Метод рынка капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:52, дипломная работа

Краткое описание

По мере развития рыночных отношений все более возрастает потребность в оценке бизнеса (предприятия). Согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельно­сти в Российской Федерации» оценка объектов собственности является обязательной при приватизации, передаче в доверительное управление либо в аренду, продаже, национали­зации, выкупе, ипотечном кредитовании, передаче в качестве вклада в уставный капи­тал./3/ Оценка бизнеса позволяет определить рыночную стоимость собственного (устав­ного) капитала закрытых акционерных обществ или ОАО с недостаточно ликвидными ак­циями. Кроме того, процедура оценки бизнеса предусмотрена при дополнительной эмис­сии или продаже (покупке) акций акционерных обществ различного типа.

Оглавление

Введение
3
Глава 1. Методические основы метода рынка капитала
5
1.1 Алгоритм метода рынка капитала.. (Условия применения)
5
1.2 Основные группы мультипликаторов
17
1.3 Расчет предварительной стоимости. Итоговые корректировки
24
Глава 2.Практический расчет по оценке рыночной стоимости телекоммуникационной компании методом рынка капитала
28
2.1 Характеристика оцениваемой компании и компаний - аналогов
28
2.2 Расчет мультипликаторов
56
2.3 Итоговая величина стоимости
59
Заключение
65
Библиография
68
Приложения

Файлы: 1 файл

метод рынка капитала.doc

— 2.25 Мб (Скачать)


62

 

 

На основании данных сравнительного финансового анализа произведем сужение выборки компаний - аналогов. С этой целью для каждого из рассчитанных в табл. 10 коэф­фициентов «выстроим коридор» шириной +30% - -30%, центральной частью которого яв­ляется значение финансового показателя оцениваемой компании. В табл. 10 проведем об­работку по вертикали и цветом выделим те компании, которые «легли» внутри коридора. Для каждой из компаний - аналогов подсчитаем результаты и исключим из дальнейших расчетов компании с наименьшим количеством совпадений: ОАО «Ростелеком» (4 совпадения). Таким образом, выборка аналогов сузилась с семи до шести компаний - ОАО «Дальсвязь»   (11 совпадений), ОАО«Центртелеком» (10 совпадений) , ОАО «Уралсвязьинформ»  (9 совпадений) и, ОАО «ВолгаТелеком», ОАО «Северо-Западный Телеком» , ОАО «ЮТК» ( по 8 совпадений). Следующим этапом произведем расчет мультипликаторов для этих компаний.

 



62

 

2.2 Расчет мультипликаторов

 

Базой для определения мультипликаторов является расчетная капитализация ка­ждой из компании - аналогов. Необходимые для ее нахождения сведения о количестве ак­ций и котировальной цене одной акции на дату оценки (30.06.2009 г.) взяты с www.stocks.investfunds.ru. Данные для расчета и его результаты приведены в табл. 11.

Для всех сопоставимых компаний рассчитываем следующие мультипликаторы (табл.12):

 Инвестированный капитал / выручка (MVIC/S)

 Инвестированный капитал / балансовая стоимость активов (MVIC/BVA)

 Инвестированный капитал / Балансовая стоимость машин и оборудования (MVIC/PP &E);

 Инвестированный капитал / количество абонентов (MVIC/V)

 Расчетная капитализация / Чистая прибыль (P/E).

Для дальнейших расчетов проводим анализ мультипликаторов и оставляем  с наименьшей дисперси­ей. В данном случае все мультипликаторы применимы для расчета итоговой величины стоимости оцениваемой компании.

 

 

 

 

 



62

 

 

 

 

                     Расчетная капитализация компаний - аналогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              табл.11

№ п/п

Наименование

Гос. регистрационный номер

Средняя цена покупки обыкновенной акции, руб

Средняя цена продажи обыкновенной акции, руб

Расчетная котировальная цена, руб

Количество акций , шт

Расчетная капитализация , руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

1

ОАО "Центртелеком"

1-04-00194-A

8,751

9,229

8,990

1578006833

14186281429

2

ОАО "Дальсвязь"

1-02-30166-F

50,800

51,100

50,950

95581421

4869873400

3

ОАО "ВолгаТелеком"

1-01-00137-A

35,110

35,370

35,240

245969590

8667968352

4

ОАО "Уралсвязьинформ"

1-07-00175-A

0,409

0,410

0,410

12011401829

4918669049

5

ОАО "Северо-Западный Телеком"

1-02-00119-A

8,830

8,845

8,838

881045433

7786239014

6

ОАО "ЮТК"

1-03-00062-A

1,152

1,169

1,161

2960512964

3435675295

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               Расчет значений финансовых мультипликаторов по компаниям - аналогам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

табл.12

табл.9

№ п./п.

Наименование

Расчетная капитализация (Р)

Долгосрочная задолженность

Инвестированный капитал (MVIC)

Валовая выручка (S)

Балансовая стоимость активов, (BVA)

Чистая прибыль ( Е)

Балансовая стоимость машин и оборудования (PP &E)

Количество абонентов (V)

Инвестированный капитал/ выручка (MVIC/S)

Инвестированный капитал / балансовая стоимость активов (MVIC/BVA)

Инвестированный капитал / Балансовая стоимость машин и оборудования (MVIC/PP &E)

Инвестированный капитал / количество абонентов (MVIC/V)

Расчетная капитализация / Чистая прибыль (P/E)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

ОАО "Центртелеком"

141862814,3

9987982

151850796

16426457

50996478

2017762

30094824

6760000

9,244

2,978

5,046

22,463

70,307

2

ОАО "Дальсвязь"

48698734

3198394

51897128

5886585

17406956

862482

9058554

4365000

8,816

2,981

5,729

11,889

56,463

3

ОАО "ВолгаТелеком"

86679683,52

8269056

94948740

12947370

44096512

1763101

28602345

5200000

7,333

2,153

3,320

18,259

49,163

4

ОАО "Уралсвязьинформ"

49186690,49

16195565

65382255

19958355

59397835

1631735

44854557

3700000

3,276

1,101

1,458

17,671

30,144

5

ОАО "Северо-Западный Телеком"

77862390,14

9794916

87657306

12063683

53277927

3147531

38014863

5000000

7,266

1,645

2,306

17,531

24,738

6

ОАО "ЮТК"

34356752,95

14193333

48550086

10247750

43392242

835116

33883823

4000000

4,738

1,119

1,433

12,138

41,140



62

 

 

2.3 Итоговая величина стоимости

 

На основании рассчитанных мультипликаторов в табл. 13-17 рас­считываем предварительную стоимость оцениваемой компании с учетом следующих дан­ных:

Выручка компании ОАО "Сибирьтелеком" составляет на 01.07.2009 13667171 тыс.руб;

Число абонентов фиксированной связи ОАО "Сибирьтелеком" на 01.07.2009 4 400 000 абонентов;

Балансовая стоимость машин и оборудования  ОАО "Сибирьтелеком" на 01.07.2009 

28 271 371 тыс.руб;

Чистая прибыль ОАО "Сибирьтелеком"  на 01.07.2009  2141207 тыс.руб.

 

Расчет предварительной стоимости по мультипликатору инвестированный капитал/ выручка (MVIC/S)

 

 

 

 

 

 

 

табл.13

 

 

Выручка компании ОАО "Сибирьтелеком"

 

13667171

 

 

 

№ п./п.

Наименование

MVIC/S

Предварительная стоимость инвестированного капитала, рассчитанная по мультипликатору MVIC/S

Долгосрочная задолженность ОАО "Сибирьтелеком"

Поправка на дефицит собственного оборотного капитала

Премия за контроль

Итоговая стоимость собственного капитала рассчитанная по мультипликатору MVIC/S

1

2

 

 

 

 

 

 

1

ОАО "Центртелеком"

9,244

126343179,1

11 124 708

7800537,85

44220112,7

151 638 046

2

ОАО "Дальсвязь"

8,816

120492088,8

11 124 708

7800537,85

42172231,09

143 739 074

3

ОАО "ВолгаТелеком"

7,333

100227355,8

11 124 708

7800537,85

35079574,52

116 381 684

4

ОАО "Уралсвязьинформ"

3,276

44772751,37

11 124 708

7800537,85

15670462,98

41 517 968

5

ОАО "Северо-Западный Телеком"

7,266

99308593,61

11 124 708

7800537,85

34758007,76

115 141 356

6

ОАО "ЮТК"

4,738

64750050,18

11 124 708

7800537,85

22662517,56

68 487 322

 

Среднее значение

 

 

 

 

 

106 150 908

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет предварительной стоимости по мультипликатору инвестированный капитала /  балансовая стоимость активов (MVIC/BVA)

 

 

 

 

 

 

 

табл.14

 

Балансовая стоимость активов

ОАО "Сибирьтелеком"

39 568 699

 

 

 

№ п./п.

Наименование

MVIC/BVA

Предварительная стоимость инвестированного капитала, рассчитанная по мультипликатору MVIC/BVA

Долгосрочная задолженность ОАО "Сибирьтелеком"

Поправка на дефицит собственного оборотного капитала

Премия за контроль

Итоговая стоимость собственного капитала рассчитанная по мультипликатору MVIC/BVA

1

2

 

 

 

 

 

 

1

ОАО "Центртелеком"

2,978

117822616,1

11 124 708

7800537,85

41237915,64

140 135 286

2

ОАО "Дальсвязь"

2,981

117970186

11 124 708

7800537,85

41289565,1

140 334 505

3

ОАО "ВолгаТелеком"

2,153

85199439,23

11 124 708

7800537,85

29819803,73

96 093 997

4

ОАО "Уралсвязьинформ"

1,101

43555304,46

11 124 708

7800537,85

15244356,56

39 874 415

5

ОАО "Северо-Западный Телеком"

1,645

65101736,44

11 124 708

7800537,85

22785607,76

68 962 098

6

ОАО "ЮТК"

1,119

44272055,3

11 124 708

7800537,85

15495219,35

40 842 029

 

Среднее значение

 

 

 

 

 

87 707 055

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет предварительной стоимости по мультипликатору инвестированный капитал/  количество абонентов (MVIC/V)

 

 

 

 

 

 

 

табл.15

 

Число абонентов фиксированной связи ОАО "Сибирьтелеком"

4 400 000

 

 

 

№ п/п

Наименование

MVIC/V

Предварительная стоимость инвестированного капитала, рассчитанная по мультипликатору MVIC/V

Долгосрочная задолженность ОАО "Сибирьтелеком"

Поправка на дефицит собственного оборотного капитала

Премия за контроль

Итоговая стоимость собственного капитала рассчитанная по мультипликатору MVIC/V

1

2

 

 

 

 

 

 

1

ОАО "Центртелеком"

22,463

98837796,4

11 124 708

7800537,85

34593228,74

114 505 779

2

ОАО "Дальсвязь"

11,889

52313256,17

11 124 708

7800537,85

18309639,66

51 697 650

3

ОАО "ВолгаТелеком"

18,259

80341241,13

11 124 708

7800537,85

28119434,4

89 535 430

4

ОАО "Уралсвязьинформ"

17,671

77751871,39

11 124 708

7800537,85

27213154,99

86 039 781

5

ОАО "Северо-Западный Телеком"

17,531

77138429,4

11 124 708

7800537,85

26998450,29

85 211 634

6

ОАО "ЮТК"

12,138

53405094,54

11 124 708

7800537,85

18691783,09

53 171 632

 

Среднее значение

 

 

 

 

 

80 026 984

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет предварительной стоимости по мультипликатору инвестированный капитал/  Балансовая стоимость машин и оборудования (MVIC/PP &E)

 

 

 

 

 

 

 

табл.16

 

Балансовая стоимость машин и оборудования  ОАО "Сибирьтелеком"

28 271 371

 

 

 

№ п/п

Наименование

MVIC/PP &E

Предварительная стоимость инвестированного капитала, рассчитанная по мультипликатору MVIC/PP &E

Долгосрочная задолженность ОАО "Сибирьтелеком"

Поправка на дефицит собственного оборотного капитала

Премия за контроль

Итоговая стоимость собственного капитала рассчитанная по мультипликатору MVIC/PP &E

1

2

 

 

 

 

 

 

1

ОАО "Центртелеком"

5,046

142650118,1

11 124 708

7800537,85

49927541,34

173 652 414

2

ОАО "Дальсвязь"

5,729

161968782,2

11 124 708

7800537,85

56689073,76

199 732 610

3

ОАО "ВолгаТелеком"

3,320

93850033,65

11 124 708

7800537,85

32847511,78

107 772 300

4

ОАО "Уралсвязьинформ"

1,458

41209770,54

11 124 708

7800537,85

14423419,69

36 707 944

5

ОАО "Северо-Западный Телеком"

2,306

65190086,91

11 124 708

7800537,85

22816530,42

69 081 371

6

ОАО "ЮТК"

1,433

40508342,05

11 124 708

7800537,85

14177919,72

35 761 016

 

Среднее значение

 

 

 

 

 

103 784 609

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчет предварительной стоимости по мультипликатору капитализация/   Чистая прибыль (P/E)

 

 

 

 

 

 

 

табл.17

 

Чистая прибыль ОАО

"Сибирьтелеком"

2141207

 

 

 

№ п/п

Наименование

P/E

Предварительная стоимость инвестированного капитала, рассчитанная по мультипликатору P/E

Долгосрочная задолженность ОАО "Сибирьтелеком"

Поправка на дефицит собственного оборотного капитала

Премия за контроль

Итоговая стоимость собственного капитала рассчитанная по мультипликатору P/E

1

2

 

 

 

 

 

 

1

ОАО "Центртелеком"

70,31

150 541 863,21

0,00

7800537,85

52 689 652,12

195 430 977,48

2

ОАО "Дальсвязь"

56,46

120 899 995,75

0,00

7800537,85

42 314 998,51

155 414 456,41

3

ОАО "ВолгаТелеком"

49,16

105 268 583,65

0,00

7800537,85

36 844 004,28

134 312 050,08

4

ОАО "Уралсвязьинформ"

30,14

64 544 111,63

0,00

7800537,85

22 590 439,07

79 334 012,84

5

ОАО "Северо-Западный Телеком"

24,74

52 968 340,84

0,00

7800537,85

18 538 919,29

63 706 722,28

6

ОАО "ЮТК"

41,14

88 089 462,91

0,00

7800537,85

30 831 312,02

111 120 237,08

 

Среднее значение

 

 

 

 

 

123 219 742,70

 

 

Поскольку все рассматриваемые компании российские, поправка на страновой риск не делается.

В предварительную стоимость необходимо внести два вида корректировок:

             - дефицит или + избыток собственного оборотного капитала;

             + премия за контроль (принимаем в размере 35 %).

Расчет поправки на дефицит (избыток) собственного оборотного капитала произ­водится в следующей последовательности:

А) Значения показателей собственного оборотного каптала по выборке компаний - аналогов (табл.5 кол.18) отрицательные  , это означает  что доля заемных средств в структуре баланса преобладает над собственными , что для отросли телекоммуникаций приемлемо , т.к. считается фондоемким . Поэтому берем среднее значение коэффициента по отросли отношения СОК к выручке . Оно составляет 14 % ;

Б) сравниваем  значение среднего показателя для отросли (14 %) с долей собственного оборотного капитала в выручке для оцениваемой компании (-43,075 %). В данном случае дефицит со­ставляет -43,075 - 14 =- 57,075 %;

В) дефицит собственного оборотного капитала в денежном выражении равен 13667171*57,075=7800537,85 тыс.руб;

 

Расчеты итоговой стоимости по мультипликаторам в табл.13-17

 

Средняя величина итоговой стоимости : 100 177 859,91 тыс. руб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Метод рынка капитала (метод компании - аналога) основан на использовании цен сделок с единичными акциями, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена одной акции компании - аналога, которая для корректного применения в данном методе должна:

-являться открытым акционерным обществом;

-обладать регулярно котируемыми (не менее, чем как это принято по стандар­там публикуемых в еженедельнике «Эксперт» индексов АК&М, пятью про­фессиональными котировщиками - трейдерами), а еще лучше -- ликвидными акциями (в этом случае, компания - аналог должна представлять собой на фондовом рынке так называемую «голубую фишку»).

Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного (неконтрольного ) пакета акций.

Оценка бизнеса методом рынка капитала основана на использовании двух типов информации: рыночной (ценовой) информации и финансовой информации и осуществля­ется в несколько этапов. Сначала необходимо подобрать предприятия - аналоги, которые позволят определить стоимость оцениваемой фирмы (не менее трех аналогов). Затем оценщик анализирует бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, дополни­тельную информацию, рассчитывает финансовые коэффициенты. На основании прове­денного финансового анализа выборка аналогов может быть сужена. Для оставшихся компаний рассчитываются мультипликаторы, по которым затем определяется предвари­тельная стоимость оцениваемой компании. Расчет завершается внесением необходимых поправок (на дефицит или избыток собственного оборотного капитала и премии за кон­троль) и определением итоговой стоимости.

Состав критериев сопоставимости оцениваемой компании и аналогов определя­ется условиями оценки, наличием необходимой информации, приемами и методами,. на­работанными оценщиком. На практике невозможно проанализировать все факторы, по ко­торым осуществляется окончательный отбор, поэтому рассматриваются только основные из них: отраслевое сходство, размер, перспективы роста, финансовый риск, качество ме­неджмента.

Основным инструментом определения рыночной стоимости собственного капи­тала предприятия в методе рынка капитала являются ценовые мультипликаторы.

Вывод : мультипликаторы позволяют привести к единому масштабу цены акций компании отличающихся по размерам и количеству акций , на которые разделен их уставной капитал. Это производится посредством пересчета показателей компании ( например : выручки , прибыли и др.) на 1 акцию. Ценовой мультипликатор отражает соотношение между рыночной ценой предприятия и каким ­либо его показателем, характеризующим результаты производственной и финансовой деятельности. В качестве таких показателей можно использовать не только прибыль, но и де­нежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и др. Мультипликаторы дают возможность мыслить о котировках акций как о котировках выручки, прибыли и др. показателях компании.

Ценовой мультипликатор рассчитывается по всем аналогичным  предприятиям.

Для оценки рыночной стоимости оцениваемой компании выбранная аналитиком величина ценового мультипликатора используется как множитель к ее аналогичному показателю.

В оценочной практике используются два типа ценовых мультипликаторов: ин­тервальные и моментные. К интервальным можно отнести мультипликаторы: «Це­на/Прибыль», «Цена/Денежный поток», «Цена/Дивиденды», «Цена/Выручка от реализа­ции», «Цена/Физический объем». Моментные мультипликаторы таковы: « Це­нa /Балансовая стоимость активов», «Ценa/ Чистая стоимость активов».

Вывод : В знаменателе мультипликатора могут стоят как финансовые , так и натуральные показатели . Финансовые показатели являются универсальными , натуральные – специфическими для данной отрасли или групп отраслей.

Во второй главе дипломной работы произведен практический расчет по оценке предприятия телекоммуникационной  отрасли методом рынка капитала. В качестве объекта оценки была выбрана компания на рынке услуг связи ОАО «Сибирьтелеком», в качестве аналогов ОАО "Центртелеком", ОАО "Дальсвязь", ОАО "Ростелеком", ОАО "ВолгаТелеком", ОАО "Уралсвязьинформ", ОАО "Северо-Западный Телеком", ОАО "ЮТК". В параграфе 2.1 дана краткая характе­ристика каждой из названных компаний.

Информация о работе Метод рынка капитала