Шоу – бизнес как направление предпринимательской деятельности в сфере культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Даете сначала вступительный текст (5-6 предложений, вводящих читателя в тему), который должен показывать и приводить читателя постепенно к выводу о том, что, таким образом, предпринимательская деятельность в сфере культуры сегодня активно развивается, в том числе и в шоу-бизнесе, что определяет актуальность исследования особенностей предпринимательства в этом направлении. В этой связи тема данного исследования - «Шоу-бизнес как направление предпринимательской деятельности в сфере культуры».

Файлы: 1 файл

Курсовая Полякова-исправлено.docx

— 121.84 Кб (Скачать)

[ 2 ]Жданова Е. И., Иванов С. В., Кротова Н. В. Управление и экономика в шоу-бизнесе. - М.: Финансы и статистика, 2003, с. 73 -77.

  Шоу  – бизнес является сферой вращения  огромных капиталов, ждущих своего  применения, а также великих творческих  идей, которые и будут воплощаться  посредством финансовых вложений. А найти разумное и прибыльное  применение немаленьким деньгам  – также одна из задач продюсера.  Здесь также играет роль то, как поставлено производство, какие  люди участвуют в разработке и продвижении продукта. Естественно, что производство любого проекта невозможно без определенного конкретного разделения труда. Следовательно, всегда создается штатный персонал. Поэтому принято различать: финансовый блок; организационно - правовой блок; творческо-управленческий блок; PR-блок.

  1. Финансовый блок. Он включает в себя работу инвесторов и спонсоров, финансового директора, финансового менеджера. Инвесторы и спонсоры это, как правило, партнеры продюсера. Это может быть генеральный директор издания, программный директор или продюсер радиостанции или директор какой-либо другой производящей компании. В зависимости от характера контракта, спонсор может, как вмешиваться в процесс производства проекта, так и возлагать все полномочия на продюсера проекта. Финансовый директор подобно эксперту вовремя даст совет, как выгодно купить оборудование, где взять инвестиции и как их правильно вложить или сохранить.  Финансовый менеджер определяет и оптимизирует ставку продюсера, серьезно сокращая его затраты. Оплатой их труда является сумма в 20% от дохода.
  2. Организационно-правовой блок. Он включает в себя работу исполнительного продюсера, директора группы, менеджера, юриста, а также гастрольного (концертного) директора. Исполнительный продюсер является правой рукой генерального продюсера. Он решает все вопросы управленческого, финансового и творческого характера, но последнее слово все-таки остается за руководителем проекта. Помимо основных функций, в его задачи входит проверка исправности оборудования, организация работы всех участников проекта. Таким образом, если срыв записи на студии произойдет из-за неорганизованности артистов – исполнителей или сессионных музыкантов, то это, прежде всего, ляжет на плечи продюсера, который не заметил неполадки сразу. Исполнительный продюсер присутствует на всех стадиях звукозаписи и держит все под контролем.  К тому же он должен заботиться обо всех формальностях,  включая проверку накладных и пропусков. Директор группы, участвуя во всех ее делах, выезжает вместе с ней на гастроли, решает все вопросы, связанные с сотрудничеством с партнерскими организациями на местах. Он улаживает все отношения с гастрольными отделами партнеров, например, по поводу составления рейдера. Артисты и исполнители решают все свои вопросы с директором группы и только в редких случаях могут обратиться к генеральному продюсеру, если ситуация требует его персонального участия.     Менеджер ведет переговоры, связанные с работой группы (съемки видеоклипа, гастрольная деятельность и др.), координирует процесс, выбирая наиболее эффективные пути решения проблем. Но менеджер не выезжает вместе с группой на гастроли, а выполняет свои функции в стенах Продюсерского Центра. Юрист принимает непосредственное участие в решении правовых вопросов, возникающих при создании и продвижении проекта. Главным образом, он держится для того, чтобы избежать невыгодных контрактов с записывающими выпускающими компаниями. Время юриста очень дорого, его гонорары составляют от 300 У.Е. в час. Но, в конце концов, эти деньги всегда оправдываются. Гастрольный директор. Концертный директор организовывает концерты любого масштаба, как то: клубные выступления, турне, и др. Он отвечает за бронирование билетов, мест в гостинице для проживания артистов- исполнителей, звукорежиссера и других членов творческой группы, формирует график концертной деятельности в соответствии с имеющимися предложениями и ценовой политикой. Конечно, организация гастрольного турне – очень тяжелая работа. Необходимо загружать и разгружать тонны оборудования, размещать людей и планировать дальнейшие шаги. В этом гастрольному директору обычно помогают администратор турне или тур-менеджер.
  3. Творческо-управленческий блок. Он включает в себя работу авторов и артистов исполнителей, музыкальных издательств, саундпродюсера, рекорд-компаний, рекорд-лейблов, арт-менеджера, программных директоров ТВ и радио. Авторы и артисты-исполнители, это название говорит само за себя. Можно только добавить, что сюда еще входят люди, не выступающие на сцене, а те, кто занимается разработкой образа и имиджа артиста – хореограф- постановщик, режиссер-постановщик, сессионные музыканты (то есть те, которых нанимают специально на время турне или записи на студии) и др. Музыкальные издательства – организации, управляющие правами авторов музыкального материала, композиторов и поэтов-песенников. С ними, как с обладателями авторских прав, продюсер ведет переговоры об использовании того или иного музыкального материала. То есть, прежде чем использовать ту или иную композицию, продюсер заключает договор с музыкальным издательством, а оно в свою очередь перечисляет соответствующий гонорар авторам. Так продюсер вступает с музыкальным издательством в финансово-правовые отношения. Основное отличие деятельности музыкального издательства от обществ по коллективному управлению имущественными правами авторов (РАО) в том, что, приобретая у автора исключительные имущественные права, музыкальные издательства становятся единственными и полными правообладателями на все виды использования произведений, на которые переданы права. У автора остаются только неимущественные права. РАО (Российское Авторское Общество) не является организацией – собственников переданных им прав, так как в уставе таких организаций не значится коммерческая деятельность.  Таким образом, авторы, отдающие права на свои произведения, они попадают в условия, когда они могут не бояться за свои имущественные и неимущественные права и спокойно заниматься творчеством. Такая система существует уже более ста лет.  Саундпродюсер решает вопросы технического характера по музыкальному материалу. Он определяет стилистику будущего альбома, решает, стоит ли накладывать определенные эффекты на звукозапись и др. само по себе слово «саунд» и обозначает звук. И, хотя, некоторые исполнители делают вышеперечисленную работу сами, большинство все же пользуется услугами саундпродюсеров. Рекорд – лейбл, в действительности лейблами называют компании, занимающиеся выпуском и записью альбома исполнителя. То есть, когда между исполнителем и такой компанией заключается договор, альбом исполнителя начинает тиражироваться под определенной маркой, лейблом. С другой стороны лейбл – выпускающая компания, которая занимается дистрибьюцией готовых носителей. Арт-менеджер является экспертом деятельности всех творческих работников проекта, включая самих артистов. В компетенцию арт-менеджера входит разрешение вопросов, связанных с его сценической деятельностью: нужен ли шоу-балет, каким будет стиль грядущего выступления. Таким образом, этот специалист контролирует образ артиста и все метаморфозы, с ним связанные. Организация всех творческих работ, связанных с артистом, и оценка конечного шоу-продукта, в который был вложен труд имиджмейкера, хореографа, режиссера и многих других являются главными целями арт-менеджера.  Программные директора ТВ и радио.  Это люди, которые решают, какие записи будут предоставлены для прослушивания или ротации в эфире. Помимо радио, не менее важной стала ротация по телевидению. Вследствие чего, выделяются такие профессии, как VJ’s (или виджеи), то есть видео-жокеи. Немногие песни и видеоклипы стали бы хитами без трансляции в эфире. Во многом это заслуга программных директоров.
  4. PR-блок. Он включает в себя работу PR-директоров, промоутеров и пресс-атташе. PR-директор осуществляет контроль над процессом решения творческих задач находящихся в его подчинении коллектива пиарщиков. В творческие задачи, как правило, входит: разработка образа, концепция проекта и его идея. Если говорить о группе «Блестящие», то для их проекта характерен яркий макияж, блеск и дорогие сценические концертные костюмы. Также всегда продумывается стилистика общения артиста с прессой, содержание интервью, отношения к поклонникам. Обязательно вокруг артиста-исполнителя создаются интриги, слухи, без которых интерес к звезде быстро утрачивается. Пиар-директор организует и промо - кампанию артиста. Если вышесказанное говорит о промо - акциях, связанных с артистом, то впоследствии осуществляется промоушн альбома в целом. Большой отдачи сил и времени требует налаживание сотрудничества со спонсорами, дистрибьюторами альбома и телеканалами. Хотя эта функция и основополагающая во всей деятельности данного участника продюсерской команды. Промоутеры обычно работают на звукозаписывающие компании. Их деятельность заключается в получении максимально-возможного количества времени в эфире под трансляцию новой записи. Это означает непосредственный контакт промоутера с программными продюсерами радиостанций и телеканалами. Пресс-атташе служит для непосредственного контакта с прессой и находится в курсе обо всех  событиях, происходящих в жизни артиста. Пресса имеет огромное влияние на умы людей. Она и создает общественное мнение. В случае если продюсер имеет дело с хорошим информационным агентством или нанял классного пиарщика, то 50% успеха уже в кармане. Ведь поклонники сосредотачивают свое внимание на всем, что касается их кумиров.

[2];[ ] Колиберда Е.Г. Связи с общественностью. - М.: Логос, 2003.- с157. .

Более подробно автор хотел бы рассмотреть систему  финансирования в сфере шоу-бизнеса, следует отметить, что данная индустрия  не может функционировать без  привлечения финансовой поддержки  со стороны как коммерческих, так  и некоммерческих структур. Шоу - бизнес – это всегда риск: финансовый, психологический, социальный, так как в нем соединены  различные виды и жанры искусства, а его продукция рассчитана на массовое потребление. Уровень риска  настолько велик, что этот вид  бизнеса принято называть венчурным, так как деятельность шоу индустрии  сопряжена с риском для жизни.   Воплощение таких сценических форм, как фестивали, конкурсы, гала-концерты, международные форумы, реальны только при наличии меценатов или  спонсоров. Отсюда и выделяются различные  виды финансирования массовых мероприятий.

  • Спонсоринг. Переводится как поручительство, попечительство, поддержка. По содержанию процесс спонсоринга представляет собой подбор или организацию события, ведение или контроль процесса, гарантированное осуществление проекта и учет интересов спонсора. Спонсорство – это целевые субсидии для достижения взаимных целей, то есть взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Спонсорская поддержка оформляется договором, содержащим взаимные обязательства сторон.
  • Патронаж. Патронаж – покровительство не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Благотворительность, являясь проявлением филантропии, не предполагает каких- либо обязательств, в том числе и финансовых со стороны получателя финансовой поддержки.
  • Меценатство. Меценатство – это благотворительность в сфере искусства. Меценаты – преимущественно частные лица, жертвующие свои средства безвозмездно. История благотворительности в России насчитывает не одну сотню лет. Не случайно XIX век стал «золотым веком» благотворительности. К сожалению, современное благотворительное движение пока не обладает тем личностным потенциалом, который бы характерен отечественному меценатству. Конечно, сегодня необходимо ставить задачу возрождения такой традиции, когда состоятельные граждане безвозмездно жертвуют свои средство, возрождая искусство.

Возникает вопрос. Так почему же компания оказывает  спонсорскую поддержку продюсерскому  проекту? Причин может быть несколько, они различны, от глобальных, до самых ничтожных. Например, компания-спонсор хочет сотрудничать с вами, потому что ваш проект показался ей надежным и стабильным. Или потому, что директор компании обожает слушать такую музыку, которую вы делаете. Мотивация определяет то, что движет организацией, когда она оказывает спонсорскую поддержку. Это понятие во многом пересекается с понятием «причины». Но разница в том, что мотивация складывается из множества явлений, событий, обстоятельств, сочетание которых формирует определенное стремление поступать так, а не иначе. Продюсер Х когда-то работал в финансовой организации, где у него сложились неплохие отношения с руководством.  В дальнейшем Х начинает заниматься музыкальным бизнесом и продвигать свой проект, обращаясь за финансовой помощью в данную организацию. А она в этот момент, находясь на пике своего развития, располагает резервами и может оказать финансовую помощь. К тому же она хочет поднять свой престиж. Здесь стечение независимых друг от друга обстоятельств способствует тому, что продюсер получает спонсорскую поддержку.

  Вложение  фирмами и компаниями собственных  средств предполагает окупаемость в дальнейшем расходов и получение прибыли. Естественно, что приоритет определяется спецификой целей, которые преследует компания-спонсор. Помимо получения финансовой прибыли, приоритетом может стать и эстетическое удовлетворение, удовлетворение амбиций. И все же, прежде чем брать деньги, лучше узнать, по какой причине вам дают и, главное, на каких условиях. Существует масса примеров, когда расходы не окупаются. Пожалуй, в большинстве случаев в российском шоу - бизнесе спонсорство носит постоянный характер и требует непрерывных вливаний. Например, в случае с певицей Жасмин, которую спонсировал собственный муж. По некоторым сведениям, для достижения стабильной звездности артиста ежегодно необходимо вкладывать от 100 до 400 тысяч долларов и более. Начинающему продюсеру очень сложно вернуть вложенные средства по причине отсутствия опыта, поэтому средства на раскрутку проекта следует брать у «проверенных людей».

Бюджетные средства, как федеральные, так и  местные, выделяются под крупные  мероприятия, связанные с организацией государственных праздников (День Победы, Новый Год), локальных праздников (День Города), а также в целях  частичного финансирования событий, составляющих национальную гордость. Выделения подобных средств происходит с согласия городских властей или при поддержке администрации Президента РФ. Подобные акции носят массовый характер и не предполагают извлечение прибыли. По завершении мероприятия организатор представляет отчет вышеперечисленным структурам об использовании бюджетных средств согласно фактической смете расходов с приложением документов финансовой отчетности (копии договоров, счетов, платежных поручений и т.п.)

Инвесторы (банки, частный капитал), выделяя  средства, рассчитывают на возмещение затрат и получение прибыли. В  российском шоу-бизнесе особенно ярко проявляется синтез основных типов  инвестиционных вложений: физических, денежных и нематериальных активов.  И все же, основную роль в этом бизнесе играют профессиональное чутье  человека и его творческий потенциал. При вложении средств в тот или иной проект в первую очередь дается его финансово-экономическая оценка, так как проект должен возместить вложенные средства за счет доходов от реализации товаров и услуг, причем уровень прибыли и сроки окупаемости проекта определяет инвестор. Достижение именно таких результатов инвестиционных операций и является ключевой задачей оценки финансово-экономических параметров любого проекта в сфере шоу-бизнеса. Однако провести такую оценку проекта бывает очень сложно по ряду причин. Так, сроки инвестиций могут быть разовыми, или рассчитаны на несколько лет, а это приводит к неопределенности при оценке всех аспектов. Поэтому в шоу-бизнесе применяется метод инвестиционных расчетов, или дисконтирование.

Наиболее  распространенным источником финансирования являются средства спонсоров, которым  взамен предоставляется пакет рекламных  услуг. К рекламным услугам принято  относить:

       - указание спонсора в титрах  ТВ-программы, посвященной проекту;

       - показ рекламного ролика спонсора  внутри программы;

       - указание спонсора в афишах, растяжках, флайерсах, мини - постерах и других видах печатной продукции;

       - рекламные щиты в месте проведения  мероприятия;

       - объявление ведущего со сцены  об участии той или иной  фирмы в организации и проведении  мероприятия;

       - участие спонсора в пресс-конференциях, посвященных данному событию;

       - упоминание о событии в газетных  и журнальных публикациях и  телеэфире, посвященных проводимому  событию;

       - интервью со спонсором в газетных  публикациях;

       - предоставление спонсорам VIP билетов  на все спонсируемые ими мероприятия.

 Поиск  финансирования сложен, но без  участия финансового капитала  не может состояться воплощение  идеи. В России отсутствует система  льготного финансирования, которая  позволила бы часть доходов  фирмы вкладывать в развитие  культуры, поэтому возможность осуществления  идеи зависит от инициативных  способностей  предпринимателя (продюсера,  менеджера, промоутера и т.д.). Процесс поиска средств достаточно индивидуален. Крупный бизнес начинает всерьез вкладывать деньги в социальную сферу, когда осознает эффективность данного проекта, ибо за этим стоит гражданское согласие, развитие культуры производства и потребления, т.е. более активное движение капитала, что всегда экономически эффективно. Сегодня важно понять, что культуре денег не дарят, в нее вкладывают. Шоу-бизнес не может эффективно развиваться без взаимного сотрудничества и партнерства.

 Сейчас  большая доля шоу-бизнеса спонсируется  теневым бизнесом, несмотря на  то, что легальный бизнес стремиться  окультурить свою деятельность. Поэтому начинающим продюсерам  и менеджерам необходимо иметь  представление о том, с кем  и главное с чем они имеют  дело. Ведь источник финансирования  зачастую связан с проблемой  отдачи денег инвестору, а,  как известно, окупаются только 3 из 10 проектов, курируемых даже профессионалами.  Множество случаев подтверждают  то, что надо избирательно относиться  к деньгам. Но если вы уверены  в себе, то можно рискнуть. Риск  –благородное дело, и без него не обходятся деятели шоу-индустрии.

[ 2 ]Жданова Е. И., Иванов С. В., Кротова Н. В. Управление и экономика в шоу-бизнесе. - М.: Финансы и статистика, 2003, с. 101 -105.

Глава 2 Где название главы?

2.1 Основные направления  предпринимательства в сфере  шоу - бизнеса.

Шоу-бизнес – новое для России  понятие, появившееся вследствие перехода к  рыночным отношениям в сфере культуры. Дальнейшее разрушение государственной  монополии на телевидение, на радио, в сфере звукозаписи дало возможность многим дальновидным предпринимателям обратиться к освоению этих областей. Таким образом, сложилась целая система направлений деятельности: киноиндустрия; телевиденье; радио; модельный бизнес; производство технических средств(световое, звуковое, сценическое оборудование)и музыкальных инструментов; постановочный процесс (организация и постановка зрелищных программ); издательская деятельность; артистический менеджмент; управление имущественными правами авторов, исполнителей, объектами смежных прав; мультимедиа и тому подобное. Деятельность организации работающих в сфере шоу бизнеса характеризуется много плановостью – это продюсерские центры, студии звукозаписи, концертная организация, полиграфические фирмы, рекламные, клипмейкерские, музыкальные издательства и агентства, сеть специализированных магазинов, производство аудио - видео носителей, имиджмейкерство, организация эфирного вещания, Интернет-провайдеры и многие другие направления, функционирование которых стало возможно в условиях функционирования рыночной экономики.

Рассмотрим одни из ведущих  направлений шоу – бизнеса  перечислимых выше. Наиболее перспективной  областью считается музыкальная  индустрия, где сроки оборачиваемости  вложенных средств максимально  коротки.

[ 2 ] с 46

Создание аудио-видео  продукции трудоемкий процесс, требующий  достаточно большого состава профессионалов:

Автор аудиовизуального произведения: к ним относятся автор сценария, режиссер и композитор, если его  музыкальное произведение написано специально для фильма. Иногда круг авторов может быть расширен за счет лиц, работающих над сценарием: автор литературной идеи, автор ее адаптации в особое произведение — литературный сценарий и автор диалогов.

Творческий состав: оператор-постановщик, звукорежиссер, режиссер монтажа, редактор, художник по костюмам и т.п.

Технический состав: операторы, осветители, ассистенты и помощники режиссера, костюмеры, гримеры и т.д. Их отношения и изготовителем произведения строятся либо на основе трудовых соглашений, либо по договорам.

Исполнители: актеры, певцы, музыканты, танцоры и т.д., которые  играют роли, читают, декламируют, поют, играют на музыкальных инструментах и т.д.

Информация о работе Шоу – бизнес как направление предпринимательской деятельности в сфере культуры