Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:52, дипломная работа
По мере развития рыночных отношений все более возрастает потребность в оценке бизнеса (предприятия). Согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка объектов собственности является обязательной при приватизации, передаче в доверительное управление либо в аренду, продаже, национализации, выкупе, ипотечном кредитовании, передаче в качестве вклада в уставный капитал./3/ Оценка бизнеса позволяет определить рыночную стоимость собственного (уставного) капитала закрытых акционерных обществ или ОАО с недостаточно ликвидными акциями. Кроме того, процедура оценки бизнеса предусмотрена при дополнительной эмиссии или продаже (покупке) акций акционерных обществ различного типа.
Введение
3
Глава 1. Методические основы метода рынка капитала
5
1.1 Алгоритм метода рынка капитала.. (Условия применения)
5
1.2 Основные группы мультипликаторов
17
1.3 Расчет предварительной стоимости. Итоговые корректировки
24
Глава 2.Практический расчет по оценке рыночной стоимости телекоммуникационной компании методом рынка капитала
28
2.1 Характеристика оцениваемой компании и компаний - аналогов
28
2.2 Расчет мультипликаторов
56
2.3 Итоговая величина стоимости
59
Заключение
65
Библиография
68
Приложения
общего уровня инфляции;
перспектив роста отрасли в целом и индивидуальных возможностей развития конкретной фирмы в рамках отрасли;
динамики доли предприятия на рынке.
Эксперт должен внимательно изучить конкурентные преимущества и недостатки оцениваемой компании по сравнению с аналогами.
Финансовый риск. Уровень финансового риска оценивается на основании следующих критериев:
структуры капитала или соотношения собственных и заемных средств;
уровня ликвидности или возможности оплачивать текущие обязательства текущими активами;
кредитоспособности фирмы, или ее способности привлекать заемные средства на выгодных условиях.
Качество менеджмента. Анализ этого фактора является наиболее сложным, так как про водится на базе косвенных данных, таких, как качество отчетной документации, возрастной состав, уровень образования, опыт, заработная плата управленческого персонала, а также место компании на рынке.
Решение вопроса о возможности использования зарубежных компаний в качестве аналогов для оценки осложняется следующими причинами.
Во-первых, зачастую несопоставимы объемы реализации и другие финансово производственные показатели отечественных и зарубежных компаний. Данное несоответствие можно частично нивелировать с помощью проведения процедуры логарифмирования показателей для устранения эффекта масштаба.
Во-вторых, разные условия хозяйствования российских и зарубежных компаний, которые прежде всего определяются макроэкономическими параметрами, а также различиями в системе учета хозяйственных операций и результатов финансово - хозяйственной деятельности. Поэтому требуется внесение поправок, учитывающих различия в макроэкономической и политической ситуациях в странах (поправка на страновой риск), и трансформация бухгалтерской отчетности. При больших объемах выборки последняя процедура представляется достаточно трудоемкой. Размер поправки на страновой риск часто субъективен и неадекватно учитывает постоянно меняющуюся ситуацию в российской политической и экономической жизни.
В-третьих, неразвитость российского фондового рынка и другие причины «недооцененности» российских компаний на отечественном рынке. Здесь практикующие оценщики расходятся во мнениях. Одни эксперты придерживаются позиции, согласно которой необходимо использовать информацию о зарубежных компаниях для того, чтобы избежать неоправданного занижения стоимости российских предприятий. Практика показывает, что результаты, полученные по зарубежным аналогам, как правило, превышают результаты расчета стоимости по отечественным компаниям в несколько раз. Другие оценщики считают, что сравнительный подход не отражает реальной стоимости российских компаний на рынке в конкретный момент, так как акции других предприятий продаются и покупаются на отечественном фондовом рынке по более низкой цене.
Приведенный перечень критериев сопоставимости (отбора) не является исчерпывающим, и эксперт имеет возможность самостоятельно дополнять его какими-либо факторами. Оценщик редко находит компании, абсолютно идентичные с оцениваемой, поэтому на основе анализа критериев он может сделать один из двух выводов:
компания сопоставима с оцениваемой по ряду характеристик и может быть
использована для расчета мультипликаторов;
компания недостаточно сопоставима с оцениваемой и не может быть использована в процессе оценки. Эксперт должен в письменной форме объяснить, почему он сделал данное заключение.
Итоговый список должен включать не менее трех аналогичных компаний. Оценщик может использовать зарубежные компании в качестве аналогов, однако в этом случае необходимо убедиться, что уровень их производства сходен с уровнем оцениваемого российского предприятия, трансформировать отчетность и скорректировать расчетную величину ценового мультипликатора на уровень странового риска.
Сопоставление финансовых показателей оцениваемой компании и фирм аналогов.
Сравнительный подход к оценке предприятия предполагает использование уже существующих в российской практике приемов и методов финансового анализа. Оценщик анализирует балансы, отчеты о прибылях и убытках, дополнительную информацию, рассчитывает финансовые коэффициенты. Финансовый анализ является важнейшим компонентом определения сопоставимости аналогичных компаний с оцениваемым предприятием.
При сравнительном подходе отличительные черты финансового анализа проявляются в следующем:
• только по его результатам оценщик принимает решение о сопоставимости и включении тех или иных фирм в список компаний-аналогов;
• позволяет определить место или ранг оцениваемой компании среди аналогов;
• служит основой для внесения необходимых корректировок, обеспечивающих нужное сходство оцениваемой компании с аналогами;
• обосновывает степень доверия оценщика к конкретному виду ценового мультипликатора в их общем числе и, в конечном счете, определяет значимость каждого варианта стоимости при выведении итоговой величины.
По результатам финансового анализа составляется сводная таблица финансовых коэффициентов (табл. 1). Табл. 1 составляется в произвольной форме, однако она должна содержать по оцениваемой компании и полному списку аналогов расчетную величину наиболее важных финансовых коэффициентов, например, таких, как:
доля чистой прибыли в выручке от реализации;
доля собственного капитала в суммарных источниках финансирования фирмы;
• коэффициенты ликвидности;
• коэффициенты оборачиваемости активов.
Сводная таблица финансовых коэффициентов
Компания, показатель | Финансовые коэффициенты (ФК) | |||
| ФК1 | ФК2 | ... | ФКп |
Аналог №1 |
|
|
|
|
Аналог № 2 |
|
|
|
|
Аналог № 3 |
|
|
|
|
Аналог № 4 |
|
|
|
|
Аналог № 5 |
|
|
|
|
Оцениваемая компания |
|
|
|
|
Среднеарифметическое значение |
|
|
|
|
Медиана |
|
|
|
|
Место оцениваемой компании |
|
|
|
|
В связи с тем, что значения показателей по аналогам и оцениваемой фирме, вероятнее всего, будут существенно различаться, для принятия последующих решений, кроме расчетных фактических значений финансовых коэффициентов по аналогам и оцениваемой фирме, в табл. 1 необходимо включить вспомогательные показатели, такие, как среднее арифметическое значение и медиана. Чрезвычайно важно на завершающем этапе финансового анализа определить место, занимаемое оцениваемой компанией среди отобранных аналогов по каждому из представленных показателей. Совокупность занимаемых мест служит основой для определения итогового рейтинга оцениваемой фирмы.
Материалы табл. 1 будут использованы аналитиком при выборе величины ценового мультипликатора для оцениваемого бизнеса.
1.2 Основные группы мультипликаторов .
Основным инструментом определения рыночной стоимости собственного капитала предприятия при сравнительном подходе являются ценовые мультипликаторы.
Ценовой мультипликатор отражает соотношение между рыночной ценой предприятия и каким - либо его показателем, характеризующим результаты производственной и финансовой деятельности. В качестве таких показателей можно использовать не только прибыль, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и др.
Ценовой мультипликатор рассчитывается по всем аналогичным предприятиям.
Для оценки рыночной стоимости оцениваемой компании выбранная аналитиком величина ценового мультипликатора используется как множитель к ее аналогичному показателю.
Для расчета ценового мультипликатора необходимо:
определить величину капитализации или рыночную стоимость собственного капитала компании - аналога. Для этого рыночная цена акции аналогичной компании умножается на число акций в обращении. Это даст значение числителя в формуле. Цена акции берется на последнюю дату, предшествующую дате оценки, либо она представляет собой среднюю величину между максимальной и минимальной ценами за последний месяц;
вычислить соответствующие финансовые показатели: прибыль, выручку от реализации, стоимость чистых активов и др., или величину знаменателя. В этом качестве может выступать показатель финансовых результатов либо за последний отчетный год, либо за последние 12 мес., либо средняя величина за несколько лет, предшествующих дате оценки.
В оценочной практике используются два типа ценовых мультипликаторов: интервальные и моментные.
К интервальным можно отнести мультипликаторы:
«Капитализация/Прибыль»;
«Капитализация /Денежный поток»;
«Инвестированный капитал /Дивиденды»;
«Капитализация /Выручка от реализации»;
«Инвестированный капитал/Физический объем».
Моментные мультипликаторы таковы:
«Капитализация /Балансовая стоимость активов»;
«Капитализация / Чистая стоимость активов».
Деление ценовых мультипликаторов на интервальные и моментные важно для нахождения в расчетах числа акций в обращении. Так, при определении интервальных ценовых мультипликаторов необходимо учитывать среднее число акций в обращении за такой же период, какой использовался при расчете конкретного показателя. Например, если чистая прибыль вычислялась как средняя величина за три последних года, то необходимо определить среднее число акций в обращении за те же годы.
В качестве числителя мультипликаторов может использоваться рыночная стоимость инвестированного капитала (MVIC), определяемая по каждой компании как сумма расчетной капитализации и долгосрочной задолженности. Наиболее часто используются такие мультипликаторы, как
«МVIС»/выручка»;
«МVIС»/прибыль до вычета амортизации, процентов по кредиту и налогов (EBDIТА)»;
«МVIС»/прибыль до вычета процентов по кредиту и налогов (EBIТ)». /21/
Рассмотрим порядок расчета, сферу и основные условия применения ценовых мультипликаторов.
Мультипликаторы «Капитализация/Прибыль», «Капитализация/Денежный поток».
Данная группа мультипликаторов является самой распространенной при оценке предприятия, так как информация о прибыли оцениваемой компании и компаний - аналогов наиболее доступна. Для расчета мультипликатора используется любой показатель прибыли, который может быть получен аналитиком в процессе ее распределения. Поэтому, кроме показателя чистой прибыли, можно применять прибыль до налогообложения, прибыль до уплаты процентов и налогов и т.д. Главное требование - полная идентичность используемого показателя для аналога и оцениваемой фирмы. Например, мультипликатором, исчисленным на основе прибыли до уплаты налогов, нельзя пользоваться при расчете прибыли до уплаты процентов и налогов.
Применение мультипликатора «Капитализация /Прибыль» существенно зависит от методов ведения бухгалтерского учета, поэтому, если в качестве аналога выступает зарубежная компания, следует привести систему распределения прибыли к единым стандартам. Только после про ведения всех необходимых корректировок может быть достигнут требуемый уровень сопоставимости, позволяющий использовать мультипликатор.