Организация малого предприятия в сфере образовательных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня малые предприятия – это важный элемент рыночной экономики, без которого государство не может гармонично развиваться. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, качество и структуру ВВП, поскольку составляет большую его часть. Малый бизнес придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад он вносит в формирование конкурентной среды, что для экономики России имеет первостепенное значение. Именно в среде малого предпринимательства создаются условия максимально приближенные к условиям совершенной конкуренции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 5
1.1. Малое предпринимательство в сфере образовательных услуг 5
1.2. Инвестиции в образование – важнейший показатель развития малого предпринимательства в сфере образовательных услуг 10
2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОУ ДОД ДЮСШ Г. ТУЛА 16
2.1 Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа г.Тула» 16
2.2. Анализ финансовой деятельности и сравнительная характеристика статей сметы бюджета деятельности НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула. 23
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОУ ДОД ДЮСШ Г. ТУЛА 32
3.1. Проблемы финансового состояния НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула 32
3.2. Возможные пути решения проблем, совершенствования финансовой деятельности НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 426.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

 

Кафедра _________________________________

(наименование  кафедры)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине ________________________________________

на тему:

Организация малого предприятия в сфере образовательных  услуг 

(полное  наименование темы  согласно приказу)

 

 

 

 

Выполнил: студент(-ка)_____ курса группы_____

факультета _________________________________

специальности ______________________________

специализации (дополнительной специальности)

___________________________________________

Научный руководитель: должность, ученая степень

____________________________________________

 

 

 

 

 

 

Тула 20___ г.

 

 

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня малые предприятия – это важный элемент рыночной экономики, без которого государство не может гармонично развиваться. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, качество и структуру ВВП, поскольку составляет большую его часть. Малый бизнес придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад он вносит в формирование конкурентной среды, что для экономики России имеет первостепенное значение. Именно в среде малого предпринимательства создаются условия максимально приближенные к условиям совершенной конкуренции.

Сфера услуг достаточно обширна, она состоит из всех видов предоставляемых коммерческих услуг, и, по числу занятого населения, занимает лидирующие позиции среди отраслей экономики. Доля малого бизнеса в сфере услуг неуклонно растёт, так как в нашей стране этот вид деятельности более привлекателен для малого бизнеса, нежели производство или сельское хозяйство.

Чтобы говорить об управлении на малом предприятии, необходимо ввести понятие самого малого предпринимательства. Малое предпринимательство — это вид предпринимательской деятельности, осуществляемой субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.

Предпринимательская деятельность в области физической культуры и спорта заключается в производстве и предоставлении услуг, удовлетворяющих различные потребности населения, предполагают обеспечение этой деятельности целым рядом условий материально-технического, организационного и кадрового характера, а именно: развитие сети физкультурно-спортивных сооружений и организацию обслуживания их посетителей во время учебно-тренировочных занятий, спортивных соревнований и зрелищных мероприятий; профессиональную подготовку кадров; проведение научно-исследовательской работы; производство и реализацию спортивных товаров; ремонт и прокат спортивного инвентаря и др. В экономическом комплексе страны действует значительное количество внебюджетных образовательных учреждений, которые получают средства не только из государственного бюджета, но и из других (внебюджетных) источников.

Актуальность  курсовой работы заключается в том, в экономике России в настоящее время одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия. В последнее время выявился рост числа предприятий малого бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, особенно это касается организации малого предприятия в сфере образовательных услуг.

Для достижения указанной цели в курсовой работе поставлены и последовательно решены следующие задачи:

- рассмотреть малое предпринимательство в сфере образовательных услуг и изучить инвестиции в образование, как важнейший показатель развития  малого предпринимательства в сфере образовательных услуг;

- дать характеристику  негосударственного образовательного  учреждения дополнительного образования  детей «Детско-юношеская спортивная школа г. Тула» и провести анализ финансовой деятельности;

- выявить проблемы финансового состояния и предложить возможные пути решения проблем, совершенствования финансовой деятельности НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула.

Целью работы является исследование основных проблем предпринимательства в сфере образовательных услуг.

 Объектом работы является негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеская спортивная школа г. Тулы (далее НОУ ДОД ДЮСШ г. Тулы).

Предметом – финансово-экономическая деятельность НОУ ДОД ДЮСШ г. Тулы.

При написании  курсовой работы были использованы учебники и учебные пособия таких авторов как: Афанасьев, М. П., Золотов, М.И., Киселева, В. В., Поташник, М. М., Феклин, С. И. и др.

 

1. СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

1.1. Малое предпринимательство в сфере образовательных услуг

Экономическая деятельность в сфере образования основывается на принципах:

1) признания равенства  и конкуренции субъектов, осуществляющих  образовательную деятельность (организаций,  осуществляющих образовательную  деятельность, и лиц, ведущих индивидуальную педагогическую деятельность). Монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция в сфере образования запрещены и влекут ответственность в соответствии с антимонопольным законодательством;

2) признания свободы граждан в принятии решения о получении образования соответствующего уровня и направленности, в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, лица, ведущего индивидуальную педагогическую деятельность, образовательной программы, формы обучения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом;

3) обеспечения организациями,  осуществляющими образовательную  деятельность, лицами, ведущими индивидуальную  педагогическую деятельность, открытости, общедоступности и полноты информации о ведущейся ими образовательной деятельности для потребителей образовательных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом1.

Образовательная деятельность может осуществляться следующими организациями:

1) образовательными организациями;

2) научными организациями и иными организациями (далее – организации, осуществляющие обучение) в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

1. Право на осуществление образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у организации, осуществляющей образовательную деятельность, с момента предоставления ей лицензии, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Образовательной организацией признается некоммерческая организация, основной деятельностью которой в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, является образовательная деятельность.

В пределах определенного  в уставе образовательной организации  предмета основной деятельности образовательная  организация вправе реализовывать образовательные программы разного уровня и направленности и оказывать образовательные услуги, как безвозмездно, так и за плату, а также вести в установленном порядке научную и иную, связанную с предоставлением образования и обучением деятельность в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом к образовательным организациям определенного типа, вида (категории).

3. Научные организации и иные организации, в том числе созданные в форме коммерческих организаций, могут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по образовательным программам, установленным настоящим Федеральным законом. Такие организации относятся к организациям, осуществляющим обучение, и не являются образовательными.

4. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, к осуществлению образовательной деятельности допускаются индивидуальные предприниматели.

Проводимые  государством преобразования, не могли  не затронуть образовательный сектор, реформирование которого проводится по следующим направлениям:

- привлечение к оказанию образовательных услуг субъектов различных форм собственности и источников финансирования;

- внедрение механизма аутсорсинга, способствующего привлечению в сферу образовательных услуг представителей малого и среднего бизнеса;

- привлечение инновационных технологий, позволяющее раскрыться творческому потенциалу участников образовательного процесса;

- расширение платного образовательного сектора, позволяющее развить позитивную конкуренцию среди поставщиков образовательных услуг и иных, сопутствующих процессу продуктов, что дает возможность выбора услуг на альтернативной основе.

В соответствии с положениями Закона Российской Федерации «Об образовании» к образовательным, относятся учреждения следующих типов:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
  • учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
  • учреждения дополнительного образования взрослых;
  • специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
  • учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
  • учреждения дополнительного образования детей;
  • другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Деятельность  государственных и муниципальных  образовательных учреждений регулируется типовыми положениями, утверждаемыми  Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Для негосударственных  образовательных учреждений типовые  положения об образовательных учреждениях  выполняют функции примерных.

В негосударственных  школах взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.

Негосударственное образовательное учреждение должно предъявить родителям лицензию на право ведения образовательной деятельности.

Немаловажным  является и то, что российский бизнес стал активнее спонсировать физическую культуру и спорт, а также создавать необходимые условия для занятий физкультурой и спортом работникам собственных предприятий.

Отдельные виды предпринимательской деятельности в сфере физкультуры и спорта требуют прохождения процедуры  государственного лицензирования. Такой  порядок применяется с целью  допуска к определенным видам  спортивных услуг только достаточно квалифицированных и компетентных лиц, чья деятельность позволит исключить потенциальную опасность для жизни и здоровья клиентов (профильные образовательные услуги, массаж, спортивно-медицинские консультации и т.д.)3.

Предпринимательская деятельность в сфере физкультуры и спорта на сегодня осуществляется:

  • индивидуальными предпринимателями, так как большинство профессиональных спортсменов и тренеров выступают на спортивном рынке труда как частные предприниматели;
  • спортивными клубами, лигами, федерациями и иными организациями в спорте;
  • предприятиями, специализирующимися на производстве спортивных товаров, услуг и информации в сфере физкультуры и спорта (предприятия, производящие спортивную одежду, обувь, снаряжение и атрибутику; специализированные телевизионные и радиокомпании и каналы; спортивные печатные издания и т.д.).

В целом, спортивное предпринимательство – особый род  бизнеса, требующий особого набора качеств предпринимателя, знаний о  спорте и коммерции. Спортивное предпринимательство  требует не только организаторских способностей, но и глубокое знание составляющих спортивной науки – анатомии, биохимии, физиологии, рационального питания, спортивной медицины, психологии и педагогики спорта, спортивного менеджмента и маркетинга4.

Наряду с  индивидуальным предпринимательством в спортивном предпринимательстве широко используются услуги спортивных агентов (менеджеры, посредники), являющихся связующим звеном между работодателями и спортсменами. Вознаграждением агентам служат комиссионные от суммы контрактов спортсменов.

При этом действующее  сегодня законодательство дает широкие  возможности государственным спортивным учреждениям заниматься предпринимательской деятельностью.

Негосударственные образовательные учреждения (НОУ), как и бюджетные, являются некоммерческими организациями, и могут создаваться в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них гражданским законодательством РФ. Учредителями негосударственных образовательных организаций, как правило, выступают государственные высшие учебные заведения (например, университеты и академии), а также – учреждения общественных и религиозных организаций (объединений) и частные лица. В большинстве случаев негосударственные образовательные организации создаются в форме частных учреждений (НОУ), однако в последние годы распространение получила и такая организационная форма как автономная некоммерческая организация (АНО). Обучение в НОУ и АНО, как правило, осуществляется на платной основе. Право негосударственных образовательных учреждений взимать плату с обучающихся и воспитанников за образовательные услуги (в т.ч. и за обучение в пределах государственных образовательных стандартов) закреплено в п. 1 ст. 46 Закона РФ «Об образовании». Платная образовательная деятельность НОУ не считается предпринимательской, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Информация о работе Организация малого предприятия в сфере образовательных услуг