Малые предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Малое предприятие на российском рынке является звеном экономики. Где создается продукция, услуги и используются производственные ресурсы. Малому предприятию требуется больших усилий удержаться на рынке производства – это связано с большой конкуренцией, ценовой политикой страны.
Малое предприятие выступает в качестве товаропроизводителя, а, следовательно, решает ряд задач: получение прибыли, обеспечение потребителей продукцией, выполнение своих обязательств перед государством.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
Глава 1. Развитие малого предпринимательства в экономике страны………..7
1.1 Сущность малого бизнеса и его значение в развитие страны……………..7
1.2. Роль и место малого бизнеса в российской экономике…………………...15
1.2.1 Особенности функционирования малого бизнеса в России…………….15
1.3. Предпринимательство в малом бизнесе…………………………………...17
1.3.1. Маркетинг в малом бизнесе………………………………………………21
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса………………...25
2.1. Малый бизнес и государственная политика………………………………25
2.2. Государственная политика в области малого предпринимательства……27
2.3. Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………………..30
2.4. Государственная поддержка малого предпринимательства……………..34
2.5. Кредиты и оборотный капитал для малого предприятия………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41

Файлы: 1 файл

Экономика организаций (предприятий) КР.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В мировой практике для отнесения предприятий к малым используется более 50 критериев. Наиболее часто применяемыми критериями являются такие:

средняя численность занятых на предприятии работников;

ежегодный оборот предприятия, полученный за год;

величина активов.

Следует учесть факт, что во всех развитых странах первоначальным критерием является численность работников.

Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеет большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит: какие предприятия относит к малым, какие нет. В этом случае изменяется соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, статистическая отчетность.

В последние годы получает развитие малый бизнес. В нем работают миллионы различных предприятий, прежде всего они различаются по сфере деятельности. Некоторые из них занимаются посреднической деятельностью.

Посредническая деятельность повышает прибыль и сокращает поиск нужных товаров для потребителей. Это обусловлено  тем, что он: обеспечивает материальную базу для малого бизнеса: увеличивает потребительский спрос в условиях роста дохода населения в сфере самообслуживания.

С развитием многочисленности малых фирм увеличивается конкуренция. На плаву могут держаться те фирмы, которые функционируют эффективно.

Малый бизнес это фундамент для экономики страны. Занятие малым бизнесом открывает возможности для субъекта предпринимательской деятельности: самостоятельно формировать свою производственную программу, выбирать поставщиков, устанавливать цены; вести предпринимательскую деятельностью для приобретения предприятий, самостоятельно планировать свою деятельность распоряжаться прибылью. Другая важная сторона малого предприятия - это внедрение новых товаров и услуг.

Однако малый бизнес рассматривается властями как незначительный фактор экономических реформ. Продолжение поддержки малого бизнеса требует инициативы людей, и развитие малого предпринимательства в нашей стране стало важной частью проводимых преобразований.

Также в поддержке малого бизнеса государство предусматривает льготы, льготное кредитование, а также условия для предоставления информации и страхования. В целях финансирования предоставляются средства для развития малого предпринимательства. Государство для поддержки предпринимательства упростило процедуры и ввело, чтобы малые предприятия могли предоставлять бухгалтерскую отчетность в упрощенном порядке и получать льготные условия для кредитования и страхования предприятия.

В настоящее время почти треть населения России, так или иначе, связано с малым бизнесом. Это делает малый бизнес весомым социально – экономическим явлением, а занятые в нем люди являются активной частью общества. Здесь работают невостребованные квалифицированные и образованные люди. Те, чьи опыт и знания оказались не нужны государству. Им приходиться адаптироваться к жестким условиям внешнего мира, к изменению стратегии малого предприятия, на переориентацию товаров и услуг. Решение неразрешимых проблем видится в первую очередь в улучшении управления процессами развития малого бизнеса. Поэтому во всех развитых странах оказывается государственная поддержка.

Малый бизнес является источником развития страны, от которого Россия не может отказаться ни сейчас, ни потом, характерной чертой государственной политики это отношение государства к предпринимательству. Однако факт разрешения предпринимательства способствует активности предпринимателя. Свойствами малого и среднего предпринимательства является понятие выживаемости и неустойчивости. На рынок приходят и уходят малые предприятия. Они быстры, мобильны и заполняют весь рынок. Для этого малому предпринимательству надо дать свободу. По мере развития предпринимательства образуются различные частные фирмы. Иногда мы наблюдаем, банкротство предприятий и задаемся вопросом, почему это произошло? Оказывается наиболее частые причины банкротства предприятия – это неудачи сбыта продукции, а также некомпетентность и отсутствие опыта. Но, все же не смотря на это, количество создаваемых фирм увеличивается с каждым днем. Для многих государственных предприятий именно малый бизнес стал одним из источников выживания в сложный переходный период. Однако для целей, прежде всего экономических, а также для продвижения бизнеса предпринимателем на рынок, государство должно создать условия, в которых он сам сможет достигать своих успехов.

Малый бизнес действует в условиях неустойчивой среды. Добиться успеха здесь возможно, рассчитывая на выживание, а, также внедряя предпринимательское управление, а также надо быть постоянно готовым к риску и пытаться преодолевать его.

Предпринимательство имеет много форм, например: коллективные формы и формы в составе одного человека при этом коллективные формы заняли доминирующее положение.

Предпринимателю не обязательно быть собственником. Предпринимателем может быть любой берущийся за дело на свой страх и риск.

Для того чтобы определить истинное место малого предпринимательства в структуре рыночной экономики, следует осознать основную предпосылку: малый и средний бизнес- это объективные формы организации производства, прошедшие в своем развитии уже далеко не одну ступень и тем самым доказав свою жизнеспособность и возможность адаптироваться не только к различным социально-экономическим условиям, но и к различным системам хозяйствования.

Роль и значение малого предпринимательства с методологической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно- технической, социальной и политической.

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью следующих показателей, как доля:

–валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого – в малом бизнесе;

–национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

–мелких предприятий в общем количестве промышленных предприятий;

–трудоспособность населения, занятого в мелком бизнесе;

–малого бизнеса в экспорте продукции;

–налогов, поступающих от малого бизнеса в их общей величине;

–основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;

–отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом в их общем объеме.

С увеличением этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса он проявляется:

–в снижении уровня безработицы;

–в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;

–в улучшение качества обслуживания;

–в более высокой удовлетворенности людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;

–в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

–в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;

–в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие различные оттенки. Так, он способствует развитию позитивных процессов в экономике (а известно, политику и экономику трудно отличить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что в свою очередь приносит государству не только политические, но и экономические дивиденды.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Роль и место малого бизнеса в российской экономике

 

1.2.1 Особенности функционирования малого бизнеса в России  

Как показывает опыт экономически развитых стран, с развитием малого предпринимательства растет доля экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп. При помощи малого бизнеса мобилизуются материальные, финансовые и природные ресурсы и повышается эффективность их использования.

Малое предпринимательство  в России не только выполняет перечисленные  выше функции, присущие малому бизнесу  в экономически развитых странах, но и осуществляет новые, возникающие  в ходе рыночных преобразований. К  ним относятся разгосударствление, формирование частной собственности, разукрупнение промышленных, транспортных, топливно-энергетических гигантов. Кроме того, малые предприятия способны осуществить внедрение инноваций в производство.

К основным факторам, определяющим особую роль малых предприятий в условиях современного российского общества, можно отнести следующее:

энергичное развитие сектора малого предприятия может  быть единственным источником реальной реструктуризации общества, обеспечивающей переход всего хозяйства страны на рельсы эффективно работающей в интересах всего населения рыночной экономики;

развитие малого предпринимательства  способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное  благосостояние и достойный уровень жизни;

занятие малым бизнесом является не только источником средств  к существованию, но и позволяет  наиболее полно раскрыть внутренний потенциал личности;

сектор малого предпринимательства  имеет большой потенциал для  создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в целом по стране и в отдельных регионах;

массовое развитие малого предпринимательства способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

К особенностям развития малого бизнеса в России в первую очередь следует отнести следующие:

1. Малые предприятия все шире вовлекаются в сферы экономики, ранее характерные только для крупных и средних предприятий, производство нефтепродуктов, пиломатериалов, добычу драгоценных металлов и т. п. При этом выпуск продукции малыми предприятиями осуществляется на арендованных мощностях крупных предприятий. По аналогичной схеме производится значительная часть продукции пищевой, лесной, деревообрабатывающей целлюлозно-бумажной отраслей промышленности.

2. Диверсификация характерна для значительного числа малых предприятий. Многопрофильность деятельности малых предприятий обусловлена двумя причинами: развитием бизнеса или попыткой исправить ситуацию, когда поддержать предприятие могут только наличные деньги, а их реально дают торговля и услуги.

3. В последние годы существенно возрос вклад индивидуальных предпринимателей в российскую экономику.

4. В течение ряда лет малые предприятия все шире прибегают к стратегии ухода в теневую деятельность.

 

 

 

 

 

1.3. Предпринимательство  в малом бизнесе

Предприниматель в малом бизнесе ориентирован на достижение финансового результата, а менеджер крупной компании на обладание властью и престижа.

Предприниматель рассматривает продажу товара, оказание услуг и выполнение работы как средство общения с клиентом. Цель бизнеса – создать потребителя. Формула предпринимательства проста: получение максимума прибыли.

Предприниматель – это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели.

Предпринимательством считается любая деятельность, преследующая цель ради получения дохода. Основная функция предпринимательства это производство товаров и услуг для удовлетворения потребителей. Предпринимательство рассматривается как символ национальной предприимчивости. Экономическая природа предпринимательства характеризуется через инициативу, коммерческий риск и ответственность, комбинирование факторов производства. Новаторство. Инициируя свои начинания, любой предприниматель опирается на обладание преимуществами, дающими уверенность в успехе. Такие преимущества могут быть извлечены из информации. Большинство спроса бизнеса по отношению к прессе можно классифицировать так. Предоставление информации о продуктах и услугах клиентам, партнерам, обществу, власти; решение о создание рекламы, о защите интересов фирмы в конкурентной борьбе в условиях реального рынка. Приоритетными задачами является  объективное освещение состояния и развитие предпринимательства, формирование положительного имиджа российского бизнеса, привлечение общественного внимания к проблемам предпринимательства. Предпринимательство имеет много форм, например: коллективные формы и формы в составе одного человека при этом коллективные формы заняли доминирующее положение.

Предпринимателю не обязательно быть собственником. Предпринимателем может быть любой берущийся за дело на свой страх и риск, рассчитывая на выживание, иметь предпринимательское управление постоянно быть готовым к риску и искать способы его преодоления.

Информация о работе Малые предприятия