Малые предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 14:10, реферат

Краткое описание

Малое предпринимательство, характеризующееся гибкостью и приспособляемостью к изменяющимся внешним условиям, должно стать движущей силой в преодолении последствий экономического кризиса, в формировании и развитии конкурентных преимуществ российских товаров и услуг

Файлы: 1 файл

Документ Word 2007.docx

— 35.53 Кб (Скачать)

Малое предпринимательство,  характеризующееся гибкостью и  приспособляемостью к изменяющимся внешним условиям,  должно стать  движущей силой в преодолении  последствий экономического кризиса,  в формировании и развитии конкурентных преимуществ российских товаров  и услуг.

Конкурентоспособность малого бизнеса формируется в  процессе конкуренции между предпринимателями. Конкуренция принуждает предпринимателей к эффективной деятельности, использованию  прогрессивных технологий, совершенствованию  качественных характеристик товаров  и услуг, улучшению организации  производства и управления, снижению издержек, формированию конкурентных преимуществ. Роль малых предприятий  в экономике страны довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Это происходит под воздействием ряда факторов, действующих  порой противоречиво. Так, развитие технологий, науки предполагает, с  одной стороны, наличие крупных  предприятий (поскольку требуются  большие капиталовложения), а с  другой стороны, ведет к сокращению рабочих мест на крупных предприятиях, а, следовательно, к увеличению безработицы. В конечном итоге это вызывает сокращение потребительского спроса и  ведет к увеличению социальной напряженности.

В то же время  развитие технологий, науки и техники  сопровождается  изменениями спроса, на которые не могут оперативно реагировать  крупные предприятия в силу инертности производства из-за его громоздкости. Это могут сделать малые предприятия  в силу гибкости и быстроты принятия решения, поскольку хозяину легче  проконтролировать производственный процесс и быстро его переналадить исходя из изменений спроса на рынке.

Но самая важная значимость малых предприятий заключается  в решении ряда социальных аспектов. Малые предприятия создают условия  для увеличения числа рабочих  мест. Это подтверждается и современным  характером экономического развития промышленно  развитых стран. В США, например, начиная  с конца 60-х и особенно в 70-е  гг., центр создания рабочих мест переместился из крупных компаний в  сектор малого бизнеса. В США ежегодно создается 600 000 новых предприятий, что  в 7 раз больше, чем в 50-е и 60-е  гг. Правда, значительная часть из этих предприятий прекращает свое существование. Уходят предприятия, продукция которых  становится не востребованной. На смену  им приходят предприятия с новой  продукцией, которую ждет рынок.

Кроме того, в  условиях повышения общей образованности населения все больше граждан  стремится к более полному  проявлению своих индивидуальных способностей. Этого можно достигнуть главным  образом за счет открытия собственного дела, своего бизнеса, которое по душе и отвечает их наклонностям. В конечном итоге это также способствует созданию и развитию малых предприятий.

Целью написания  данной курсовой работы является  выявление  общих принципов и закономерностей  создания и функционирования малых  предприятий и рассмотрение действия этих принципов на конкретном предприятии.

Глава Ι

1.1 Понятие  и сущность малых предприятий.

Для современной  экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств  — крупных, с тенденцией к монопольным  структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.

С одной  стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают  большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые  и определяют важнейшие технологические  сдвиги.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий  в мировой экономике особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных  с производством и реализацией  потребительских товаров.

Рассмотрим  критерии, по которым предприятие  может относиться к группе «малых предприятий». Следует при этом отметить, что в разных странах для отнесения  предприятий к группе «малых предприятий» существуют разные критерии. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся  к малому бизнесу, являются:

- численность  персонала;

- размер  уставного капитала;

- величина  активов;

- объем  оборота (прибыли, дохода).

По некоторым  российским источникам к малым предприятиям относятся предприятия, численность  сотрудников которых не превышает 200 человек. [9]

В Федеральном  Законе  "О развитии малого и  среднего предпринимательства в  Российской Федерации" от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ [1] установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются коммерческие организации численностью менее 100 человек – малые предприятия, в числе которых выделены организации  менее 15 человек – микропредприятия, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица. Коммерческие организации численностью от 101 до 250 человек относятся к  средним предприятиям.

С 01.01.2010 к критериям отнесения предприятий  к разным категориям добавится показатель «объем выручки» и «величина активов»

Не относятся  к малым предприятиям организации, единственными учредителями которых  являются административные органы муниципальных  образований (мэрии, городские, районные и поселковые администрации) или  доля их участия в уставном капитале названных организаций превышает 25 процентов.

Многопрофильные малые предприятия (осуществляющие несколько видов деятельности), относятся  к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота  или годовом объеме прибыли. В  течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года.

Естественно, что статистика малого предпринимательства  базируется на определении, установленном  в Законе.

Федеральное статистическое бюро США относит  к малым предприятиям предприятия, на которых количество работников не превышает 500 человек.

В Европейском  сообществе с 1 января  1995 г. к малым  предприятиям относятся те, которые  не превышают следующих показателей:

- количество  занятых работников до 50 чел.;

- годовой  оборот менее 4 млн. ЭКЮ (ЕВРО);

- сумма  баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

К средним  предприятиям в ЕС относят те, которые  не превышают:

- количество  занятых работников от 50 до 250 чел.;

- годовой  оборот менее 16 млн. ЭКЮ;

- сумма  баланса менее 8 млн. ЭКЮ.

В настоящее  время в соответствии с действующим  британским законодательством к  малому бизнесу относятся предприятия, численность занятых в которых  – не более 50 человек, оборот предприятия  – не более 2,8 млн. ф. ст. и/или баланс предприятия – не более 1,4 млн. ф. ст.

В то же время для целей статистического  учета во всех странах используется только один показатель - численность  персонала.

Возможность эффективного функционирования малых  форм производства определяется рядом  их преимуществ по сравнению с  крупным производством: близость к  местным рынкам и гибкое приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным  фирмам; исключение лишних звеньев  управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного  и личного потребления.

Кроме этого, малое предпринимательство  обеспечивает необходимую мобильность  в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без  которых немыслима его высокая  эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и  сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое  главное), он создает ту среду и  дух предпринимательства, без которых  рыночная экономика невозможна.

В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные  условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются  дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется  потребительский сектор. Развитие малых  предприятий ведет к насыщению  рынка товарами и услугами, повышению  экспортного потенциала, лучшему  использованию местных сырьевых ресурсов.

Таким образом, малое предпринимательство  выполняет следующие функции  в социально-экономической структуре общества :

Функции(Социально-экономическое содержание функций):

Экономическая(Наполнение рынка товарами и услугами для удовлетворения потребностей людей, обслуживание крупного бизнеса, мобилизация значительных финансовых средств для развития бизнеса, эффективное использование ресурсов, освоение и применение новых источников и видов)

Институциональная (изменение институциональной среды, создание новых рыночных институтов)

Социальная (Решение проблем занятости населения, формирование среднего класса, реализация личной инициативы потенциальных предпринимателей)

Политическая (Формирование в стране гражданского общества, участие в решении социально-экономических проблем общества)

Инновационная (Развитие НТП и быстрое внедрение его результатов в производство)|

Конкурентная (Развитие конкурентных отношений на рынках, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и услуг, обеспечение механизма конкуренции) 

Основы  функционирования предприятий в  России, в том числе и малых, устанавливаются Гражданским кодексом РФ, определяющим все стороны экономической деятельности нашего общества. В первой его части в главе 1 «Юридические лица» установлено, что те юридические лица, которые являются коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных государственных и муниципальных предприятий.

Хозяйственными  товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенными на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. В  случаях, предусмотренных Кодексом, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое  становится его единственным участником. Такими обществами могут быть: полное товарищество, товарищество на вере (командитное  товарищество)- участники отвечают за результаты деятельности всем своим  имуществом; общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, производственный кооператив – участники несут ответственность  за деятельность общества в размере  принадлежащей им доли в уставном капитале; дочернее (и зависимое) общество – юридическое лицо, все доли уставного капитала или часть его (более 20%) принадлежит другому обществу; унитарное предприятие – общество, не имеющее права собственности на закрепленное за ним имущество. [5]

В зависимости  от стратегии, которую они выбирают на рынке, выделяют 3 группы производственных предприятий: виоленты, патиенты, эксплеренты, коммутанты. Рассмотрим эти типы предприятий  более подробно.

Коммутанты. Малые предприятия этой группы, как  правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. К ним же можно отнести специализированные фирмы по оказанию услуг (например, по обслуживанию средств вычислительной множительной техники). Эти предприятия  очень тесно взаимодействуют  с крупными предприятиями через  систему кооперационных связей, систему  субподряда. С помощью этих предприятий  крупное производство освобождается  от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые  предприятия этой группы находятся  в сильной зависимости от крупных  и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.

Патиенты. Предприятия этой группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные  рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и  материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных  фирм, а иногда и могут составить  серьезную конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого продукта.

Эксплеренты — так называемые рисковые фирмы  или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением  технических открытий, производством  опытных партий товаров[8].

Информация о работе Малые предприятия