Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:52, дипломная работа
По мере развития рыночных отношений все более возрастает потребность в оценке бизнеса (предприятия). Согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» оценка объектов собственности является обязательной при приватизации, передаче в доверительное управление либо в аренду, продаже, национализации, выкупе, ипотечном кредитовании, передаче в качестве вклада в уставный капитал./3/ Оценка бизнеса позволяет определить рыночную стоимость собственного (уставного) капитала закрытых акционерных обществ или ОАО с недостаточно ликвидными акциями. Кроме того, процедура оценки бизнеса предусмотрена при дополнительной эмиссии или продаже (покупке) акций акционерных обществ различного типа.
Введение
3
Глава 1. Методические основы метода рынка капитала
5
1.1 Алгоритм метода рынка капитала.. (Условия применения)
5
1.2 Основные группы мультипликаторов
17
1.3 Расчет предварительной стоимости. Итоговые корректировки
24
Глава 2.Практический расчет по оценке рыночной стоимости телекоммуникационной компании методом рынка капитала
28
2.1 Характеристика оцениваемой компании и компаний - аналогов
28
2.2 Расчет мультипликаторов
56
2.3 Итоговая величина стоимости
59
Заключение
65
Библиография
68
Приложения
Можно предложить такое математическое обоснование, например, минимальное значение коэффициента ликвидности 0,95 принимается за 0%, его максимальное значение 4,2 - за 100%. Тогда значение показателя по оцениваемой компании, равное 1,34, в процентах будет составлять 8,92%, получаемое из следующего соотношения: (l,34-0,95)/ (4,2-0,95). Далее оценщик проводит графическое сравнение значений мультипликаторов по компаниям-аналогам с наиболее близкими значениями рассчитанных минимальных, максимальных и медианных величин финансовых коэффициентов. Обычно выбирается не конкретная величина ценового мультипликатора, а диапазон наиболее объективных значений. Если диапазон значений финансовых коэффициентов оцениваемой компании по сравнению с диапазоном значений коэффициентов компаний-аналогов - ниже среднего, итоговая величина мультипликатора будет определяться в диапазоне среднего значения или ниже среднего.
Метод компании-аналога предполагает использование ценовой информации с фондового рынка по открытым акционерным обществам, поэтому выбранную величину ценового мультипликатора рекомендуется скорректировать (уменьшить) в связи с более низким уровнем капитализации оцениваемой компании.
Согласование предварительных результатов рыночной стоимости, полученных при использовании различных видов ценовых мультипликаторов. Сравнительный подход позволяет аналитику использовать максимальное число всех возможных видов мультипликаторов. Следовательно, в процессе расчета будет получено столько же вариантов стоимости. Если аналитик в качестве итоговой величины предложит простую среднюю полученных величин рыночной стоимости собственного капитала, то это будет означать, что он одинаково доверяет всем мультипликаторам.
Наиболее объективным приемом определения итоговой величины рыночной стоимости является метод взвешивания. Оценщик в зависимости от конкретных условий, целей и объекта оценки, степени доверия к той или иной информации придает каждому мультипликатору и соответственно варианту стоимости свой вес. На основе такого взвешивания получается итоговая величина стоимости, которая может быть взята за основу для проведения последующих корректировок (табл. 3).
Взвешивание предварительной величины стоимости (пример)
Мультипликатор | Предварительная | У дельный вес | Взвешенный |
| стоимость, руб. |
| результат, руб. |
«Капитализация /Прибыль» | 55 | 0,6 | 33,0 |
«Капитализация /Денежный поток) | 46 | 0,3 | 13,8 |
«Инвестированный капитал/Балансовая стоимость» | 40 | 0,1 | 4,0 |
Итоговая величина стоимости |
|
| 50,8 |
Внесение итоговых корректировок. Итоговая величина стоимости, полученная в результате применения всей совокупности ценовых мультипликаторов, должна быть откорректирована в соответствии с конкретными условиями оценки бизнеса. Наиболее типичным являются следующие поправки:
• портфельная скидка предоставляется при наличии не привлекательного для покупателя характера диверсификации активов;
• аналитик при определении окончательного варианта стоимости должен учесть имеющиеся нефункционирующие активы, например, непроизводственного назначения;
• если в процессе финансового анализа выявлена либо недостаточность собственного оборотного капитала , либо экстренная потребность в капитальных вложениях, полученную величину необходимо вычесть;
возможно применение скидки на низкую ликвидность;
в некоторых случаях вносится поправка в виде премии за предоставляемые инвестору элементы контроля; данная поправка обеспечивает универсальность метода компании-аналога, так как позволяет применять его для оценки контрольной доли собственного капитала.
Итоговая величина стоимости оцениваемой компании может быть определена и другим способом. После расчета мультипликаторов и сужения их количества выводится единый мультипликатор. Для этого графическим способом выстраивается соответствие между мультипликаторами и корреспондирующимися с ними финансовыми коэффициентами, например:
• «капитализация/выручка» - рентабельность продаж;
• «капитализация/суммарные активы» - рентабельность активов;
• «капитализация/собственный капитал» - рентабельность собственного капитала
Сравнительный подход, несмотря на сложность и трудоемкость расчетов и анализа, представляет собой неотъемлемый прием определения обоснованной рыночной стоимости. Результаты, полученные данным способом, имеют наиболее объективную рыночную основу, качество которой зависит от возможности привлечения широкого круга компаний-аналогов. Следовательно, основным фактором, сдерживающим применение в российской практике метода компании-аналога и метода сделок, служит отсутствие достаточной и достоверной ценовой и финансовой информации по отечественным компаниям-аналогам. Однако образование в последние годы фирм, специализирующихся на сборе и анализе подобной информации, а также различных электронных источников, является существенным прорывом в данном направлении. Таким образом, дальнейшее развитие оценочной инфраструктуры будет способствовать расширению сферы использования сравнительного подхода.
Глава 2. Практический расчет по оценке рыночной стоимости телекоммуникационной компании медом рынка капитала
2.1 Характеристика оцениваемой компании и компаний – аналогов
Финансовая ситуация в телекоммуникационной отрасли в I половине текущего года развивалась лучше, чем в других отраслях экономики. И хотя в целом по отрасли произошло снижение сальдированного финансового результата по сравнению с прошлым годом, но при этом все ведущие компании связи получили прибыль по итогам января-июня. Многие из них увеличили этот показатель не только по сравнению с I кварталом текущего года, но и по сравнению с январем-июнем прошлого года. Вместе с тем, в отрасли наблюдается существенное падение инвестиций. В июне руководство Связьинвеста заявило, что в 2009 году сократит инвестиционную программу на 70% от изначального годового плана, до 26 млрд. руб. Аналогичные программы сокращения анонсировали многие межрегиональные компании связи.
Темп роста доходов в отрасли связи сократился до минимума. В I полугодии рост составил всего 4.3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что является самым низким результатом за последние годы. При этом во II квартале темпы роста снижались от месяца к месяцу, а в июне объем услуг связи снизился по сравнению с июнем прошлого года на 2.8% в сопоставимых ценах. Отрицательная динамика отмечена впервые за много лет. Тем не менее, отрасль остается одной из немногих, где по итогам полугодия сохранилась положительная динамика. Основными факторами роста доходов в отрасли стали: увеличение доходов от местной связи и увеличение доходов от интернет-услуг.
Во II квартале 2009 года наблюдалось замедление роста доходов от интернет-услуг. По сравнению с I кварталом доходы от предоставления доступа в Интернет и услуг по передаче данных у межрегиональных компаний связи в большинстве случаев выросли не более чем на 3%. Примерно такой же рост доходов наблюдался в местной связи. При этом ежемесячный прирост абонентской базы составил у многих компаний не более 1-2%, тогда как еще год назад этот показатель превышал уровень 10%. Таким образом, снижение доходов населения в условиях кризиса оказало негативное влияние не только на розничный рынок, но и на рынок интернет-услуг.
Описание оцениваемой компании ОАО «Сибирьтелеком» .
ОАО «Сибирьтелеком» – крупнейший телекоммуникационный оператор региона, компания занимает более 34% совокупного объема рынка. Компания предоставляет большинство известных телекоммуникационных услуг на третьей части России, а ее уникальные масштабные сети являются гарантом решения любых бизнес задач в этом регионе России. Наиболее прочные позиции компания занимает на рынках традиционных услуг местной проводной телефонии и внутризоновой связи – 79 % и 97 % рынка соответственно. ОАО "Сибирьтелеком" занимает 58 % рынка услуг доступа к сети Интернет и 21 % рынка мобильной связи региона.
Компании «Сибирьтелеком» ставит перед собой цель способствовать развитию научного, делового, творческого и личностного потенциала Сибири, обеспечивая жителей региона телекоммуникациями для бизнеса, образования и досуга.
Каждый второй житель Сибири сегодня пользуется сервисами компании «Сибирьтелеком». Компания обслуживает около 4,4 миллионов абонентов фиксированной и более 5,3 миллионов абонентов сотовой связи. Компания объединяет всю Сибирь и делает все для того, чтобы жизнь ее абонентов была удобной, динамичной и радостной. Компания использует нестандартные решения и задает направление и темпы развития телекоммуникационной отрасли в Сибири – стремится всегда опережать рынок, предлагать клиентам все самые современные сервисы, такие как широкополосный интернет, интерактивное телевидение, телефонию нового поколения, беспроводный и мобильный доступ в сеть, сотовую связь.
Среди множества других операторов связи Сибирьтелеком выделяет развитая современная инфраструктура. Компания завершила строительство мультисервисной сети, общей протяженностью 6,500 км, которая станет основой реализации всех проектов компании, позволит существенно увеличить территорию предоставления услуг. В 2008 году Сибирьтелеком приступил к реализации программы трансформации системы продаж и обслуживания, главная задача которой преобразовать деловой профиль из технологической компании в клиентоориентированную. Сибирьтелеком становится компанией, с которой не просто выгодно, но удобно и приятно работать.
Стратегическим приоритетом компании является формирование единой современной информационно коммуникационной среды Сибирского федерального округа.
Видимые преимущества компании: широкий охват рынка связи, самая протяженная в СФО цифровая внутризоновая сеть, опыт работы с альтернативными операторами, корпоративными клиентами и населением и большая собственная абонентская база, помогают ей планомерно следовать выбранной стратегии, а также сохранять лидерство в трех ключевых направлениях – традиционных и современных услугах связи, качество в области сервиса для абонентов и инновационное развитие бизнеса.
Учитывая значительный масштаб бизнеса компании, ОАО «Сибирьтелеком» осознает свою роль, как представителя крупного бизнеса, участия в общественно-значимых процессах. Компания признает необходимость осуществлять посильный вклад в формирование здорового общества, позитивного жизненного настроя населения, способствовать комфортному восприятию действительности гражданами, участвовать в развития общества и в процессах общественной консолидации.
Сознательная гражданская и корпоративная позиция компании, объективная оценка потребностей и поддержание актуальных инициатив являются частью социальной миссии компании, стремящейся к партнерским отношениям с окружающим нас обществом. /24/
Акции Сибирьтелеком торгуются в том числе на ММВБ и входят в число наиболее ликвидных акций телекоммуникационного сектора. Акции Сибирьтелеком, как правило, подвержены общим тенденциям телекоммуникационного сектора.
В частности, существенное влияние на акции Сибирьтелеком оказывает новостной фон вокруг ожидаемой приватизации ОАО «Связьинвест», владеющей долей в акционерном капитале ОАО «Сибирьтелеком».
Описание компаний-аналогов.
Российский национальный оператор связи ОАО «Ростелеком» - одна из крупнейших телекоммуникационных компаний страны. «Ростелеком» владеет и управляет собственной высокотехнологичной магистральной сетью общей протяженностью около 150 тысяч километров, которая позволяет предоставлять голосовые услуги, а также услуги передачи данных и IP-приложений физическим лицам, корпоративным клиентам, российским и международным операторам.
В настоящее время основой бизнеса Компании является предоставление услуг междугородной и международной связи конечным пользователям во всех субъектах Российской Федерации с использованием инфраструктуры региональных операторов. «Ростелеком» занимает ведущие позиции на рынке услуг транзита трафика и аренды каналов для российских и зарубежных операторов и является крупнейшим поставщиком телекоммуникационных услуг для государственных структур и ведомств, теле- и радиокомпаний.
Проводя диверсификацию бизнеса и расширяя свои возможности, «Ростелеком» открывает новые рынки и развивает инновационные сервисы, в числе которых – интеллектуальные услуги связи (ИСС), услуги видеоконференцcвязи, высокоскоростного доступа в Интернет, создание виртуальных частных сетей (VPN).
«Ростелеком» имеет прямые международные выходы на сети более 150 операторов связи в 70 странах, участвует в 25 международных кабельных системах и взаимодействует с 600 международными и национальными операторами фиксированной и мобильной связи. Как ведущий оператор связи Российской Федерации «Ростелеком» является постоянным членом Международного союза электросвязи (ITU), входит в Совет операторов электросвязи Регионального содружества в области связи (РСС), участвует в ряде других международных организаций, в том числе в Тихоокеанском телекоммуникационном совете (РТС) и Международном комитете по защите кабелей (ICPC).
Крупнейшим акционером ОАО «Ростелеком» является холдинг ОАО «Связьинвест» — ему принадлежит 51% обыкновенных (голосующих) акций Компании. 49% обыкновенных и 100% привилегированных акций ОАО «Ростелеком» находятся в свободном обращении. Ценные бумаги Компании торгуются на крупнейших российских и западных фондовых биржах, в том числе на РТС, ММВБ, Нью-Йоркской, Лондонской и Франкфуртской фондовых биржах. /32/