Организация малого предприятия в сфере образовательных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня малые предприятия – это важный элемент рыночной экономики, без которого государство не может гармонично развиваться. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, качество и структуру ВВП, поскольку составляет большую его часть. Малый бизнес придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад он вносит в формирование конкурентной среды, что для экономики России имеет первостепенное значение. Именно в среде малого предпринимательства создаются условия максимально приближенные к условиям совершенной конкуренции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 5
1.1. Малое предпринимательство в сфере образовательных услуг 5
1.2. Инвестиции в образование – важнейший показатель развития малого предпринимательства в сфере образовательных услуг 10
2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОУ ДОД ДЮСШ Г. ТУЛА 16
2.1 Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа г.Тула» 16
2.2. Анализ финансовой деятельности и сравнительная характеристика статей сметы бюджета деятельности НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула. 23
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОУ ДОД ДЮСШ Г. ТУЛА 32
3.1. Проблемы финансового состояния НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула 32
3.2. Возможные пути решения проблем, совершенствования финансовой деятельности НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 426.50 Кб (Скачать)

Платная образовательная  деятельность НОУ не считается предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью  идет на возмещение затрат по обеспечению  образовательного процесса (в том  числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные  услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований13.

В соответствии с требованиями бюджетного законодательства бюджетные средства расходуются  по смете, утверждаемой главным распорядителем бюджетных средств. Поэтому составление  бюджетной сметы необходимо. Бюджетные средства не должны смешиваться с внебюджетными, поэтому для учета внебюджетных средств предусматривается составление сметы доходов и расходов от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности.

Потребность в бюджетном финансировании системы образования базируется на трех основных количественных параметрах:

- численности  учащихся (по соответствующим уровням  обучения);

- сроках и  условиях обучения (по соответствующим  уровням);

- материальной  базе обучения.

Основными исходными  данными для расчета потребности  в средствах являются:

- контингент  студентов, учащихся, воспитанников;

- нормативы  социального и материального  обеспечения студентов, учащихся, воспитанников;

- материальная  база образовательных учреждений - кубатура зданий, занимаемые площади, приборы и оборудование, используемые в образовательном процессе.

НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула осуществляет деятельность по смете расходов и уточненному бюджету, утвержденному Отделом образования Администрации г Тулы. В данной смете и уточненном бюджете отражается утвержденный для финансирования ДЮСШ в начале отчетного периода объем бюджетных денежных средств.

Как и бюджетные  образовательные учреждения, НОУ  и АНО осуществляют свою деятельность на основании уставов. Типовые положения, являющиеся для ГОУ и МОУ обязательными, для негосударственных образовательных учреждений выполняют функции примерных. В отличие от бюджетных учреждений негосударственные образовательные организации могут быть собственниками имущества в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 39 Закона РФ «Об образовании»)14. Однако вопрос о праве собственности на имущество НОУ вызывает противоречивые мнения, возникающие в связи с применением норм п. 2 ст. 48 ГК РФ. В данной части Кодекса указано, что учредители имеют право собственности на имущество учреждения, следовательно, негосударственная образовательная организация, созданная в форме учреждения, не может владеть этим имуществом на праве собственности. Представляется, что нормы ГК РФ в данном случае имеют приоритет по сравнению с нормами Закона РФ «Об образовании», поскольку в п. 5 ст. 39 указанного Закона содержится отсылка на соответствие с законодательством РФ. Имущество, переданное АНО ее учредителями (учредителем), в отличие от учреждения, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, которое они передают в собственность (п. 1 ст. 10 Федерального Закона «О некоммерческих организациях»).

Образовательные учреждения, являясь некоммерческим организациями, вправе осуществлять предпринимательскую и иную, приносящую доходы, деятельность, но исключительно в случаях, предусмотренных действующим законодательством. При этом все виды осуществляемой образовательными учреждениями деятельности обязательно должны быть отражены в их уставах. Так, в частности, образовательные учреждения имеют право:

  • торговлю покупными товарами, оборудованием;
  • оказание посреднических услуг;
  • долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
  • приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
  • ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией;
  • сдачу имущества в аренду.

Внебюджетные  средства учитываются в уточненной смете доходов и расходов от предпринимательской  и прочей, приносящей доход, деятельности на текущий период, которая согласовывается также с Отделом образования Администрации г. Тулы. Данные смет расходов отражены в сводной таблице 2.3.

Таблица 2.3.

Динамика утвержденных для финансирования НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула бюджетных средств за период с 2009 по 2011 г.г. тыс. руб.

Наименование статьи расходов

Код статьи

2009

2010

%

2010

2011

%

1

2

3

4

5

6

7

8

текущие расходы

100 000

           

Оплата труда гос. служащих

100 100

664,90

1100,20

165,47

1100,20

1183,00

107,53

Оплата труда гражданских  служащих

110 110

664,90

1100,20

165,

47

1100,20

1183,00

107,53

оплата труда внештатных сотрудников

110 140

           

Начисления на оплату труда

110200

238,00

393,90

165,50

393,90

424,00

107,64

Приобретение предметов  снабжения

110 300

578,50

602,60

104,7

602,60

708,00

117,49

медикаменты

110 310

2,00

3,00

150,00

3,00

3,00

100,00

мягкий инвентарь и  обмундирование

110 320

90,40

31,00

34,29

31,00

67,00

216,

13

продукты питания

110 330

454,10

534,60

117,73

534,60

613,00

114,67

оплата ГСМ

110 340

18,00

20,00

111,11

20,00

11,00

55,00

прочие расходные материалы

110 350

14,00

14,00

100,00

14,00

14,00

100,00

командировки и служебные  разъезды

110 400

6,00

8,00

133,33

8,00

7,00

87,50

транспортные услуги

110 500

5,00

9,00

180,00

9,00

5,00

55,56

Оплата услуг связи

110 600

7,00

8,00

114,29

8,00

8,00

100,00

оплата коммунальных услуг

110 700

1258,70

1141,20

90,67

1141,20

1430,00

125,31

оплата содержания помещений

110 710

57,30

59,40

103,66

59,40

44,00

74,07

оплата потребления  тепловой энергии

110 720

633,30

707,70

111,75

707,70

884,00

124,91

оплата потребления  электрической энергии

110 730

158,50

190,90

120,44

190,90

348,00

182,29

оплата водоснабжения  помещений

110 740

399,60

173,20

43,34

173,20

154,00

88,91

прочие коммунальные услуги

110 770

10,00

10,00

100,00

10,00

0,00

0,00

Прочие текущие расходы  на закупку товара

111 000

36,00

38,00

105,56

38,00

34,00

89,47

трансферты населению

130 300

153,10

176,80

115,48

176,80

145,00

82,01

приобретенное оборудование и предметы длительного пользования

240 100

200,00

50,00

25,00

50,00

29,00

58,00

Капитальный ремонт

240 300

150,00

90,00

60,00

90,00

56,00

62,22

 итого расходов

800 000

3297,20

3917,70

118,82

3917,70

4029,00

102,84


Как видно из Таблицы 2.3. объем бюджетных средств в рублевом эквиваленте за последние 3 года имеет тенденцию к росту. Общий объем финансирования, утвержденный на 2011 год, почти на 19 % превышает объем бюджетных средств, утвержденных к финансированию НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула в 2009 году, а объем, утвержденный на 2011 год - на 3 %. Существенный рост объема финансирования в 2010 году вызван увеличением объема финансирования следующих статей:

- оплата труда  госслужащих - на 65,5 %;

- начисления  на оплату труда - на 65,5 %;

- транспортные  услуги - на 80 %;

- оплата потребленной  электроэнергии - на 20,4 %.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличился объем утвержденного финансирования на следующие позиции:

- приобретение  предметов снабжения - на 17,5 %;

- оплата коммунальных услуг - на 25 %, за счет роста финансирования на оплату потребления электроэнергии на 82.3 %.

- оплата труда  госслужащих - на 7.5 %.

В то же самое  время объем финансирования на нижеперечисленные  позиции сократился:

- транспортные  услуги;

- оплата содержания помещений;

- трансферты  населению;

- приобретение  оборудования.

Из года в  год сокращается финансирование расходов на капитальный ремонт.

Для того чтобы  определить, в каком объеме утвержденные бюджетные средства были профинансированы, рассмотрим еще одну сводную таблицу (см. Таблица 2.4.) на основании данных отчетов об исполнении сметы доходов и расходов.

Таблица 2.4.

Динамика объема финансирования НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула за счет поступлений из бюджета за период с 2009 по 2011 г.г. (тыс. руб.)

Наименование статьи расходов

Код статьи

2009

2010

% от сметы

2010

2011

% от сметы

1

2

3

4

5

6

7

8

текущие расходы

100 000

           

оплата труда гос. служащих

100 100

642,15

96,6

1100,1

99,9

1183,0

100

оплата труда гражданских  служащих

110 110

642,15

96,6

1100,1

99,9

1183,0

100

оплата труда внештатных сотрудников

110 140

           

начисления на оплату труда

110200

218,6

91,9

389,9

99,0

424,0

100

приобретение предметов  снабжения

110 300

279,6

48,3

208,6

34,6

510,0

722,0

медикаменты

110 310

2.0

100

0

0

0

0

мягкий инвентарь и обмундирование

110 320

53,6

59,2

18,8

60,7

47,3

70,6

продукты питания

110 330

224,0

49,3

184,7

34,6

445,9

72,7

оплата ГСМ

110 340

0

0

3

15

0

0

прочие расходные материалы

110 350

0

0

2,1

15

16,8

120

командировки и служебные  разъезды

110 400

0

0

0

0

0

0

транспортные услуги

110 500

0

0

0

0

0

0

Оплата услуг связи

110 600

4

57,1

0

0

0

0

оплата коммунальных услуг

110 700

937,7

74,5

1187,3

104

1123, 5

78,6

оплата содержания помещений

110 710

16,3

28,4

0

0

42,5

96,6

оплата потребления  тепловой энергии

110 720

629,5

99,4

676,0

95,5

826,2

93,5

оплата потребления  электрической энергии

110 730

136,9

86,4

236,4

124

194,6

55,9

оплата водоснабжения  помещений

110 740

155,0

38,8

74,92

158,7

60,2

39,1

прочие коммунальные услуги

110 770

0

0

0

0

0

0

Прочие текущие расходы  на закупку товара

111 000

2,6

7,2

0

0

5

14,7

трансферты населению

130 300

47,8

31,2

50,2

28,4

178,3

123,0

приобретенное оборудование и предметы длительного пользования

240 100

0

0

0

0

67,0

231,0

Капитальный ремонт

240 300

85,5

57

0

0

50,0

89,3

 итого расходов

800 000

2218,0

67,3

2936,1

74,9

3540,8

87,9


Как показывают данные Таблицы 2.4. ситуация с выполнением сметы финансирования с каждым годом улучшается. Если в 2009 году профинансировано было лишь 67,3 % от утвержденной Отделом образования Мирного сметы, то в 2011 - выполнение плана по сметному финансированию - 87.9 %, что на 20,6 % выше, чем в 2009 году и на 13 % выше, чем в 2010 году.

Наиболее успешно  обстоит дело с финансированием  таких статей как: оплата труда гражданских служащих; начисления на оплату труда; оплата коммунальных услуг.

Хуже всего  финансируются: приобретение предметов  снабжения; командировки и служебные разъезды; транспортные услуги.

Помимо основной деятельности, НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула также осуществляет предпринимательскую деятельность и сдает в аренду помещения, получая от этого доход. Динамику доходов, утвержденных Отделом образования г. Тулы в смете доходов и расходов от предпринимательской деятельности и аренды оценить, используя данные Таблицы 2.5.

Эти данные показывают изменения, произошедшие в структуре утвержденных доходов от предпринимательской деятельности НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула. Из года в год растет доля утвержденных доходов от сдачи помещений в аренду с 27 до 61 %. В то же время доля добровольных пожертвований ежегодно снижается с 24 до 5 %.

Таблица 2.5.

Динамика доходов  от предпринимательской деятельности НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула за период с 2009 по 2011 год.

Наименование показателя

2009 г.

тыс.руб

%

2010 г.

тыс.руб

%

2011 г.

тыс.руб

%

Аренда

203,6

27,12

342,9

39,10

630,4

60,54

Поступления от платной  образовательной деятельности

371,2

49,44

343,6

39,18

356,7

34,26

Добровольные пожертвования  и взносы

175,9

23,44

190,6

21,72

54,2

5,20

Всего

750,7

100

877,1

100

1041,3

100


Общая динамика утвержденных доходов от предпринимательской деятельности характеризуется неуклонным ростом. Наблюдается рост утвержденных доходов в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 17 %, а в 2011 году по сравнению с 2010 - на 19 %.

Итак, на протяжении 3-х лет большую долю в структуре утвержденных на осуществление предпринимательской и прочей деятельности, приносящей доход, расходах имеет статья 111 000 или прочие текущие расходы на покупку товаров, в которую входят: оплата текущего ремонта оборудования, зданий и сооружений. Она составляет около 1/3 всех утвержденных сметой расходов на осуществление предпринимательской деятельности. Вторая по значимости статья 110 100 - оплата труда государственных служащих. Составляет около 1/5 всех утвержденных расходов. С каждым годом увеличивается доля приобретенных предметов снабжения, что происходит за счет увеличения утвержденных расходов на прочие расходные материалы.

Общая динамика утвержденных расходов отличается их ростом. Утвержденные расходы в 2010 году по сравнению с 2009 годом возросли на 19 %, а в 2011 по сравнению с 2010 годом - на 32 %.

Сравнивая данные о динамике утвержденных доходов  и расходов от предпринимательской  деятельности и аренды, мы видим, что  ежегодно сумма расходов превышает  сумму доходов на величину остатка  денежных средств, остающихся в распоряжении учреждения с прошлого отчетного периода. То есть, в целом соблюдается соотношение: доходы от предпринимательской деятельности равны расходам на ее осуществление.

Данные баланса  сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам свидетельствуют, что фактические расходы на осуществление предпринимательской деятельности составили: В 2009 году - 128 577 руб., что больше, чем полученные доходы на 60 802 руб. В 2010 году - 142 508 руб., что меньше, чем полученные доходы на 63 879 руб. В 2011 году - 304 572 руб., что меньше, чем полученные доходы на 52 096 руб.

Динамика оценочных  показателей финансовой деятельности НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула представлена в Таблице 2.6.

Таблица 2.6.

Динамика доходов  от предпринимательской деятельности НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула за период с 2011 по 2011 год. в тыс. руб.

Наименование показателя

 2011 г.

%

 2010 г.

%

2011 г.

%

Аренда

203,6

27,12

342,9

39,10

630,4

60,54

Поступления от платной  образовательной деятельности

371,2

49,44

343,6

39,18

356,7

34,26

Добровольные пожертвования и взносы

175,9

23,44

190,6

21,72

54,2

5,20

Всего

750,7

100

877,1

100

1041,3

100


В целом финансовое состояние НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула можно охарактеризовать как относительно стабильное.

Количественная  оценка и анализ деловой активности могут быть сделаны по следующим трем направлениям:

- оценка степени  выполнения плана по основным  показателям и анализ отклонений;

- оценка уровня  эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов  коммерческой организации.

 

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОУ ДОД ДЮСШ Г. ТУЛА

3.1. Проблемы финансового состояния НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула

Информация о работе Организация малого предприятия в сфере образовательных услуг