Малые предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 14:10, реферат

Краткое описание

Малое предпринимательство, характеризующееся гибкостью и приспособляемостью к изменяющимся внешним условиям, должно стать движущей силой в преодолении последствий экономического кризиса, в формировании и развитии конкурентных преимуществ российских товаров и услуг

Файлы: 1 файл

Документ Word 2007.docx

— 35.53 Кб (Скачать)

Малые предприятия функционируют во всех сферах и отраслях народного хозяйства, выполняя один или несколько видов  деятельности. Однако следует иметь  в виду, что отдельные виды деятельности разрешаются исключительно государственным  предприятиям, а производство ряда товаров или услуг может быть осуществлено только на основании специального разрешения (лицензии).

Малое предприятие обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной  деятельности, само распоряжается выпускаемой  продукцией, прибылью, оставшейся после  уплаты налогов и других  обязательных платежей, если иное не предусмотрено  его уставом.

На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем  финансовых результатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия - планирование. Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию (услуги) и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, а также с поставщиками сырья, материалов, необходимых для производства продукции. Договоры могут заключаться и с соответствующими государственными органами.

В условиях либерализации цен предприятие  реализует свою продукцию, работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или  на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации,— по государственным  расценкам.

Для хранения денежных средств и осуществления  всех видов расчетных, кредитных  и кассовых операций предприятие  открывает расчетный и другие счета в любом банке.

Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров  и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее свои обязательства  по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с Законом  Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г.

При условии  соблюдения установленных правил малые  предприятия могут самостоятельно выходить на международный рынок.

Формы, системы и размер оплаты труда  работников предприятия, а также  другие виды их доходов устанавливаются  предприятием самостоятельно. Предприятие  обеспечивает гарантированный законом  минимальный размер оплаты труда, условия  труда и меры социальной защиты работников независимо от видов собственности  и организационно-правовых форм предприятия. При этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный  рабочий день и иные льготы, а  также поощрять работников организаций, обслуживающих трудовой коллектив  и не входящих в состав предприятия.

Работники малых предприятий подлежат социальному  и медицинскому страхованию и  социальному обеспечению в порядке  и на условиях, установленных для  рабочих и служащих государственных  предприятий. Малое предприятие  вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению  в порядке и размерах, установленных  действующим законодательством. 

1.2 Место малых предприятий в экономике России.

Велика  роль малых предприятий и в  повышении занятости населения.

В малых  предприятиях работают три группы персонала: основной персонал, совместители и  работники по договору.

Средняя численность работников организации за какой-либо период (месяц, квартал, год) включает:

среднесписочную численность работников;

среднюю численность внешних совместителей;

среднюю численность работников, выполнявших  работы по договорам гражданско-правового  характера.

Следует иметь в виду, что работник, получающий в одной организации две, полторы, менее одной ставки или оформленный  в одной организации как внутренний совместитель, учитывается в списочной  численности работников как один человек (целая единица).

Расчет  средней численности других категорий  работников, принятых на работу по совместительству или по договору, производится исходя из фактически отработанного ими  времени с учетом продолжительности  рабочего времени, установленной законодательством.

Говоря  о рабочей занятости в США, Японии, Германии и др. стран, следует  иметь в виду, что крупные предприятия  этих   страны за последние годы испытывают острую конкуренцию со стороны  ряда стран (Япония, Германия, Канада, Китай  и др.). Особенно это касается таких  передовых в техническом отношении  производств, как компьютерная техника, электротехническая промышленность, автомобилестроение и др. В результате владельцы этих предприятий вынуждены ввести режим  строжайшей экономии, снижения затрат, осуществлять рационализацию производства. В ряде отраслей наблюдается тенденция  перевода предприятий в другие страны с более дешевой рабочей силой. Только за последние годы из США  за границу переместилось 11 млн. рабочих  мест.

В этих условиях развитие малого бизнеса позволяет  смягчить экономический спад, по возможности  преодолеть его, обеспечить рост занятости. Только за период с 1975 по 1992 гг  доля занятых на малых предприятиях США  увеличилась с 74,2 до 80,0%, тогда как  на крупных предприятиях сократилась  с 25,8 до 20,0%.

Малые предприятия играют важную роль и  в экономике Великобритании. На них  приходится 99% количества предприятий  страны, 49% оборота и 45% занятых. 

1.3 Государственная  поддержка малых предприятий.

Эффективность функционирования как выделенного  при приватизации, так и вновь  создаваемого малого предприятия будет  в основном зависеть от благоприятности  законодательной базы и доступности  финансовой поддержки.

Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия  в зависимости от его организационно-правовой формы являются:

внутренние  ресурсы – материальные ресурсы, полученные в результате приватизации; сбережения владельца предприятия, выделенные на создание и развитие бизнеса; прибыль; амортизационные  отчисления; средства, полученные от продажи  ценных бумаг; паевые и иные взносы членов трудового коллектива;

внешние ресурсы – средства финансовых и  других организаций или частных  лиц;

государственные и региональные фонды поддержки  малого предпринимательства.

Организационную основу управления развитием малого предпринима- тельства составил Федеральный  закон "О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 августа 1995 г и  принятый взамен него Федеральный Закон "О развитии малого и среднего пред- принимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ.

Оба закона в свое время являлись и являются важным элементом правовой среды  малого бизнеса, который сильно зависит  от поддержки государства.

Закон №209-ФЗ от 24 июня 2007 года регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в  сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия  субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

В законе установлено, что поддержка  субъектов  малого и среднего предпринимательства - это деятельность органов государственной  власти РФ, органов государственной  власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов  малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами  развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными  программами развития субъектов  малого и среднего предпринимательства  и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В программе  любого уровня должны быть указаны  объем и источник финансирования, орган исполнительной власти, ответственный  за реализацию мероприятий, включенных в программу.

В соответствии с основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ являются:

- развитие  субъектов малого и среднего  предпринимательства в целях  формирования конкурентной среды  в экономике Российской Федерации;

- обеспечение  благоприятных условий для развития  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

- обеспечение  конкурентоспособности субъектов  малого и среднего предпринимательства;

- оказание  содействия субъектам малого  и среднего предпринимательства  в продвижении производимых ими  товаров (работ, услуг), результатов  интеллектуальной деятельности  на рынок РФ и рынки иностранных  государств;

- увеличение  количества субъектов малого  и среднего предпринимательства;

- обеспечение  занятости населения и развитие  самозанятости;

- увеличение  доли производимых субъектами  малого и среднего предпринимательства  товаров (работ, услуг) в объеме  валового внутреннего продукта;

- увеличение  доли уплаченных субъектами малого  и среднего предпринимательства  налогов в налоговых доходах  федерального бюджета, бюджетов  субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов.

Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) разграничение  полномочий по поддержке субъектов  малого и среднего предпринимательства  между федеральными органами  государственной власти, органами  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами  местного самоуправления;

2) ответственность  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации, органов местного самоуправления  за обеспечение благоприятных  условий для развития субъектов  малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение  равного доступа субъектов малого  и среднего предпринимательства  к получению поддержки в соответствии  с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами  развития малого и среднего  предпринимательства, региональными  программами развития малого  и среднего предпринимательства  и муниципальными программами  развития малого и среднего  предпринимательства.

Инфраструктура  поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства включает в себя органы государственной власти, а также центры и агентства  по развитию предпринимательства, государственные  и муниципальные фонды поддержки  предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды  поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для  субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические  центры, бизнес-инкубаторы, палаты и  центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые  центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства  и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких  субъектов и организаций, поддержку  в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций  и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и  среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и  среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания поддержки  субъектам малого и среднего предпринимательства  и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, устанавливаются  федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов  малого и среднего предпринимательства.

Средства федерального бюджета на государственную поддержку  субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе на ведение реестра  субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки), предусмотренные  федеральным законом о федеральном  бюджете, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации  в виде субсидий в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации.

Информация о работе Малые предприятия