Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 14:10, реферат
Малое предпринимательство, характеризующееся гибкостью и приспособляемостью к изменяющимся внешним условиям, должно стать движущей силой в преодолении последствий экономического кризиса, в формировании и развитии конкурентных преимуществ российских товаров и услуг
Малое предпринимательство, характеризующееся гибкостью и приспособляемостью к изменяющимся внешним условиям, должно стать движущей силой в преодолении последствий экономического кризиса, в формировании и развитии конкурентных преимуществ российских товаров и услуг.
Конкурентоспособность
малого бизнеса формируется в
процессе конкуренции между
В то же время
развитие технологий, науки и техники
сопровождается изменениями спроса,
на которые не могут оперативно реагировать
крупные предприятия в силу инертности
производства из-за его громоздкости.
Это могут сделать малые
Но самая важная
значимость малых предприятий заключается
в решении ряда социальных аспектов.
Малые предприятия создают
Кроме того, в условиях повышения общей образованности населения все больше граждан стремится к более полному проявлению своих индивидуальных способностей. Этого можно достигнуть главным образом за счет открытия собственного дела, своего бизнеса, которое по душе и отвечает их наклонностям. В конечном итоге это также способствует созданию и развитию малых предприятий.
Целью написания
данной курсовой работы является выявление
общих принципов и
Глава Ι
1.1 Понятие и сущность малых предприятий.
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств — крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, складывающихся под влиянием многих факторов.
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий в мировой экономике особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством и реализацией потребительских товаров.
Рассмотрим критерии, по которым предприятие может относиться к группе «малых предприятий». Следует при этом отметить, что в разных странах для отнесения предприятий к группе «малых предприятий» существуют разные критерии. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, являются:
- численность персонала;
- размер уставного капитала;
- величина активов;
- объем оборота (прибыли, дохода).
По некоторым российским источникам к малым предприятиям относятся предприятия, численность сотрудников которых не превышает 200 человек. [9]
В Федеральном
Законе "О развитии малого и
среднего предпринимательства в
Российской Федерации" от 24 июля 2007
г. N 209-ФЗ [1] установлено, что под субъектами
малого бизнеса понимаются коммерческие
организации численностью менее 100
человек – малые предприятия,
в числе которых выделены организации
менее 15 человек – микропредприятия,
а также физические лица, занимающиеся
предпринимательской
С 01.01.2010
к критериям отнесения
Не относятся
к малым предприятиям организации,
единственными учредителями которых
являются административные органы муниципальных
образований (мэрии, городские, районные
и поселковые администрации) или
доля их участия в уставном капитале
названных организаций
Многопрофильные малые предприятия (осуществляющие несколько видов деятельности), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. В течение года эти показатели определяются нарастающим итогом с начала года.
Естественно, что статистика малого предпринимательства базируется на определении, установленном в Законе.
Федеральное статистическое бюро США относит к малым предприятиям предприятия, на которых количество работников не превышает 500 человек.
В Европейском
сообществе с 1 января 1995 г. к малым
предприятиям относятся те, которые
не превышают следующих
- количество занятых работников до 50 чел.;
- годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ (ЕВРО);
- сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.
К средним предприятиям в ЕС относят те, которые не превышают:
- количество занятых работников от 50 до 250 чел.;
- годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ;
- сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ.
В настоящее время в соответствии с действующим британским законодательством к малому бизнесу относятся предприятия, численность занятых в которых – не более 50 человек, оборот предприятия – не более 2,8 млн. ф. ст. и/или баланс предприятия – не более 1,4 млн. ф. ст.
В то же
время для целей
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и гибкое приспособление к запросам клиентуры; производство малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и т.д. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
Кроме
этого, малое предпринимательство
обеспечивает необходимую мобильность
в условиях рынка, создает глубокую
специализацию и кооперацию, без
которых немыслима его высокая
эффективность. Во-вторых, он способен
не только быстро заполнять ниши, образующиеся
в потребительской сфере, но и
сравнительно быстро окупаться. В-третьих,
- создавать атмосферу
В свою очередь развитие мелкого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; создаются дополнительные рабочие места; активнее идет структурная перестройка; расширяется потребительский сектор. Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Таким образом, малое предпринимательство выполняет следующие функции в социально-экономической структуре общества :
Функции(Социально-
Экономическая(Наполнение рынка товарами и услугами для удовлетворения потребностей людей, обслуживание крупного бизнеса, мобилизация значительных финансовых средств для развития бизнеса, эффективное использование ресурсов, освоение и применение новых источников и видов)
Институциональная (изменение институциональной среды, создание новых рыночных институтов)
Социальная (Решение проблем занятости населения, формирование среднего класса, реализация личной инициативы потенциальных предпринимателей)
Политическая (Формирование в стране гражданского общества, участие в решении социально-экономических проблем общества)
Инновационная (Развитие НТП и быстрое внедрение его результатов в производство)|
Конкурентная
(Развитие конкурентных отношений на рынках,
повышение конкурентоспособности выпускаемой
продукции и услуг, обеспечение механизма
конкуренции)
Основы функционирования предприятий в России, в том числе и малых, устанавливаются Гражданским кодексом РФ, определяющим все стороны экономической деятельности нашего общества. В первой его части в главе 1 «Юридические лица» установлено, что те юридические лица, которые являются коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных государственных и муниципальных предприятий.
Хозяйственными
товариществами и обществами признаются
коммерческие организации с разделенными
на доли (вклады) учредителей (участников)
уставным (складочным) капиталом. В
случаях, предусмотренных Кодексом,
хозяйственное общество может быть
создано одним лицом, которое
становится его единственным участником.
Такими обществами могут быть: полное
товарищество, товарищество на вере (командитное
товарищество)- участники отвечают
за результаты деятельности всем своим
имуществом; общество с ограниченной
ответственностью, общество с дополнительной
ответственностью, производственный кооператив
– участники несут
В зависимости от стратегии, которую они выбирают на рынке, выделяют 3 группы производственных предприятий: виоленты, патиенты, эксплеренты, коммутанты. Рассмотрим эти типы предприятий более подробно.
Коммутанты.
Малые предприятия этой группы, как
правило, специализируются на изготовлении
отдельных узлов и деталей, иногда
осуществляют промежуточную сборку.
К ним же можно отнести
Патиенты. Предприятия этой группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных фирм, а иногда и могут составить серьезную конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого продукта.
Эксплеренты — так называемые рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров[8].