Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:58, реферат
Предпринимательство – это особый вид деятельности, особое поприще, преуспеть на котором не каждому под силу. Оно требует не только солидных экономических знаний, решительности, деловой хватки, готовности рисковать, но и способности к творчеству, неординарному мышлению. Огромный потенциал, заложенный в предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства наряду с материальными, финансовыми и человеческими ресурсами.
Предпринимательская деятельность
Предпринимательство – это особый вид деятельности, особое поприще, преуспеть на котором не каждому под силу. Оно требует не только солидных экономических знаний, решительности, деловой хватки, готовности рисковать, но и способности к творчеству, неординарному мышлению. Огромный потенциал, заложенный в предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства наряду с материальными, финансовыми и человеческими ресурсами.
Современные экономисты практически отождествляют понятия: «предприниматель», «малый бизнес», «малое предпринимательство», в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни базирующееся на иных принципах организации дела.
На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя — как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым».
Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: «Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством». Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия.
Современная российская экономика в качестве основной характеристики имеет активное формирование и развитие рыночных отношений и институтов. Ключевую роль в этом процессе должно играть предпринимательство. Как показывает мировой опыт, чем больше возможностей для расширения своей деятельности у класса предпринимателей, тем более высокими являются темпы развития национальной экономики. В этих условиях весьма значимым фактором является обеспечение благоприятных условий развития предпринимательской деятельности в стране.
Реалии российской экономической
жизни таковы, что предприниматели
в своей практической деятельности
сталкиваются не только с экономическими,
организационными, правовыми трудностями
в процессе создания своего дела и
его развития, но и с негативным
воздействием некоторых субъектов,
зачастую носящим противоправный характер.
Это, в свою очередь, обуславливает
необходимость поддержания
Предпринимательская деятельность может быть охарактеризована с двух точек зрения – экономической и правовой.
С экономической точки
зрения предпринимательская
Достаточно простое и
весьма емкое определение
В современной экономической литературе четкого определения сущности предпринимательства нет. В большинстве случаев сущность этого явления подменяется целью предпринимательской деятельности. Так, например, в «Большом экономическом словаре» под общей редакцией А. Н. Азрилияна дается следующее определение: «Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица». К сожалению, такой подход господствует сегодня в России и закреплен законодательно, в частности, в законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в Гражданском кодексе Российской Федерации и других, в трудах отечественных ученых, занимающихся проблемой предпринимательства.
Согласно современному российскому
законодательству предпринимательская
деятельность (или предпринимательство)
– это самостоятельная, осуществляемая
на свой риск деятельность, направленная
на систематическое получение
Предпринимательство можно определять с различных
позиций, таких как:
- деятельность, направленную на максимизацию
прибыли;
- инициативную деятельность граждан,
заключающуюся в выработке товаров и услуг,
направленную на получение прибыли;
- прямую функцию реализации собственности,
основную ее производственную функцию;
- процесс организационной новации в целях
извлечения прибыли;
- действия, направленные на возрастание
капитала, развитие производства и присвоение
прибыли;
- специфический вид деятельности, направленный
на неустанный поиск изменений в существующих
формах жизни предприятий и общества,
постоянная реализация этих изменений.
Большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.
В этой связи
предпринимательство более правильно
определять как процесс непрерывного
поиска изменений в потребностях, спросе
конечного потребителя на продукцию и
услуги, удовлетворения этой потребности
путем организации производства, сбыта,
маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных
на самые лучшие новации, приносящие максимум
производительности в каждой из стадий
процесса воспроизводства.
В этом определении акцент
делается не на максимизацию прибыли,
а на потребителя, на его потребности,
удовлетворение которых благодаря
высокому уровню организации
Предпринимательство - это не всякий бизнес, это стиль хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, антибюрократизма, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг. Тогда как бизнес -это репродуктивная деятельность в сфере организации, производства, распределения и реализации товаров и услуг без новаторства, без инициативы в развитии инновационных процессов. Это осуществление или организация из года в год одного и того же производства, сбыта, распределения или другой деятельности в рамках апробированных технологий, норм и правил для удовлетворения сложившихся потребностей.
В соответствии с принятой
структурой процесса воспроизводства
(производство, обмен, распределение, потребление)
выделяют четыре главных сферы
1. производственная,
2. коммерческая,
3. финансовая
4. сфера потребления.
В наибольшей степени предпринимательство характеризуется такими признаками как самоокупаемость, инициатива, ответственность, риск, активный поиск, динамичность, мобильность. Все это вместе взятое в совокупности должно быть присуще экономической деятельности, чтобы ее можно было с полным основание назвать предпринимательской или бизнесом.
Предпринимательство – общедоступный
вид деятельности. Согласно российскому
закону предпринимателем может быть
любой гражданин, способный действовать.
В качестве российских предпринимателей
могут выступать граждане иностранных
государств и лица без гражданства.
Однако далеко не все, кто имеет право
стать предпринимателем, может действительно
им быть. Чтобы стать преуспевающим
бизнесменом нужны способности,
знания, умения работать, энергия. Без
всего этого можно достичь
иногда сиюминутной удачи, которая
сменится потерями, провалом, а то и
вовсе банкротством. К тому же надлежит
знать, что подлинное
Достижение цели, стремление
к чему-то новому почти всегда связано
с достаточно болезненным процессом
ограничения собственных
Предпринимательская деятельность
может осуществляться двумя путями:
1) непосредственным производством какого-либо
товара, продукта или услуги;
2) производством посреднических функций
по продвижению товара от продуцента к
потребителю.
Предпринимательская
деятельность - это особый вид
деятельности, направленный на извлечение
прибыли, которая основана на
самостоятельной инициативе, ответственности
и инновационной
Предпринимательская идея представляет собой выявленный возможный интерес производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретной экономической формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения возможностей предпринимателя с потребностями рынка, или, наоборот, путем совмещения потребностей рынка с возможностями предпринимателя.
Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической активности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.
Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационные моменты.
Таким образом, можно сделать вывод о том что, предпринимательство характеризуется соответствующим способом мышления, стилем поведения, образом действия. Можно выделить основные психологические черты личности предпринимателя: внутреннее стремление к новаторству (преобразующей деятельности), инициативность, конкретный тип практического мышления, волевые качества личности, потребность в достижениях, самостоятельность, склонность к риску, приверженность делу, оптимистическая жизненная позиция. Среди социально-психологических качеств личности, составляющих предпринимательский потенциал, называют личностный авторитет, вовлеченность в деловые и личностные контакты, способность знать людей и влиять на них, «не традиционность» мышления (особенности реагирования на стрессовую ситуацию в условиях рынка, склонность к рискованному поведению, к соперничеству, стрессоустойчивость и т.д.).
Психологические барьеры включения в предпринимательскую деятельность
Психологические барьеры в предпринимательстве выглядят в большинстве случаев как реакция человека (в той или иной поведенческой форме) на объективные трудности (финансовые, правовые, информационные) и внешние препятствия. Психологический барьер - это, по-существу, субъективизированное отражение проблемной ситуации с точки зрения ее потенциальной угрозы в виде синдрома страха перед непредвиденным исходом своих действий в этой ситуации. Однако для возникновения любого психологического барьера необходимы два условия: наличие соответствующей (неблагоприятной) внешней среды и внутренней готовности субъекта к формированию барьера. При этом важно отметить, что действие ранее сформировавшихся барьеров уже не требует обязательного наличия неблагоприятной среды: они могут в равной степени проявляться как в неблагоприятной, так и во вполне благоприятной среде. С этим связано большинство трудностей практического преодоления этих барьеров: очень часто создание даже самых комфортных условий для деятельности не позволяет преодолеть ту внутреннюю установку на неуспех, которая сложилась ранее. Психологические барьеры в предпринимательстве весьма разнообразны и связаны с множеством внешних и внутренних факторов, которые носят массовый характер.