Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:52, дипломная работа
По мере развития рыночных отношений все более возрастает потребность в оценке бизнеса (предприятия). Согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка объектов собственности является обязательной при приватизации, передаче в доверительное управление либо в аренду, продаже, национализации, выкупе, ипотечном кредитовании, передаче в качестве вклада в уставный капитал./3/ Оценка бизнеса позволяет определить рыночную стоимость собственного (уставного) капитала закрытых акционерных обществ или ОАО с недостаточно ликвидными акциями. Кроме того, процедура оценки бизнеса предусмотрена при дополнительной эмиссии или продаже (покупке) акций акционерных обществ различного типа.
Введение
3
Глава 1. Методические основы метода рынка капитала
5
1.1 Алгоритм метода рынка капитала.. (Условия применения)
5
1.2 Основные группы мультипликаторов
17
1.3 Расчет предварительной стоимости. Итоговые корректировки
24
Глава 2.Практический расчет по оценке рыночной стоимости телекоммуникационной компании методом рынка капитала
28
2.1 Характеристика оцениваемой компании и компаний - аналогов
28
2.2 Расчет мультипликаторов
56
2.3 Итоговая величина стоимости
59
Заключение
65
Библиография
68
Приложения
62
Содержание
Введение | 3 |
Глава 1. Методические основы метода рынка капитала | 5 |
1.1 Алгоритм метода рынка капитала.. (Условия применения) | 5 |
1.2 Основные группы мультипликаторов | 17 |
1.3 Расчет предварительной стоимости. Итоговые корректировки | 24 |
Глава 2.Практический расчет по оценке рыночной стоимости телекоммуникационной компании методом рынка капитала | 28 |
2.1 Характеристика оцениваемой компании и компаний - аналогов | 28 |
2.2 Расчет мультипликаторов | 56 |
2.3 Итоговая величина стоимости | 59 |
Заключение | 65 |
Библиография | 68 |
Приложения | 70 |
Введение
По мере развития рыночных отношений все более возрастает потребность в оценке бизнеса (предприятия). Согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка объектов собственности является обязательной при приватизации, передаче в доверительное управление либо в аренду, продаже, национализации, выкупе, ипотечном кредитовании, передаче в качестве вклада в уставный капитал./3/ Оценка бизнеса позволяет определить рыночную стоимость собственного (уставного) капитала закрытых акционерных обществ или ОАО с недостаточно ликвидными акциями. Кроме того, процедура оценки бизнеса предусмотрена при дополнительной эмиссии или продаже (покупке) акций акционерных обществ различного типа.
Оценка бизнеса необходима для выбора обоснованного направления реструктуризации предприятия. В процессе оценки выявляют альтернативные подходы к управлению предприятием и определяют, какой из них обеспечит ему максимальную эффективность, а, следовательно, и более высокую рыночную цену, что и является основной целью собственника предприятия и задачей его управляющих в условиях рыночной экономики./6/ Актуальность работы обусловлена необходимостью разработки специальных алгоритмов, методов и типовых моделей оценки в условиях увеличивающегося в настоящее время количества инвестиционных предложений и возможностей.
Оценка предприятия как организационно - экономической формы существования бизнеса означает определение в денежном выражении стоимости, которая может быть наиболее вероятной продажной ценой и должна отражать оба свойства предприятия как товара, Т.е. и его полезность и затраты, необходимые для достижения и реализации этой полезности.
Принципиальное значение имеет тот факт, что рыночная оценка не ограничивается учетом одних лишь затрат, связанных с производством товара. Она обязательно принимает во внимание и другие экономические факторы: положение предприятия на рынке, уровень конкуренции, фактор времени, риски, Т.е. оценщик подходит к определению рыночной стоимости предприятия с позиций экономической, а не бухгалтерской, концепции.
Оценка бизнеса базируется на использовании трех основных подходов - затратного, основанного на учете издержек; доходного, основанного на учете доходов и сравнительного (рыночного) подхода, основанного на сопоставлении объектов. Каждый из них предполагает применение специфических методов и приемов, а так же требует соблюдения своих условий и наличия достаточных факторов. /13/
Целью данной дипломной работы является оценка бизнеса предприятия связи с применением метода рынка капитала - одного из методов сравнительного подхода к оценке бизнеса.
Для достижения поставленной цели и наиболее полного раскрытия темы в дипломной работе рассмотрены следующие основные вопросы:
- методологические основы метода рынка капитала: условия его применения и этапы расчета; критерии подбора компаний - аналогов и характеристика основных мультипликаторов, используемых в рамках этого метода;
- расчет по оценке стоимости выбранного предприятия связи, включающий в себя краткое описание оцениваемой компании и компаний - аналогов, финансовый анализ их деятельности, расчет мультипликаторов и определение итоговой стоимости оцениваемой компании.
Объектом исследования является Открытое акционерное общество «Сибирьтелеком». В качестве информационной базы исследования, исходя из специфики темы дипломной работы, использовались, главным образом, Интернет - источники: официальные сайты предприятий компаний предоставляющих услуги связи и сайты, освещающие новости и историю рынка ценных бумаг в РФ
Глава 1 Методологические основы метода рынка капитала
1.1 Алгоритм метода рынка капитала. (Условия применения)
Методологической основой сравнительного подхода, доказывающей возможность его применения, а также объективность результативной величины, являются следующие базовые положения.
Во-первых, оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на сходные предприятия либо их акции. При наличии развитого финансового рынка фактическая цена купли - продажи предприятия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величину стоимости собственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести: соотношение спроса и предложения на данный вид бизнеса; уровень риска; перспективы развития отрасли; конкретные особенности предприятия и многое другое, что в конечном счете облегчает работу оценщика, доверяющего рынку.
Во-вторых, сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в акции, покупает прежде всего будущий доход. Производственные, технологические и другие особенности конкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получения дохода. Стремление получить максимальный доход на вложенный капитал при адекватном уровне риска и свободном размещении инвестиций обеспечивает выравнивание рыночных цен.
В-третьих, цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности, положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в сходных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами, такими, как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимость собственного капитала. Отличительной чертой этих финансовых параметров выступает их определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором.
Сравнительный подход обладает рядом преимуществ и недостатков, которые должен учитывать профессиональный оценщик.
Основным преимуществом сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется на фактические цены купли - продажи сходных предприятий. В данном случае цена определяется рынком, а оценщик ограничивается только корректировками, обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом. При использовании других подходов оценщик определяет стоимость предприятия на основе произведенных расчетов.
Сравнительный подход базируется на ретроинформации и, следовательно, отражает фактически достигнутые результаты производственно - финансовой деятельности предприятия, в то время как доходный подход ориентирован на прогнозы относительно будущих доходов.
Другим достоинством сравнительного подхода служит реальное отражение спроса и предложения на данный объект инвестирования, поскольку цена фактически совершенной сделки наиболее интегрально учитывает ситуацию на рынке.
Вместе с тем, сравнительный подход имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих его использование в оценочной практике. Во-первых, базой для расчета являются достигнутые в прошлом финансовые результаты. Следовательно, метод игнорирует перспективы развития предприятия.
Во-вторых, использование сравнительного подхода возможно только при наличии разносторонней финансовой информации не только по оцениваемому предприятию, но и по большому числу сходных фирм, отобранных оценщиком в качестве аналогов. Получение дополнительной информации от предприятий-аналогов - сложный и дорогостоящий процесс.
В-третьих, оценщик должен делать сложные корректировки, вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующие серьезного обоснования. Это связано с тем, что на практике не существует абсолютно одинаковых предприятий. Оценщик обязан выявить различия и определить пути их нивелирования при определении итоговой величины стоимости.
Первое условие применения сравнительного подхода - наличие активного финансового рынка, поскольку этот подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках. Второе условие - открытость рынка или доступность финансовой информации, необходимой оценщику. Третьим условием является наличие специальных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию. Формирование соответствующего банка данных облегчит работу оценщика.
Сравнительный подход включает в себя три основных метода: метод рынка капитала, метод сделок и метод отраслевых коэффициентов.
Метод рынка капитала (метод компании - аналога) основан на использовании цен сделок с единичными акциями, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена одной акции компании - аналога, которая для корректного применения в данном методе должна:
являться открытым акционерным обществом;
обладать регулярно котируемыми (не менее, чем как это принято по стандартам публикуемых в еженедельнике «Эксперт» индексов АК&М/22/, пятью профессионалными котировщиками - трейдерами), а еще лучше - ликвидными акциями .
Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного (неконтрольного ) пакета акций.
Оценка бизнеса методом рынка капитала основана на использовании двух типов информации:
рыночной (ценовой) информации;
финансовой информации.
Рыночная информация включает данные о фактических ценах купли - продажи акций компании, сходной с оцениваемой, а также информацию о количестве акций в обращении. Число акций, на которое поделен собственный капитал компании, оказывает прямое влияние на стоимость одной акции. Две компании, имеющие одинаковую ценность собственного капитала, могут иметь различную стоимость одной акции, если их число различно. Качество и доступность ценовой информации зависят от уровня развития фондового рынка. Формирование отечественного фондового рынка не завершено, однако ряд агентств, например, «Финам»/24/, «АК&М»/22/, «РосБизнесКонсалтинг»/30/, публикует периодические бюллетени о состоянии финансовых рынков, предложениях на покупку (продажу) ценных бумаг некоторых фирм, исследованиях активности рынков акций крупнейших предприятий по отраслям. Кроме того, необходимую информацию можно найти на соответствующих сайтах сети Интернет. В связи с тем, что российский фондовый рынок характеризуется слабой активностью, информационной закрытостью, отсутствием достоверных сведений о фактической цене сделки, практикующие оценщики достаточно часто используют цены спроса и предложения на акции аналогичных предприятий.
Финансовая информация прежде всего представлена официальной бухгалтерской и финансовой отчетностью, а также дополнительными сведениями, перечень которых определяется непосредственно оценщиком в зависимости от конкретных условий сделки. Дополнительная информация позволяет найти степень сходства аналогов с оцениваемой компанией. На ее основе оценщик может провести необходимые корректировки, устраняющие различия в финансовых и производственных параметрах, методах ведения учета и составления отчетности, выявить излишек или недостаток собственного оборотного капитала, наличие нефункционирующих активов, внести поправки на экстраординарные события и т.д.