Малые предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение экономического содержания понятия малый бизнес, осмысление этапов развития малого бизнеса в экономике России и попытка оценки некоторых проблем и перспектив развития малого бизнеса в Российской Федерации. Исходя из данной цели можно поставить следующие задачи:
Рассмотреть значения и задачи малых предприятий, а также их место в рыночной экономике ;
Рассмотреть виды малых предприятий;
Выявить проблемы развития малого бизнеса в России;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...2
1 глава. Сущность и роль малых предприятий………….….……...…….….. 4
§ 1.1 Значения и задачи малых предприятий.…..……..………………...…. 4
§ 1.2 Место и роль малых предприятий в рыночной экономике……….....7
§ 1.3 Виды малых предприятий и характеристика их экономической
деятельности…………………………………………………………………...8
2 глава. Становление и развитие малых предприятий в России…………...10
§ 2.1 Формирование малых предприятий в России………..………….......10
§2.2Проблемы малых предприятий в Росси и пути их преодолений…....18
§2.3 Государственная поддержка малых предприятий в России………...20
Заключение ……………………………………………………………...........27
Список использованной литературы………………………………………...28
Приложение…………………………………………………….……………..29
Приложение 1………………………………………………...............29
Приложение 2………………………………………………...............30
Приложение 3……………………………………………...………....31
Приложение 4………………………………………………...............33

Файлы: 1 файл

Копия (2) эконом теория!!!!.docx

— 318.45 Кб (Скачать)

     Постановление Совета Министров СССР №790 « О мерах по созданию и развитию малых предприятий» от 08.07.1990., определенны основные документы для государственной  регистрации малых предприятий;

     Постановление Совета Министров РСФСР №406 « О мерах по поддержанию и развитию малых предприятий» от 18.06.1991., определенны направления государственной поддержки малого бизнеса;

     Закон РСФСР « О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27.12.1991., определенны дополнительные льготы для малых предприятий;

Постановление Советов Министров  – Правительства РФ№446 « О  первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в РФ» от 11.05.1993., указано, что государственная  поддержка малого предприятия –  одна из важнейших направлений экономических  реформ;

     Федеральный Закон « О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12.05.1995., определены признаки субъекта малого предпринимательства;

     Федеральный Закон « Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчета для субъектов малого предпринимательства» от 08.12.1995., предусмотрена замена уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов.1

      В наше время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:

   - выделение самостоятельных  производственно – хозяйственных  блоков;

   -выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;

   - создание небольших  дочерних предприятий по инициативе  крупных предприятий;

     Таким образом, малые предприятия можно образовать, во – первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений, во – вторых, на акционерных началах. Последний путь в современных условиях переходу к рынку и создания рыночной инфраструктуры является оптимальным.

     Развитие любой формы предпринимательства зависит в основном от двух условий: внутренней экономической обстановке в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюгации, и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.[6., стр. 45-46]

 

§2.2 Проблемы малых предприятий в России и пути их преодолений.

      Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.

     Основная проблема малых предприятий – недостаточная ресурсная база, как материально – техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создание широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор  у нас в сколько - нибудь существенной степени отсутствовал.  Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело.  Государственный бюджет не может стать источником дохода, поэтому остается надеяться на кредитные ресурсы.

     Следующая проблема – это та законодательная  база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский Кодекс РФ, Законы Российской Федерации « О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единицы законодательной основы, сегодняшней деятельности  российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные, с данной точки зрения, установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно решаться тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

     Еще одна важная проблема – кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что «урожденных» предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу; во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний, ведь обучают так скажем «урожденных» музыкантов и спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело состоит не лучшим образом.

     Круг не простых проблем связан и с социальной защитой предпринимательской деятельности.  Известно, что ранее существующая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях переходного периода оказалась практически подорвана.

     Сейчас Россия оказывает усиленную поддержку малому бизнесу, для более сильной и слаженной его системы. [4., стр. 25-26]

 

§ 2.3 Государственная  поддержка малого предпринимательства  в России.

     Масштабы развития малого бизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

     В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. По данным В.А. Рубе, проблемами малого бизнеса в России сегодня занимаются 10 различных учреждений, в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (и 74 таких фонда в регионах), Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере (плюс 58 региональных отделений), Российская ассоциация развития малого предпринимательства (плюс 58 региональных отделений) и др. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.

     Одну из важнейших проблем малого бизнеса в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, а их далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды, в настоящее время не становятся поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает их конкуренцию с иными предприятиями.

     Одна из причин высоких процентов по кредитам для предприятий малого бизнеса — большой риск их кредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное и неопределенное, а низкая капитализация существенно увеличивает риск невозврата кредитов.

     Предприятия малого бизнеса нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке персонала, в льготном банковском кредите и в другой помощи.

     Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам.

     Имеются и другие формы государственной поддержки малого бизнеса: обеспечение государственным заказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.

     Сейчас малый бизнес развивается в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным вниманием к таким проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой — монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

     В целях развития малого бизнеса и обеспечения его государственной поддержкой Правительством РФ принят ряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства - одно из важнейших направлений экономической реформы.  Этим документом определены также приоритеты развития малого бизнеса. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе и на сегодняшний день.

     Несмотря на достаточно большое внимание к вопросам развития малого бизнеса, в столице малые предприятия сталкиваются с теми же проблемами, что и в стране в целом. В их числе:

• несовершенная система  налогообложения;

• отсутствие надежных правовых гарантий, явная противоречивость отдельных  нормативно-правовых актов;

• финансовые трудности  с получением банковского кредита  для открытия предприятий, их функционирования; неравноправность в доступе к  различным материальным ресурсам, их дороговизна;

• сложности с арендой и приобретением помещений, их высокая, нередко недоступная, цена;

• продолжающиеся криминальные угрозы.

     Помимо федеральных и региональных многие негосударственные организации ведут работу по поддержке малого бизнеса. К ним относятся различные фонды и агентства, банки, кредитные и страховые компании, общественные организации, образовательные структуры. Однако существенной помощи от них предприятия малого бизнеса не получают или получают весьма незначительную.

     На устранение излишних административных барьеров развития предпринимательства, включая малое, направлены федеральные законы от 8 августа 2001 г.:

• «О защите прав юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» № 134-ФЗ;

• «О лицензировании отдельных  видов деятельности» № 128-ФЗ;

• «О государственной регистрации  юридических лиц» № 129-ФЗ.

     Главная цель Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» — устранить административные барьеры, препятствующие предпринимательской деятельности или ограничивающие ее. В Законе в значительной мере пересмотрены существовавшие прежде подходы к контролю за деятельностью предприятий, ограничено число оснований для проведения внеплановых проверок, предусмотрена материальная ответственность органов контроля (надзора) в случае нанесения ущерба своими необоснованными действиями. О значении этого Закона можно судить по тому, что в стране действует около 80 государственных служб, в той или иной степени имеющих отношение к малому бизнесу.

     В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» существенно сокращено количество лицензируемых видов деятельности, упрощена сама процедура лицензирования. Закон позволяет обеспечить единую государственную политику в области лицензирования, создает условия для стабильной работы предпринимательских структур.

     Наконец, Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» существенно упрощает условия регистрации: срок регистрации ограничен пятью днями. Значительно ограничены основания для отказа или искусственного затягивания сроков государственной регистрации. Функции регистрации предприятий в соответствии с Законом передаются от регистрационных палат налоговым инспекциям.

По-прежнему остается актуальной финансовая поддержка малого бизнеса.

     К сожалению, идет снижение инвестиций предприятий малого бизнеса в основной капитал: по отношению к общей базе произошло снижение в промышленности с 31 до 25%, в строительстве — с 34 до 22%, и лишь в торговле инвестиции увеличились с 18 до 29%. В 2003 г. в целях финансирования было рассмотрено 742 проекта малых предприятий города, из них 257 проектов получили гранты. За два года гранты были выделены по 551 проекту. Кроме того, венчурных проектов получили субсидии и 234 проекта — займы от муниципальных фондов. Основными получателями грантов стали: торговля — 19,1%, производство — 14,6, инновационная деятельность — 14%. Сегодня актуальны увеличение инвестиций в промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, инновационный бизнес. В новой программе предусмотрено достаточно ресурсов, чтобы привлечь малый бизнес в эти сферы.

Информация о работе Малые предприятия