Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:29, курсовая работа
Даете сначала вступительный текст (5-6 предложений, вводящих читателя в тему), который должен показывать и приводить читателя постепенно к выводу о том, что, таким образом, предпринимательская деятельность в сфере культуры сегодня активно развивается, в том числе и в шоу-бизнесе, что определяет актуальность исследования особенностей предпринимательства в этом направлении. В этой связи тема данного исследования - «Шоу-бизнес как направление предпринимательской деятельности в сфере культуры».
Родиной кинематографа как одного из наиболее выразительных средств искусства считается Франция, где в кафе братьев Люмьер были впервые продемонстрированы кадры движущейся фотографии. В России же показ фильма «Прибытие поезда» был осуществлен в Петербургском театре «Аквариум», а затем в Москве, в театре «Эрмитаж». Кинематограф произвел ошеломляющий эффект не только в России, но и во всем мире, став впоследствии неотъемлемым атрибутом любого общества. С конца 90-х гг. XX в. он тесно соседствует с формирующейся отечественной эстрадой, как заведение и как зрелище являясь непосредственным продолжением балагана. Киноленты вместе с проекционной аппаратурой перевозились предпринимателями из города в город на фургонах. Отсутствие электричества тормозило развитие кинематографа на большой территории страны. Учитывая этот факт, предприниматели приобретали небольшие переносные электрические станции, которые значительно расширили возможности проката. Так, в 1908 г. волжские города обслуживала баржа-кинематограф «Наяда»; появляются первые стационарные кинотеатры. Как дополнение к фильмам давались кинодивертисменты, в которых выступали куплетисты, рассказчики, танцовщики. Вместе с первыми звездами кинематографа - Верой Холодной, Иваном Мозжухиным и другими - появились звезды русской эстрады - Варя Панина, Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая. По свидетельству Е. Кузнецова, к 1914 г. в Петербурге было около 100 подобных театров, а в Москве - около 50.
Пройдя путь от «Великого немого» до цветного, монофонического, стереоскопического, кинематограф заслуженно занял ведущее место в советском обществе. За это время была создана школа отечественного кинематографа. Работы таких мастеров, как А. Довженко («Земля»), братьев Васильевых («Чапаев»), С. Эйзенштейна («Броненосец Потемкин»), В. Пудовкина («Мать»), Г. Козинцева и Л. Трауберга (трилогия о Максиме) и другие, получили всемирное признание, став киноклассикой. В силу массовой популярности эстрадного искусства радио и телевидение широко использовали его жанры. Многие произведения записывались на грампластинки, издавались журналы («Молодежная эстрада», «Эстрада и цирк»), газеты, книги о творчестве эстрадных исполнителей.
Российская звукозаписывающая индустрия прошла несколько этапов становления:
- 1898-1902 гг. - запись и изготовление
тиражей отечественных
- 1902-1917 гг. - развитие отечественной
индустрии звукозаписи (
Годом рождения российской музыкальной индустрии считается 1902 г. В это время в таких городах России, как Рига, Санкт-Петербург, Москва, открылись студии и фабрики, где осуществлялись звукозапись и тиражирование грампластинок. Одним из первых подписал контракт с фирмой «Граммофон» великий русский певец Ф.И. Шаляпин. В этом же году в России появляются и первые пиратские пластинки. Активным лидером в этом направлении становится фабрика акционерного общества «Тонофон» в Санкт-Петербурге, качество пластинок которой не выдерживало никакой критики. Российский музыкальный бизнес уже с первых лет становления испытывал огромные трудности. К 1914 г. конкуренция достигла невиданной остроты; пиратство, несмотря на принятый в 1911 г. Закон «Об авторском праве», приобрело колоссальные размеры. Российские предприниматели вынуждены были объединиться в синдикат; предпринимались титанические усилия по выработке ценовой политики.
События 1917 г. поставили точку в истории частного предпринимательства в музыкальной индустрии; начинается национализация частных предприятий.
До 1988 г. государственным монополистом в индустрии звукозаписи была фирма «Мелодия». С 1988 г. начинается постмонопольный период, становление рыночных структур, создание независимых фирм грамзаписи, развитие дистрибьюции.
[ 2 ]Жданова Е. И., Иванов С. В., Кротова Н. В. Управление и экономика в шоу-бизнесе. - М.: Финансы и статистика, 2003, с. 9-16..
[ 3 ] 100 лет российской грамзаписи. Как это начиналось?// Российский музыкальный ежегодник. - М.: Искусство, 2001, с. 10..
Искусство советского периода агитировало, воспитывало и развлекало в рамках существовавшей идеологии. Признание развлекательного искусства нашло подтверждение в проведении конкурсов, фестивалей, получении популярными артистами государственных премий. Так, например, Первый Всесоюзный конкурс артистов эстрады, состоявшийся в 1939 г. в Москве, определил первых лауреатов. Ими стали: А. Райкин, К. Джапаридзе, М. Миронова, А. Редель, М. Хрусталев, К. Шульженко.
Особой вехой - «золотым веком» эстрады - считается период конца 50-х - начала 60-х гг., когда определились яркие исполнительские личности. В музыкальном плане -джаз Л. Утесова, Э. Рознера, О. Лундстрема; в вокальном искусстве - К. Шульженко, Г. Великанова, в жанре народной песни - Л. Русланова. Появились такие имена, как М. Бернес, М. Кристалинская, Т. Миансарова, В. Трошин. В разговорном жанре - Н. Смирнов-Сокольский, М. Гаркави, сатирические дуэты Л. Миров и М. Новицкий, М. Миронова и А. Менакер, А. Шуров и Н. Рыкунин, конферансье Б. Брунов, О. Милявский и др. В Театре сатиры на площади Маяковского (ныне Триумфальная площадь) в июне 1954 г. распахнул двери Московский театр эстрады (переехавший в 1961 г. в здание на Берсеневской набережной). Именно там состоялся Первый Всероссийский конкурс артистов эстрады, открывший целое созвездие талантов. Достаточно сказать, что первые места заняли: по народному танцу - М. Эсамбаев, по народной песне - Л. Зыкина, в разговорном жанре - 3. Шарко и С. Юрский, А. Лившиц и А. Левенбук, в жанре эстрадной песни - А. Кочкарева.
С 60-х гг. всесоюзные и всероссийские конкурсы артистов эстрады становятся традиционными, способствуя выявлению молодых талантов, которые в последующем представляли страну на всемирных конкурсах. Так, Пятый Всесоюзный конкурс артистов эстрады открыл такие имена, как А. Пугачева, Г. Хазанов, внесших огромный вклад в развитие советской эстрады, расширивших рамки эстрадных норм.
В 60-70-е гг. под влиянием творчества английской группы «Beatls» наряду с официальной советской эстрадой появляются различные музыкальные, главным образом самодеятельные коллективы. Первоначально их репертуар состоял из англоязычных песен, но со временем были созданы такие коллективы, как «Сокол», «Скоморохи», «Миражи», «Русь», которые в своих рок-композициях использовали русский текст, советскую тематику. Подобные группы имели социальную направленность, что не давало им возможности существовать в рамках государственных концертных организаций. Именно в это время формируется новое поколение организаторов-менеджеров, которые берут на себя решение всех проблем по организации концертов подобных групп. Основным местом проведения концертов были кафе. Листовки заменяли афиши, а рекламой служил телефонный обзвон поклонников. В это же время начинает развиваться производство звуковой аппаратуры (как правило, частным образом), так как подобная концертная деятельность требовала наличия соответствующего светового и звукового оборудования. Расширяется студийная деятельность, совершенствуется оборудование, изыскиваются возможности неофициальной записи песен популярных групп и распространения кассет.
[ 2 ]Жданова Е. И., Иванов С. В., Кротова Н. В. Управление и экономика в шоу-бизнесе. - М.: Финансы и статистика, 2003, с. 9-16..
В середине 1987 г. возникновение досуговых центров, объединений, а затем и кооперативов привело в сфере эстрады к следующим результатам: многочисленные хозрасчетные, кооперативные досуговые центры создали такую конкуренцию, при которой государственные структуры оказались на грани банкротства, ибо не были продуманы порядок и система мер, обеспечивающие условия равноправной конкуренции. Да и сам организационный механизм требовал другого подхода.
Таким образом, советская эстрада, ставшая основой современного массового музыкально-развлекательного искусства, развивалась по законам и принципам советского общества, носила ярко выраженный идеологический характер и имела монополистический способ организации. Жесткая цензура, система запретов, «прием программ» и их «одобрение» управленческими и партийными органами в условиях закрытого общества приводили к тому, что советские люди не имели возможности познакомиться с зарубежным искусством, а принимали только то, что им предлагалось телевидением, радио, на концертных площадках. В рамках официального искусства появлялись группы и исполнители, не вписывающиеся в систему и часто отторгавшиеся ею, такие, как, например, «Машина времени», «Аквариум», «ДДТ», «Кино», «Алиса», «Калинов мост» и др.
Быстро меняющаяся общественно-политическая и экономическая ситуация обусловила необходимость поиска новых форм организации шоу-бизнеса. Так, в 1987 г. в СССР была создана независимая общественная организация (АСК), учрежденная с российской стороны Союзом кинематографистов при участии продюсера Дэвида Патнеша, президента агентства ICM Джеара Берга и президента американской гильдии режиссеров Гильберта Гейтса. Главной целью АСКа являлось налаживание творческих и деловых контактов между кинематографистами СССР и США. В программу организации входило обсуждение совместных постановок, премьеры фильмов, проведение семинаров и фестивалей.
К этому времени также относится создание профессиональных гильдий актеров, режиссеров, сценаристов. Гильдией актеров были разработаны механизмы правовой защиты. Гильдия сценаристов, объединив критиков, журналистов, редакторов и историков кино, главной своей задачей ставила защиту авторских прав, организовав независимую творческую экспертизу; выдвигала номинантов на соискание премии «Ника».
Таким образом, нововведения в киноиндустрии в некоторой степени приближают российский шоу-бизнес к общемировым организационным стандартам. В условиях перехода к открытому демократическому обществу у потребителя появилась возможность выбора. Быстро меняющиеся вкусы публики требуют напряженной работы менеджеров, артистов, продюсеров. Продукт культурной деятельности является уже предметом «купли-продажи», т.е. возникают экономически обоснованные отношения, а поскольку эстрада вступает в мир бизнеса, то для этого ей необходимы профессионалы, люди, умеющие организовать дело так, чтобы оно приносило прибыль не только артисту, группе, фирме, но и государству (в виде налогов).
В настоящее время шоу-бизнес развивается по законам рынка, аккумулировав опыт дореволюционных и советских времен.
[ 2 ]Жданова Е. И., Иванов С. В., Кротова Н. В. Управление и экономика в шоу-бизнесе. - М.: Финансы и статистика, 2003, с. 17..
Шоу-бизнес, как и любой другой бизнес, ориентированный на конкретных потребителей, ни от чего не зависит так сильно, как от покупательной способности в стране. Это было особенно хорошо заметно после дефолта 1998. Тогда количество гастролей артистов с Запада сократилось почти до нуля, а число звукозаписывающих фирм упало в 3 раза. В начале 21 в. шоу-бизнес вновь стал расти, развиваясь благодаря росту покупательной способности населения и совершенствованию российских законов в сфере защиты авторских прав. В 1993 был принят Закон Российской Федерации « Об авторском праве и смежных правах», который регламентировал «правила игры» в отечественном шоу-бизнесе. Таким образом, историю законодательства об авторском праве на протяжении трех последних столетий можно рассматривать, как поиск разумного баланса интересов, своего рода «социального контракта» между автором и обществом, или как беспрерывный ряд попыток «сбалансировать» потребности общества в свободном потоке идей и знаний с заинтересованностью автора в справедливом вознаграждении за творческий труд. Правовые основы борьбы с нарушениями авторских и смежных прав в аудиовизуальной сфере были заложены Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», характерной чертой которого является его рыночная направленность. Этот закон значительно расширил возможности обладателей авторских и смежных прав по свободному распоряжению своими правами. Опосредованно из него проистекает, что именно государство призвано поддерживать «неустойчивое равновесие» между правами личности и интересами общества. Принятие Закона «Об авторском праве и смежных правах» позволило в значительной степени унифицировать российское законодательство с аналогичными законодательными актами европейских стран, США и Японии, благодаря чему стало возможным присоединение России к Бернской конвенции (ее члены обязуются признавать законы об авторском праве, действующие на территориях всех стран, присоединившихся к соглашению.)
[10, c.85]. Човен В. А. Проблемы правового регулирования защиты авторских прав в Российской Федерации. - Курск: МУП Курская гор. тип., 2008. – 322 с.
Мировой опыт правового регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности имеет комплексный характер, то есть включает положения конституционного, гражданского, административного, финансового, трудового, процессуального и даже уголовного права. Практика большинства стран с высоким уровнем охраны интеллектуальной собственности показывает, что одними гражданско-правовыми санкциями «пиратство» искоренить нельзя. Незаконное присвоение и использование объектов авторского права обозначается терминами «пиратство» или «интеллектуальное пиратство». Сейчас видеорынок заполнен нелегальными и нелицензионными (контрафактными) видеокассетами. В России пиратство приняло не только широкие масштабы, но и устойчивые организованные формы. На территории нашего государства торговые прилавки заполнены видеокассетами, компакт-дисками, программами ЭВМ пиратского происхождения, они изготовлены и реализуются с нарушением авторского права. Повсеместно налажены нелегальные каналы быстрого получения экземпляров новых аудиовизуальных произведений, массового их тиражирования. Пиратство причиняет огромный ущерб правообладателям, а также государственному бюджету, серьезно влияя в негативном плане на экономические отношения. Ущерб России от видеопиратства, по оценкам отечественных и зарубежных экспертов, оценивается в 5 млрд. долларов ежегодно. Действующее законодательство предусматривает гражданскую, уголовную и административную ответственность за нарушение авторских и смежных прав. Соответствующие нормы внесены в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Кодекс об административных правонарушениях.
Федеральным законом «О лицензировании
отдельных видов деятельности»
предусмотрена обязательность лицензирования
таких видов деятельности, как
воспроизведение и
Положение «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации» предусматривает в качестве одного из оснований аннулирования лицензии на телевещание «систематическое нарушение авторских и смежных прав». Несомненно, это сильный «рычаг» для воздействия на недобросовестного вещателя. Однако на практике обеспечить надлежащую доказательственную базу оказывается трудно, особенно в том случае, если лицензирующий орган не располагает территориальными подразделениями. Сам процесс затрудняется необходимостью доказывать не только наличие оснований для лицензирования, но и «систематичности» нарушений данного вида, а также каждое конкретное нарушение авторских и смежных прав в отдельности.
[ 7, c.36]. Интеллектуальная собственность (в 2 томах). Т. 1. Авторское право и смежные права. / Сост. и Коммент. И.В. Попова; Под ред. Чигира В.Ф. - Минск: Амалфея, 2007. – 249 с.
Конституция Российской Федерации устанавливает, по меньшей мере 17 правовых норм, защищающих права авторов и тем самым интеллектуальный потенциал как ресурс государства. Таким образом, Конституция России фактически настраивает общество на то, что политика государства в области авторского права и смежных прав должна быть направлена на обеспечение рационального и сбалансированного сочетания интересов создателей Произведений в части максимально возможной их охраны и защиты, стимулирования творчества как особого вида деятельности для интересов всего общества.На основании статьи 44 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода литературного, научного, технического и других видов творчества. При этом в соответствии с пунктом «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации, правовое регулирование интеллектуальной собственности отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Вместе с тем следует учитывать, что в понятие «интеллектуальная собственность» включает в себя, в том числе авторское право и смежные права. Именно объективно выраженный результат интеллектуальной деятельности может участвовать в экономическом обороте, становиться товаром, может функционировать на рынке. Такой объект должен и может быть защищен государством с помощью права.
Авторское право в своей основе
является юридическим выражением осознания
государством важности сохранения культуры
для сохранения и развития общества.
Поддержка и защита творчества, охрана
результатов интеллектуальной деятельности
непосредственно связаны с
Информация о работе Шоу – бизнес как направление предпринимательской деятельности в сфере культуры