Метод деловой игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:22, реферат

Краткое описание

Игра - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Знаменитый ученый Йохан Хёйзинг даже написал книгу в 1938 году «Homo ludens» («Человек играющий»), в которой он размышляет о роли игры в жизни отдельного человека и в жизни всей человеческой цивилизации. Существует огромное разнообразие игр - спортивные, интеллектуальные, компьютерные и другие.

Файлы: 1 файл

сот.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Введение

     Игра - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Знаменитый ученый Йохан Хёйзинг  даже написал книгу  в 1938 году «Homo ludens» («Человек играющий»), в которой он размышляет о роли игры в жизни отдельного человека и в жизни всей человеческой цивилизации. Существует огромное разнообразие игр - спортивные, интеллектуальные, компьютерные и другие.

     Сравнительно  недавно в нашу жизнь вошли  деловые игры. Деловая игра имитирует  реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить

     Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологических  словарях, например: «Деловая игра - форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.

     К этому определению необходимо добавить, что, являясь средством моделирования  разнообразных условий профессиональной деятельности, аспектов человеческой активности и социального взаимодействия, деловая игра выступает и «методом поиска новых способов ее (деятельности) выполнения», и «методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности».

     Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку «деловая игра позволяет  задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста».

     В деловой игре «обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную  задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в деловой игре - это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом - общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая игра - это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Из  истории деловых  игр

     Как известно, игра в качестве средства активного обучения детей и взрослых стала использоваться достаточно давно и довольно стихийно.

     Самым близким предшественником деловых  игр является зародившая в 17-18 веках  военная игра. «Первое упоминание деловой игры значилось как “военные шахматы”, потом как “маневры на карте”. Интересно, что в 19 веке “военные игры должны были служить для того, чтобы разбудить внимание молодых военнослужащих и уменьшить трудности при обучении”. Один из прусских генералов применял игровой метод при обучении офицеров» [5, с. 26].

     По  оценкам экспертов метод деловых  игр применительно к производственно-хозяйственной деятельности был впервые применен в нашей стране [6, с. 7].

     В этом смысле «первые игры были ориентированы  не на учебные цели, а создавались  как средство подготовки реальных управленческих решений» [8,  с. 143].

     Первая  деловая игра ("Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы") была проведена в 1932 году в Ленинградском инженерно - экономическом институте и была названа ее автором Марией Мироновной Бирнштейн организационно-производственным испытанием. В игре участвовали как студенты, так и руководители предприятий.

     Проводимые  в тридцатые годы деловые игры предназначались «для отработки  в лабораторных условиях новых форм организации производства, систем диспетчерского управления, деятельности персонала электростанций в аварийных ситуациях» и т.п. [9, с. 65 - 66].

     Однако  история развития деловых игр  в России, начавшись в 30-х годах, примерно тогда же была и прервана. Исследователи указывают разные причины такой приостановки традиции [7, с. 12]. С одной стороны, ссылаются на военное время, нехватку ресурсов с другой стороны, фиксируют, что «свободные высказывания участников, множество вариантов решения проблем, наработанные в ходе деловых игр, сделали этот вид деятельности опасным и не совместимым с режимом тотальной регламентации» [5, с. 42].

     По  мнению экспертов во многом возрождение  деловых игр в России связано  с деятельностью в 50-х годах  Московского методологического  кружка, лидером которого был Г.П. Щедровицкий. «Идеи и методы, разработанные  Г.П. Щедровицким, легли в основу большой практической работы его сторонников и учеников, которые провозгласили новую эпоху игр под названием организационно-деятельностные игры (ОДИ). Сочетание жестко структурированной деятельности с сильнейшим давлением на личность каждого участника давало невиданные результаты: разрабатывались варианты развития ситуаций с высокой степенью неопределенности. Метод стал применяться как средство решения сложных межпрофессиональных комплексных проблем».

     Итак, 70-е годы — это время популяризации деловой игры как метода активного обучения, «когда разработкой и внедрением игр занимались энтузиастов, опыт которых стал широко пропагандироваться» [10, с. 166].

     1970-80 годы — время всплеска деловых  игр, различных по методологии  и методу проведения. В этот период появляются целые школы обучающих игр: Таллиннская школа В.К. Тарасова, ролевые игры в тренинге, деловые игры в педагогике и т.п.

     Восьмидесятые годы — это, с одной стороны, эскалация  деловой игры, «…когда игры стали  широко использоваться в различных отраслях народного хозяйства и тиражироваться в специальной методической литературе», а, с другой стороны, их профессионализация, «когда стали развиваться разнообразные игровые культуры обучения руководителей» [10, с. 167].

     В период экономических реформ 80-90 гг. начинается использование игрового подхода для решения серьезных экономических проблем.

     На  сегодняшний день практика деловых  игр в мире очень популярна. Особенно активно деловые игры используются в практике высшего образования, многие ВУЗы являются новаторами в методике преподавания деловых игр. Сегодня насчитывается уже несколько тысяч различных видов обучающих игр. Издаются пособия, каталоги и справочники по деловым играм, проводятся регулярные школы и семинары. Создана Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм [1, с. 39]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Виды  деловых игр 

     На  сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий  и классификаций деловых игр. Приведем примеры некоторых из них.

     «В  зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные» [1, с. 128].

     Принципиально зафиксировать, что данная типология  «вписывает» деловую игру в широкий контекст социальной деятельности, фиксируя ее возможности не только как метода обучения, но и как метода оценки, изучения, управления.

     Помимо  указанной типологии, в основу которой  положены критерии типа практики и  целей, исследователи выделяют и такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:

1.  По времени проведения:  
– без ограничения времени;  
– с ограничением времени;  
– игры, проходящие в реальное время;  
– игры, где время сжато.

2.  По оценке деятельности:  
– балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;  
– оценка того, кто как работал, отсутствует.

3.   По конечному результату:  
– жесткие игры – заранее известен ответ, существуют жесткие правила;  
– свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.

4.  По конечной цели:  
– обучающие -  направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;  
– констатирующие  -  конкурсы профессионального мастерства;

– поисковые  - направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.

5.  По методологии проведения:

– ролевые  игры - каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием.

– групповые  дискуссии - связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии.

– имитационные - имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях.

– организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) - не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность.

– инновационные  игры (В.С. Дудченко) - формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации.

– ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) - формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд [2, с. 85].

     К сожалению, указанная выше типология, с одной стороны, пытается задать многокритериальную сетку для анализа, но, с другой стороны, ей не удается  избежать некоторых неточностей (например, пункт 5, согласно которому салонная игра, ролевая игра это виды деловых игр). Эти погрешности являются достаточно типичными и встречаются и в других типологиях [3, с. 49].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Деловая игра как метод активного обучения 

     Для типологизации методов активного обучения обычно используют два основных критерия:

     – наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности;  
        – наличие ролей.

     Различают неимитационные и имитационные методы обучения, а в рамках последних выделяют игровые и неигровые. Как следует из нижеприводимой таблицы, деловая игра — имитационный игровой метод активного обучения [6, с. 14].

     Важно также отметить, что деловая игра — это и коллективный метод  обучения. «В деловых играх решения  вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп…» [4, с. 4].  

Активные  методы обучения  

Неимитационные Имитационные Имитационные
  Неигровые Игровые
Проблемное  обучение. 
Лабораторная работа. 
Практическое занятие. 
Эвристическая лекция, семинар. 
Тематическая дискуссия. 
Курсовая работа. 
Программированное обучение. 
Дипломное проектирование. 
Научно-практическая конференция. 
Занятие на производстве. 
Стажировка без выполнения ролей.
Анализ конкретных ситуаций. 
Имитационное упражнение. 
Действия по инструкции. 
Разбор документации.
Деловая игра. 
Разыгрывание ролей. 
Игровое проектирование. 
Стажировка с выполнением ролей.
 

 

     Деловая игра является сложно устроенным методом  обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения, например: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции, разбор почты и т.п. [9, с. 102] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Преимущества  деловых игр по сравнению с традиционным обучением 

     Специфика обучающих возможностей деловой  игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными  играми состоит в следующем:

Информация о работе Метод деловой игры