Малые предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение экономического содержания понятия малый бизнес, осмысление этапов развития малого бизнеса в экономике России и попытка оценки некоторых проблем и перспектив развития малого бизнеса в Российской Федерации. Исходя из данной цели можно поставить следующие задачи:
Рассмотреть значения и задачи малых предприятий, а также их место в рыночной экономике ;
Рассмотреть виды малых предприятий;
Выявить проблемы развития малого бизнеса в России;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...2
1 глава. Сущность и роль малых предприятий………….….……...…….….. 4
§ 1.1 Значения и задачи малых предприятий.…..……..………………...…. 4
§ 1.2 Место и роль малых предприятий в рыночной экономике……….....7
§ 1.3 Виды малых предприятий и характеристика их экономической
деятельности…………………………………………………………………...8
2 глава. Становление и развитие малых предприятий в России…………...10
§ 2.1 Формирование малых предприятий в России………..………….......10
§2.2Проблемы малых предприятий в Росси и пути их преодолений…....18
§2.3 Государственная поддержка малых предприятий в России………...20
Заключение ……………………………………………………………...........27
Список использованной литературы………………………………………...28
Приложение…………………………………………………….……………..29
Приложение 1………………………………………………...............29
Приложение 2………………………………………………...............30
Приложение 3……………………………………………...………....31
Приложение 4………………………………………………...............33

Файлы: 1 файл

Копия (2) эконом теория!!!!.docx

— 318.45 Кб (Скачать)

     Главные нерешенные проблемы в сфере малого бизнеса, которые обусловлены в основном несовершенством федерального законодательства, — недостаточная нормативно-правовая база, громоздкая налоговая система, многочисленные недостатки упрощенной системы налогообложения, неработающий Федеральный закон о государственной поддержке малого предпринимательства. Тяжелой проблемой для развития малого бизнеса остается использование нежилых помещений. Концепция обеспечения предприятий малого бизнеса нежилыми помещениями, принятая Правительством Москвы, дает основание предполагать, что эта проблема будет решена путем создания деловых центров, производственно-технологических зон, торговых предприятий «в шаговой доступности».

     Новая Программа поддержки малого бизнеса в Москве предусматривает такие приоритеты, как поддержка предприятий малого бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, занятых сбором и переработкой вторичного сырья и действующих в малой локальной энергетике, а также поддержка предприятий, предоставляющих комплекс сервисных услуг.

     Другой приоритет — информационное обеспечение малого бизнеса, прежде всего создание единого информационного центра и развитие межрегионального сотрудничества. Путем развития существующих и создания новых предприятий предполагается увеличить численность рабочих мест в малом бизнесе до 2 млн, общий вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт увеличится на 30%.

     Организована система трехуровневой финансовой поддержки малого предпринимательства. В систему вовлечены государственные, коммерческие и некоммерческие организации, оказывающие финансовые услуги предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям.

     На верхнем уровне системы действуют коммерческие банки и другие крупные инвесторы, осуществляющие непосредственное кредитование масштабных инвестиционных проектов и социально значимых программ. Эти организации взаимодействуют главным образом с крупнобюджетными предприятиями малого бизнеса, предоставляющими ликвидное залоговое обеспечение по кредитам и способным к эффективному освоению капитальных инвестиций.

     На среднем уровне функционируют фонды поддержки предпринимательства, лизинговые и франчайзинговые компании. Они взаимодействуют с различными предприятиями малого бизнеса, включая микропредприятия. Инвестиционные проекты, поддерживаемые на этом уровне, носят среднесрочный и краткосрочный характер.

     На нижнем уровне финансовые услуги предлагаются организациями, ориентированными на работу с определенными группами предпринимателей по отраслевому или территориальному признаку. Это муниципальные фонды поддержки малого бизнеса, кредитные кооперативы, бизнес-инкубаторы. Как правило, здесь обслуживаются небольшие предприятия, которым выдаются краткосрочные займы, осуществляется беззалоговое  микрофинансирование.

     Преимущества системы трехуровневой финансовой поддержки малого бизнеса заключаются в том, что все категории его субъектов получают доступ к финансированию, а инвесторами реализуются все востребованные виды финансовой поддержки.

     Время покажет, насколько эффективными для развития малого бизнеса окажутся особые экономические зоны.

 

 

 

                                       Заключение. 
     Формирование рынка - процесс многоплановый. Требуется взаимодействие многих составляющих, одной из которых является становление и развитие малых предприятий. Понятие «малое предприятие» предполагает предпринимательскую деятельность небольших предприятий в традиционных областях. 
     В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы.

     Социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий - это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.

     Малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке. В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства принято специальное постановление Правительства РФ от 11.05.1993 года №446 «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Постановление устанавливает комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в России. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным Законом от 12.05.1995 года.

 

Список используемой литературы.

  1. Агапов Т.А., Макроэкономика: учебное пособие для студентов, Издательство: «Дело и Сервис»2008.-477стр.
  2. Камаев В.Д., Экономическая теория: Учебник для вузов - М.: ВЛАДОС, 2008.-640стр.
  3. Макроэкономика: Учеб. пособие/Т.С.Алексенко, Н.Ю.Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой.- Мн.: Новое знание, 2008.-244стр.
  4. Чепурин М.Н.,  Экономическая теория: учебник для студентов,2009.-212стр.
  5. Экономическая теория: Учебное пособие. В.Е. Соколинский, В.Е. Корольков.- М.: КНОРУС,2007.-464стр.
  6. Развитие малого бизнеса - http://smallbusinesses.ru/content/1/6/
  7. ФАС России - www.fas.gov.ru
  8. Российский деловой портал - http://www.giac.ru/content/document
  9. Доля малого бизнеса - http://www.klerk.ru/news/?101649
  10. Сравнительный анализ деятельности малых предприятий - http://www.allmedia.ru/content/document_r_A09D6F5B-BF0B-4796-9146-AD679338BE87.html

 

Приложение.

Приложение 1.

     По данным официальной статистики на 01.01.2009 года количество микро и малых предприятий в г. Москве составило около 217,5 тыс. ед., что на 1,4% больше данного показателя за 01.01.2008 г. Количество микро и малых предприятий РФ на начало 2009 года составило 1,135 млн. ед., что на 17,4 % больше, чем на начало 2008 года (рис.1.1.1.а.). 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

     В динамике количества микро и малых предприятий по рассматриваемым четырем регионам и по РФ в целом за 2005-2008 гг. прослеживается стабильная положительная тенденция. В целом необходимо отметить, что в 2008 году прирост количества микро и малых предприятий в РФ выше, чем в Москве, что соответствует ситуации, характерной для последних лет (рис.1.1.1.b.). Это может объясняться тем, что малый бизнес в столице постепенно достигает своего оптимального состояния и входит в период стабильного, но умеренного роста.

 

 

 

 

Приложение 3.

     При сравнении темпов прироста количества микро и малых предприятий в крупнейших городах России - Москве и Санкт-Петербурге - наблюдается следующая особенность (рис.1.1.1.с.). Увеличение количества микро и малых предприятий в г. Москве носит стабильный характер на протяжении последних лет, однако в 2008 году рост их количества замедлился и достиг значения 1,4%, что во многом может объясняться, с одной стороны, негативным воздействием финансово-экономического кризиса, а с другой, переходом малых предприятий на упрощенную систему налогообложения, т.е. область, не наблюдаемую органами статистики. Кроме того, за рассматриваемый период наблюдался рост ИП (анализ см. ниже) и, таким образом, вполне возможен процесс трансформации микро и малых предприятий в другую организационно-правовую форму – индивидуальных предпринимателей. 
     В г. Санкт-Петербурге изменение темпов роста количества микро и малых предприятий в большей степени нестабильно. После уменьшения данного показателя в 2006 году, произошло его резкое увеличение на 15,0% в 2007 году, а в 2008 году прироста не наблюдалось. Таким образом, в Санкт-Петербурге количество микро и малых предприятий в 2008 году составило порядка 126,8 тыс. ед. или около 9,5% всех микро и малых предприятий России, что меньше аналогичного показателя по Москве на 6,8%. Если рассматривать количество микро и малых предприятий на 1000 жителей, то данный показатель в Санкт-Петербурге, наоборот, выше – 28 микро и малых предприятий на 1000 жителей против 21 микро и малого предприятия на 1000 жителей в Москве. Если сравнивать количество субъектов малого предпринимательства (микро, малые предприятия и индивидуальные предприниматели), то на 1000 жителей Москвы приходится 35 субъектов малого предпринимательства, а на 1000 жителей Санкт-Петербурга – 44 ед. Данный факт во многом объясняется тем, что количество жителей Санкт-Петербурга в 2,3 раза меньше количества жителей Москвы, а превышение количества микро и малых предприятий Москвы над количеством микро и малых предприятий Санкт-Петербурга составляет всего 1,7 раза. 

 

Приложение 4. 

     Однако при рассмотрении динамики доли количества микро и малых предприятий отдельных регионов в общем количестве микро и малых предприятий РФ по данным официальной статистики в 2005-2008 гг. (рис.1.1.1.d.) стоит отметить, что доля микро и малых предприятий всех рассматриваемых регионов за четырехлетний период снизилась в 2008 году. В Москве за период 2005-2008 гг. доля количества микро и малых предприятий по отношению к количеству всех микро и малых предприятий России снизилась на 2,6% (с 18,9% до 16,3%). Московская область была наименее чувствительным по данному показателю регионом, на протяжении рассматриваемых четырех лет доля количества микро и малых предприятий в общем количестве микро и малых предприятий РФ удерживалась на уровне 4,0-4,2%.  
Данный факт во многом объясняется, с одной стороны, снижением деловой активности субъектов экономической деятельности, а также банкротством части из них в связи с мировым финансово-экономическим кризисом. С другой стороны, на данный процесс существенное влияние могло оказать изменение налогового законодательства. В частности была усовершенствована упрощенная система налогообложения в части увеличения предельного размера годового дохода с 15 млн. до 45 млн. руб. при переходе на данную систему и с 20 млн. до 60 млн. руб. при утрате права на применение указанной системы. Таким образом, данное изменение позволило большему количеству малых предприятий применять данную систему, т.е. практически уйти в область, ненаблюдаемую статистикой. 

 

 

 

 

 

 

 

1 http://smallbusinesses.ru/content/1/6/

 


Информация о работе Малые предприятия