с.
15. Международные экономические отношения. Учебное пособие.
16. Новицкий В.Е. Внешнеэкономическая деятельность и международный маркетинг. К.: Либра, 1999.
17. О внешнеэкономической деятельности : Закон Украины // Голос Украины.-16 апреля 1991.
<Информация о работе Теоретические аспекты внешнеэкономической деятельности предприятия