Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 16:19, курсовая работа
Целью данной работы является изучение экономического содержания понятия малый бизнес, осмысление этапов развития малого бизнеса в экономике России и попытка оценки некоторых проблем и перспектив развития малого бизнеса в Российской Федерации. Исходя из данной цели можно поставить следующие задачи:
Рассмотреть значения и задачи малых предприятий, а также их место в рыночной экономике ;
Рассмотреть виды малых предприятий;
Выявить проблемы развития малого бизнеса в России;
Введение………………………………………………………………………...2
1 глава. Сущность и роль малых предприятий………….….……...…….….. 4
§ 1.1 Значения и задачи малых предприятий.…..……..………………...…. 4
§ 1.2 Место и роль малых предприятий в рыночной экономике……….....7
§ 1.3 Виды малых предприятий и характеристика их экономической
деятельности…………………………………………………………………...8
2 глава. Становление и развитие малых предприятий в России…………...10
§ 2.1 Формирование малых предприятий в России………..………….......10
§2.2Проблемы малых предприятий в Росси и пути их преодолений…....18
§2.3 Государственная поддержка малых предприятий в России………...20
Заключение ……………………………………………………………...........27
Список использованной литературы………………………………………...28
Приложение…………………………………………………….……………..29
Приложение 1………………………………………………...............29
Приложение 2………………………………………………...............30
Приложение 3……………………………………………...………....31
Приложение 4………………………………………………...............33
Эксплеренты. Предприятия этой группы – так называемые рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров. [4., стр. 80]
По данной главе мы можем сделать следующий вывод: в последнее время произошел большой рост в образовании новых малых предприятий и это благоприятно влияет на развитие экономики, также это способствует увеличению трудоустройства хотя если сравнивать Россию с другими развитыми странами то нужно заметить, что там малый бизнес дает больше работы для населения. Исходя из этого можно сказать, что малый бизнес дает большой плюс для развития страны.
2 глава. Становление и развитие малых предприятий в России.
§2.1 Формирование малых предприятий в России.
В нашей стране в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых предельный размер численности работников за отчетный период установлен следующий:
- в промышленности — 100 человек;
- в строительстве — 100 человек;
- на транспорте — 100 человек;
- в сельском хозяйстве — 60 человек;
- в научно-технической сфере — 60 человек;
- в оптовой торговле — 50 человек;
- в розничной торговле
и бытовом обслуживании
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Численность работников, позволяющая отнести предприятие к малым, включает всех работников (постоянных и временных, работающих полный и неполный рабочий день) с учетом лиц, работающих по совместительству.
Для признания предприятия малым предприятием средняя численность работающих определяется в каждом налоговом периоде ежеквартально нарастающим итогом с начала этого налогового периода исходя из фактической численности работающих.
Средней численностью работающих на предприятии признается усредненная по соответствующему промежутку времени численность работающих на предприятий по трудовым договорам или выполняющих работы и оказывающих услуги по договорам гражданско-правового характера, определяемая как общее число отработанных на (или для) предприятии человеко-часов всех работающих, деленное на число рабочих часов в этом промежутке времени, исчисленных в соответствии с трудовым законодательством РФ.
Возрастает роль малых предприятий в экономике России. Значительную помощь малому предпринимательству оказывают Федеральный фонд поддержки предпринимательства, фонды поддержки предпринимательства в регионах. Развитие малых предприятий стимулируется налоговыми льготами при производстве товаров и услуг, льготным кредитованием, предоставлением оборудования по лизинговым договорам и другими мерами.
На 1 января 2011 года количество зарегистрированных малых предприятий в России за год уменьшилось на 3,6% и составило 219,7 тысяч. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей уменьшилось на 5,7 единиц и составило 154,8.
Как показывает мировая практика, малые предприятия обладают следующими положительными чертами: гибкость и оперативность в действиях, приспособляемость (адаптация) к местным условиям, невысокие расходы по управлению, возможность более быстрой реализации идей, высокая оборачиваемость капитала и др.
Однако малые предприятия (а к ним относят и индивидуальных предпринимателей) имеют и серьезные недостатки: малый объем первоначального капитала, поэтому длительные сроки развития предприятия, финансовые трудности (сложность получения кредита), невысокий уровень профессионального менеджмента, относительно высокий уровень риска на первой стадии жизненного цикла предприятия, трудности привлечения высококвалифицированных кадров, высокий уровень занятости руководителя малого предприятия и др. Поэтому во всех развитых странах, как правило, имеются специальные государственные органы поддержки малого предпринимательства, осуществляются финансово-кредитная и другие меры поддержки малых предприятий.
В России в соответствии с законом государственная поддержка малых предприятий осуществляется по следующим направлениям:
1)формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
2)создание льготных
условий использования
3)установление упрощенного
порядка регистрации субъектов
малого предпринимательства,
4)поддержка
5)организация подготовки,
переподготовки и повышения
В мае 1993 г. Правительство РФ приняло постановление № 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", определяющее приоритеты развития малого предпринимательства:
- производство и переработка
сельскохозяйственной
- производство
- потребления, лекарственных
препаратов и медицинской
- оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
- строительство объектов
жилищного, производственного
- инновационная деятельность.
Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях предприятий и организаций отраслей экономики и роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:
1)численностью малых
предприятий и индивидуальных
предпринимателей в общей
2)вкладом малых предприятий
в создание валового
3)вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов;
4)ростом численности
на малых предприятиях
5)насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), лучшим удовлетворением потребностей населения;
6)навыками дееспособных
граждан в создании
В России доля малых предприятий, на 2009 год, в общем числе предприятий составляет лишь 30,7%, тогда как в странах — членах ЕС только микропредприятия составляют 90% общего числа предприятий. Неравномерно распределяется количество малых предприятий по экономическим районам России. Практический интерес представляют данные, характеризующие распределение числа малых предприятий по регионам страны. Так, на 1 января 2010 г. число малых предприятий в процентах к общему числу малых предприятий страны составляло: Северо-Западный округ — 14,5%; Центральный округ — 36,7; Поволжский округ — 15,0; Уральский округ — 6,6; Сибирский округ — 11,8; Дальневосточный округ — 4,7; Южный округ — 9,7%.
Деятельность малых предприятий характеризуется более высокой производительностью труда, особенно малых предприятий промышленности, транспорта, общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка и малых строительных предприятий. Во всех указанных сферах производительность труда в 2005 г. была выше среднероссийского уровня, что свидетельствует о высокой эффективности использования работников малых предприятий. На малых промышленных предприятиях производительность труда превысила среднюю производительность, достигнутую в промышленности, на 30%.
Малые предприятия страны вносят значительный вклад в производство продукции (работ, услуг). Только за 2008 г. всеми малыми предприятиями произведено продукции (работ, услуг) в фактических ценах на сумму 852 705,2 миллиардов рублей, что составило 6% общего объема произведенной в России продукции (работ, услуг).
Более половины продукции произведено за счет хозяйственной деятельности малых предприятий промышленности и строительства. Особенно высок удельный вес продукции малых предприятий торговли и общественного питания. Так, по итогам 2008 г. надолго малых предприятий Москвы в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании приходилось 44% розничного товарооборота и 73% объема бытовых услуг.
Малые предприятия более эффективно используют имеющиеся у них факторы производства (основные фонды, сырье, материалы, топливо, энергию и рабочую силу), поэтому, как правило, имеют более высокую рентабельность продукции (работ, услуг) и затрат по сравнению с соответствующей отраслевой. В 2007 г. особенно успешно функционировали малые предприятия жилищно-коммунального хозяйства и непроизводственных видов бытового обслуживания населения, на которых на каждый вложенный рубль приходилось 24 коп. прибыли и 34 коп. прибыли на каждый рубль выпущенной продукции. В отдельных регионах страны малые предприятия вносят значительный вклад в формирование федерального бюджета. Так, малые предприятия Москвы формируют около 40% городского бюджета. Малые предприятия испытывают большую потребность в инвестициях, поэтому государство и региональные органы власти должны оказывать малым предприятиям помощь в получении инвестиций, необходимых для их развития.
Опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:
- формирование конкурентных,
цивилизованных рыночных
- расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг.
Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
- приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям; - содействие структурной перестройке экономики.
Малое предпринимательство придает экономике:
1)гибкость, мобильность, маневренность;
2)привлечение личных
средств населения для
3)партнеры в малых
предприятиях вкладывают свои
капиталы в дело с большей
заинтересованностью, чем в
4)создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
5)более эффективное использование творческих способностей людей, что способствует раскрытию их талантов, освоению различных видов ремесел, народных промыслов;
6)вовлечение в трудовую
деятельность отдельных групп
населения, для которых
7)формирование социального
слоя собственников,
8)активизация научно-
9)освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
10)содействие деятельности
крупных предприятий путем
11)освобождение государства
от низко рентабельных и
Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России. [3., стр. 15, 52, 80]
Этапы развития малого предпринимательства в России:
Закон СССР « О кооперации в СССР» от 26.08.1988., созданы привилегированные условия одной форме собственности;
«Положение об организации деятельности малых предприятий» от 6.06.1988., введен упрощенный порядок создания и регистрации малых предприятий;
Закон СССР « О предприятии в СССР» от 4.06.1990., объявлено о равенстве организационно – правовых форм предприятий, основанных на любой форме собственности;