Предприятие: понятие, признаки, цели и задачи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 16:16, курс лекций

Краткое описание

Экономика — это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.

Файлы: 30 файлов

Тема 1.doc

— 47.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 10 Показатели эффективного использования ресурсов.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 11 Себестоимость продукции.doc

— 38.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 12 Группировка и методы калькулирования затрат предприятия.doc

— 62.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 14.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 15.doc

— 46.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 16.doc

— 74.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 17.doc

— 70.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 18.doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 19.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Тема 2.doc

— 141.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 20.doc

— 50.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 21.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

тема 22.doc

— 86.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 23.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 24.doc

— 415.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 25.doc

— 87.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 26.doc

— 100.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 27.doc

— 33.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 28.doc

— 48.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 29.doc

— 76.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 3.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

     Специализация тесно связана с кооперированием  производства. По сути, это две стороны  одного процесса, поэтому в экономическом  плане их необходимо рассматривать  в единстве.

     Кооперирование — это длительные производственные связи между предприятиями, выпускающими какую-то сложную продукцию.

     В соответствии с формами специализации  в промышленности различают три формы кооперирования:

     предметное, или агрегатное, кооперирование, заключающееся в том, что ряд предприятий поставляет разные изделия (электромоторы, генераторы, редукторы и др.) головным заводам, выпускающим машины и оборудование;

     подетальнее кооперирование, когда ряд специализированных предприятий поставляет головному заводу узлы и детали (подшипники, втулки, поршневые кольца и т. д.);

     технологическое, или стадийное, кооперирование, выражающееся в поставках одними предприятиями полуфабрикатов головным заводам (пряжи — ткацким фабрикам; поковок, отливки — машиностроительным заводам).

     Основным  показателем уровня кооперирования является доля стоимости полуфабрикатов, заготовок, деталей и узлов, получаемых от других предприятий в порядке кооперирования, в общей стоимости продукции предприятия.

     Косвенным показателем уровня кооперирования является количество предприятий, с которыми кооперируются головные предприятия.

     В определенной мере уровень кооперирования характеризует и радиус кооперирования, который определяется как средневзвешенная величина.

     С точки зрения отраслевой принадлежности и территориального расположения кооперирующихся между собой заводов различают следующие виды связей по кооперированию между промышленными предприятиями:

     внутрирайонные, когда кооперируются предприятия, расположенные в одном экономическом (административном) районе, вне зависимости от отраслевой принадлежности;

     межрайонные, когда кооперируются предприятия, расположенные в различных экономических (административных) районах;

     внутриотраслевые, когда кооперируются предприятия одной отрасли, и межотраслевые — при кооперировании заводов разных отраслей.

     С точки зрения приближения поставщиков  к потребителями сокращения транспортных расходов наиболее выгодным является внутрирайонное кооперирование. Однако в современных условиях развития науки и техники, глубокого общественного  разделения труда невозможно обойтись только внутрирайонным кооперированием, особенно в машиностроении. Современные машины — сложные изделия, состоящие из тысяч и десятков тысяч деталей. Их создание вызывает необходимость кооперирования с предприятиями многих отраслей промышленности, расположенных в разных районах. Важно на основе конкретных технико-экономических расчетов выбирать наиболее оптимальные варианты кооперирования.

     Развитие  специализации и кооперирования оказывает самое существенное воздействие  на эффективность общественного производства и отдельного предприятия в силу следующих обстоятельств:

  • специализация является основой для механизации и автоматизации производства;
  • на специализированных предприятиях, как правило, выше качество продукции, нежели если бы эта продукция выпускалась на неспециализированных предприятиях;
  • на специализированных предприятиях больше возможностей для применения более производительной техники и технологии и наиболее эффективного их использования;
  • специализация позволяет снизить издержки на производство продукции за счет более высокого уровня механизации и автоматизации труда, использования более квалифицированной рабочей силы и концентрации производства;
  • развитие специализации обусловливает необходимость объективного развития стандартизации и унификации производства;
  • специализация позволяет даже на мелких предприятиях механизировать и автоматизировать производство и обеспечить высокую эффективность.

     Экономический эффект (Э) от развития специализации и кооперирования можно определить по формуле:

     Э = [(C1-C2) - (Зтр2 - Зтр1)]V2 -EнD K + D П,

     где C1, C2 —себестоимость единицы продукции до и после специализации;

     Зтр2, Зтр1 — транспортные расходы на единицу продукции до и после специализации;

     V2 объем выпуска продукции после специализации;

     Eн — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

     D K — дополнительные капитальные вложения, необходимые для осуществления специализации производства:

     D П — дополнительная прибыль, полученная за счет улучшения качества продукции вследствие специализации производства.

     Развитие  специализации и кооперирования производства приносит не только положительный  эффект, но и отрицательный.

     К недостаткам специализации и кооперирования следует прежде всего отнести следующие моменты:

  • рост транспортных расходов на единицу продукции вследствие увеличения радиуса кооперирования;
  • монотонность в работе, поэтому в этом случае необходимо принимать определенные меры по снижению отрицательного воздействия этого явления на работника.

     Все вышеперечисленные положительные  и отрицательные стороны необходимо учитывать при планировании и  развитии специализации и кооперирования с целью нахождения оптимального варианта.  

     3. Размещение отраслей  промышленности. 

      Несмотря  на множество факторов, влияющих на размещение предприятий общего машиностроения, их можно систематизировать и в зависимости от важности сгруппировать в соответствующие группы. 
Размещаемая отрасль должна рассматриваться как составная часть всего хозяйственного территориально-производственного комплекса и размещаться не изолированно, а так, чтобы быть связанной с другими отраслями машиностроения и промышленности, со строительством, транспортом и непроизводственной сферой деятельности. Такой подход должен найти отражение в вариантах размещения отрасли и в расчетах затрат основных и оборотных средств в строительные базы и на транспорт, обеспечивающий доставку сырья, материалов, топлива, полуфабрикатов комплектующих изделий и готовой продукции. 
Размещение отрасли определяется на стадии перспективного планирования и ограничивается, как правило, выбором района. Размещение же предприятия требует выбора не только района, но и пункта строительства, и намечаются они на предпроектной стадии, а окончательно определяется на стадии проектирования. Экономическое обоснование размещения отрасли предусматривает распределение задания по производству той или иной продукции по действующим, строящимся и намечаемым к строительству новым предприятиям, при этом учитываются общие для района и страны экономические условия (балансы материалов, труда, капитальных вложений, производственных мощностей, производства и потребления заданной продукции), а также условия социального и политического характера. Размещение же предприятия основывается на учете имеющихся в том или ином районе или пункте экономических предпосылок, определяющих экономику предприятия. 
При экономическом обосновании размещения предприятий общего машиностроения в том или ином экономическом районе следует учитывать конкретные условия снабжения их топливом, энергией, водой, основными материалами, полуфабрикатами, наличие квалифицированной рабочей силы, мощностей строительных организаций и баз строительной индустрии и т. д. Кроме того, следует учитывать и специализацию хозяйств экономических районов, и в какой мере с народнохозяйственной точки зрения целесообразно размещать это производство в данном районе. При этом надо помнить о необходимости комплексного развития хозяйства района и совершенствовании его отраслевой структуры, о влиянии на размещение внутрирайонных связей, специализации и кооперации производства. 
Для того чтобы не было чрезмерной концентрации промышленности в крупных городах, следует исключить возможность строительства в этих городах новых и расширения действующих предприятий. Действующие предприятия в таких городах должны развиваться с учетом более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей и полного удовлетворения градостроительных и экологических требований, без увеличения численности работающих, производственных площадей и заводской территории.1 
В городах с напряженным водохозяйственным балансом и сложными условиями очистки сточных вод и отведения промышленных стоков техническое перевооружение и реконструкция предприятий не должны сопровождаться существенным увеличением водопотребления и водоотведения. 
В городах с неудовлетворительным состоянием охраны окружающей среды допустима реконструкция предприятий только при условии устранения загрязнения окружающей среды. 
В районах с недостаточными трудовыми ресурсами должны развиваться в первую очередь высокомеханизированные, автоматизированные и нетрудоемкие производства, которые способны обеспечить выпуск продукции с наименьшим количеством рабочих. К ним относится и общее машиностроение. 
Таким образом, технико-экономическое обоснование размещения предприятий общего машиностроения требует учета многих факторов. 
Для решения вопросов размещения производства необходим определенный круг информации, содержащей сведения о размещаемом производстве, условиях его территориальной организации, целях и задачах, стоящих перед размещением, т. е. следует располагать теми сведениями, которые в какой-либо мере могут повлиять на эффективность территориальной организации машиностроительного производства. Поэтому необходимо знать, какой вид продукции должен производиться на размещаемом предприятии (вплоть до его характеристик по массе и размерам), какое для этого потребуется сырье и материалы, предполагаемую численность рабочих кадров, в каких количествах и с какими экономическими показателями имеются ресурсы в предполагаемых районах размещения, какие последствия могут возникнуть при его размещении в том или ином пункте и т. д. По существу — это факторы, от которых зависит правильность размещения машиностроительных производств и которые определяют его экономическую эффективность. Одни из них связаны с природными условиями и ресурсами экономических районов, другие определяются исключительно характером размещаемого производства, его специфическими особенностями и т. д. Многообразие факторов и различие в природе их образования приводят к необходимости классификации факторов с целью упрощения экономического анализа причин, вызывающих неодинаковую эффективность одного и того же производства в различных экономических районах. В этой связи все факторы территориального тяготения в самом общем виде можно разделить на четыре группы:1 
1) внутрипроизводственные факторы, связанные непосредственно с организацией производства на предприятиях машиностроительной промышленности; 
2) внепроизводственные факторы, связанные с экономическими и природными условиями в районах размещения машиностроительных предприятий; 
3) отраслевые особенности машиностроительных производств; 
4) факторы социального характера.  
Внутрипроизводственные факторы определяют характер и результаты деятельности предприятий общего машиностроения и представляют собой совокупность необходимых условий и средств на предприятии для изготовления данного вида продукции, способствующих достижению определенного уровня технико-экономических показателей производства: характер используемых для производства продукции техники и технологических процессов, уровень и формы организации производства, степень загрузки основного технологического оборудования и т. д.  
При планировании размещения не безразлично, каким способом, какими техническими средствами и на основе каких процессов будет организовано намечаемое к размещению производство. Это важно, потому что фактор технической оснащенности производства вместе с уровнем развития специализации, концентрации и кооперирования, а также другими организационными моментами существенно влияет не на удельные нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии и труда на предприятиях общего машиностроения, но и на объемы выпуска продукции, что в совокупности с другими факторами определяет и размещение предприятий. 
Исследование внутрипроизводственных факторов составляет основу определения отраслевых особенностей, поскольку без научного предвидения конструктивных изменений в организации производственных процессов трудно рассчитывать на успешное решение вопросов размещения предприятий общего машиностроения. Это очевидно, ибо процесс производства динамичен, и то, что сегодня является нормой, завтра может оказаться тормозом развития производительных сил. Это касается не только технического перевооружения предприятий, но и совершенствования технологии производства, развития специализированных производств по изготовлению унифицированных изделий широкого применения, оптимизации мощностей предприятий общего машиностроения, создания территориально-производственных комплексов и т. д.  
Все это говорит о том, что техническая база размещаемого производства должна иметь научное обоснование и строиться на передовых методах и средствах организации труда, в противном случае производные от нее технико-экономические параметры производства (энерго - и электровооруженность, трудоемкость, топливоемкость и др.) могут быть определены неправильно, что, в свою очередь, приведет к ошибкам и в его территориальной организации. 
Под внепроизводственными факторами следует понимать совокупность природных и экономических условий в районах, способствующих или сдерживающих экономически эффективное развитие общего машиностроения. К ним относятся природные и климатические условия районов, условия обеспечения производства необходимым сырьем, материалами, топливом, тепловой и электрической энергией, водой и трудовыми ресурсами, объемы потребления машиностроительной продукции, возможности обеспечения кооперированных связей в районах и др. 
Внепроизводственные факторы играю существенную роль в размещении производства, и предопределяют территориальную дифференциацию его эффективности, поскольку каждый из экономических районов различается не только наличием и количеством производственных ресурсов, но и их стоимостными показателями. 
К внепроизводственным факторам следует отнести природно-климатические условия районов, которые на эффективность размещения влияют через величину удорожающих коэффициентов на заработную плату работающих, а также стоимость строительства и оборудования. В зависимости от территориального пояса, например, стоимость строительно-монтажных работ может возрасти в 2,7 раза, климатического района — 1,14, уровня сейсмичности — в 1,08 раза. То же можно сказать и о стоимости оборудования по территориальным зонам.1 
Количественные и качественные показатели сырьевых, топливно-энергетических, водных, земельных ресурсов также влияют на эффективность территориальной организации общего машиностроения. По имеющимся данным межрайонная дифференциация стоимостных показателей достигает значительных размеров. Наиболее значительна она по топливу и электроэнергии. Территориальная дифференциация затрат на водные и земельные ресурсы тоже достигает больших размеров, но в абсолютном выражении в сравнении с другими видами затрат они практически не соизмеримы. Дифференциация по стоимости различного вида производственных ресурсов значительна не только между экономическими районами, но и внутри них. Особенно это необходимо учитывать при внутрирайонном анализе производства и при формировании территориально-производственных комплексов. 
Нельзя, однако, забывать, что общее машиностроение относится к сравнительно мобильной отрасли промышленности, и его размещение не определяется только наличием необходимых ресурсов и условий в районах. Последние при необходимости можно создать за счет широких кооперированных связей между отраслями машиностроения и смежными отраслями промышленности. Однако в этом случае разница в затратах будет достигаться за счет не только действительной дифференциации стоимостных показателей на ресурсы, но и дополнительных затрат на их транспортирование потребителям. 
Необходимо также иметь в виду, что наряду с основными факторами внепроизводственного характера на размещение общего машиностроения большое влияние оказывает уровень сложившегося промышленного производства и действующей социальной и производственной инфраструктуры. Если район индустриально развит и обеспечен жилищно-коммунальными и культурными учреждениями, эффективность размещения предприятий общего машиностроения может быть значительно выше. 
Отраслевые особенности машиностроительных производств выражают важнейшие технико-экономические показатели, используемые при обосновании размещения предприятий. По особенностям производства общее машиностроение связано главным образом с районами потребления готовой продукции, за исключением тех случаев когда выпускаемые изделия при значительной металлоемкости отличаются абсолютной транспортабельностью (например, локомотивы). Так как предприятия общего машиностроения отличаются невысокой трудоемкостью, наличие трудовых ресурсов не играет решающей роли в размещении. Зато существенное влияние на размещение производства оказывает энергоемкость продукции. 
Во многих случаях более целесообразно изготовлять машины в том районе, где имеется металл, и затем поставлять их в пункты потребления. Это в первую очередь относится к металлоемкому машиностроению, потребляющему большое количество металла на изготовление тяжелых и крупногабаритных машин с низким коэффициентом использования его. При изготовлении машин некоторых наименований масса отходов превышает в 2 - 2,5 раза массу готовых машин. В отдельных случаях экономически рационально размещать предприятия машиностроения вблизи металлургических предприятий. Тогда при металлургических заводах создаются заготовительные цехи (литейные, прессовые, сварных конструкций), поставляющие свою продукцию группе машиностроительных заводов. Часто целесообразно размещать машиностроительные предприятия в районах потребления машиностроительной продукции, так как перевезти металл в районы потребления готовой продукции экономически выгоднее, чем доставлять готовые машины из районов металлургического производства. 
Приближение производства машиностроительных изделий к местам их потребления целесообразно и в интересах снижения физического объема работы транспорта и транспортных расходов. В тоже время упрощаются хозяйственно-технические связи между создателями машин и их потребителями. Они становятся более тесными и постоянными и, благодаря этому, способствуют повышению качества машин в производстве и эффективности эксплуатации их. 
В настоящее время почти каждый район имеет свои предприятия представляющие общее машиностроение, производственный профиль которого соответствует экономическим предпосылкам и направлению дальнейшей индустриализации и перспективному развитию экономики района.

Тема 30.doc

— 118.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 4 Факторы производства.doc

— 92.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 5. Износ и воспроизводство основных средств.doc

— 56.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 6. Аренда и лизинг.doc

— 69.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 7. Оборотные средства предприятия.doc

— 41.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 8. Персонал предприятия.doc

— 52.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тема 9. Нормирование и оплата труда.doc

— 69.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тема13.doc

— 163.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Предприятие: понятие, признаки, цели и задачи