Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:22, реферат
Игра - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Знаменитый ученый Йохан Хёйзинг даже написал книгу в 1938 году «Homo ludens» («Человек играющий»), в которой он размышляет о роли игры в жизни отдельного человека и в жизни всей человеческой цивилизации. Существует огромное разнообразие игр - спортивные, интеллектуальные, компьютерные и другие.
Введение
Игра - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Знаменитый ученый Йохан Хёйзинг даже написал книгу в 1938 году «Homo ludens» («Человек играющий»), в которой он размышляет о роли игры в жизни отдельного человека и в жизни всей человеческой цивилизации. Существует огромное разнообразие игр - спортивные, интеллектуальные, компьютерные и другие.
Сравнительно недавно в нашу жизнь вошли деловые игры. Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить
Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологических словарях, например: «Деловая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.
К
этому определению необходимо добавить,
что, являясь средством
Образовательная
функция деловой игры очень значима,
поскольку «деловая игра позволяет
задать в обучении предметный и социальный
контексты будущей
В
деловой игре «обучение участников
происходит в процессе совместной деятельности.
При этом каждый решает свою отдельную
задачу в соответствии со своей ролью
и функцией. Общение в деловой игре - это
не просто общение в процессе совместного
усвоения знаний, но первым делом - общение,
имитирующее, воспроизводящее общение
людей в процессе реальной изучаемой деятельности.
Деловая игра - это не просто совместное
обучение, это обучение совместной деятельности,
умениям и навыкам сотрудничества».
Из истории деловых игр
Как известно, игра в качестве средства активного обучения детей и взрослых стала использоваться достаточно давно и довольно стихийно.
Самым близким предшественником деловых игр является зародившая в 17-18 веках военная игра. «Первое упоминание деловой игры значилось как “военные шахматы”, потом как “маневры на карте”. Интересно, что в 19 веке “военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении”. Один из прусских генералов применял игровой метод при обучении офицеров» [5, с. 26].
По
оценкам экспертов метод
В этом смысле «первые игры были ориентированы не на учебные цели, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений» [8, с. 143].
Первая
деловая игра ("Перестройка производства
в связи с резким изменением производственной
программы") была проведена в 1932 году
в Ленинградском инженерно - экономическом
институте и была названа ее автором Марией
Мироновной Бирнштейн организационно-
Проводимые в тридцатые годы деловые игры предназначались «для отработки в лабораторных условиях новых форм организации производства, систем диспетчерского управления, деятельности персонала электростанций в аварийных ситуациях» и т.п. [9, с. 65 - 66].
Однако история развития деловых игр в России, начавшись в 30-х годах, примерно тогда же была и прервана. Исследователи указывают разные причины такой приостановки традиции [7, с. 12]. С одной стороны, ссылаются на военное время, нехватку ресурсов с другой стороны, фиксируют, что «свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации» [5, с. 42].
По мнению экспертов во многом возрождение деловых игр в России связано с деятельностью в 50-х годах Московского методологического кружка, лидером которого был Г.П. Щедровицкий. «Идеи и методы, разработанные Г.П. Щедровицким, легли в основу большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр под названием организационно-деятельностные игры (ОДИ). Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника давало невиданные результаты: разрабатывались варианты развития ситуаций с высокой степенью неопределенности. Метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем».
Итак, 70-е годы — это время популяризации деловой игры как метода активного обучения, «когда разработкой и внедрением игр занимались энтузиастов, опыт которых стал широко пропагандироваться» [10, с. 166].
1970-80 годы — время всплеска деловых игр, различных по методологии и методу проведения. В этот период появляются целые школы обучающих игр: Таллиннская школа В.К. Тарасова, ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике и т.п.
Восьмидесятые годы — это, с одной стороны, эскалация деловой игры, «…когда игры стали широко использоваться в различных отраслях народного хозяйства и тиражироваться в специальной методической литературе», а, с другой стороны, их профессионализация, «когда стали развиваться разнообразные игровые культуры обучения руководителей» [10, с. 167].
В период экономических реформ 80-90 гг. начинается использование игрового подхода для решения серьезных экономических проблем.
На
сегодняшний день практика деловых
игр в мире очень популярна. Особенно
активно деловые игры используются
в практике высшего образования,
многие ВУЗы являются новаторами в методике
преподавания деловых игр. Сегодня насчитывается
уже несколько тысяч различных видов обучающих
игр. Издаются пособия, каталоги и справочники
по деловым играм, проводятся регулярные
школы и семинары. Создана Международная
ассоциация по имитационному моделированию
и играм [1, с. 39].
Виды
деловых игр
На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них.
«В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные» [1, с. 128].
Принципиально зафиксировать, что данная типология «вписывает» деловую игру в широкий контекст социальной деятельности, фиксируя ее возможности не только как метода обучения, но и как метода оценки, изучения, управления.
Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи выделяют и такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:
1.
По времени проведения:
– без ограничения времени;
– с ограничением времени;
– игры, проходящие в реальное время;
– игры, где время сжато.
2.
По оценке деятельности:
– балльная или иная оценка деятельности
игрока или команды;
– оценка того, кто как работал, отсутствует.
3.
По конечному результату:
– жесткие игры – заранее известен ответ,
существуют жесткие правила;
– свободные, открытые игры – заранее
известного ответа нет, правила изобретаются
для каждой игры свои, участники работают
над решением неструктурированной задачи.
4.
По конечной цели:
– обучающие - направлены на появление
новых знаний и закрепление навыков участников;
– констатирующие - конкурсы профессионального
мастерства;
– поисковые - направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.
5. По методологии проведения:
– ролевые игры - каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием.
– групповые дискуссии - связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии.
– имитационные - имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях.
– организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) - не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность.
– инновационные игры (В.С. Дудченко) - формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации.
– ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) - формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд [2, с. 85].
К
сожалению, указанная выше типология,
с одной стороны, пытается задать
многокритериальную сетку для анализа,
но, с другой стороны, ей не удается
избежать некоторых неточностей (например,
пункт 5, согласно которому салонная
игра, ролевая игра это виды деловых игр).
Эти погрешности являются достаточно
типичными и встречаются и в других типологиях
[3, с. 49].
Деловая
игра как метод активного
обучения
Для типологизации методов активного обучения обычно используют два основных критерия:
–
наличие имитационной модели изучаемого
процесса, трудовой деятельности;
– наличие ролей.
Различают неимитационные и имитационные методы обучения, а в рамках последних выделяют игровые и неигровые. Как следует из нижеприводимой таблицы, деловая игра — имитационный игровой метод активного обучения [6, с. 14].
Важно
также отметить, что деловая игра
— это и коллективный метод
обучения. «В деловых играх решения
вырабатываются коллективно, коллективное
мнение формируется и при защите решений
собственной группы, а также при критике
решений других групп…» [4, с. 4].
Активные
методы обучения
|
Деловая
игра является сложно устроенным методом
обучения, поскольку может включать
в себя целый комплекс методов активного
обучения, например: дискуссию, мозговой
штурм, анализ конкретных ситуаций, действия
по инструкции, разбор почты и т.п. [9, с.
102]
Преимущества
деловых игр по
сравнению с традиционным
обучением
Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем: