Метод рынка капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:52, дипломная работа

Краткое описание

По мере развития рыночных отношений все более возрастает потребность в оценке бизнеса (предприятия). Согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельно­сти в Российской Федерации» оценка объектов собственности является обязательной при приватизации, передаче в доверительное управление либо в аренду, продаже, национали­зации, выкупе, ипотечном кредитовании, передаче в качестве вклада в уставный капи­тал./3/ Оценка бизнеса позволяет определить рыночную стоимость собственного (устав­ного) капитала закрытых акционерных обществ или ОАО с недостаточно ликвидными ак­циями. Кроме того, процедура оценки бизнеса предусмотрена при дополнительной эмис­сии или продаже (покупке) акций акционерных обществ различного типа.

Оглавление

Введение
3
Глава 1. Методические основы метода рынка капитала
5
1.1 Алгоритм метода рынка капитала.. (Условия применения)
5
1.2 Основные группы мультипликаторов
17
1.3 Расчет предварительной стоимости. Итоговые корректировки
24
Глава 2.Практический расчет по оценке рыночной стоимости телекоммуникационной компании методом рынка капитала
28
2.1 Характеристика оцениваемой компании и компаний - аналогов
28
2.2 Расчет мультипликаторов
56
2.3 Итоговая величина стоимости
59
Заключение
65
Библиография
68
Приложения

Файлы: 1 файл

метод рынка капитала.doc

— 2.25 Мб (Скачать)

 

 

выручки имеют очень близкие значения -  от 12063683 тыс.руб до 16426457 тыс.руб, то у компаний ОАО «Уралсвязьинформ» и  ОАО «Ростелеком»,  она значи­тельно выше – 19958355 тыс.руб и  30587459 тыс.руб, а  у ОАО «Дальсвязь»  5886585 ыс.руб   и ОАО «ЮТК» 10247750 тыс.руб. Если сопоставить размеры валовой выручки с числом абонентов  вышеназванных компаний , то подобные сходства и расхождения вполне объяснимы.

Для нивелирования влияния объемных показателей  и затрачиваемых ре­сурсов на финансовые результаты деятельности оцениваемой компании и компаний - ана­логов применяется вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках, т.е. перевод его показателей из абсолютных в относительные (табл. 8). Из табл. видно, что для всех ком­паний характерна высокая (более 70 %) доля себестоимости реализованной продукции в выручке - от 72,936 % у ОАО «Дальсвязь»  до 80,256 % у ОАО «Уралсвязьинформ»  и 77,344 % в среднем по вы­борке. Удельный вес остальных рассматриваемых видов расходов гораздо менее значите­лен и составляет (в порядке убывания среднего значения): расходы по налогу на прибыль - 5,453 %, , расходы на выплату процентов- 4,432 %.

Анализ данных по различным видам прибыли показывает, что на долю операци­онной прибыли приходится от 19,774 % (ОАО «Уралсвязьинформ»  ) до 27,064% (ОАО «Дальсвязь»   ) от  валовой вы­ручки (в среднем по выборке этот показатель равен 22,656 %, у ОАО«Сибирьтелеком»  - 21,678 %). Удельный вес прибыли до налогообложения незначительно отличается от вышеназванно­го показателя и составляет в среднем 19,132 %. Доля чистой прибыли колеблется в преде­лах 8,149 %( ОАО «ЮТК») - 33,067 % (», ОАО «Северо-Западный Телеком»). Наиболее близкие с оцениваемой компа­нии показатели имеет ОАО «Дальсвязь» .

Далее необходимо проанализировать финансовый потенциал каждой компании на основе определенных в табл. 9 финансовых показателей. Анализ данных табл. 9 произ­ведем по группам коэффициентов.

Показатели рентабельности дают представление об эффективности хозяйственной деятельности предприятий. Основным принципом расчета этих показателей является сопоставление определенных видов прибыли с объемами про­даж и производства, используемыми ресурсами и затратами (себестоимостью). В реальной практике в условиях рыночной экономики нет каких - либо стандартов на данные показа­тели: их значения различаются в разрезе отраслей. Коэффициенты рентабельности кон­кретной компании могут быть использованы для сравнения со среднеотраслевыми или с показателями предприятий - конкурентов./5/ В роли числителя при определении ROA выступала операционная прибыль и при расчете  ROE чистая прибыль ( табл. 9) . В среднем по выборке были получены следующие значения вышеназванных показателей: соответствен­но, 5,965 % и 8,602 %. При этом рентабельность активов изменяется в пределах от 2,707% (ОАО «ЮТК») - до 9,112% (ОАО «Ростелеком»); рентабельность собственного капитала - от 5,245%( ОАО «ЮТК») - до 12,972% (ОАО«Сибирьтелеком»  ). У оцениваемой компании значения показателей рентабельности отклонены от среднеотраслевых в меньшую сторону и составляют ROA = 6,849 %, ROE = 12,972 %. По первым двум коэффициентам наиболее близкие результаты имеет ОАО «Дальсвязь» и  ОАО «Северо-Западный Телеком» (6,805 % , 7,487 % и  соответ­ственно  9,818 % , 9,864%).

Коэффициенты ликвидности применяются для оценки способности фирмы вы­полнять свои краткосрочные обязательства. После расчета они также, как правило, срав­ниваются со среднеотраслевыми и показателями предприятий - конкурентов, хотя суще­ствуют и общие нормативы. Так как предприятие погашает свои краткосрочные обяза­тельства в основном за счет оборотных активов, которые по степени мобильности делятся на три группы (наиболее ликвидные, прочие ликвидные и наименее ликвидные), сущест­вует три основных аналитических коэффициента, которые используются для обобщенной оценки ликвидности платежеспособности.

Коэффициент текущей ликвидности показы­вает, сколько рублей оборотных средств (текущих активов) приходится на один рубль краткосрочной задолженности (текущих обязательств). Ориентировочное нижнее значе­ние показателя - 2.

Коэффициент срочной (быстрой) ликвидности по своему смысловому назначению аналогичен коэффициенту текущей ликвидности, однако исчисляется по бо­лее узкому кругу оборотных активов, когда из расчета исключается наименее ликвидная их часть - производственные запасы. Логика такого исключения состоит не только в зна-

чительно меньшей ликвидности запасов, но и, что гораздо более важно, в том, что денеж­ные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации запасов, могут быть существенно меньше расходов по их приобретению. Ориентировочное нижнее зна­чение коэффициента - 1.

Коэффициент абсолютной ликвидности (платежеспособности) является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия. Он показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Ориентировочное нижнее значение коэффициента - 0,2. Из табл. 9 видно, что в среднем по выборке телекоммуникационных  компаний значения всех коэффициентов ликвидности ниже нормативных (кроме ОАО «Ростелеком»: 2,93, 2,856, 1,971 соответственно).Значения коэффициентов текущей  и срочной ликвидности ниже нормативного значения   свидетельствует о недостаточности у компаний ликвидных активов (т. е. наличности и других активов, которые можно легко обратить в наличность) для погашения краткосрочной кредиторской задолженности. То же самое можно сказать и о коэффициенте абсолютной ликвидности,  характеризующий способность организации погасить всю или часть краткосрочной задолженности за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений имеет значение ниже допустимого предела.

С помощью коэффициентов структуры баланса анализируется ликвидность предприятия в долгосрочном периоде. Из табл. 9 видно, что в среднем по выборке компа­ний соотношение заемного и собственного капитала составляет 1,045 т.е. на каждый рубль собственных средств приходится 1,045 руб. заемных, что является достаточно риско­ванным соотношением, означая с позиции долгосрочной перспективы сильную зависи­мость от внешних инвесторов. Значение данного показателя у отдельных предприятий ко­леблется в пределах от 0,282 (ОАО «Ростелеком») до 1,398 (ОАО «Уралсвязьинформ»), а у оцениваемой ком­пании оно равно 1,397. Вообще, по поводу степени привлечения заемных средств в отече­ственной и зарубежной практике существуют различные, порой противоположные мне­ния. Наиболее распространено утверждение о том, что доля собственного капитала в об­щей сумме источников финансирования должна быть достаточно велика - 0,5 (50 %) и выше. В предприятие с высокой долей собственного капитала кредиторы вкладывают свои средства более охотно, поскольку оно характеризуется существенной финансовой независимостью и, следовательно, с большей вероятностью может погасить свои долги за счет собственных средств. Однако следует отметить, что финансово· независимых (от внешних инвесторов и кредиторов) компаний в полном смысле этого слова практически не существует нигде в мире

Коэффициент автономии (собственный капитал к совокупным активам) показы­вает процент собственных средств от всей суммы активов. По мере приближения значения коэффициента к 1 уменьшается риск невыполнения предприятием своих долговых обяза­тельств. Ориентировочное нормативное значение коэффициента, как уже отмечалось вы­ше, 0,5-0,7. Из восьми рассматриваемых компаний только ОАО «Ростелеком»  имеет удовлетво­рительную величину этого коэффициента (0,760), что закономерно в связи с очень высо­ким значением предыдущего показателя. У остальных аналогов и у оцениваемой компа­нии коэффициент автономии в пределах нормативного минимума и ниже (ОАО«Сибирьтелеком»  - 0,417%).

Стоимость основных фондов компаний в среднем по выборке превышает величи­ну собственного капитала в 1,337 раза при минимальном значении 0,408 (ОАО «Ростелеком»  ) и максимальном 2,128 (ОАО «ЮТК). Все рассчитанные показатели структуры баланса оце­ниваемой компании наиболее близки с аналогичными показателями ОАО «Дальсвязь».

Следующей группой финансовых коэффициентов, определенных в табл. 9, явля­ются коэффициенты деловой активности, которые характеризуют эффективность исполь­зования отдельных видов материальных ресурсов предприятия. Основным оценочным по­казателем в отношении использования основных фондов является                                            Фондоотдача - величи­на выручки, приходящаяся на 1 рубль вложений в основные средства. Очевидно, что при прочих равных условиях высокое значение фондоотдачи, так же как и ее рост в динамике, рассматривается как благоприятное явление. У одной из восьми телекоммуникационных компаний  величина фондоотдачи больше 1 руб./ руб. (ОАО «Ростелеком»  ), а у осталных и в среднем по компаниям – меньше ( от 0,302 до 0,650).

Коэф­фициенты оборачиваемости различных видов активов показывают количество оборотов, совершаемых ими за год. Из табл. 8 видно, что все рассматриваемые компании имеют крайне низкий показатель оборачиваемости активов в целом (в среднем 0,315 оборота/год) и, соответственно, очень высокую продолжительность одного оборота (в среднем 593,25 дня). Это связано с тем, что значительная их величина (63,019 % в среднем по выборке ­см. табл. 4) аккумулирована в основных средствах - внеоборотных активах. Количество оборотов дебиторской задолженности за год колеблется в пределах от 1,835 (ОАО «Ростелеком»  ) до 5,280 (ОАО «ЮТК») и в среднем составляет 3,602 оборота. На один оборот приходится от 34,093 (ОАО «ЮТК») до 98,069 (ОАО«Центртелеком») дней (в среднем – 54,313 дней). Считается, что медленная оборачиваемость дебиторской задолженности, с одной стороны, ограничивает кратко­срочную ликвидность компании; с другой стороны, короткий период сбора задолженности может указывать на кредитную политику, ограничивающую продажи. Ориентировочное нормативное значение коэффициента - 8 оборотов (45 дней). Коэффициент оборачиваемо­сти дебиторской задолженности оцениваемой компании равен 3,963, количество дней на один оборот – 45,420.

Коэффициент оборачиваемости запасов характеризует скорость, с кото­рой товарно - материальные запасы переходят в разряд дебиторской задолженности в ре­зультате продажи готовой продукции, произведенной с их участием. Ориентировочное минимальное значение данного показателя - 3,5. Ранее уже отмечалось, что в связи с осо­бенностью деятельности телекоммуникационных компаний, удельный вес запасов в суммарной стоимости активов предприятий крайне мал (в среднем 0,185 % - см. табл. 5). Поэтому вполне понятен факт их быстрой оборачиваемости (в среднем 24,365 оборота в полугодие) и низкой продолжительности одного оборота (в среднем 10,944 дня). Некоторые ком­пании имеют и более высокие показатели, например, 64,443 оборота и 2,793 дня (ОАО «Ростелеком»  ). Минимальное значение данного коэффициен­та у ОАО «Дальсвязь»  - 8,969 оборотов и  20,069 дней, но даже оно гораздо выше нор­мативного ( - 19 оборотов и 18,6 дня). (ОАО«Сибирьтелеком»  -12,424 оборотов и  14,488 дней).

 



62

 

 

Сравнительный финансовый анализ сопоставимых компаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл.9

№ п./п.

Наименование

Рентабелность продаж, %

Рентабелност активов, %

Рентабелност собственного каптала, %

Коэффициент текущей ликвидности

Коэффициент срочной ликвидности

Коэффициент абсолютной ликвидности

Соотношение заемного и собственного капитала, %

Собственный капитал к совокупным активам

Основные средства к собственному капиталу,%

Коэффициент удельного веса заемных средств в активе

Фондоотдача основных фондов

Коэффициент оборачиваемости активов , оборотов

Длительност оборота активов, дней

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Оборачиваемость краткосрочной дебиторской задолженности, дней

Коэффициент оборачиваемости товарноматериальных запасов, оборотов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

ОАО "Сибирьтелеком"

15,667

6,849

12,972

0,449

0,347

0,058

1,397

0,417

1,713

0,583

0,483

0,345

521,129

3,963

45,420

12,424

2

ОАО "Ростелеком"

16,293

9,112

8,786

2,930

2,856

1,971

0,282

0,780

0,408

0,404

1,322

0,421

427,912

3,011

59,776

64,443

3

ОАО "Центртелеком"

12,284

5,479

8,373

0,840

0,767

0,237

1,116

0,473

1,249

0,680

0,546

0,322

558,816

1,835

98,069

14,536

4

ОАО "Дальсвязь"

14,652

6,805

9,818

0,487

0,351

0,022

0,982

0,505

1,031

0,218

0,650

0,338

532,270

3,297

54,588

8,969

5

ОАО "ВолгаТелеком"

13,617

5,328

7,170

0,658

0,599

0,262

0,793

0,558

1,163

0,493

0,453

0,294

613,049

3,410

52,787

22,123

6

ОАО "Уралсвязьинформ"

8,176

3,952

6,588

0,547

0,356

0,085

1,398

0,417

1,811

0,875

0,445

0,336

535,696

3,996

45,048

43,731

7

ОАО "Северо-Западный Телеком"

26,091

7,487

9,864

0,435

0,359

0,100

0,670

0,599

1,191

0,540

0,317

0,226

794,950

4,025

44,726

16,295

8

ОАО "ЮТК"

8,149

2,707

5,245

0,365

0,293

0,147

1,725

0,367

2,128

0,694

0,302

0,236

762,177

5,280

34,093

12,400

 

Среднее значение

14,366

5,965

8,602

0,839

0,741

0,360

1,045

0,514

1,337

0,561

0,565

0,315

593,250

3,602

54,313

24,365

 

 

 

 

 

 

Сравнительный финансовый анализ сопоставимых компаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

табл.10

№ п./п.

Наименование

Рентабельность продаж, %

Рентабельность активов, %

Рентабельность собственного каптала, %

Коэффициент текущей ликвидности

Коэффициент срочной ликвидности

Коэффициент абсолютной ликвидности

Соотношение заемного и собственного капитала

Собственный капитал к совокупным активам

Основные средства к собственному капиталу

Коэффициент удельного веса заемных средств в активе

Фондоотдача основных фондов

Коэффициент оборачиваемости активов , оборотов

Длительность оборота активов, дней

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Оборачиваемость краткосрочной дебиторской задолженности, дней

Коэффициент оборачиваемости товарноматериальных запасов, оборотов

Количество совпадений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

21

1

ОАО "Сибирьтелеком"

15,667

6,849

12,972

0,449

0,347

0,058

1,397

0,417

1,713

0,583

0,483

0,345

521,129

3,963

45,420

12,424

 

2

ОАО "Ростелеком"

16,293

9,112

8,786

2,930

2,856

1,971

0,282

0,780

0,408

0,404

1,322

0,421

427,912

3,011

59,776

64,443

4

3

ОАО "Центртелеком"

12,284

5,479

8,373

0,840

0,767

0,237

1,116

0,473

1,249

0,680

0,546

0,322

558,816

1,835

98,069

14,536

10

4

ОАО "Дальсвязь"

14,652

6,805

9,818

0,487

0,351

0,022

0,982

0,505

1,031

0,218

0,650

0,338

532,270

3,297

54,588

8,969

11

5

ОАО "ВолгаТелеком"

13,617

5,328

7,170

0,658

0,599

0,262

0,793

0,558

1,163

0,493

0,453

0,294

613,049

3,410

52,787

22,123

8

6

ОАО "Уралсвязьинформ"

8,176

3,952

6,588

0,547

0,356

0,085

1,398

0,417

1,811

0,875

0,445

0,336

535,696

3,996

45,048

43,731

9

7

ОАО "Северо-Западный Телеком"

26,091

7,487

9,864

0,435

0,359

0,100

0,670

0,599

1,191

0,540

0,317

0,226

794,950

4,025

44,726

16,295

8

8

ОАО "ЮТК"

8,149

2,707

5,245

0,365

0,293

0,147

1,725

0,367

2,128

0,694

0,302

0,236

762,177

5,280

34,093

12,400

8

 

Среднее значение

14,366

5,965

8,602

0,839

0,741

0,360

1,045

0,514

1,337

0,561

0,565

0,315

593,250

3,602

54,313

24,365

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30% коридор

4,700

2,055

3,892

0,135

0,104

0,017

0,419

0,125

0,514

0,175

0,145

0,104

156,339

1,189

13,626

3,727

 

 

верхнее значение

20,367

8,903

16,864

0,583

0,451

0,075

1,816

0,542

2,227

0,758

0,628

0,449

677,468

5,152

59,046

16,151

 

 

нижнее значение

10,967

4,794

9,081

0,314

0,243

0,040

0,978

0,292

1,199

0,408

0,338

0,242

364,791

2,774

31,794

8,697

 

Информация о работе Метод рынка капитала