Малые предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:56, курсовая работа

Краткое описание

Малое предприятие на российском рынке является звеном экономики. Где создается продукция, услуги и используются производственные ресурсы. Малому предприятию требуется больших усилий удержаться на рынке производства – это связано с большой конкуренцией, ценовой политикой страны.
Малое предприятие выступает в качестве товаропроизводителя, а, следовательно, решает ряд задач: получение прибыли, обеспечение потребителей продукцией, выполнение своих обязательств перед государством.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
Глава 1. Развитие малого предпринимательства в экономике страны………..7
1.1 Сущность малого бизнеса и его значение в развитие страны……………..7
1.2. Роль и место малого бизнеса в российской экономике…………………...15
1.2.1 Особенности функционирования малого бизнеса в России…………….15
1.3. Предпринимательство в малом бизнесе…………………………………...17
1.3.1. Маркетинг в малом бизнесе………………………………………………21
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса………………...25
2.1. Малый бизнес и государственная политика………………………………25
2.2. Государственная политика в области малого предпринимательства……27
2.3. Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………………..30
2.4. Государственная поддержка малого предпринимательства……………..34
2.5. Кредиты и оборотный капитал для малого предприятия………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41

Файлы: 1 файл

Экономика организаций (предприятий) КР.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики.

Государственная политика в отношении и предпринимательской деятельности в целом, и малого бизнеса в частности может быть эффективной только тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним вектором развития самого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может быть ничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленной на смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, с использованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общих социально-экономических целей, которые каждый предприниматель в отдельности перед собой, как правило, не ставят.

С точки зрения предпринимателя государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска).

С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка. Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика.

Главным принципом государственной  поддержки малого предпринимательства  должно стать создание преимущественно  экономических и правовых условий  нормального ведения рыночного  хозяйствования. Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических и правовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малых предприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачи государственной поддержки малого бизнеса заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентном рыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.

Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при наличии политической воли государства сформировать благоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другие условия, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечивается широкомасштабным развитием малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Преимущества и  недостатки малого бизнеса

Развитие малого бизнеса обусловлено рядом преимуществ. Именно достоинства некоторых фирм помогают отвоевать на рынке свое место для важных стратегических исследований и возможность отвоевать свою долю на рынке. В достоинства входит гибкость и мобильность малого бизнеса, которые позволяют ему адаптироваться к изменениям условий. Малое предпринимательство можно квалифицировать как особый тип экономического поведения, для которого характерны предпринимательский дух и инициативная деятельность.

Созданию такой атмосферы способствует соединению в одном лице собственники и управленца, которое относиться ко многим малым фирмам. Одним из преимуществ является взаимозаменяемость сотрудников фирмы при некотором разграничении функций. Также важна для малого предприятия поддержка друг друга. Еще одним хорошим качеством владеет фирма это высокая скорость информации. Это качество очень хорошо приживается в маленьких фирмах, потому что едет близкое общение непосредственно между работниками и руководством фирмы. Для организации малого бизнеса необязательно обладать большими инвестициями, поэтому это выглядит привлекательным и сказывается на себестоимости продукции.

Однако малый бизнес имеет и ряд недостатков. Они заключаются в том что, предприниматель работает на свой страх и риск быть разоренным. Очень многое зависит от его умения быстро и оперативно принимать решения, а также от внешней среды, от которой он не застрахован. Поэтому очень многие предприниматели и предприятия становятся банкротами. Другим фактором недостатков малого бизнеса это низкая возможность накопления капитала. Как правило, предприниматели для расширения своего бизнеса выделяют незначительные средства. Поэтому очень мало предприятий, которые смогли реализовать свои возможности. Есть и трудности в получении кредита у малого предприятия, они имеют не достаточных средств, для выплаты высокого процента. Малому бизнесу почти нет применение в научных и фондовых отраслях. У предприятия нет возможности покупать сырье со значительными скидками, а также они не могут организовать маркетинговую и дилерскую сеть. По этой же причине малые предприятия не способны проводить научные исследования и перспективные начинания. Маленькие масштабы производства, ставят малое предприятия в невыгодное положение и неспособным конкурировать с крупным производством. Но это не означает, что малое предприятие не имеет никаких перспектив на развитие совсем наоборот, малое предприятие увеличивает свое присутствие на рынке товаров и услуг.

Выживаемость и успех малого бизнеса во многом зависит от конкуренции на рынке. Задаем себе вопрос, что такое конкурентоспособность? Конкурентоспособность - это товар отражающий отличие товара-конкурента по затратам и конкретной потребности. Два элемента свойство и цена являются главными составляющими конкурентоспособности товара. Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством, но и с издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

Помимо того, что в конкурентоспособности надо уметь конкурировать на рынке, надо уметь производить продукт или услугу и продать это.

На рынке где сбыт, становится острым соперничеством производителей, сферой конкурентной борьбы. Завоевать покупателя на рынке можно лишь, предложив товар, который содержит преимущества от товара конкурента. Рентабельность конкурентного товара его собственной деятельности – необходимая предпосылка коммерческого успеха. Для того чтобы обеспечить покупателю преимущества, производителю надо израсходовать соответствующие средства.

Поэтому для производителя конкурентоспособность рассматривается как прибыльность экспорта, характеризующая, в конечном счете, финансовые возможности конкурентной борьбы. Безусловно, ориентация на потребителя выражает стремление фирмы обеспечить себе наиболее надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.

Небольшие фирмы активно действуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой фирмы, правда, если речь не идет о фундаментальных разработках, а о доведении оригинальной идеи нового изделия до стадии материального воплощения, то это вполне под силу относительно небольшим фирмам-новаторам. Именно они сегодня определяют инновационный процесс в развитых странах. Таким образом, специализация малых фирм на работе с товарами порождается стремлением фирмы наиболее эффективно использовать свой потенциал и обеспечить конкурентоспособность товара.

В процессе конкурентоспособности существуют жесткие и мягкие параметры, первый из них составляет международные и национальные стандарты, мягкие параметры характеризуют эстетические свойства товара. В настоящее время рынок заполнен разными товарами, поэтому возрастает значение мягких товаров, которые придают особую привлекательность.

Чтобы найти новые идеи, надо вспомнить о специализированных ярмарках, выставках, о ярмарках изобретателей и демонстрации новинок.

Сегодня маркетинговые коммуникации ориентируются не только на сбыт, но и на изобретение нового и неизведанного. Именно малые и средние предприятия в первую очередь должны энергично стремиться к этому и чтобы при помощи коммуникаций влиять на внешние по отношению к предприятию стимулирующие факторы. В прошлом были упущены многие возможности, распределения средств, стимулирующие инновации. Специалисты по маркетингу должны делать ставку на влияние, которое характерно для рекламы-агитации. Для новых открытий. Таким образом, главные организации малого и среднего предпринимательства должны значительно, и активнее использовать агитацию, чтобы завоевать общественное доверие. Но к этому их должны усиленно побуждать члены данных организаций. Роль инновации в малом бизнесе очень велика. Потому что поиск инновационных возможностей - это выживание в условиях конкуренции и успеха в бизнесе. Поэтому поиск инноваций постоянная необходимость в бизнесе. Главная предпосылка, что все существующее стареет. Средства стимулирования инноваций сегодня ограничены как никогда раньше. Поэтому сейчас особенно важно правильно их распределить. Прежде всего, следует устранить ту бессмыслицу, когда средства транжирятся на престижные проекты. Ясность в этом случае можно обеспечить с помощью маркетинга целенаправленным воздействием на общественное мнение. Можем отметить, содействие инновациям осуществляется не только федеральными, но и земельными органами.

Целенаправленная инновационная деятельность требует анализа возможностей. Инновация соответствует нуждам, желаниям, привычкам людей. Инновация должна быть простой и точно нацеленной. Все эффективные инновации необычайно просты. Эффективные инновации начинают с малого. Начинать лучше с небольших денег, немногих людей, ограниченного риска.

Эффективная инновация должна целить на лидерство. Это может быть лидерство на маленьком рынке. Но всякая стратегия претендует на лидерство в своей сфере. Иначе создаются шансы для конкурентов.

Для успешной инновации требуется следующее: работа, преуспевание. Главное в инновации быть ближе к рынку, ориентироваться на рынок, руководствоваться рынком. Инновационные проекты не сразу должны получать прибыль, должно пройти некоторое время, затем инновация должна разрастаться и возвращаться вложенные средства в пяти и десятикратном размере. Нововведение в инновации начинается с малого, но, в конечном счете заканчивается большим проектом. Для этого надо, чтобы создавалась благоприятная обстановка. Хорошая организация для инновации позволит добиться успеха.

 

 

2.4. Государственная поддержка  малого предпринимательства

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь, путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций, льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

Создание льготных условий  использования субъектами малого предпринимательства  государственных финансовых материально-технических  и информационных ресурсов, а также  научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;

Установление упрощенного  порядка регистрации субъектов  малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчётности, поддержка  внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.

4. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации  кадров для малых предприятий. 

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики, направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:

разрабатывают предложения  по совершенствованию законодательства РФ в области государственной поддержки малого предпринимательства;

проводят анализ состояния  малого предпринимательства, и эффективности применения мер по его государственной поддержке;

организуют разработку и реализацию Федеральной программы  государственной поддержки малого предпринимательства;

подготавливают предложения  об установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также об использовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ для поддержки малого предпринимательства;

оказывают содействие органам  исполнительной власти субъектов РФ при разработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства.

Информация о работе Малые предприятия