Малые предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 14:10, реферат

Краткое описание

Малое предпринимательство, характеризующееся гибкостью и приспособляемостью к изменяющимся внешним условиям, должно стать движущей силой в преодолении последствий экономического кризиса, в формировании и развитии конкурентных преимуществ российских товаров и услуг

Файлы: 1 файл

Документ Word 2007.docx

— 35.53 Кб (Скачать)

Статья 18 Закона устанавливает правила оказания имущественной поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с этой статьей оказание имущественной  поддержки субъектам малого и  среднего предпринимательства и  организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и  органами местного самоуправления в  виде передачи во владение и (или) в  пользование государственного или  муниципального имущества, в том  числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной  основе или на льготных условиях. Указанное  имущество должно использоваться по целевому назначению.

Запрещаются продажа  переданного субъектам малого и  среднего предпринимательства и  организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог  и внесение прав пользования таким  имуществом в уставный капитал любых  других субъектов хозяйственной  деятельности.

Информационная  поддержка субъектов малого и  среднего предпринимательства (статья 19) и организаций, образующих инфраструктуру поддержки, осуществляется органами государственной  власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства  с целью обеспечения их информацией:

1) о реализации  федеральных и региональных программ  развития субъектов малого и  среднего предпринимательства;

2) о количестве  субъектов малого и среднего  предпринимательства и об их  классификации по видам экономической  деятельности;

3) о числе  замещенных рабочих мест в  субъектах малого и среднего  предпринимательства;

4) об обороте  товаров (работ, услуг), производимых  субъектами малого и среднего  предпринимательства;

5) о финансово-экономическом  состоянии субъектов малого и  среднего предпринимательства;

6) об организациях, образующих инфраструктуру поддержки  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

7) иного характера  (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией,  информацией в области маркетинга, необходимой для развития субъектов  малого и среднего предпринимательства).

Данная информация является общедоступной и размещается  в сети "Интернет" на официальных  сайтах федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Законом также  предусматривается возможность  оказания консультационной поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства  в виде  создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства  и оказывающих консультационные услуги.

Предусматривается ряд мер  в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для субъектов малого и  среднего предпринимательства на основе государственных образовательных  стандартов.

Оказание поддержки  субъектам малого и среднего предпринимательства  в области инноваций и промышленного  производства органами государственной  власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде:

- создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций;

- создания условий  для привлечения субъектов малого  и среднего предпринимательства  к заключению договоров субподряда  в области инноваций и промышленного  производства;

Аналогичные меры поддержки малого и среднего предпринимательства  в области ремесленной и сельскохозяйственной деятельности.

Оказание поддержки  основывается на заявительном принципе. Поддержка может быть оказана  неоднократно, но с промежутком не менее трех лет между окончанием предыдущей поддержки началом следующей. Для получения поддержки необходимо, чтобы заявка была включена в соответствующую  программу. Решение о включении  заявки в   соответствующую Программу  принимают органы федеральной, региональной или муниципальной власти. Эти  же органы принимают решение о  поддержке субъекта малого предпринимательства  при распределении объемов государственного заказа на изготовление продукции или  оказания услуги для нужд государства, региона или муниципалитета.

Законом предусмотрена  возможность льготного кредитования субъектов малого предпринимательства. Оно осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей  разницы кредитным организациям за счет средств фондов поддержки  малого предпринимательства. Фонды  поддержки малого предпринимательства  вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов  малого предпринимательства на льготных условиях. Размер, порядок и условия  компенсации устанавливаются договором  между кредитной организацией и  соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства.

Сама возможность  применения льготного кредитования зависит от объема финансовых ресурсов фондов поддержки малого предпринимательства  и условий договорных отношений  таких фондов с кредитными организациями, т.е. такой тип льгот не носит  всеобщего установленного характера.

Это относиться и к льготному страхованию  субъектов малого предпринимательства. Закон устанавливает, что страхование  субъектов осуществляется на льготных условиях, а фонды поддержки малого предпринимательства вправе компенсировать страховым организациям полностью  или частично недополученные ими  доходы при страховании на льготных условиях субъектов малого предпринимательства.

Для сравнения  приведем данные о государственной  поддержке малого предпринимательства  в других странах через специальные  структуры и фонды.

За последние  годы в США существенно возрос объем коммерческих и промышленных займов, выдаваемых субъектам малого бизнеса под гарантии Администрации  малого бизнеса. Только за один год  — с 1993 по 1994 — их количество возросло с 25 тыс. до 35 тыс., а объем займов достиг, по оценке, 6 млрд. долл. При этом такая тенденция имеет место, несмотря на рост банковского процента за кредит, достигшего в последние годы 2-3% годовых.

В США практикуются различные формы поощрения малого бизнеса. Так, например, в 1994 г. малые  предприятия получили 61,2 млрд. от общей  суммы 200,4 млрд. долларов в товарах  и сервисах (услуги), купленных правительством (госзаказ). Кроме того, малые фирмы  получили в том же году напрямую 39,2 млрд. долл.

Обращает на себя и низкая ставка кредита - 2—3% годовых.

В Японии малые  предприятия могут получить кредит под гарантию «Корпорации страхового кредитования малого бизнеса», во Франции - под гарантию фонда «Кредит для  средних и мелких фирм» [8]. В Великобритании функции по координации и регулированию  развития данных предприятий выполняет  Служба малого бизнеса, действующая  в рамках Министерства торговли и  промышленности. Она работает в тесном контакте с другими министерствами и ведомствами (Министерством финансов, Министерством защиты окружающей среды  и развития регионов), их региональными  агентствами, а также с местными властями.

На основании  анализа приведенной информации следует констатировать, что в  развитых странах мировой экономики  более четко установлено, через  какой орган государство оказывает  помощь малому и среднему предпринимательству.

Закон РФ от 24 июля 2007 года не указывает, какой орган  в правительстве ответственен за развитие малого предпринимательства  в России. Отсутствуют четкие указания о порядке формирования Программ поддержки МП. Может случиться  так, что в качестве основного  потребителя бюджетной поддержки  выступят организации, образующие Инфраструктуру содействия МП.

В качестве еще  одной меры государства, призванной облегчить функционирование малых  предприятий, является введение процедур упрощенного налогообложения. Причем организация сама может решить, по какой системе ей работать. В соответствии с законом для перехода на упрощенную систему налогообложения необходимо выполнение двух условий (на дату перехода): численность предприятия не превышает 15 человек, размер валовой выручки  за год не превышает 100000 минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Применение упрощенной системы налогообложения, учета  и отчетности организациями, подпадающими под действие настоящего Федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством  Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов  и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной  деятельности организаций за отчетный период.

Для организаций, применяющих упрощенную систему  налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок  уплаты таможенных платежей, государственных  пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

Организациям, применяющим  упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется  право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения  книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе  без применения способа двойной  записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим  положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

Глава 2.

2.1 Особенности  создания и функционирования  малого предприятия.

Эффективность функционирования малого предприятия  зависит от многих факторов, в том  числе от законодательной базы (условия  создания малого предприятия, условия  налогообложения, наличие инфраструктуры государственной поддержки), наличия  или доступности финансового  обеспечения, наличия материально-технической  базы (помещений, оборудования, транспортных коммуникаций, энергоносителей), наличия  персонала необходимой квалификации, наличия спроса по производимую продукцию.

Рассмотрим прежде всего особенности создания малого предприятия.

Порядок создания малого и среднего предприятия установлен в части 1 Гражданского  кодекса  РФ, в соответствии с этим предприятие может быть создано (учреждено) по решению одного или нескольких граждан РФ, либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренном Законом.

Предприятие может  быть учреждено в результате выделения  из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или  нескольких структурных подразделений  с сохранением за ними существующих обязательств перед предприятием. Например, при приватизации Ярославского шинного  завода автотранспортный цех  был  выделен в самостоятельное  (дочернее) предприятие «ЯШЗ – транспорт».

Предприятие может  быть учреждено в результате принудительного  разделения в соответствии с антимонопольным  законодательством РФ.

В любом случае учредительными документами предприятия  являются Устав предприятия, а также  Решение о его создании или  Договор учредителей. В Уставе предприятия  определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли  и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия.

Устав предприятия  утверждается его учредителем. На государственном  и муниципальном предприятии, а  также на предприятии смешанной  формы собственности, в имуществе  которого доля государства или местного Совета составляет более 50 %, устав утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом.

Предприятие считается  утвержденным и приобретает права  юридического лица со дня его государственной  регистрации.

Государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным Советом (администрацией)  по месту учреждения предприятия.

Данные государственной  регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РФ для включения в Государственный  реестр.

Деятельность  незарегистрированного предприятия  запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через  суд и направляются в местный  бюджет.

Информация о работе Малые предприятия