Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 14:10, реферат
Малое предпринимательство, характеризующееся гибкостью и приспособляемостью к изменяющимся внешним условиям, должно стать движущей силой в преодолении последствий экономического кризиса, в формировании и развитии конкурентных преимуществ российских товаров и услуг
Малые
предприятия функционируют во всех
сферах и отраслях народного хозяйства,
выполняя один или несколько видов
деятельности. Однако следует иметь
в виду, что отдельные виды деятельности
разрешаются исключительно
Малое
предприятие обладает самостоятельностью
в осуществлении своей
На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых результатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия - планирование. Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию (услуги) и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, а также с поставщиками сырья, материалов, необходимых для производства продукции. Договоры могут заключаться и с соответствующими государственными органами.
В условиях
либерализации цен предприятие
реализует свою продукцию, работы, услуги,
отходы производства по ценам и тарифам,
устанавливаемым самостоятельно или
на договорной основе, а в случаях,
предусмотренных
Для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций предприятие открывает расчетный и другие счета в любом банке.
Предприятие
несет полную ответственность за
соблюдение кредитных договоров
и расчетной дисциплины. Предприятие,
не выполняющее свои обязательства
по расчетам, может быть в судебном
порядке объявлено
При условии
соблюдения установленных правил малые
предприятия могут
Формы,
системы и размер оплаты труда
работников предприятия, а также
другие виды их доходов устанавливаются
предприятием самостоятельно. Предприятие
обеспечивает гарантированный законом
минимальный размер оплаты труда, условия
труда и меры социальной защиты работников
независимо от видов собственности
и организационно-правовых форм предприятия.
При этом оно может самостоятельно
устанавливать для своих
Работники
малых предприятий подлежат социальному
и медицинскому страхованию и
социальному обеспечению в
1.2 Место малых предприятий в экономике России.
Велика роль малых предприятий и в повышении занятости населения.
В малых предприятиях работают три группы персонала: основной персонал, совместители и работники по договору.
Средняя численность работников организации за какой-либо период (месяц, квартал, год) включает:
среднесписочную численность работников;
среднюю
численность внешних
среднюю
численность работников, выполнявших
работы по договорам гражданско-
Следует
иметь в виду, что работник, получающий
в одной организации две, полторы,
менее одной ставки или оформленный
в одной организации как
Расчет
средней численности других категорий
работников, принятых на работу по совместительству
или по договору, производится исходя
из фактически отработанного ими
времени с учетом продолжительности
рабочего времени, установленной
Говоря
о рабочей занятости в США,
Японии, Германии и др. стран, следует
иметь в виду, что крупные предприятия
этих страны за последние годы
испытывают острую конкуренцию со стороны
ряда стран (Япония, Германия, Канада, Китай
и др.). Особенно это касается таких
передовых в техническом
В этих условиях развитие малого бизнеса позволяет смягчить экономический спад, по возможности преодолеть его, обеспечить рост занятости. Только за период с 1975 по 1992 гг доля занятых на малых предприятиях США увеличилась с 74,2 до 80,0%, тогда как на крупных предприятиях сократилась с 25,8 до 20,0%.
Малые
предприятия играют важную роль и
в экономике Великобритании. На них
приходится 99% количества предприятий
страны, 49% оборота и 45% занятых.
1.3 Государственная поддержка малых предприятий.
Эффективность функционирования как выделенного при приватизации, так и вновь создаваемого малого предприятия будет в основном зависеть от благоприятности законодательной базы и доступности финансовой поддержки.
Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия в зависимости от его организационно-правовой формы являются:
внутренние ресурсы – материальные ресурсы, полученные в результате приватизации; сбережения владельца предприятия, выделенные на создание и развитие бизнеса; прибыль; амортизационные отчисления; средства, полученные от продажи ценных бумаг; паевые и иные взносы членов трудового коллектива;
внешние ресурсы – средства финансовых и других организаций или частных лиц;
государственные и региональные фонды поддержки малого предпринимательства.
Организационную
основу управления развитием малого
предпринима- тельства составил Федеральный
закон "О государственной поддержке
малого предпринимательства в
Оба закона в свое время являлись и являются важным элементом правовой среды малого бизнеса, который сильно зависит от поддержки государства.
Закон №209-ФЗ от 24 июня 2007 года регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
В законе установлено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В программе любого уровня должны быть указаны объем и источник финансирования, орган исполнительной власти, ответственный за реализацию мероприятий, включенных в программу.
В соответствии с основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в РФ являются:
- развитие
субъектов малого и среднего
предпринимательства в целях
формирования конкурентной
- обеспечение
благоприятных условий для
- обеспечение
конкурентоспособности
- оказание
содействия субъектам малого
и среднего
- увеличение
количества субъектов малого
и среднего
- обеспечение
занятости населения и
- увеличение
доли производимых субъектами
малого и среднего
- увеличение
доли уплаченных субъектами
Основными
принципами государственной политики
в области развития малого и среднего
предпринимательства в
1) разграничение
полномочий по поддержке
2) ответственность
федеральных органов
3) обеспечение
равного доступа субъектов
Инфраструктура
поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства включает
в себя органы государственной власти,
а также центры и агентства
по развитию предпринимательства, государственные
и муниципальные фонды
Поддержка
субъектов малого и среднего предпринимательства
и организаций, образующих инфраструктуру
поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства, включает
в себя финансовую, имущественную, информационную,
консультационную поддержку таких
субъектов и организаций, поддержку
в области подготовки, переподготовки
и повышения квалификации их работников,
поддержку в области инноваций
и промышленного производства, ремесленничества,
поддержку субъектов малого и
среднего предпринимательства, осуществляющих
внешнеэкономическую
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Средства федерального
бюджета на государственную поддержку
субъектов малого и среднего предпринимательства
(в том числе на ведение реестра
субъектов малого и среднего предпринимательства
- получателей поддержки), предусмотренные
федеральным законом о