Организации малых предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:31, контрольная работа

Краткое описание

В последние годы в России были созданы условия для широкого развития такой динамичной и достаточно эффективной формы предпринимательской деятельности, как малые предприятия. В соответствии с принятой экономической статистикой для определения размерности российских предприятий (крупные, средние, малые) используются следующие основные признаки: численность производственного персонала, объем валовой продукции и стоимость основных производственных фондов.

Оглавление

Введение 3

Понятие малого предприятия 4

Организационная структура малого предприятия 6

Управление персоналом малого предприятия 10

Заключение 16

Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Организации малых предприятий.docx

— 42.76 Кб (Скачать)

     1. Гибкая организация труда. Отсутствие  четкого функционального разделения  между административным и производственным  персоналом способствует сокращению  дистанции между персоналом, однако  не устраняет социальных различий (например, в оплате труда). Работникам  малого предприятия приходится  выполнять функции, не свойственные  их должностям, так как здесь  необходимы универсальные работники,  а не профессионалы узкого  профиля. Чаще всего такие «универсалы» появляются в процессе работы малого предприятия, поскольку им приходится совмещать должности и выполнять различные виды работ.

     2. Отсутствие многоуровневой организационной  структуры приводит персонал  к пониманию карьеры как расширению  и усложнению функциональных обязанностей, роста профессионализма, увеличению заработной платы, а не повышению в должности.

     3. Более высокая информированность  работников. Руководителю предприятия  сложно скрыть от персонала  сведения о методах работы  и отношениях с клиентами и  государственными структурами. Информированность работников ставит работодателя в некоторую зависимость от них и тем самым вынуждает набирать персонал среди родственников, личных знакомых или по рекомендации проверенных людей.

     4. Меньшая степень бюрократичности  в работе. На малых предприятиях отсутствуют многие правила и документы по регламентации работы с персоналом, а существует система неофициальных установок. Купить новостройку у застройщика в Подмосковье. Доступные цены Это располагает к индивидуальному подходу к каждой ситуации и работнику, однако приводит к возникновению конфликтов, к проявлению личных симпатий и антипатий руководителя к работникам.

     5. Отсутствие организованного обучения. Объясняется это рядом причин: недооценкой необходимости обучения  руководителя предприятия, нехваткой  средств, неопределенностью перспектив  предприятия, низкой оценкой существующих  курсов.

     6. Повышенные требования к личным  качествам работника. Малый коллектив  быстрее освободится от того, чьи качества не соответствуют  принятым нормам и ценностям  предприятия.

     7. Широкий выбор работников. Существующая  безработица позволяет руководителям  нанимать сотрудников на невысокую  оплату труда, при этом имеется  возможность экономить на социальных  льготах, обучении, условиях труда  и т.д. Отсутствие высокой квалификации  у работников снижает уровень  их претензий. Боясь потерять  работу, многие добровольно идут  на такие ущемления.

     8. Ориентация не на прямые, а  на косвенные свидетельства профессиональной  пригодности работника. Значимость рекомендаций на малых предприятиях в настоящее время рассматривается не только с точки зрения подтверждения профессионализма работника. Фактически рекомендации подтверждают наличие у кандидата знакомых и коллег, готовых отвечать своей репутацией за действие работника. Другими словами, важно не только содержание рекомендации, а личность (должность) того, кто ее дает. В этом случае принципы кадрового отбора ориентированы не на прямые, а на косвенные свидетельства профессиональной состоятельности кандидата. Амитек - программирование атс Panasonic KX-TDA600 в Москве Предприятие получает работника, обладающего специфическим капиталом в виде личных знакомств, должностных контактов и неформальных связей, которые в дальнейшем принесут предприятию дополнительные заказы и предложения.

     9. Социальная незащищенность. Благополучие  персонала зависит от руководителя. Прослеживается слабая формализованность трудовых отношений: часто предпочтение отдается устным трудовым договорам, редко гарантируется охрана труда, работник может остаться без оплаты больничных, учебных и ежегодных отпусков. Практически на всех малых предприятиях коллективные договора, профсоюзы, которые смогли бы оказать давление на администрацию в защиту интересов работников, отсутствуют. Единственный документ, который регулирует отношения работодателя с работниками, -Трудовой кодекс РФ8.

     В ст. 59 Трудового кодекса РФ (и это единственная норма, касаюшаяся непосредственно субъектов малого бизнеса) сказано, что «срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо по инициативе работника ... с лицами, поступающими на работу в организации — субъекты малого предпринимательства с численностью до 40 работников (в организации розничной торговли и бытового обслуживания — до 25 работников), а также к работодателям — физическим лицам».

     10. Существенное различие стартовых  условий предприятия. Бывшие государственные предприятия уже имеют помещения, оборудование, сложившуюся систему хозяйственных связей. Это дает возможность бывшим государственным предприятиям развивать и совершенствовать социально-бытовую сферу и вкладывать средства в обучение и развитие своего персонала. Однако ориентация на традиционную организацию труда не позволяет им обеспечивать достаточную для функционирования в рыночной среде гибкость, что и сказывается на более низкой доходности по сравнению с новыми предприятиями.

     Наряду  с общими особенностями управления персоналом малого предприятия существуют различия на предприятиях разных сфер деятельности9.

     В производственных организациях сложная  структура персонала: администрация, специалисты, производственные рабочие. Следовательно, этим предприятиям необходимо использовать более разнообразные  методы стимулирования и вознаграждения за труд. фильтры для питьевой воды Такие методы стимулирования, как  карьерный рост, обучение за счет предприятия, участие в доходах или собственности, практически отсутствуют. Производственные организации в основном имеют  дело с рабочими специальностями, что  упрощает методы отбора работников и  их оценку. В производственных организациях более заметна статусная дифференциация между работниками и противоречия интересов. Это ведет к повышению уровня конфликтности.

     Банковская  сфера характеризуется закрытостью: многие работники владеют большим  объемом коммерческой информации, выход  которой за пределы банка недопустим. В связи с этим руководство банков заботится о надежности нанимаемого персонала (нанимают строго по проверенным рекомендациям), а также принимает меры к удержанию работников. Специфическая банковская деятельность Предъявляет высокие требования к квалификации работников. По этой причине при найме учитываются профессиональные и личные характеристики будущих сотрудников. Здесь же осуществляются максимальные затраты на обучение персонала. Относительно высокая доходность банковской сферы позволяет помимо фонда заработной платы осуществлять другие социальные выплаты и гарантии. Администрация и специалисты банков имеют много общих социальных характеристик: высшее образование, высокий уровень интеллекта, творческий характер труда, что сокращает дистанцию между ними и снижает уровень конфликтности в коллективе.

     Торговые  малые предприятия обучение персонала  проводят внутри предприятия и ориентируют  своих работников на самообразование  и самостоятельное приобретение опыта работы. При отборе персонала  руководители не всегда имеют представление  о требованиях, которые предъявляет  к работнику та или иная специальность10.

     Многих  работников привлекает работа на малых  предприятиях. Кроме малопривлекательных  аспектов в организации деятельности малых предприятий можно выделить и ряд положительных, которые  способны удерживать высококвалифицированных  рабочих и служащих:

     • место работы и место жительства обычно находятся близко друг к другу;

     • небольшой коллектив быстрее  объединяется, что способствуют укреплению отношений в коллективе;

     • тесные деловые отношения между  работодателем и персоналом позволяют  легче решать проблемы;

     • достижения работников быстрее признаются и вознаграждаются;

     • у персонала предприятия больше возможностей для карьерного роста;

     • работники могут участвовать  в процессе принятия решений;

     • заработная плата может быть сравнима с заработной платой на крупных предприятиях;

     • возможно участие в доходах предприятия;

     • работники могут стать акционерами  или партнерами;

     • малые предприятия не ограничены многочисленными правилами.

     Не  все из перечисленных возможностей доступны для каждого малого предприятия, но многое может стать частью плана  по управлению персоналом. В целом управление персоналом малого предприятия представляет собой малосистемный порядок действий. Однако комплексный характер деятельности работников и подчиненность всех функций одному лицу создают предпосылки для возникновения системного подхода к управлению персоналом11. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Конечно же, наивно предполагать, что для  страны таких масштабов как Россия малый бизнес может стать основой  экономики: в наших условиях он может  стать во многих случаях лишь связующим  звеном, которое обеспечило бы бесперебойную  работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

     Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный рост малых предприятий  в 1993 году резко замедлился. В 1996 году в России проводилась массовая Программа по поддержке и становлению малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. Общий объем финансирования Программы в 1996 году должен был составить 883,35 млрд. рублей. Основным источником финансирования Программы планировались 5 процентов средств, получаемых от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, что составило 707 млрд. рублей. Основная часть средств для выполнения региональных инвестиционных программ и проектов должна была быть изыскана субъектами Российской Федерации, в том числе за счет внутренних резервов развивающихся финансовых институтов - фондов, компаний, банков и самих малых предприятий. Для выполнения Программы были привлечены также средства банков и международных финансовых организаций, финансовые ресурсы по линии технической и консультативной помощи. В качестве приоритетных защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий Программы выделялись: развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест и формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Значительную часть всех расходов предполагалось направить на создание механизмов гарантий малым предприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, поддержку наиболее эффективных видов производственной деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение Программы12.  

     В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

     Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве  как, о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о  спекулянте.

     Потеря  административного управления, экономический  хаос и законодательная неразбериха  привели к тому, что законопослушные  предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались  в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие  налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Организации малых предприятий