Шоу – бизнес как направление предпринимательской деятельности в сфере культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Даете сначала вступительный текст (5-6 предложений, вводящих читателя в тему), который должен показывать и приводить читателя постепенно к выводу о том, что, таким образом, предпринимательская деятельность в сфере культуры сегодня активно развивается, в том числе и в шоу-бизнесе, что определяет актуальность исследования особенностей предпринимательства в этом направлении. В этой связи тема данного исследования - «Шоу-бизнес как направление предпринимательской деятельности в сфере культуры».

Файлы: 1 файл

Курсовая Полякова-исправлено.docx

— 121.84 Кб (Скачать)

  Предметом авторского права могут быть:

  1. произведения драматические и музыкально-драматические с текстом или без текста;
  2. сценарии, сценарные планы;
  3. кинофильмы, телевизионные фильмы, радио- и телевизионные передачи;
  4. произведения хореографические и пантомимы, в отношении постановок имеются указания, изложенные письменно или иным способом;
  5. произведения живописи, архитектуры, графического и декоративно-прикладного искусства, иллюстрации, рисунки, чертежи; планы и эскизы относятся к постановкам на сцене;
  6. произведения, выраженные с помощью механической или иной технической записи;
  7. другие произведения.

Автор —  физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Права автора:

  1. право на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения всеми дозволенными законом способами под своим именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно);
  2. неприкосновенность произведения;
  3. на получение вознаграждения за использование произведения другими лицами, кроме случаев указанных в законе.

Следует иметь в виду, что в настоящее  время стороны свободны сами определять размер авторского вознаграждения. Правила по вознаграждению будут рассмотрены ниже.

Охрана  неприкосновенности произведений и  имени автора при его жизни:

  1. при любом использовании произведения воспрещается без согласия автора, вносить какие бы то ни было изменения, как в само произведение, так и в его название, и в обозначение имени автора;
  2. воспрещается также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями;
  3. согласие автора, данное при заключении авторского договора, не может быть отозвано в одностороннем порядке.

Использование произведения автора другими лицами (в том числе перевод на другой язык) допускается не иначе как  на основании договора с автором  или его правопреемниками. Право  на вознаграждение за использование  произведения в переводе на другой язык принадлежит автору оригинала  во всех случаях, кроме указанных в выше названном законе.

Авторское право лица, использовавшего чужое  произведение для создания нового:

  1. новому автору принадлежит авторское право на вновь созданное произведение;
  2. это право не препятствует другим лицам использовать то же произведение для создания нового произведения.

Срок действия авторского права:

  1. авторское право действует в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора;
  2. авторское право переходит по наследству. НЕ переходит по наследству право автора на имя и право на неприкосновенность произведения;
  3. после смерти автора охрана его имени и неприкосновенности произведения осуществляется в соответствии с положениями статей 480 и 481 ГК РФ.

Срок  действия авторского права на коллективные произведения:

  1. действует в течение всей жизни каждого из авторов и переходит по наследству;
  2. наследники каждого соавтора пользуются АП в течение 25 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Защита  имущественных прав автора в случаях  нарушения его авторского права:

  1. если нарушением АП автору или его преемникам причинены убытки, то независимо от требований, указанных в статье 499 ГК РФ, автор и его преемники вправе требовать возмещение убытков.

Авторский договор и его типы:

  1. в целях использования произведения автор и его правопреемник вправе заключить с соответствующей организацией авторский договор (АД). Авторский договор может быть двух типов:
  2. АД о передаче произведения для использования;
  3. авторский лицензионный договор, по которому автор предоставляет организации право использования произведения, в том числе путем перевода на другой язык или переделки в обусловленных договором пределах и на определенный договором срок, а организация обязуется уплатить вознаграждение за предоставление ей этого права или за использование ею произведения в форме, предусмотренной договором.

Размер  вознаграждения автора по авторскому договору:

  1. устанавливается соглашением сторон в пределах утвержденных ставок при наличие таковых (статья 479 ГК РФ).

Следует также знать, что порядок вознаграждения предусматривает:

  1. право автора на получение вознаграждения относится к числу имущественных прав автора (статья 16 «Закона об авторском праве и смежных правах»);
  2. Упомянутые в статье 507 ГК РФ ставки, это, в частности, ставки утвержденные Правительством РФ в следующих нормативных актах:
    • Постановление № 64 (вознаграждение за некоторые виды исполнения, например, за передачу произведения в эфир).
    • Постановление № 524 (вознаграждение авторам кинематографических произведений).
    • Постановление № 218 (вознаграждение за концертные, эстрадные, цирковые, танцевальные программы и др.).

 

Закон РФ «О защите прав потребителей»  регулирует отношения между гражданином, имеющим намерение заказать или  приобрести либо заказывающим, приобретающим  или использующим услуги исключительно  для личных нужд и организацией либо индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги потребителям с другой стороны. Таким образом, Закон РФ «О защите прав потребителей», регулирует отношения, которые возникают по возмездным сделкам. Статьей 27 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусматривается  обязанность исполнителя заключить  договор на оказание услуг. Соответствующая  обязанность возложена на исполнителя, занимающего доминирующее положение  на рынке. По данному вопросу позиция  судебной практики полностью отражает сущность публичных договоров. Публичный  договор – это договор, заключенный  коммерческой организацией и устанавливающий  ее обязанности по выполнению каких-либо действий, которые такая организация  должна осуществлять в отношении  каждого, кто к ней обратится. Такая организация не должна оказывать  предпочтения одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, если это не предусмотрено  специальным нормативным актом. Отказаться от заключения договора организация  не может, за исключением случая, если докажет, что выполнение работы (оказание услуги), необходимой потребителю, выходит  за рамки ее уставной деятельности или производственных возможностей. Договор на выполнение работ и оказание услуг – это соглашение, в соответствии с которым выполняющий работы или оказывающий услуги обязуется перед заказчиком выполнить работы или оказать услуги для личного, не связанного с предпринимательством, удовлетворения потребностей заказчика.

[     ] 1.Конституция  Российской Федерации 1993г. (в ред.  ФКЗ от 21.07.2007 № 5-ФКЗ) // СЗ РФ. –  2007. - № 36. – .Ст. 3786

2.Гражданский кодекс  Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.05.2008) // Российская  газета. – 2009. – 1 июля

3.   Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть четвертая) от 18. 12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 24.11.2006) // Российская газета. – 2009. – 15 апреля.

  В России к настоящему времени в основном создана единая правовая база для охраны авторского права и смежных прав. Появились тенденции проведения «слияния» правовой регламентации всех видов интеллектуальной собственности в рамках единого кодифицированного акта. Важной задачей государства является обеспечение международно-правовой охраны объектов авторских и смежных прав, создаваемых или используемых на его территории.

 

    1. Принцип организации работы и менеджмент в сфере шоу-бизнеса

 

  Предпринимательство это особый вид экономической активности, целью которой является извлечение прибыли. Существует определение что предпринимательство –процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель-человек который затрачивает на это необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым».

[  ] Яковлев В,М. Конструктивное предпринимательство,-М.:ИПА ТРИД,1944.-с.232.

  Приведенное  определение наиболее соответствует пониманию сути предпринимательства в шоу – бизнесе.

В отличие от любой другой деятельности, в которой разовая услуга или  производство товаров не является предпринимательской  деятельностью, в шоу - бизнесе продукт  является чаще всего разовым, к примеру, шоу программа, гала концерт и.т.д. Предпринимательскую деятельность, в частности в сфере шоу  –бизнеса ,можно охарактеризовать как деятельность по производству и реализации продукта(товаров и услуг) для удовлетворения духовных потребностей личности с целью получения прибыли.

  Фактором оказывающим воздействие на коммерческую деятельность шоу бизнеса, является:

    • Социально – культурная среда, включающая потребителей товаров и услуг, конкурентов, финансовые органы, рекламные организации, органы местного самоуправления.
    • Взаимоотношения  предпринимателя с партнерами. Партнерами в шоу бизнесе считаются все участники совместной деятельности по созданию и реализации шоу-продукции. Большое значения для укрепления взаимоотношений в шоу-бизнесе имеет строгое соблюдение условий договора (контракта), в котором отражается вклад каждого партнера в предприятии (денежные средства, материалы, оборудование, сроки выполнения обязательств, условия оплаты труда и выплаты дивидендов). Деятельность шоу-бизнеса строится на взаимодействии с представителями организаций и структур других сфер. это не только обмен информацией, межличностный контакт, поиск инвесторов и партнеров, но и ориентир для успешного функционирования.
    • Функционирование шоу бизнеса происходит не только на внутреннем, но и внешнем рынке посредством приобретения продукции зарубежных производителей (световое, звуковое, аудио, видео оборудование, организация гастролей зарубежных звезд); приобретение прав (дистрибьюции) на торговлю продукцией западных производителей; внедрение через зарубежные бренды отечественных исполнителей; проведение фестивалей; выставок; концертов. Это происходит с учетом внешне экономических отношений нашей страны с другими государствами, а так же совокупности факторов, определяющих положение страны на мировом рынке: культуры, экономики, законодательной базы, политической стабильности, уровне технологического развития и.т.д.
    • Следующим фактором, является внутренняя политическая обстановка связанная с законодательными органами, судами, администрациями, от которых зависит становление налоговых льгот и пошлин, принятие законов по защите прав предпринимателя, контроля за ценами и.т.д. Большую роль играет политическая стабильность, способствующая притоку зарубежных инвестиций, установлению дипломатических отношений с целью открытия путей выхода на новые рынки.
    • Важным компонентом коммерческой деятельности является ценообразование. «Цена - это денежное выражение стоимости товаров, услуги, экономическая категория, созданная для измерения величины затраченного на производство товара общественно необходимого рабочего времени».                                     [ ] Экономическая энциклопедия-М.,1980.-Т.4.-С.32.                                                                                                             На уровне цен в шоу-бизнесе влияют следующие факторы: затраты на подготовку и реализацию проекта; величина спроса; транспортные и другие издержки; ставки налогов; реклама. В зависимости от экономической ситуации фирме необходимо корректировать свою деятельность.
    • Следующим фактором является научно технический прогресс. Расширение возможностей звукозаписывающей, звуковоспроизводящей, видео аппаратуры, светового и студийного оборудования, способствующее качественному восприятию потребителям продукта, предлагаемого промоутером и организатором.
    • В шоу бизнесе важное значение имеет отношение к потребителю. Потребителями продукции шоу бизнеса выступают как отдельные граждане, так и посреднические организации. Задача предпринимателя - завоевать и удержать клиента. Взаимоотношения предпринимателя с потребителями продукции шоу-бизнеса ориентируется на запросы и возможности клиента.
    • Так же на деятельность организации в сфере шоу – бизнеса влияют: поставщики необходимого оборудования, материалов, трудовые ресурсы, капитал, законы, потребители и конкуренты. Организация проекта в шоу-бизнесе подразумевает механизм, в основе которого лежит создание продукта по средствам выполнения определенных функций. Так для создания аудио-видео носителя требуется не только наличие звукозаписывающей аппаратуры, мастер-лент, но и вовремя произведенной полиграфической продукции, ее тиражирования, с тем, что бы выпустить товар на рынок. Все перечисленное выше позволяет осуществить проект и наладить технологический процесс производства.

  [ 2 ]Жданова Е. И., Иванов С. В., Кротова Н. В. Управление и экономика в шоу-бизнесе. - М.: Финансы и статистика, 2003, с. 36 -41.

  В шоу бизнесе сложилось свое разделение труда, весьма отличное оттого, что присуще материальному производству. Конечно, важная роль в этом производстве отводится автору или исполнителю, что придает этой индустрии высокую степень персонализации. Однако, роль продюсера, импресарио, менеджера, промоутера, а также других участников этого бизнеса настолько велика, что без них культурное явление не состоится. Ключевой фигурой в процессе организации и постановки зрелищных форм является продюсер. Понятие продюсер сформировалось в процессе зарождения кинопроизводства и определяло новый тип предпринимателя, который осуществлял идейно-финансовый и художественный контроль над постановкой. Поскольку технологии создания фильмов и телешоу сходны по своей природе, термин «продюсер» утвердился и в этих областях. Именно продюсер как предприниматель ищет новые идеи и средства их воплощения. От истоков до финала создания продукта он отвечает за всю творческую и производственную деятельность: формирует бюджет предстоящего проекта, подбирает и нанимает творческий и исполнительский персонал, обеспечивает график работ в рамках установленного бюджета, разрабатывает стратегию, осуществляет прокат, дистрибьюцию и др.

  Из-за глобальности многих проектов, проект разделяется на несколько направлений, каждый из которых ведется своим продюсером. Так различают:

  • Исполнительный (executive) продюсер – доверенное лицо компании, осуществляющее финансовый, организационный и художественный контроль над постановкой.
  • Функциональный продюсер – лицо, отвечающее за конкретные творчески - организационные компоненты, т.е. выполняющее определенную функцию.
  • Ассоциированный (associate) продюсер – партнер, частично финансирующий проект и принимающий участие в подготовке творческих и производственных планов главного продюсера постановки.
  • Линейный (line) продюсер – лицо, отвечающее за технологический процесс и наиболее сложные этапы проекта.

  Если говорить о кинематографе, то там также существуют понятия независимого (independent) продюсера, т.е. человека, самостоятельно создающего проект без участия крупных компаний, и формирующий (creative) продюсер, выступающий в качестве режиссера - сопостановщика, принимающий участие в малобюджетных постановках.

  Так же для реализации того или иного проекта в сфере шоу бизнеса требуется творческий состав (авторы сценария, литературного текста, реприз, диалогов, текста ведущего, текста песен и.т.д.; режиссера-постановщика; редактора; композитора; балетмейстера-постановщика; художника-посстановщика; художника по костюмам; художника по свету; звукорежиссера) и менеджерский состав (директор программы; главный администратор; PR-менеджер; коммерческий директор).

Информация о работе Шоу – бизнес как направление предпринимательской деятельности в сфере культуры