Предпринимательской деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:47, контрольная работа

Краткое описание

Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно или параллельно осуществляемых сделок, каждая из которых ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом. При этом под сделкой понимается основанное на письменном договоре или устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов в интересах получения взаимной выгоды.
Определение предпринимательства будет выглядеть неполным, если не обрисовать образ главного действующего лица - самого предпринимателя.

Файлы: 1 файл

Pod_predprinimatelstvom.docx

— 24.10 Кб (Скачать)

Под предпринимательством, или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельную  деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под  свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

Развитие  предпринимательства играет незаменимую  роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного  производства. Оно является основой  инновационного, продуктивного характера  экономики. Чем больше хозяйствующих  субъектов имеют возможность  проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между  потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности  всех производственных ресурсов. Предпринимательство  обеспечивает освоение новых перспективных  производств, способствует "вымыванию" устаревших. Оно способствует развитию конкуренции и "маркетизации", а также увеличению "открытости" национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала.

Предпринимательская деятельность представляет собой совокупность последовательно или параллельно  осуществляемых сделок, каждая из которых  ограничена сравнительно непродолжительным, четко очерченным временным интервалом. При этом под сделкой понимается основанное на письменном договоре или  устном соглашении взаимодействие двух или нескольких хозяйствующих субъектов  в интересах получения взаимной выгоды.

Определение предпринимательства будет выглядеть  неполным, если не обрисовать образ  главного действующего лица - самого предпринимателя.

Предпринимателем, или субъектом предпринимательства, согласно принятому законодательству может быть гражданин страны, признанный дееспособным в установленном законом  порядке (не ограниченный в дееспособности).

Граждане  иностранных государств и лица без  гражданства могут выступать  в качестве предпринимателей в пределах правомочий, установленных законодательством.

Наряду  с индивидуальным и частным допускается  коллективное предпринимательство. В  роли коллективных предпринимателей (партнеров) выступают объединения граждан, использующие как собственное, так  и приобретенное на законном основании  имущество. Официальный статус предпринимателя  приобретается посредством его  государственной регистрации либо как участника индивидуального  предпринимательства (без применения наемного труда), либо как предприятия (с допустимым привлечением наемного труда в рамках, определяемых законом). Предприниматель может выступать при этом и как физическое, и как юридическое лицо.

Развитие  предпринимательства тесно связано  со средой, которая предполагает определенную экономическую, социально-культурную, технологическую, организационно-техническую  и физическую или географическую обстановку.

Экономическая ситуация обусловливает наличие  платежеспособного спроса, возможности  покупки тех или иных видов  товаров. Она включает также рынок  труда, наличие свободных рабочих  мест, избыток или недостаток рабочей  силы. Сюда относятся также наличие  и доступность денежных средств.

На экономическую  обстановку оказывает влияние политическая ситуация. В определенной степени  способы управления экономикой есть результат политических целей и  задач находящегося у власти правительства.

Предпринимательство действует и развивается в  рамках соответствующей правовой среды. Система постановлений и законов по налогообложению оказывает существенное влияние на развитие бизнеса.

Технологическая среда отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство через автоматизацию  производства, совершенствование технологических  процессов.

Организационно-техническая  среда характеризуется наличием инфраструктуры бизнеса (банки, юридические, бухгалтерские, аудиторские фирмы, рекламные агентства, транспортные, страховые компании и т. д.).

Физическая  или географическая среда включает комплекс природных условий, которые  оказывают влияние на размещение предприятий.

 

 

Республика Беларусь имеет довольно развитое законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, в том числе специальное законодательство о малом бизнесе. Это законы "О предпринимательской деятельности", "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь", "О государственной поддержке малого предпринимательства", "Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства", постановления Совета Министров Республики Беларусь "О развитии предпринимательства и образовании Белорусского фонда поддержки предпринимателей", "Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь", «О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь" и др., указы Президента Республики Беларусь "О государственной поддержке малого предпринимательства». При этом специалисты утверждают, что зачастую наши законодательные акты признаются образцом для других государств СНГ.

В Законе «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Республике Беларусь» от 16 ноября 1996 г. предусмотрены  следующие меры по поддержке малого предпринимательства:

  • формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию производственных, торговых, научно-технических, информационных связей с иностранными юридическими и физическими лицами;
  • льготные условия для получения информационных, финансовых и материально-технических ресурсов, научно-технических разработок и технологий.

В данном Законе определены главные  приоритеты государства в системе  поддержки малого бизнеса. При этом поддержка осуществления малыми предприятиями внешнеэкономической  деятельности выделяется как отдельное  направление. Из этого можно судить о важности поощрения выхода малых  предприятий на внешние рынки  для экономики страны. Тем не менее, в данном направлении имеется  очень широкий спектр совершенствования, так как не все намеченные мероприятия  выполняются.

В Национальной программе развития экспорта на 2007-2010 годы один из разделов посвящен развитию экспортного потенциала малого и  среднего бизнеса. Согласно данной программе, значительный вклад в развитие экспорта призван обеспечить малый и средний  бизнес. При этом утверждается, что  политика стимулирования развития малых  и средних предприятий должна быть нацелена на экспортные производства. Нужно использовать главное достоинство  малого бизнеса – быструю адаптацию  к новым потребностям рынка, к  заполнению ими рыночного пространства.    Что касается предпринимательства, то история его становления в Беларуси прошла через различные этапы развития. Уже в 1900-1910 гг. Беларусь являлась одним из районов черты оседлости и характеризовалась низким уровнем наделения крестьян землей. Отсутствие полезных ископаемых, высокая плотность населения при недостаточности обеспечения землей привели к тому, что масса крестьян наполнила среду мелких товаропроизводителей.

В результате национализации, проведенной в 1917-1921 гг., господствующее положение занимает государственный сектор. На III съезде Советов БССР в 1921 г. указывалось  на необходимость дальнейшего развития  кустарной промышленности. Но уже  с 1927 г. Советское правительство  провело ряд экономических и  административных мер, направленных на  вытеснение частного капитала. Запрещалась  всякого рода частная торговля, перевозка пассажиров и грузов, производство из своих материалов одежды, обуви и др. Запрет распространился на всю сферу торговли, посредничество, перерабатывающее производство. Такое положение было до 1987 г., когда был введен в действие закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».

В 1990 г. Республика Беларусь получила статус независимого суверенного государства. Для того, чтобы развиваться наряду с другими государствами необходимо иметь все признаки суверенного государства: территорию, население на ней проживающее, структуру органов власти и управления. Период с 1990 г. по 1995 г. можно назвать периодом становления нового государства, новой рыночно-ориентированной экономики. Так, в 1990  г. были приняты такие законы, как закон «О предприятиях», закон «Об основах внешнеэкономической деятельности».

Закон 1991 г. «О предпринимательстве» открыл широкие  возможности для осуществления  хозяйственной деятельности физических лиц – частных предпринимателей. (По Гражданскому кодексу 1998 г. РБ слово  «частный» заменено на «индивидуальный»).

Согласно  статье 1 Закона, предпринимательство - инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени на свой риск под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица.

В 1993 г. принимаются  законы «О приватизации и разгосударствлении государственной собственности»,  «Об АО, ООО, ОДО», в 1994 г. – новый  уголовный кодекс, в котором целая  глава посвящена преступлениям  в сфере предпринимательства  и экономики. Таким образом, предпринимаются  шаги по формированию законодательной  базы рыночной экономики1.

По состоянию  развития предпринимательства в  Беларуси на начало 2003 г. в негосударственном  секторе экономики насчитывается  более 230 тыс. субъектов хозяйствования. В структуре юридических лиц  большая доля приходится на частные  предприятия (74%), 13% - совместные предприятия, 6% - фермерские хозяйства, 2% - частные  банки и страховые организации.

В заключение данного вопроса необходимо отметить, что сегодня предпринимательство  в Беларуси развивается с большими трудностями. Наблюдается тенденция  ухода предпринимателей в неофициальный  сектор и за границу (в основном В Россию). К основным причинам медленного развития предпринимательства в Беларуси можно отнести следующие:

  • усложненная процедура регистрации предпринимательских структур;
  • отсутствие стартового капитала;
  • установленный уровень фискальных изъятий практически лишает предпринимательство собственных оборотных средств;
  • административные барьеры - действия органов исполнительной власти, выраженные в виде принятия разного рода нормативных и распорядительных документов, которые противоречат законодательству РБ и общегосударственным нормативным актам.

 

1 Бруцкая Ж.Е. Экономическое развитие Республики Беларусь.

(http://www-old.bstu.by/MP/konf/a/a41.html)


Информация о работе Предпринимательской деятельностью