Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:31, контрольная работа
В последние годы в России были созданы условия для широкого развития такой динамичной и достаточно эффективной формы предпринимательской деятельности, как малые предприятия. В соответствии с принятой экономической статистикой для определения размерности российских предприятий (крупные, средние, малые) используются следующие основные признаки: численность производственного персонала, объем валовой продукции и стоимость основных производственных фондов.
Введение 3
Понятие малого предприятия 4
Организационная структура малого предприятия 6
Управление персоналом малого предприятия 10
Заключение 16
Список литературы 19
Контрольная работа
Тема: Организации
малых предприятий
Оглавление
Введение 3
Понятие малого предприятия 4
Организационная структура малого предприятия 6
Управление персоналом малого предприятия 10
Заключение 16
Список
литературы 19
В
последние годы в России были созданы
условия для широкого развития такой
динамичной и достаточно эффективной
формы предпринимательской
В мировой практике нет
Малое
предприятие - вновь созданное или
действующее предприятие с
Малое
предприятие обязательно
Развитие
сети малых предприятий направлено
на демонополизацию народного
Малые предприятия могут образовываться:
государственными
органами, уполномоченными управлять
имуществом, юридическими лицами, а также
гражданами, членами их семей и другими,
совместно ведущими хозяйственную деятельность3.
Управлять - означает вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы. Специалисты считают, что не существует идеальной модели управления, поскольку каждая фирма уникальна. Фирмы находятся в процессе постоянного поиска своей модели управления. Это непрерывный процесс, так как меняется сама фирма и ее среда.
Современная система управления на малом предприятии должна быть простой и гибкой. Ее главным критерием должно быть обеспечение эффективности и конкурентоспособности работы предприятия. Это особенно важно для предприятий малого бизнеса, где без соблюдения этих условий трудно рассчитывать на успех.
Организация управления предполагает решение следующих вопросов:
создание структуры предприятия;
распределение полномочий.
Ключевым аспектом организации управления является создание структуры предприятия. Под структурой понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых взаимоотношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления. В рамках структуры протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а, следовательно, права и ответственность за их выполнение4.
Организационная структура предприятия есть средство для достижения поставленных целей и задач. Работа над структурой должна начинаться с целей и стратегии. Структура следует за стратегией, определяется ею, то есть структура меняется тогда, когда меняется стратегия.
Прежде
чем определить структуру, необходимо
проанализировать все виды деятельности,
необходимые для
Проектируя структурные элементы организации, нужно ответить на четыре вопроса:
Каковы основные компоненты организации?
Какие компоненты нужно соединить, а какие обособить?
Какого размера и какой формы должны быть компоненты?
Как их разместить и какие между ними должны быть отношения?
Учитывая
важность определения структуры
для успеха фирмы, необходимо принять
во внимание признаки оптимальной структуры,
а также влияющие на нее факторы,
приведенные в следующей
Признаки оптимальной структуры | Факторы |
Небольшие
подразделения с |
Технология |
Небольшое число уровней руководства | Внешнее окружение |
Наличие в структуре групп специалистов | Размер предприятия |
Ориентация графиков работы на потребителей | Стратегия бизнеса |
Быстрая реакция на изменения | Имеющийся персонал |
Высокая производительность | Система решений |
Низкие затраты | Сложившаяся структура |
Для
российского малого бизнеса наиболее
простой является структура фирмы,
находящейся в единоличном
По мере роста предприятия и объема продаж создается управленческая группа. Она может включать управляющего (собственника), агента по снабжению, часто выполняющего функции технолога, мастера, в подчинении которого находятся рабочие. Для временной работы приглашается бухгалтер. Совмещение профессий, управленческих функций, родственные или семейные отношения на таких предприятиях способствуют экономному использованию ресурсов5.
При общей простоте организационно управленческих структур малых фирм многие из них сталкиваются со сложными проблемами. Успех функционирования таких фирм основывается по сути дела на личном мастерстве и энтузиазме управляющего. Однако в современных российских условиях одного энтузиазма недостаточно.
Как
показывает опыт, один из основных факторов,
способствующих разорению малых
фирм, нехватка управленческих знаний
у владельцев и управляющих этих
предприятий. Поэтому они вынуждены
прибегать к услугам
Жизнеспособными сегодня в России оказываются те малые фирмы, которые внедряют формы и методы управления, основанные на стратегии предприимчивости. Успех деятельности таких фирм обеспечивают систематические инновации в области продукции или услуг, позволяющие создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. В условиях рынка с его жесткой конкуренцией выживает и успешно развивается тот, кто «держит руку на пульсе» развития спроса и предложения и изменяет характер и направленность производства в соответствии с их требованиями.
Иными
словами, главным требованием к
управлению малым предприятием в
условиях рынка является обеспечение
его адаптивности (приспособляемости
и гибкости) к меняющимся условиям
хозяйствования6.
В малом бизнесе управленческие проблемы играют не меньшее, а часто и большее значение, чем на крупном предприятии, так как здесь острее конкуренция и меньше запас устойчивости. Успешная реализация целей любого предприятия непосредственно связана с оптимальным использованием ее человеческих ресурсов. Персонал предприятия — это его личный состав, работающий по найму, обладающий качественными характеристиками и имеющий трудовые отношения с работодателем. Особенности малого бизнеса требуют от руководителей высокого профессионализма в области управления персоналом, навыков использования современных технологий оптимизации человеческого потенциала и минимизации его ограничений для повышения конкурентоспособности и развития предприятия7.
Особенности управления персоналом малого предприятия, не зависящие от форм собственности и сферы деятельности предприятия включают ряд характеристик.