Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:19, курсовая работа
Целью данной работы является изучение экономического содержания понятия малый бизнес, осмысление этапов развития малого бизнеса в экономике России и попытка оценки некоторых проблем и перспектив развития малого бизнеса в Российской Федерации. Исходя из данной цели можно поставить следующие задачи:
Рассмотреть значения и задачи малых предприятий, а также их место в рыночной экономике ;
Рассмотреть виды малых предприятий;
Выявить проблемы развития малого бизнеса в России;
Введение………………………………………………………………………...2
1 глава. Сущность и роль малых предприятий………….….……...…….….. 4
§ 1.1 Значения и задачи малых предприятий.…..……..………………...…. 4
§ 1.2 Место и роль малых предприятий в рыночной экономике……….....7
§ 1.3 Виды малых предприятий и характеристика их экономической
деятельности…………………………………………………………………...8
2 глава. Становление и развитие малых предприятий в России…………...10
§ 2.1 Формирование малых предприятий в России………..………….......10
§2.2Проблемы малых предприятий в Росси и пути их преодолений…....18
§2.3 Государственная поддержка малых предприятий в России………...20
Заключение ……………………………………………………………...........27
Список использованной литературы………………………………………...28
Приложение…………………………………………………….……………..29
Приложение 1………………………………………………...............29
Приложение 2………………………………………………...............30
Приложение 3……………………………………………...………....31
Приложение 4………………………………………………...............33
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1 глава. Сущность и роль малых предприятий………….….……...…….….. 4
§ 1.1 Значения и задачи малых предприятий.…..……..………………...…. 4
§ 1.2 Место и роль малых предприятий в рыночной экономике……….....7
§ 1.3 Виды малых предприятий и характеристика их экономической
деятельности………………………………………………
2 глава. Становление и развитие малых предприятий в России…………...10
§ 2.1 Формирование малых предприятий в России………..………….......10
§2.2Проблемы малых предприятий в Росси и пути их преодолений…....18
§2.3 Государственная поддержка малых предприятий в России………...20
Заключение …………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...28
Приложение……………………………………………………
Приложение 1………………………………………………...........
Приложение 2………………………………………………...........
Приложение 3……………………………………………...………....31
Приложение 4………………………………………………...........
Введение.
Осуществляемые в нашей стране реформы при всей их непосредственности и противоречности явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно – технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Целью данной работы является изучение экономического содержания понятия малый бизнес, осмысление этапов развития малого бизнеса в экономике России и попытка оценки некоторых проблем и перспектив развития малого бизнеса в Российской Федерации. Исходя из данной цели можно поставить следующие задачи:
Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. [1., стр. 25]
В данной работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, показаны его преимущества и определенные недостатки. Также приведены фактические данные, характеризующие роль малого предпринимательства в экономике страны, и указаны причины, тормозящие его дальнейшее развитие.
Предпринимательская деятельность является самостоятельной, инициативной и рисковой деятельностью дееспособных граждан, направленной на систематическое получение прибыли (дохода) законным путем. На основе использования действующего законодательства и многих нормативных актов изложена система государственной поддержки и регулирования малого предпринимательства, основные пути и формы финансово – кредитной, материально – технической и другой поддержки, без которой малое предпринимательство не может динамично развиваться.
Большое внимание уделено проблемам налогообложения субъектов малого предпринимательства – юридических и физических лиц, перехода их на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. В работе изложена система ведения субъектами малого предпринимательства бухгалтерского учета и отчетности, ведение кассовых операций. [6., стр. 27]
1 глава. Сущность и роль малых предприятий.
§ 1.1 Значения и задачи малых предприятий.
Малый бизнес – предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектом рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представителями государства.
При определении мер поддержки субъектами малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применять и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная организация Экономического Сотрудничества и Развития ( ОЭСР ), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 человек, как «весьма малые», до 99 человек, как «малые», от 100 до 499 человек, как «средние» и свыше 500 человек, как «крупные». [4., стр. 63, 65]
Для более подробного разбора приведем пару пример критериев малого бизнеса в различных странах.
В Великобритании отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых. К мельчайшим относиться фирмы с числом занятых от 1 до 25 человек, к мелким – от 25 до 99. При этом, в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время, как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тысяч фунтов стерлингов.
В Германии определенное понятие о малом предприятие отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относятся фирмы с числом занятых до 49 человек и ежегодным оборотом менее 1 миллиона марок. Мелкие и средние фирмы – это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств. [7., стр. 253-254]
Ведущей проблемой современного этапа формирования структур в экономике России является разгосударствление и приватизация имущества государственных монополий. Решается она главным образом через создание, мелких, малых, средних предприятий, каждое из которых будет либо ассоциированным, либо единоличным хозяином средств производства и, естественно, производимой им продукции. Формирование малых рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономике страны отвечает мирохозяйственным тенденциям экономических процессов, так как во всех странах мира в сфере малого бизнеса действует очень большое число небольших предприятий самого различного профиля практически во всех отраслях.
В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние, и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее.
Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под влиянием многих факторов.
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно – технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно – технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.
С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост мелкого и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством товара, который имеет наиболее высокий спрос у потребителей.
Возможность эффективного функционирования малых форм производства определяется рядом их преимуществ, по сравнению с крупным производством:
Близость к местным рынкам и приспособление к запросам клиентуры;
Исключение лишних звеньев управления.
Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
В свою очередь развитие малого и среднего производства создает благоприятные условия для оздоровления экономики:
- развивается конкурентная среда;
- создаются дополнительные рабочие места;
- активнее идет структурная перестройка;
- расширяется потребительский сектор.
Развитие малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но, прежде всего для предпринимательской деятельности населения, развертывания его творческих сил и использования свободных производственных мощностей. [6., стр. 101. 113]
§ 1.2 Место и роль малых предприятий в рыночной экономике.
Так называемая малая экономика – важнейший сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.
Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются:
- активизация
структурной перестройки
- насыщение потребительского рынка товарами;
- преодоление отраслевого и регионального монополизма;
- расширение конкуренции;
- создание материальной
основы для трудоустройства
- укрепление экономической базы местных органов власти;
- развитие сел, небольших городов;
- возрождение художественных промыслов.
Малое предприятие осуществляет свою деятельность во всех сферах и отраслях народного хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Однако следует иметь в виду, что отдельные виды деятельности разрешаются исключительно государственным предприятиям, а производство ряда товаров может быть осуществленном только на основе специального разрешения – лицензии.
На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовым результатом является прибыль. Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников.
Глава МЭРТ Эльвира Набиуллина сообщила о том что, в Российской Федерации доля малого бизнеса во Внутреннем Валовом Продукте России не превышает 17%, тогда как в развитых странах этот показатель составляет порядка 50%, а в Китае — более 60%. Также она поведала о том что, с позиции того, что малый бизнес дает работу населению, то в России около 800 малых предприятий на 1000 человек, а в развитых странах эти цифры на порядок больше. Набиуллина отметила, что в ходе совещаний с представителями бизнеса был разработан «ряд конкретных предложений, что делать по секторам, отраслям». В числе этих предложений: разработка стандартного договора для подключения к инфраструктурным объектам, обновление существующей системы налогообложения предприятий малого бизнеса, создание на региональном уровне программы для субсидирования подключения к энергосетям.
Министр также
сообщила о возможности создания государственных
имущественных фондов, которые бы способствовали
решению вопросов по аренде и приватизации
площадей, а также возможность выкупа
предпринимателями помещений, которые
они уже используют для ведения бизнеса,
«вне конкурса, но по рыночной цене». [http://www.klerk.ru/news/?
§ 1.3 Виды малых предприятий и характеристика их экономической деятельности.
В зависимости от того, какой вид деятельности, и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике западных стран выделяют следующие виды предприятий: коммунанты, патиенты, эксплеренты.
Коммунанты. Малые предприятия этой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости от крупных и ведут жестокую борьбу между собой.
Патиенты. Предприятия этой группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, иногда могут, составит и сырьевую конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого продукта.