Организации малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:31, контрольная работа

Краткое описание

В последние годы в России были созданы условия для широкого развития такой динамичной и достаточно эффективной формы предпринимательской деятельности, как малые предприятия. В соответствии с принятой экономической статистикой для определения размерности российских предприятий (крупные, средние, малые) используются следующие основные признаки: численность производственного персонала, объем валовой продукции и стоимость основных производственных фондов.

Оглавление

Введение 3

Понятие малого предприятия 4

Организационная структура малого предприятия 6

Управление персоналом малого предприятия 10

Заключение 16

Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Организации малых предприятий.docx

— 42.76 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

Тема: Организации  малых предприятий 
 
 
 

                              Выполнил: 
 
 

                                    Проверил: 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

Введение 3

Понятие малого предприятия 4

Организационная структура малого предприятия 6

Управление  персоналом малого предприятия 10

Заключение 16

Список  литературы 19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В последние годы в России были созданы  условия для широкого развития такой  динамичной и достаточно эффективной  формы предпринимательской деятельности, как малые предприятия. В соответствии с принятой экономической статистикой для определения размерности российских предприятий (крупные, средние, малые) используются следующие основные признаки: численность производственного персонала, объем валовой продукции и стоимость основных производственных фондов. Согласно российскому законодательству, выделение, в частности, малых предприятий, производится по предельным уровням численности персонала по отраслям: в промышленности, строительстве и на транспорте – это 100 чел.; в науке и научном обслуживании – 60 чел., в сельском хозяйстве – 60 чел., в оптовой торговле – 50 чел., в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 чел., в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 чел. 

       В мировой практике нет унифицированного  определения малого предприятия.  В 75 странах используется более 50 различных статистических показателей, характеризующих малые и средние предприятия. Широко применяются качественные критерии, такие, как личное руководство предприятием, прямой личный контакт руководства с производственным персоналом, клиентурой, поставщиками, самостоятельность, жесткая зависимость от местных рынков и источников сырья и др. Преобладают, однако, количественные критерии: численность работающих, годовой объем хозяйственного оборота, масса прибыли и т. д1. 
 
 

  1. Понятие малого предприятия

     Малое предприятие - вновь созданное или  действующее предприятие с определенным количественным критерием численности  работающих и объема хозяйственного оборота (в промышленности объема продукции, в торговле - товарооборота). К ним, в частности, относятся предприятия с максимальной   численностью  работающих в промышленности и строительстве до 200 человек, в науке и научном обслуживании - до 100, в других отраслях производственной сферы - до 25, в розничной торговле - до 15 человек. Величина   объема  хозяйственного оборота определяется республиканскими органами, которые при необходимости могут устанавливать и меньшую предельную численность   работающих.   Весьма распространено ошибочное мнение, что малое предприятие - это новый  вид предприятия, нечто среднее между государственным и арендным, обладающее преимуществами того и другого. Однако статус предприятия определяется формой собственности на его имущество, например государственное,         кооперативное, арендное частное, акционерное, а не понятием «малое», которое характеризует лишь его размер2.

     Малое предприятие обязательно является государственным или арендным, частным  или действующим на основе какой-то иной формы собственности. Его деятельность регулируется уставом, утвержденным учредителем. Оно обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжается  выпускаемой  продукцией, прибылью,  остающейся   после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, самостоятельно определяет формы, системы и размеры оплаты труда. По инициативе работающих и с согласия собственника имущества такое предприятие может быть создано (выделено) из состава действующего,  одного   или   нескольких структурных подразделений (цехов, участков), а также создано вновь. Им предоставляются  определенные льготы по налогообложению.   Оснащенные необходимыми средствами производства,  малые  предприятия обладают высокой  маневренностью и способностью быстро осваивать технические и технологические новинки, адаптироваться   в    условиях    меняющегося спроса. Рациональное их сочетание с предприятиями крупными позволяет полнее учесть интересы и возможности потребителей отдельных областей   (регионов) в различных видах продукции, экономические и другие требования.

     Развитие  сети малых предприятий направлено на демонополизацию народного хозяйства, ускоренное внедрение в производство достижений научно-технического професса, товарно-денежную       сбалансированность рынка, социальную переориентацию производства.

     Малые предприятия  могут  образовываться:

     государственными  органами, уполномоченными управлять имуществом,  юридическими   лицами, а также гражданами, членами их семей и другими, совместно ведущими хозяйственную деятельность3. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Организационная структура малого предприятия

     Управлять - означает вести предприятие к  цели, пытаясь наилучшим образом  использовать его ресурсы. Специалисты считают, что не существует идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Фирмы находятся в процессе постоянного поиска своей модели управления. Это непрерывный процесс, так как меняется сама фирма и ее среда.

     Современная система управления на малом предприятии  должна быть простой и гибкой. Ее главным критерием должно быть обеспечение эффективности и конкурентоспособности работы предприятия. Это особенно важно для предприятий малого бизнеса, где без соблюдения этих условий трудно рассчитывать на успех.

     Организация управления предполагает решение следующих  вопросов:

     создание  структуры предприятия;

     распределение полномочий.

     Ключевым  аспектом организации управления является создание структуры предприятия. Под структурой понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых взаимоотношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления. В рамках структуры протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно, права и ответственность за их выполнение4.

     Организационная структура предприятия есть средство для достижения поставленных целей  и задач. Работа над структурой должна начинаться с целей и стратегии. Структура следует за стратегией, определяется ею, то есть структура меняется тогда, когда меняется стратегия.

     Прежде  чем определить структуру, необходимо проанализировать все виды деятельности, необходимые для функционирования предприятия, выделить ключевые из них, от которых, прежде всего, зависит успех  дела, затем распределить их по блокам.

     Проектируя  структурные элементы организации, нужно ответить на четыре вопроса:

     Каковы  основные компоненты организации?

     Какие компоненты нужно соединить, а какие  обособить?

     Какого  размера и какой формы должны быть компоненты?

     Как их разместить и какие между ними должны быть отношения?

     Учитывая  важность определения структуры  для успеха фирмы, необходимо принять  во внимание признаки оптимальной структуры, а также влияющие на нее факторы, приведенные в следующей таблице:

Признаки  оптимальной структуры      Факторы
Небольшие подразделения с высококвалифицированным  персоналом       Технология
Небольшое число уровней руководства Внешнее окружение
Наличие в структуре групп специалистов Размер предприятия
Ориентация  графиков работы на потребителей Стратегия бизнеса
Быстрая реакция на изменения Имеющийся персонал
Высокая производительность Система решений
Низкие  затраты Сложившаяся структура      

     Для российского малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Такая фирма обычно управляется  собственником, который берет на себя весь риск предпринимательства. Глава  фирмы нередко сам занимается бухгалтерским учетом, сбытом и снабжением, ценами и рекламой. Многое при этом зависит от его целеустремленности и работоспособности.

     По  мере роста предприятия и объема продаж создается управленческая группа. Она может включать управляющего (собственника), агента по снабжению, часто  выполняющего функции технолога, мастера, в подчинении которого находятся  рабочие. Для временной работы приглашается бухгалтер. Совмещение профессий, управленческих функций, родственные или семейные отношения на таких предприятиях способствуют экономному использованию  ресурсов5.

     При общей простоте организационно управленческих структур малых фирм многие из них  сталкиваются со сложными проблемами. Успех функционирования таких фирм основывается по сути дела на личном мастерстве и энтузиазме управляющего. Однако в современных российских условиях одного энтузиазма недостаточно.

     Как показывает опыт, один из основных факторов, способствующих разорению малых  фирм, нехватка управленческих знаний у владельцев и управляющих этих предприятий. Поэтому они вынуждены  прибегать к услугам консультационных фирм или привлекать на работу профессиональных менеджеров.

     Жизнеспособными сегодня в России оказываются  те малые фирмы, которые внедряют формы и методы управления, основанные на стратегии предприимчивости. Успех  деятельности таких фирм обеспечивают систематические инновации в  области продукции или услуг, позволяющие создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. В условиях рынка с его жесткой конкуренцией выживает и успешно развивается тот, кто «держит руку на пульсе» развития спроса и предложения и изменяет характер и направленность производства в соответствии с их требованиями.

     Иными словами, главным требованием к  управлению малым предприятием в  условиях рынка является обеспечение  его адаптивности (приспособляемости  и гибкости) к меняющимся условиям хозяйствования6. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Управление  персоналом малого предприятия

     В малом бизнесе управленческие проблемы играют не меньшее, а часто и большее  значение, чем на крупном предприятии, так как здесь острее конкуренция  и меньше запас устойчивости. Успешная реализация целей любого предприятия непосредственно связана с оптимальным использованием ее человеческих ресурсов. Персонал предприятия — это его личный состав, работающий по найму, обладающий качественными характеристиками и имеющий трудовые отношения с работодателем. Особенности малого бизнеса требуют от руководителей высокого профессионализма в области управления персоналом, навыков использования современных технологий оптимизации человеческого потенциала и минимизации его ограничений для повышения конкурентоспособности и развития предприятия7.

     Особенности управления персоналом малого предприятия, не зависящие от форм собственности  и сферы деятельности предприятия  включают ряд характеристик.

Информация о работе Организации малых предприятий