Предпринимательская деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:58, реферат

Краткое описание

Предпринимательство – это особый вид деятельности, особое поприще, преуспеть на котором не каждому под силу. Оно требует не только солидных экономических знаний, решительности, деловой хватки, готовности рисковать, но и способности к творчеству, неординарному мышлению. Огромный потенциал, заложенный в предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства наряду с материальными, финансовыми и человеческими ресурсами.

Файлы: 1 файл

Включение в предпринимательскую деятельность в юношеском возрасте.docx

— 43.28 Кб (Скачать)

Непременными качествами предпринимателя считаются творческая инициативность и самостоятельность в принятии решения.

Секрет успеха в бизнесе  состоит не только в умении находить новые способы удовлетворения уже  существующих потребностей рынка, но и  точно определять время и место  появления новых потребностей и  заранее прорабатывать соответствующие  предложения для рынка.

По мнению Е.П. Ермолаевой, основной источник психологических барьеров в предпринимательстве, связан с понятием "российского менталитета", т.е. особенностями мировоззрения, сознания, образа мыслей, стереотипами поведения, имеющими массовый характер.

Е.П. Ермолаева предлагает следующую типологию психологических  барьеров, отражающую существенные для  предпринимательства характеристики человеческого поведения. И она  также подразделяет эти барьеры  еще на реальные (порожденные действительно  существующими причинами) и барьеры мнимые, мифические, связанные с предрассудками, предубеждениями. Это барьеры - фантомы, в порождении которых не последнюю роль играют массовидное сознание, психология толпы, социальные установки.

Барьеры "личной инициативы". Охватывают проблемы, связанные с  трудностями проявления индивидуализма и реализации "духа предпринимательства", сопротивлением изменениям, оспариванием приоритета "личного блага", способностью к саморазвитию.

Барьеры "ложной установки". Содержат все аспекты социального  и личного "мифотворчества" по поводу предпринимательства, ценности труда, материального блага и  т.д., а также противоречия сознания, свойственные переходным ситуациям.

Барьеры автономности. Их взаимосвязанные  стороны: незащищенность личности (правовая и социальная); синдром "зависимости" (в том числе в принятии решений).

Барьеры достижения. Содержат аспекты, связанные с мотивацией достижения, стремлением к успеху, трудностями в реализации принятых решений, в том числе: проблемы неадекватного  прогнозирования, недостаточной скорости принятия решения и реагирования на ситуацию, неумения своевременно отказаться от неверного решения, отсутствием  вариативности в решениях и поведении.

Барьеры риска. Содержат рациональный (взвешенный риск) и эмоциональный (ответственный  риск) аспекты.

Барьеры коммуникации. Отражают препятствия на пути информационной доступности и проблемы доверия  в деловом общении.

Барьеры восприимчивости  к новому. Отражают профессиональный догматизм, "узость" образования, неприятие новых идей и способов поведения.

 

 

 

 

Возрастные особенности

Развитие личности является составной частью развития человека в целом. Особое значение в контексте  анализа развития личности приобретает  понятие жизненного пути. По Б. Г. Ананьеву, «Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения». Отправная точка жизненного пути, а соответственно и сам путь, определяется очень многими факторами: географическим местоположением страны и места жительства семьи, ее социальным, экономическим, политическим и правовым положением, духовной атмосферой семьи, стратегией и тактикой воспитания.

Дальнейшие фазы жизненного пути тесно увязаны с возрастом, т. е. возрастными стадиями онтогенеза, хотя эта связь не абсолютно жесткая. Общепринятого деления жизненного пути на фазы пока не существует.

Согласно теории швейцарского психолога Ж. Пиаже (1896 - 1980) в развитии интеллекта можно выделить четыре основные стадии развития: стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 летнего возраста), стадию дооперационального мышления (от 2 - до 7 лет), стадию конкретных операций (7-11 лет) и стадию формальных операций (от 11-12 - до 14-15). Интеллектуальное развитие обеспечивает, по мнению Пиаже, адаптацию ребенка со средой, достигая равновесие с ней. Он полагал, что развитие интеллекта имеет универсальный характер, и идет всегда одним и тем же путем: стадии следуют друг за другом в неумолимом порядке. Возрастные границы могут сдвигаться, но последовательность стадий остается постоянной.

Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет). Это стадия, на которой ребенок, наделенный изначально только рефлексами, постепенно связывает воедино разрозненные восприятия и действия. Шаг за шагом  ребенок постигает свойства окружающих объектов через действия с ними, что приводит к появлению представлений  об объектах в умственном плане (репрезентациям, то есть представлением самому себе). Это  принципиально важный шаг для  когнитивного развития, так как он знаменует появление внутреннего  плана окружающей среды. Это позволяет  прейти на новую стадию интеллектуального развития.

Стадия дооперационального мышления (2-7 лет). На этой стадии сначала происходит развитие символических функций у детей 2- 4 лет: символической игры, где один предмет может заменять другой (кубик может быть машиной, паровозиком т.п.), ребенок может действовать понарошку (как бы), происходит развитие речи как символической функции, где слово, заменяет отсутствующие объекты, события, действия. Подобное развитие символических функций позволяет ребенку перейти к действиям в уме, что необходимо для построения рассуждений. Дети 5-7 летнего возраста уже способны строить умозаключения, но они отличаются от логики взрослого человека, в силу центральной особенности мышления ребенка данного возраста - эгоцентризма. Ребенок не способен учитывать различные аспекты ситуации, он центрирован на одной стороне задачи, не может встать на другую точку зрения. Представления ребенка синкретичны, то есть признаки объектов и явлений рядоположены, не выделяются существенные и второстепенные признаки, не вскрыты правила, связывающие эти признаки. Отсюда своеобразие детских суждений на данной стадии развития. На вопрос: “Почему Солнце не падает?”, ребенок отвечает: “Потому что жарко, оно держится”- “Как?”- “Потому что оно желтое”. То есть ребенок объясняет причину явления, опираясь на синкретичность представлений о Солнце, и одним признаком, объясняя другой.

Стадия конкретных операций (7 - 11 лет) способен к логическим умозаключениям, однако при условии конкретности условий задачи. Например, ребенок  правильно может решить логическую задачу типа: «Миша выше Маши, Маша выше Коли. Кто выше всех?», если условия  будет даны в конкретном варианте, а не отвлеченно.

Стадия формальных операций (11-15 лет). На этой стадии дети способные  совершать мыслительные операции, без  какой - либо конкретной опоры, Они способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции.

К периодизациям развития, которые в качестве основания  рассматривают причины, движущие силы развития, традиционно относят периодизацию Д. Б. Эльконина. Рассмотрим периодизацию развития              Д. Б. Эльконина, как наиболее разработанную классификацию.

Основанием для периодизации психического развития для Д. Б. Эльконина послужили положения культурно - исторической теории Л. С. Выготского и теория деятельности А. Н. Леонтьева. Источником психического развития является внешняя практическая деятельность ребенка. Однако не всякая деятельность становится источником психического развития. В рамках ведущей деятельности происходит формирование центральных возрастных новообразований. Развитие ребенка изначально социально. В социальном взаимодействии лежат истоки психических новообразований.

Д.Б.Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир: мир предметов и мир людей. Существуют, следовательно, две системы отношений: ребенок -вещь и ребенок - взрослый. Однако вещь, имея определенные физические свойства, несет в себе и общественно выработанные способы своего употребления, способы действий с нею. Таким образом, вещь - это общественный предмет, действиям с которым ребенок должен научиться с помощью взрослого. Взрослый выступает перед ребенком не только как человек, а сколько как представитель определенного стереотипа воспитания. Следовательно, взрослый - это общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем “ребенок - общественный предмет” и “ребенок - общественный взрослый” представляет единый процесс, в котором формируется его личность. Однако составляя единый процесс освоения систем, ребенок - предмет” и “ребенок -взрослый”, в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, взрослый - это общественный взрослый. Деятельность ребенка внутри систем “ребенок - общественный предмет” и “ребенок - общественный взрослый” представляет единый процесс, в котором формируется его личность. Однако составляя единый процесс освоения систем “ребенок - предмет” и “ребенок - взрослый”, в рамках ведущей деятельности данного возраста, одна из систем выступает на первый план, занимая доминирующее положение. Следовательно, сменяющие друг друга ведущие деятельности, определяют последовательное чередование преимущественно системы “ребенок - предмет” и “ребенок -взрослый”.

Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина

Возрастные периоды

Ведущая деятельность

Система отношений

 

Младенческий (0-1 год)

Общение со взрослым

Человек - человек

 

Раннее детство

Предметная деятельность

человек - предмет

 

Дошкольный возраст

Игра

человек - человек

 

Младший школьный возраст

Учебная деятельность

человек - предмет

 

Подростковый возраст

Общение со сверстниками

человек - человек

 

Юношеский возраст

Учебно-профессиональная деятельность

человек - предмет

 
       




Широкую известность получила концепция  Ш. Бюлер (начало 30-х годов XX века), в соответствии с которой выделяют пять фаз жизни по критериям доминирующей мотивации и объема жизненной активности в зависимости от возраста [цит. по: Логинова Н. А. — 1978]. Изучая сотни биографий людей различных социальных классов и групп, она подвергала анализу внешний ход событий жизни, историю творческой деятельности человека, происходящие с возрастом изменения во внутреннем мире человека и его отношении к собственной жизни.

Первая фаза (возраст до 16—20 лет) по мнению Бюлер, предшествует самоопределению и потому должна быть вынесена за пределы жизненного пути.

Вторая фаза (с 16—20 лет до 25—30 лет) — фаза проб и поиска (профессии, спутника жизни и т. п.). Жизненные цели часто нереалистичны и подвержены изменениям.

Третья фаза (с 25—30 до 45—50 лет) — пора зрелости: человек находит свое дело в жизни, обзаводится семьей. Субъективно этот возраст переживается как апогей жизни, желания становятся реалистичными, оценки трезвыми. К 40 годам устанавливается самооценка личности, в которой отражаются результаты жизненного пути как целого.

Четвертая фаза (с 45—50 до 65—70 лет) — человек стареющий. Завершается профессиональная деятельность, из семьи уходят взрослые дети. Из-за биологического увядания часто наступает душевный кризис, осязаемо сокращается будущее время жизни. Часто усиливается склонность к мечтам, одиночеству и воспоминаниям и прекращается постановка жизненных целей.

Пятая фаза (от 65—70 лет до смерти) — профессиональная деятельность обычно замещается хобби. Семья распадается, ослабевают и сходят на нет социальные связи. Внутренний мир начинает обращаться к прошлому, в нем преобладают тревога, предчувствие конца и желание покоя. Пятую фазу Бюлер также выносит за пределы жизненного пути.

В.И. Слободчиков и ГА Цукерман проанализировали две наиболее авторитетные модели возрастной периодизации — концепцию Э. Эриксона и концепцию Д.Б. Эльконина. По их мнению, обе эти концепции страдают «несбалансированностью» и «неполнотой». Э. Эриксон выдвигает на первый план внутренние источники развития, а Эльконин — внешние, средовые. Авторы предложили положить в основу теории общего психического развития и периодизации понятие «со-бытийная общность»/одно- временно схватывающее две стороны развития — его объект и источник.

В построении любой человеческой (со-бытийной) общности участвуют по крайней мере двое, и смена формы и содержания общности сопровождается сменой партнера. В самом общем виде интегральная периодизация психического развития представляет собой ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей. Каждая ступень имеет сложное строение: выделяются стадия становления событийности и стадия становления самобытности, кризисы рождения (переходы в новую общность) и кризисы развития (освоения новой общности). Не претендуя на полноту раскрытия подхода, кратко перечислим выделенные стадии:

I. Оживление (от рождения  до 12 месяцев) — общность с  родным взрослым. Ребенок осваивает  собственную телесную, психосоматическую  индивидуальность.

II. Одушевление (11 месяцев  — 6,5 лет) — общность с близким  взрослым. Ребенок впервые открывает  для себя свою собственную  самость (знаменитое «Я сам!»), осознает себя субъектом собственных  хотений и умений.

III. Персонализация (5,5— 18 лет). Партнером растущего человека становится общественный взрослый в таких культурных позициях, как учитель, мастер, наставник и др. Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми.

IV. Индивидуализация (17—42 года). Партнером человека становится (в  пределе) человечество, с которым  он вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития субъекта — индивидуализация общественных ценностей по мерке личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную самость.

V. Универсализация (39 лет  и старше) — выход за пределы  сколь угодно развитой индивидуальности  и одновременно вход в пространство  обще - и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей как в «свое другое». Богочеловечество как соучастник в построении и собеседник в осмыслении универсального события.

Существует множество  других периодизаций жизненных циклов. В геронтологии чаще всего используют следующее деление на:

Информация о работе Предпринимательская деятельность