Малые предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Малое предприятие на российском рынке является звеном экономики. Где создается продукция, услуги и используются производственные ресурсы. Малому предприятию требуется больших усилий удержаться на рынке производства – это связано с большой конкуренцией, ценовой политикой страны.
Малое предприятие выступает в качестве товаропроизводителя, а, следовательно, решает ряд задач: получение прибыли, обеспечение потребителей продукцией, выполнение своих обязательств перед государством.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
Глава 1. Развитие малого предпринимательства в экономике страны………..7
1.1 Сущность малого бизнеса и его значение в развитие страны……………..7
1.2. Роль и место малого бизнеса в российской экономике…………………...15
1.2.1 Особенности функционирования малого бизнеса в России…………….15
1.3. Предпринимательство в малом бизнесе…………………………………...17
1.3.1. Маркетинг в малом бизнесе………………………………………………21
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса………………...25
2.1. Малый бизнес и государственная политика………………………………25
2.2. Государственная политика в области малого предпринимательства……27
2.3. Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………………..30
2.4. Государственная поддержка малого предпринимательства……………..34
2.5. Кредиты и оборотный капитал для малого предприятия………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41

Файлы: 1 файл

Экономика организаций (предприятий) КР.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический  университет»

 Юргинский  технологический институт (филиал)

Томского политехнического университета

 

 

 

Факультет

Вечерне-заочный

Специальность

«Экономика и управление на предприятии (в машиностроении)»

Кафедра

ЭиАСУ


 

 

 

Малые предприятия

Курсовая работа по дисциплине

Экономика организаций (предприятий)

 

 

 

 

Студент   ____________________  Меркулова Е.В.

    (подпись)

 

Руководитель

                  ____________________  Сидорова О.П.

   (подпись)

____________________

       (дата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Юрга  2011

Министерство  образования  и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский Томский политехнический  университет»

 Юргинский  технологический институт (филиал)

Томского  политехнического университета

Кафедра ЭиАСУ

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав.кафедрой ЭиАСУ

_________М.В. Момот

«___»__________ 2011г.

 

      ЗАДАНИЕ

на выполнение курсовой работы по дисциплине

«Экономика организации»

на тему

МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Студенту  гр. З-17592 Меркуловой Е.В.

 

 

 

Курсовая работа должна содержать:

Титульный лист

Задание на курсовую работу

Реферат

Содержание

Введение

Основная часть

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

Дата выдачи задания:

Срок сдачи выполненной  курсовой работы: 

 

Руководитель работы Сидорова О.П.

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа выполнена на тему: «Малые предприятия».

Курсовая работа содержит 41стр., 5 источников. 

Ключевые слова: малые предприятия, маркетинг, малый бизнес, кредит, оборотный капитал, предпринимательская деятельность.

Объектом  исследования в данной работе являются малые предприятия, предпринимательство в малом бизнесе.

Целью исследования является изучение проблем и перспектив малого бизнеса.

Для достижения цели курсового  исследования необходимо выполнить  следующие задачи:

—  проанализировать подходы к определению предпринимательской деятельности;

—  дать характеристику малым предприятиям и выделить их отличительные черты;

—  определить особенности деятельности малых предприятий торговли;

Малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Курсовая работа выполнена  в текстовом редакторе Microsoft Word 7.0.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5

Глава 1. Развитие малого предпринимательства в экономике страны………..7

1.1 Сущность малого бизнеса и  его значение в развитие страны……………..7

1.2. Роль и место малого бизнеса  в российской экономике…………………...15

1.2.1 Особенности функционирования  малого бизнеса в России…………….15

1.3. Предпринимательство в малом бизнесе…………………………………...17

1.3.1. Маркетинг в малом бизнесе………………………………………………21

Глава 2. Проблемы и перспективы  развития малого бизнеса………………...25

2.1. Малый бизнес и  государственная политика………………………………25

2.2. Государственная политика  в области малого предпринимательства……27

2.3. Преимущества и  недостатки малого бизнеса……………………………..30

2.4. Государственная поддержка  малого предпринимательства……………..34

2.5. Кредиты и оборотный  капитал для малого предприятия………………...36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..39

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес (малые предприятия). Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения.

Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных ресурсов. Малый бизнес является таким источником развития, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.

Для чего существуют малые предприятия? Для удовлетворения потребностей населения, извлечения дополнительных доходов и приумножения собственности. Малое предприятие – это инициативная деятельность, которая подталкивает стремиться к поиску нового пути, к производству товаров или освоению рынка. Малое предприятие включает в себя предпринимательскую деятельность, которая побуждает работать во благо народа. Занявшийся субъект предпринимательской деятельностью обладает коммерческим риском. Хотя риск и является компонентом предпринимательской деятельности само предприятие не связано с риском. Рост малого бизнеса в условиях общего спада производства и кризисного состояния многих крупных предприятий свидетельствует о большом внутреннем потенциале малого предпринимательства. Однозначного определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно, исходя из этих критериев, различают малый, средний и большой бизнес. Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это не побочная сфера экономики. Малый бизнес органично включается в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда.

Малое предприятие на российском рынке является звеном экономики. Где создается продукция, услуги и используются производственные ресурсы. Малому предприятию требуется больших усилий удержаться на рынке производства – это связано с большой конкуренцией, ценовой политикой страны.

Малое предприятие выступает в качестве товаропроизводителя, а, следовательно, решает ряд задач: получение прибыли, обеспечение потребителей продукцией, выполнение своих обязательств перед государством.

Актуальность выбранной темы объясняется важностью малого бизнеса, как для государства, так и для населения, что обозначает значимость проблемы и нерешенные вопросы. От процветания и нормального функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние населения и страны в целом. Малый бизнес является важным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Предпринимательство не только способствует повышению материального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведет к единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Таким образом, малый бизнес превращается в значительное социально-экономическое и политическое явление, оказывающее многообразное и возрастающее воздействие на все стороны жизни российского общества.

 

 

 

 

 

Глава 1. Развитие малого предпринимательства в экономике  страны 

1.1 Сущность малого бизнеса и его значение в развитие страны  

С переходом экономики Российской Федерации на рыночные отношения, а в связи с этим и началом развития малого бизнеса, в научную литературу и официальные документы прочно стали входить такие понятия как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес» и другие. К сожалению, многие эти понятия не унифицированы и поэтому в научной литературе они трактуются далеко не однозначно.

Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие.

Бизнес –самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.

В одном из английских учебников по бизнесу дается и такое определение:

 «бизнес-это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства и оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес в небольших масштабах называется малым.

В большинстве определений подчеркивается, что бизнес – деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

Мы привыкли называть, что предприятие – это звено национальной экономики, самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правом юридического лица, имеющий в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающий по своим обязательством этим имуществом.

С вводом в действие Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по иному трактуются и многие важнейшие понятия. Ранее в законодательстве понятие «юридическое лицо» нередко отождествлялось с понятием «предприятие». ГК РФ исходит из того, что предприятие является не субъектом, объектом гражданских прав. Предприятие имущественным комплексом, используемым для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок. В ГК РФ дано следующее понятие юридического лица: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в своем собственном, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету» (статья 48 ГК РФ).

Из сущности этого определения следует, что юридический термин «предприятие» заменен термином «организация». Все это внесло определенную путаницу в привычные для нас термины. Так, например, и после принятия ГК РФ в научной литературе и словарях чаще всего встречается понятие « малое предприятие», а не « малая организация».

В одном из современных словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие»- небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю, в общем по стране, региону объему деятельности, являющейся профильной для предприятия. Об этой доле можно судить по стоимости создаваемой и реализуемой продукции, работ и услуг». На первоначальном этапе становления малого бизнеса в России основным критерием для отнесения предприятия к малым, является численность работающих, которая периодически изменялась. До середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.05.93 № 466 «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно – правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве - до 200 человек; в науке и научном обслуживании - до 100 человек; в других отраслях производственной сферы до 50 человек; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании – до 15 человек.

В соответствии с Законом РФ от 14.06.95 № 88-ФЗ « О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организации (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, и в некоторых средняя численность работающих за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности, строительстве и на транспорте-100 человек;

в технической сфере -60;

в оптовой торговле-50;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения-30;

в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности- 50.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации для отнесения предприятий к малым, используются два критерия: средняя численность и доля участия в уставном капитале малых предприятий других организаций.

Информация о работе Малые предприятия