Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 11:47, курсовая работа
Персонал организации - это единственный из главнейших доходов, обеспечивающих совершенствование бизнеса. Наряду с финансовыми и материальными доходами он также подлежит управлению, которое обязано создаваться этаким образом, чтобы приобретение стратегических и тактических единение организации стало подкреплено соответственными и своевременными мерками по изменению координационной конструкции, упорядочению обязанностей вождей и сотрудников, своевременной мастерской настроенности работников и их надлежащей специализации.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы системы управления персоналом.
1.1. Персонал как объект управления…………………………………………….5
1.2. Система управления персоналом предприятия…………………………….10
1.3. Принципы, функции и методы управления персоналом……………………15
Глава 2. Система управления персоналом в АО «Желаевское КХП».
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия…………………….25
2.2 Организационная структура управления на предприятии…………………...37
2.3 Оценка, планирование и прогнозирование потребности в персонале………44
2.4 Основные черты управления карьерой в организации……………………....52
Глава 3. Пути совершенствования системы управления персоналом в АО
«Желаевское КХП».
3.1 Развитие системы отбора персонала……………………….…………………..56
3.2Мероприятия по совершенствованию системы управления персоналом……………………………………………………………………………………59
Заключение………………………………………………………………………….65
Список использованной литературы……………………………………………....67
Из табл.1 видно, что функции управления делятся на:
- планирование;
- организация;
- мотивация;
- контроль.
Воспроизводство - это процесс постоянного повторения и возобновления производства[8,10].
Фазы воспроизводства делятся на:
- формирование, цель этой фазы - удовлетворять потребности хозяйства в квалифицированных кадрах. Эта фаза охватывает воспроизводство населения, подготовку и переподготовку кадров, возмещение физических и духовных способностей работников
- распределение, цель этой фазы - обеспечивать эффективную занятость трудоспособного населения, оптимально распределять и перераспределять рабочую силу между отраслями хозяйства, сферами производства и регионами страны. В систему первичного распределения кадров входит трудоустройство выпускников средних общеобразовательных и профессиональных школ, специалистов с высшим и другим специальным образованием.
- перераспределение - вторичное распределение кадров - связано с выделением из общей подвижности работников той ее части, которая связана с изменениями в производительных силах под воздействием научно-технического прогресса, рыночных процессов и обусловлена действием закона перемены труда.
- использование, цель этой фазы воспроизводства - обеспечивать оптимальное использование рабочей силы во всех сферах и отраслях хозяйства. Эта фаза является ведущей в процессе воспроизводства, так как в ней реализуется способность человека к труду, производятся материальные и духовные блага.
Мотивация для всех фаз воспроизводства одна – это установление и определение системы мотивации труда, применение гибких форм организации труда[9]
Основными признаками персонала являются:
1. наличие его трудовых
взаимоотношений с
2. обладание определенными качественными характеристиками (профессией, специальностью, квалификацией, компетентностью и др.), наличие которых определяет деятельность работника на конкретной должности или рабочем месте, а следовательно, отнесение его к одной из категорий персонала:
руководителей, специалистов, других служащих (технических исполнителей), рабочих;
3. целевая направленность деятельности персонала, обеспечение достижения целей организации путем установления адекватных им целей отдельного работника и создания условий их эффективной реализации. Для современных организаций, работающих в рыночных условиях, характерно наличие лиц, групп, которые, не являясь их персоналом, входят в кадровое пространство (поле) этих организаций, заинтересованно участвуя в их эффективном функционировании. К ним относятся: акционеры, не работающие в данной организации, совет директоров, несущий полную ответственность за ее деятельность и принятие управленческих решений, и другие группы.
1.2. Система управления персоналом предприятия
Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений. Система работы с персоналом – это совокупность принципов и методов управления кадрами рабочих и служащих на предприятии. Исходными данными для разработки системы работы с персоналом являются: Всеобщая декларация прав человека, Конституция, Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде, система управления предприятием, планы экономического и социального развития[11,12,13].
Управление персоналом подразумевает целенаправленную деятельность руководящего звена, руководителей и специалистов подразделений, в том числе разработку принципов и методов управления персоналом.
Существует несколько подходов к формулированию системы управления персоналом. Все зависит от того, какой аспект данного явления рассматривается. В систему управления персоналом включаются следующие элементы кадровой работы: кадровое планирование, определение потребности в найме, набор, отбор, найм, адаптация, обучение, карьера, оценка, мотивация, нормирование труда. Это лишь неполный перечень используемых кадровых технологий, но он позволяет представить диапазон работы с персоналом.
Все элементы системы управления персоналом условно можно разделить на три блока:
1) технологии формирования персонала, к которым относятся кадровое планирование, определение потребности в найме, набор, отбор, найм, высвобождение, иногда сюда включают адаптацию работников;
2) технологии развития персонала, объединяющие обучение, карьеру и формирование кадрового резерва;
3) технологии рационального
Одна из важнейших составных управленческой деятельности - управление персоналом, как правило, основывается на концепции управления – обобщенном представлении о месте человека в организации.
В теории и практике управления человеческой стороной организации можно выделить четыре концепции, которые развивались в рамках трех основных подходов к управлению – экономического, органического и гуманистического[14].
1.Управленческий подход
2. Органический подход к
- организация как личность, где каждый человек - самостоятельный субъект, обладающий собственными целями, ценностями.
- вторая метафора – мозг - сложный организм, включающий в себя различные подструктуры.
Организация эффективной деятельности персонала и является основной заботой управления персоналом организации:
- особенности индивидуального поведения;
- особенности группового поведения;
- особенности поведения руководителей.
Особенности индивидуального
- индивидуальные способности, склонности и одаренность;
- специфика мотивации
– специфика потребностей
- индивидуальные ценности – общие убеждения, вера, представление о мире;
- демографические –
половые и возрастные
Особенности группового
- особенности корпоративной культуры – ценности, правила поведения, характерные для трудового коллектива;
Особенности поведения
- субъектов, имеющих индивидуальные особенности;
- членов некоторой группы,
обладающих корпоративной
Система управления персоналом организации является составной частью общей системы управления организацией и в современных условиях от ее успешного построения и эффективности работы зависит достижение главных целей функционирования организации на экономическом пространстве.
Система управления персоналом организации - система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает различные подсистемы общего линейного руководства и ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций[15,16].
Наглядно систему управления персоналом в виде схемы будет выглядеть следующим образом (рис. 2).
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Из рис. 2 видно, что система управления персоналом делится на:
- механизм управления ( цели, задачи, принципы и .т.д);
- структуру управления ( типы, уровни управления, кадры и.т.д);
- процесс управления ( коммуникация, информация и.т.д);
- механизм развития СУ;
- искусство управления (творчество, инициатива, активность и.т.д).
Основной целью управления численностью и составом персонала является оптимизация затрат живого труда на выполнение основных работ, связанных с деятельностью комбината, и обеспечение заполнения необходимых рабочих мест работниками соответствующих профессий, специальностей и уровней квалификации[17]
Система управления персоналом формируется в соответствии с целями организации, включая подсистему общего и линейного руководства, ряд функциональных подсистем (рис. 3).
Рисунок. 3 Состав подсистем системы управления персоналом.
Из рис.3 видно, что существует различные подсистемы управления персоналом. Подсистема управления персоналом является основой менеджмента организации, поскольку реализует основную задачу менеджмента — организацию деятельности. Эффективность менеджмента впрямую зависит от качества управления персоналом.
Для повышения эффективности менеджмента в управлении персоналом на первый план выступают вопросы оптимизации кадрового состава, которые особенно важны для организаций, проходящих фазы кризиса или находящихся в ситуации спада.
Управление персоналом является подсистемой в более глобальной системе управления бизнесом, осуществляемого в рамках определенной организационной иерархической структуры[18,19].
Подсистема общего и линейного руководства осуществляет: управление предприятием в целом, управление отдельными функциональными подразделениями, управление отдельными производственными подразделениями. Функции этой подсистемы выполняют: руководитель предприятия, его заместители, руководители функциональных и производственных подразделений, их заместители, мастера, бригадиры.
Подсистема планирования и маркетинга персонала выполняет функции: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, организация кадрового планирования, планирование и прогнозирование потребности в персонале, организация рекламы, поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами.
Подсистема управления наймом и учетом персонала осуществляет: организацию найма персонала, организацию собеседования, оценки, отбора и приема персонала, учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала, профессиональную ориентацию и организацию рационального использования персонала, управление занятостью, документационное обеспечение системы управления персоналом.
Подсистема управления трудовыми отношениями проводит: анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений, анализ и регулирование отношений руководства, управление производственными конфликтами и стрессами, социально-психологическую диагностику, соблюдение этических норм взаимоотношений, управление взаимодействием с профсоюзами.
Подсистема обеспечения нормальных условий труда выполняет такие функции, как: соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, соблюдение требований технической эстетики, охраны труда и окружающей среды, военизированной охраны организации и отдельных должностных лиц
Подсистема управления развитием персонала осуществляет: обучение, переподготовку и повышение квалификации, введение в должность и адаптацию новых работников, оценку кандидатов на вакантную должность, текущую периодическую оценку кадров, организацию рационализаторской и изобретательской деятельности, реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения, организацию работы с кадровым резервом.
Подсистема управления мотивацией и стимулированием труда персонала выполняет следующие функции: управление мотивацией и стимулированием трудового поведения, нормирование и тарификация трудового процесса, разработка систем оплаты труда, разработка форм участия персонала в прибылях и капитале, разработка форм морального стимулирования персонала, организация нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом.
Информация о работе Пути совершенствования системы управления персоналом в АО «Желаевское КХП»