Организация малого предприятия в сфере образовательных услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:27, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня малые предприятия – это важный элемент рыночной экономики, без которого государство не может гармонично развиваться. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, качество и структуру ВВП, поскольку составляет большую его часть. Малый бизнес придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад он вносит в формирование конкурентной среды, что для экономики России имеет первостепенное значение. Именно в среде малого предпринимательства создаются условия максимально приближенные к условиям совершенной конкуренции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОДЕРЖАНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 5
1.1. Малое предпринимательство в сфере образовательных услуг 5
1.2. Инвестиции в образование – важнейший показатель развития малого предпринимательства в сфере образовательных услуг 10
2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОУ ДОД ДЮСШ Г. ТУЛА 16
2.1 Негосударственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа г.Тула» 16
2.2. Анализ финансовой деятельности и сравнительная характеристика статей сметы бюджета деятельности НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула. 23
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОУ ДОД ДЮСШ Г. ТУЛА 32
3.1. Проблемы финансового состояния НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула 32
3.2. Возможные пути решения проблем, совершенствования финансовой деятельности НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 426.50 Кб (Скачать)

 

Рыночные условия  хозяйствования привели к появлению  нового для бюджетных учреждений явления как предпринимательская  деятельность.

В соответствии со ст. 50 ГК РФ учреждения такого типа могут  осуществлять предпринимательскую  деятельность постольку, поскольку  это служит достижению целей, ради которых  они создано, и соответствующую  этим целям. В соответствии с главой 25 Части второй, Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 23 июля 2010 г.) (далее по тексту НК РФ), к доходам от предпринимательской деятельности, например образовательных, бюджетных организаций относятся доходы, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам. Услуги, относимые к предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, определяются законодательными актами Российской Федерации в области образования.

В соответствии со ст. 47 Закона Российской Федерации  «Об образовании»15 к предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся:

- продажа и  сдача в аренду основных фондов  и имущества образовательного  учреждения;

- торговля покупными  товарами, оборудованием;

- оказание посреднических  услуг;

- долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе

образовательных) и организаций;

- приобретение  акций, облигаций, иных ценных  бумаг и получение доходов  (дивидендов, процентов) по ним;

- ведение приносящих  доход иных внереализационных  операций, непосредственно несвязанных с собственным производством, предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

В нашем случае доходы от предпринимательской деятельности НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула получает от:

- сдачи в  аренду помещений по улице Металлургов 17, общей площадью 524 кв.м.;

- поступлений  от платной образовательной деятельности;

- добровольных  пожертвований и взносов. 

Доходы от предпринимательской  деятельности реинвестируются в  данное образовательное учреждение и направляются на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса, на заработную плату.

Рассмотрим  динамику по каждой составляющей структуры доходов.

Доход от сдачи в аренду помещений растет из года в год. Также растет и доля доходов от аренды в общей структуре доходов от предпринимательской деятельности с 27,12 % в 2010 году до 60,54 % в 2011 году.

Динамика поступлений от платной образовательной деятельности весьма нестабильна и имеет тенденцию к снижению. Также снижается и доля доходов от платной образовательной деятельности в общей структуре доходов от предпринимательской деятельности НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула, в 2009 г. -49,44 %, в 2010 году - 39,18 % в 2011 году - 34,26 %.

Это негативная тенденция - так как платные образовательные  услуги должны занимать львиную долю в структуре доходов образовательного учреждения.

Динамика добровольных пожертвований и взносов к 2011 году становится отрицательной. Также снижается и доля в структуре доходов с 23,44 % в 2010 году до 5,2 % в 2009 году. Этот факт свидетельствует о снижении интереса потенциальных инвесторов и благотворительных организаций к дополнительному образованию.

Развитие новых  форм внебюджетной деятельности учреждений предопределили необходимость трансформации  бухгалтерского учета в бюджетных  учреждениях в соответствии с требованиями рыночной экономики.

С введением  новых форм хозяйствования в системе  бюджетной организации существенно  увеличился поток документов, проходящих через бухгалтерию, поэтому традиционные формы бухгалтерского учета уже  не способны в должной мере обеспечить развитие учета. В этих условиях для обеспечения эффективной финансово-хозяйственной деятельности учреждения необходима рациональная организация системы бухгалтерского учета, адекватная его современному состоянию развития. Поэтому основным критерием оценки эффективности того или иного варианта организации бухгалтерского учета следует принять степень его соответствия условиям деятельности бюджетного учреждения.

Методика ведения  бухгалтерского учета в бюджетных  учреждениях имеет свои особенности, обусловленные непроизводственным и некоммерческим характером основной деятельности.

Бухгалтерский учет предпринимательской деятельности НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула ведется «вручную», что осложняет проведение финансового анализа, снижает оперативность принятия управленческих решений и увеличивает вероятность возникновения ошибок в отчетной документации.

Во избежание  вышеперечисленных проблем рекомендуется  создание информационной системы бухгалтерского учета, учитывающей специфику ведения  учета, которая отражается в плане счетов, формах первичных документов, формах месячной, квартальной, годовой отчетности, методике начисления износа и системе налогообложения. Естественно такая система должна создаваться с учетом таких требований, как одновременное ведение разных систем учета, каждая из систем должна соответствовать требованиям законодательства, использование различных программных платформ и т.д.

3.2. Возможные пути решения проблем, совершенствования финансовой деятельности НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула

 

Современное состояние  бюджетного финансирования образования  принято характеризовать в терминах исключительно недостатка выделяемых средств для нормального функционирования учебных заведений. Приоритеты при  финансировании конкретных статей расходов определяются следующим образом: оплата труда; стипендия; трансферты; оплата коммунальных услуг; остальные виды расходов.

Такая оценка распределения  значимости обеспечения расходов связана  с тем, что действующее законодательство установило достаточно большую зону ответственности государства за обеспечение определенного уровня финансирования образования:

- выделение  на нужды развития образования  не менее 10% национального дохода, в том числе на высшее профессиональное  образование не менее 3% расходной  части федерального бюджета;

- определение  уровня оплаты труда работников  образования в зависимости от  уровня оплаты труда в промышленности;

- установление  доплат, надбавок, присущих только  работникам образования.

По мнению В.А. Шарова, выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на образование только из федерального бюджета по разным оценкам в 24 раза, что, очевидно, невыполнимо. Таким образом, бюджет применительно к сфере образования находится в состоянии «перенапряжения»16.

Установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации  порядок финансирования образования  имеет некоторые противоречия с  действующим законодательством  об образовании. Это снижает эффективность  использования бюджетных средств, приводит к значительным трансакционным издержкам (т.е. расходам, связанным с обеспечением движения бюджетных средств «по инстанциям» бюджетного процесса содержанием органов казначейства, оформлением документов, снижением скорости перемещения денег, расходам на контроль соблюдения бюджетных назначений и т.п.)17.

Нормативно-методическая база бюджетного финансирования образования  в основном опирается на документы  и материалы, разработанные для  условий планово-директивной экономики  и отсутствия выраженного дефицита бюджетных средств. Недофинансирование образования в целом заменяется несколько иным понятием «отсутствия финансирования по отдельным статьям». Создается «лукавая ситуация», когда деньги на образование вроде бы и выделяются, а вот каким образом удается сохранять устойчивость системы, учредителя вроде бы и не интересует.

По мнению И.И. Нестеровой, в законодательной базе, определяющей механизм бюджетного финансирования образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций  решать возникающие частные вопросы  финансирования, руководствуясь единственным критерием целями, на достижение которых направляются бюджетные средства. Целевой характер расходования бюджетных средств основан исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации, что не способствует экономичности и, следовательно, повышению эффективности использования бюджетных средств18.

Все это позволяет  предположить, что бюджетная политика государства, точнее финансовых органов, направлена в первую очередь на решение  проблем учета и контроля использования бюджетных средств, а не на решение проблем обеспечения деятельности сферы образования.

Решение этих и  других конкретных проблем бюджетного финансирования видится по двум основным направлениям:

- совершенствование  нормативно-методической базы бюджетного финансирования образования;

- дальнейшее  развитие и совершенствование  организационно-экономического механизма  функционирования системы образования.

В рамках первого  направления необходимо упорядочить  бюджетное законодательство, предусмотрев:

- передачу права  утверждения сводной сметы доходов  и расходов образовательного  учреждения руководителю этого  учреждения (порядок согласования  расходов внутри учреждения устанавливается  уставом, решением ученого совета  и т.п. открытой процедурой);

- включение  бюджетополучателей в процедуру  разработки проекта бюджета. 

Это обусловлено  тем, что и действующий порядок  распределения бюджетных средств, и установленное законодательством  требование перехода к нормативам финансирования должны предусматривать объективно сложившиеся особенности отдельных образовательных учреждений, связанных с их профилем, материальной базой, территориальным расположением и другими факторами, которые не могут быть в полной мере учтены главными распорядителями бюджетных средств, составляющих проект бюджета;

- доведение  уведомлений о бюджетных обязательствах  и лимитов бюджетных ассигнований  одной строкой;

- предоставление  права бюджетополучателям осуществлять  расходование средств бюджета  в пределах общей суммы финансирования, самостоятельно определяя их распределение по статьям экономической классификации;

-сохранение  за бюджетным учреждением остатка  средств, обоснованно образовавшегося  по состоянию на 31 декабря текущего  года на счете бюджетного учреждения19.

Сейчас трудно определить направления дальнейшего совершенствования организационно-финансовых механизмов в системе образования. Слишком многими факторами они определяются и слишком неопределенными могут быть и последствия изменений такого рода. Ясно одно, необходимо отказаться от практики централизованного планирования структурных и организационных преобразований в сфере образования, сделав основной упор на постепенный запуск механизмов саморегулирования.

Основные подходы  к организационно-экономическому реформированию системы п образования можно сформулировать следующим образом:

- реструктурирование  действующих потоков финансовых  средств, направленное на более  эффективное их использование. 

- создание условий,  стимулирующих развитие платежеспособного  спроса на подготовку спортсменов по уровням квалификации, а также на получение дополнительного образования, т.е. формирование дополнительных (внебюджетных) источников финансирования этой сферы.

Финансирование  образовательных учреждений должно осуществляться по следующим направлениям.

Финансирование  госзаказа должно осуществляться на основе нормативов в расчете на 1 учащегося, которые будут дифференцированы с учетом трудоемкости и капиталоемкости  подготовки по различным специальностям. Финансирование будет производиться  без разбивки выделяемых средств на отдельные предметные статьи.

В современном  обществе без информационных технологий невозможно наладить эффективную работу структуры управления, повысить скорость обработки и принятия решений  и снизить вероятность управленческих ошибок.

Стоит согласиться  с Е.А. Федченко, что новые условия  хозяйствования требуют внедрение  современных средств вычислительной техники и обработки учетно-финансовой информации. Рыночная экономика обуславливает  развитие прогрессивных информационных технологий в практике бухгалтерского учета20.

Одной их таких  технологий является - автоматизированная система «Смета», разработанная  НПО «Криста», которую предлагается внедрить в НОУ ДОД ДЮСШ г. Тула. «Смета» является универсальной системой автоматизации бухгалтерского учета в бюджетном учреждении. Данная система позволяет автоматизировать учет от ввода первичных документов до формирования отчетности. В базовую конфигурацию АС «Смета» входят следующие рабочие места, Кадры, Заработная плата и табель, Касса, Банк и смета, Основные средства, материалы продукты питания, МБП и Общая бухгалтерия.

Достоинствами системы является ее прозрачность, многопользовательский доступ к  базе данных, большой спектр документов и выходных форм, соответствующих  законодательству РФ, а также возможность разграничения прав пользователей, ведение журнала бухгалтерских операций с многоуровневой аналитикой.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги  рассмотрению различных аспектов развития малых и средних предприятий  в сфере образовательных услуг муниципального образования отметим следующее.

Информация о работе Организация малого предприятия в сфере образовательных услуг