Метод рынка капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:52, дипломная работа

Краткое описание

По мере развития рыночных отношений все более возрастает потребность в оценке бизнеса (предприятия). Согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельно­сти в Российской Федерации» оценка объектов собственности является обязательной при приватизации, передаче в доверительное управление либо в аренду, продаже, национали­зации, выкупе, ипотечном кредитовании, передаче в качестве вклада в уставный капи­тал./3/ Оценка бизнеса позволяет определить рыночную стоимость собственного (устав­ного) капитала закрытых акционерных обществ или ОАО с недостаточно ликвидными ак­циями. Кроме того, процедура оценки бизнеса предусмотрена при дополнительной эмис­сии или продаже (покупке) акций акционерных обществ различного типа.

Оглавление

Введение
3
Глава 1. Методические основы метода рынка капитала
5
1.1 Алгоритм метода рынка капитала.. (Условия применения)
5
1.2 Основные группы мультипликаторов
17
1.3 Расчет предварительной стоимости. Итоговые корректировки
24
Глава 2.Практический расчет по оценке рыночной стоимости телекоммуникационной компании методом рынка капитала
28
2.1 Характеристика оцениваемой компании и компаний - аналогов
28
2.2 Расчет мультипликаторов
56
2.3 Итоговая величина стоимости
59
Заключение
65
Библиография
68
Приложения

Файлы: 1 файл

метод рынка капитала.doc

— 2.25 Мб (Скачать)

Базой для расчета этого мультипликатора может служить не только сумма при­были, полученная в последний год перед датой оценки. Оценщик может использовать среднегодовую величину прибыли, вычисленную за последние пять лет. Оценочный период можно увеличить или уменьшить в зависимости от имеющейся информации и нали­чия экстраординарных ситуаций, искажающих основную тенденцию динамики прибыли.

Базой расчета мультипликатора «Капитализация /Денежный поток» может быть любой по­казатель прибыли, увеличенный на сумму начисленной амортизации. Следовательно, ана­литик может использовать несколько вариантов данного мультипликатора.

В процессе оценки аналитик стремится исчислить максимальное число мультип­ликаторов, поскольку применение их к финансовой базе оцениваемой компании повлечет за собой появление нескольких вариантов стоимости, существенно отличающихся друг от друга. Диапазон результатов может быть достаточно широким. Поэтому большое число мультипликаторов поможет оценщику выявить область получения наиболее обоснованной величины стоимости. Данное суждение базируется на математических методах. Однако существуют экономические критерии, характеризующие степень надежности и объективности того или иного мультипликатора.

Например, крупные предприятия лучше оценивать по чистой прибыли. Мелкие компании - по прибыли до уплаты налогов, так как в этом случае устраняется влияние различий в налогообложении. Ориентация на мультипликатор «Капитализация /Денежный поток» предпочтительна при оценке предприятий, в активах которых преобладает недвижимость. Если предприятие имеет достаточно высокий удельный вес активной части основных фондов, более объективный результат даст использование мультипликатора «Капитализация /Прибыль».

Наиболее распространенной ситуацией применения мультипликатора «Капитализация/Денежный поток» является убыточность либо незначительная величина прибыли, а также несоответствие фактического полезного срока службы основных фондов предпри­ятия периоду амортизации, принятому в финансовом учете. Это возможно в случае, когда стоимость активов будет незначительной, хотя прослужат они довольно долго.

Мультипликатор «Инвестированный капитал/Дивиденды».

Данный мультипликатор может рассчи­тываться как на базе фактически выплаченных дивидендов, так и на основе потенциаль­ных дивидендных выплат. Под потенциальными дивидендами понимаются типичные ди­видендные выплаты, рассчитанные по группе сходных предприятий на основе сравнения их фактических дивидендных выплат и чистой прибыли.

Возможность применения того или иного мультипликатора данной группы зави­сит от целей оценки. Если оценка проводится в целях поглощения предприятия, то спо­собность выплачивать дивиденды не имеет значения, так как она может прекратить

свое существование в привычном режиме хозяйствования. При оценке контрольного пакета оценщик ориентируется на потенциальные дивиденды, поскольку инвестор получает право решения дивидендной политики. Фактические дивидендные выплаты важны при оцен­ке миноритарного пакета акций, поскольку инвестор не сможет заставить руководство компании увеличить дивиденды даже при наличии достаточного роста прибыли. Мультипликатор «Инвестированный капитал /Дивиденды» используется редко, несмотря на доступ­ность необходимой для расчета информации. Это связано с тем, что порядок выплаты до­хода инвесторам в открытых и закрытых компаниях существенно различается. В закры­тых обществах собственники могут получать денежную выгоду в виде различных выплат, снижения арендной платы и т.д.

Такой мультипликатор целесообразен, если дивиденды выплачиваются стабильно и по аналогам, и по оцениваемой компании либо если способность компании платить ди­виденды  может быть обоснованно спрогнозирована. Оценщик должен удостовериться, что сумма дивидендов рассчитана по годовой процентной ставке, даже если дивиденды вы­плачиваются ежеквартально.

Мультипликаторы «Капитализация/Выручка», «Инвестированный капитал / натуральные показатели».

Мультипликатор «Капитализация/Выручка от реализации» используется редко, в основном для проверки объективности результатов, получаемых другими способами. Хорошие резуль­таты мультипликатор дает при оценке предприятий сферы услуг (реклама, страхование, ритуальные услуги и т.д.). Величина мультипликатора не зависит от методов ведения бух­галтерского учета. Достоинством данного мультипликатора является его универсальность, избавляющая оценщика от необходимости проведения сложных корректировок, приме­няемых при расчете мультипликатора «Капитализация/ Прибыль».

Если цель оценки - поглощение компании, то лучше ориентироваться на муль­типликатор «Капитализация/Выручка », так как он исключает возможность повыше­ния цены за счет кратковременного роста прибыли, обеспечиваемого усилиями финансо­вого менеджера. Однако в этом случае оценщик должен тщательно изучить стабильность объема выручки от реализации в будущем. Поскольку поглощение компании сопровожда­ется, как правило, сменой управленческого аппарата, это может привести к полной замене производственного персонала и снижению объемов реализации.

Особенность применения мультипликатора «Капитализация/Выручка» за­ключается в том, что оценщик должен обязательно учитывать структуру капитала оцени­ваемой компании и аналогов. Если соотношения собственных и заемных средств существенно отличаются, то оценку лучше проводить на основе рыночной стоимости

инвестиро­ванного капитала.

Оценка предприятий с различной структурой капитала. Такая оценка осуществ­ляется следующим образом:

               1.               По компании - аналогу рассчитывается инвестированный капитал как сумма

рыночной стоимости собственного капитала и долгосрочных обязательств.

              2.               Рассчитывается без долговой мультипликатор как отношение инвестированного капитала к финансовому показателю аналога.

              3.               По оцениваемому предприятию определяется величина инвестированного

капитала: адекватный финансовый показатель оцениваемого предприятия умножается на расчетную величину без долгового мультипликатора.

              4.               Вычисляется рыночная стоимость собственного капитала оцениваемого предприятия как разность инвестированного капитала и стоимости долгосрочных обяза­тельств оцениваемой компании.

Мультипликатор «Инвестированный капитал/натуральные показатели».

При его применении Инвестированный каптал сопоставляется не со стоимостным, а с натуральным показателем, который может отражать физический объем производства, размер производственных площадей, количество установленного оборудо­вания, а также любую другую единицу измерения мощности.

Мультипликатор «Инвестированный капитал /Балансовая стоимость активов».

Для расчета муль­типликатора в качестве финансовой базы используется балансовая стоимость либо всех, либо чистых активов аналогичных компаний на дату оценки или на последнюю отчетную дату. Мультипликатор относится к моментным показателям, поскольку используется ин­формация о состоянии на конкретную дату, а не за определенный отрезок времени. Опти­мальная сфера применения мультипликатора -- оценка холдинговых компаний либо оценка в случае необходимости срочной продажи крупного пакета акций, входящего в со­став портфеля ценных бумаг оцениваемой компании.

Финансовой базой для расчета служит либо величина чистых активов, либо пол­ная стоимость активов оцениваемой компании и компаний-аналогов. Причем за основу можно брать как информацию из официальных балансовых отчетов компаний, так и скор­ректированную величину, полученную оценщиком расчетным путем.

Мультипликатор «Инвестированный капитал /Чистая стоимость активов».

Такой мультипликатор можно применять в том случае, если соблюдаются следующие условия:

• оцениваемая компания имеет значительные вложения в собственность: недви­жимость, ценные бумаги,  оборудование;

• основной деятельностью компании являются хранение, покупка и продажа та­кой собственности. Управленческий и рабочий персонал добавляет к продукции в этом случае незначительную стоимость.

        Когда применение мультипликатора «Инвестированный капитал /Чистая стоимость активов» возможно, то, оценивая сопоставимость, оценщику дополнительно необходимо:

              проанализировать по аналогам и оцениваемой компании долю прибыли в вы­ручке от реализации, так как решение о купле-продаже акций может привести к искусст­венному росту прибыли в последний год;

         изучить по всему списку сравниваемых компаний структуру активов, ис­пользуя различные признаки классификации, такие, как виды активов, ме­стоположение и т.д.;

         осуществить анализ чистых активов всех компаний, позволяющий опреде­лить наличие и долю в них акций, представляющих контрольные пакеты дочерних фирм;

         оценить ликвидность всех финансовых активов компании, так как соот­ношение долей акций, принадлежащих открытым и закрытым компаниям, представляет собой определяющий признак сопоставимости.

Мультипликаторы,  условия их применения

                                                                                                                                табл.2

Мультипликаторы

Классификация

Применимость

Капитализация / прибыль

P/E

интервальный

финансовый

универсальный

Применим для любых компаний (в особенности для крупных)

Капитализация / прибыль до уплаты налогов

P/EBT

интервальный

финансовый

универсальный

Применим для любых компаний (в особенности для мелких, исключает разницу в системах налогообложения)

Капитализация / денежный поток

P/CF

интервальный

финансовый

универсальный

Применим для любых компаний в активах которых преобладает недвижимость

Капитализация / выручка

P/S

интервальный

финансовый

универсальный

Применим для любых компаний , в меньшей степени подвержен влиянию сиюминутных ситуаций на рынке, применим для компаний с разными бухгалтерскими стандартами

Инвестированный капитал/ дивиденды

MVIC/D

моментный

финансовый

универсальный

Неприменим для оценки компаний при поглощении. Условие! Выплаты дивидендов должны быть стабильным как для оцениваемой компании , так и для компании аналогов

Инвестированный капитал/натуральные показатели

MVIC/натуральные показатели

интервальный

натуральный

специфический

при сравнении предприятия должны быть монопродуктовы-ми и производить однородный продукт

Инвестированный капитал /Балансовая стоимость активов MVIC/ BVA

моментный

финансовый

универсальный

сфера применения данного мультипликатора – оценка холдинговых компаний либо необходимость быстро реализовать крупный пакет акций

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Расчет предварительной стоимости. Итоговые корректировки

 

Формирование итоговой величины стоимости состоит из трех основных этапов:

       выбора величины мультипликатора, которую целесообразно использовать для оцениваемой компании;

       согласования предварительных результатов рыночной стоимости, полученных при использовании различных видов ценовых мультипликаторов;

       внесения итоговых корректировок.

Выбор величины мультипликатора, которую целесообразно использовать для оцениваемой компании. Это наиболее сложный и ответственный этап, требующий особен­но тщательного обоснования, зафиксированного впоследствии в отчете об оценке, пред­ставляемом заказчику. Поскольку одинаковых компаний не существует, диапазон величи­ны одного и того же вида ценового мультипликатора, рассчитанного по списку компаний­ аналогов, может быть широким. Аналитик прежде всего исключает экстремальные вели­чины мультипликатора и рассчитывает его среднюю и медианную величины по аналогам. Выбор величины ценового мультипликатора производится на основе анализа фактических средних и медианных значений по каждому финансовому коэффициенту, а также позиции оцениваемой компании по элементу сравнения. Методика поиска аналогов сводится к от­бору компаний, чьи показатели наиболее близки к оцениваемой по таким критериям, как:

 структура балансового отчета;

 отчеты о финансовых результатах;

 значения финансовых коэффициентов.

Для отбора аналогов можно предложить математическое обоснование: отбирают­ся компании-аналоги, показатели которых не превышают заданного отклонения (умень­шения или увеличения) по всему диапазону значений от показателя оцениваемой компа­нии. В этом случае перечень сопоставимых компаний уменьшается, однако экономическая теория не всегда совпадает с математическим расчетом, и тогда элементам сравнения при­дается равное значение.

Затем в процессе оценки используются результаты финансового анализа, сосре­доточенные в «Сводной таблице финансовых коэффициентов». Для выбора величины конкретного вида ценового мультипликатора аналитик использует финансовые коэффи­циенты, наиболее тесно с ним связанные. При сопоставлении величин финансового коэф­фициента определяется положение (ранг) оцениваемой фирмы среди аналогичных компа­ний. Значение ценового мультипликатора для оцениваемой компании с использованием данных «Сводной таблицы финансовых коэффициентов» выбирается экспертным путем. Для этого можно применять методику графического сравнения значений финансовых ко­эффициентов оцениваемой компании с адекватными финансовыми показателями компа­ний-аналогов с целью определения места, занимаемого оцениваемой компанией. Анали­зируются минимальное и максимальное значения коэффициента по списку аналогов, а также рассчитанные среднее и медианное значения.

Информация о работе Метод рынка капитала