Метод деловой игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 19:22, реферат

Краткое описание

Игра - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Знаменитый ученый Йохан Хёйзинг даже написал книгу в 1938 году «Homo ludens» («Человек играющий»), в которой он размышляет о роли игры в жизни отдельного человека и в жизни всей человеческой цивилизации. Существует огромное разнообразие игр - спортивные, интеллектуальные, компьютерные и другие.

Файлы: 1 файл

сот.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

     1) «В игре воссоздаются основные закономерности движения деятельности и мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций» [3, с. 132].

     Иными словами, «процесс обучения максимально  приближен к реальной практической деятельности. Это достигается путем  использования в деловых играх  моделей реальных отношений» [7, с. 4].

     2) «Метод деловых игр представляет  собой не что иное, как специально  организованную деятельность по  операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метод. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности» [5, с. 63].

     Указанные выше и многие иные особенности деловых  игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными  методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых  игр усматривается в том, что  в них моделируется более адекватный для формирования личности предметный и социальный контекст. Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:

     – Игра позволяет радикально сократить  время накопления личностного опыта [4, с. 26].

     – Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д. [5, с. 6].

     – В деловой игре «знания усваиваются  не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для  участника процессе информационного  обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры [3, с 129].

     – Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт [8, с. 13]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Определение темы и целей деловых  учебных игр

     Для разработки деловой игры принципиальными  моментами являются также определение  темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав и условия обстановки.

     При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов:

  1. Для чего проводится данная деловая игра?
  2. Для какой категории обучаемых?
  3. Чему именно следует их обучать?
  4. Какие результаты должны быть достигнуты

     При постановке целей необходимо различать  учебные цели игры  и цели действий её участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей [6, с. 9].

     Очень важным моментом является то, что в  силу двуплановости игры как феномена (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский) целеполагание реализуется в реальном и условном плане. В реальном плане - это дидактические и воспитательные цели, в условном - игровые. Причем «чисто игровые цели нужны не сами по себе, поскольку сам факт выигрыша или проигрыша ничего не добавляет к тем знаниям, умениям и навыкам, которыми должен овладеть учащийся. Они нужны для создания мотивации к игре, соответствующего эмоционального фона. Такого рода цели выполняют служебную роль, роль средства достижения педагогических целей» [10, с. 145].

     Особенностью  деловой игры является ее возможность, как указывалось выше, целеобразования самими обучающимися. Таким образом, деловая игра имеет достаточно сложную целевую систему [1, с. 12].  
 

Психолого-педагогические принципы конструирования  деловой игры

 

     «В  деловой игре при ее конструировании  и применении реализуются следующие  психолого-педагогические принципы: принцип  имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства; принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности; принцип совместной деятельности; принцип диалогического общения; принцип двуплановости; принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности» [3, с. 129].

     «Основой  разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру ДИ» [3, с. 143].

     «Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст учебной деятельности в учебном процессе. Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст деятельности обучающегося» [9, с. 143].

     Разработчик деловых игр должен решать как профессиональную, так и педагогическую задачу. Как фиксируют эксперты, на сегодняшний день такое совмещение двух типов задач является узким местом в разработке деловых игр. «На практике преимущественно решаются чаще задачи первого типа. Педагогическая задача, к сожалению, нередко отрабатывается слабо и не в полном объеме, если вообще решается» [4, с. 20].

     «Подавляющее большинство методических разработок по учебным играм напоминают наставления по управлению производством, строительству объекта либо распределению ресурсов, а не методику проведения занятия в игровой форме» [7, с. 131].

Структура деловой игры 

     При конструировании деловой игры разработчик может опираться на структурное описание последней.

     Имитационная  и игровая модели могут рассматриваться  как основные элементы при конструировании  деловой игры [3, с. 21].

     В свою очередь в имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов:

– цели,  
– предмет игры,  
– графическая модель взаимодействия участников,  
– система оценивания.

     Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах:

– цели,  
– комплекс ролей и функций игроков,  
– сценарий,  
– правил игры.

     Базовым элементом деловой игры является сценарий. «Сценарий деловой игры является основным документом для её проведения. Создавая  его необходимо разобрать: каждый этап, фрагмент (желательно не более трех), содержание, эпизоды, четко определить учебную цель, подготовить инструкцию  каждому игроку, определить полный комплект ролей, время игры, место игры, подготовить вводный материал или лекцию [1, с. 47].

     Как правило «в сценарии отображается общая  последовательность игры, разбитой на основные этапы, операции и шаги». Схема сценария может быть описана с помощью следующих элементов:

     реальное  противоречие (следует отличать от игрового конфликта, обусловленного разностью позиций игроков), конфликт — наличие в ситуации «рассогласования параметров деятельности, столкновения разноплановых явлений…, противоречивости критериев принятия решений» и т.п. [2, с. 148].

     Игровой конфликт также может присутствовать в сценарии.

     «способ генерирования события, определяющий степень алгоритмизации и импровизации участников игры» (различают три способа алгоритмизации: детерминированный, спонтанный смешанный). Деловой игре в наибольшей мере присущ смешанный способ генерирования событий, когда процесс игры следует какому-то обобщенному алгоритму, отражающему технологию производственного процесса, но учитывающему вероятностный характер событий» [2, с. 149].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Деловые игры достаточно трудоемкая и ресурсо-затратная  форма обучения, поэтому ее стоит  использовать только в тех случаях, когда иными формами и методами обучения невозможно достичь поставленных образовательных целей.

     Внедрение в учебный процесс хотя бы одной игры приводит к необходимости перестройки всей используемой преподавателем методики обучения.

     В деловой игре нельзя играть в то, о чем обучающиеся не имеют представления, это ведет к профанации деловой игры. Это означает, что компетентностное участие обучающихся в игре требует заблаговременной их подготовки (например, следует предварительно учить дискуссии, методам анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т.п.)

     Важно избежать крайности редуцирования  деловой игры, с одной стороны, к тренажу, с другой стороны, к  азартной игре.

       Преподаватель наиболее активен  на этапе разработки, подготовки  игры и на этапе ее рефлексивной оценки. «Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры».

     Деловая игра требует изменения отношения  к традиционному представлению о поведении учащихся. Главным становится соблюдение правил игры. Дисциплинарные нарушения, с привычной точки зрения, (например, самовольный выход из класса) в деловой игре утрачивают таковой свой статус.

     Оптимальная продолжительность деловой учебной игры примерно 2 часа.  
 

     Список  использованной литературы

1. Вербицкий,  А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст]: метод. пособие / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с. - 500 экз. - ISBN.

 2. Хруцкий, Е.А. Организация проведения деловых игр [Текст]: учеб. пособие для преподавателей сред. спец. учеб. Заведений / Е.А. Хруцкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 320 с. - 300 экз. - ISBN.

3.Красовский, Ю.Д. Мир деловой игры [Текст] / Ю.Д. Красовский. - М.: Экономика, 1989. - 175 с. - 200 экз. - ISBN.

4. Габрусевич, С.А. От деловой игры - к профессиональному творчеству [Текст]: учеб. метод. Пособие / С.А. Габрусевич.  -  Мн.: Университетское, 1989. - 125 с. - 100 экз. - ISBN.

5. Смолкин, А.М. Методы активного обучения [Текст]: науч. - метод. пособие. / А.М. Смолкин. - М.: Высшая  школа, 1991. - 176 с. - 200 экз. - ISBN.

6. Кашель, Н.Н. Деятельностный подход в повышении квалификации: активные методы обучения [Текст] / Н.Н. Кашель. - Мн.: Институт повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования, 1994. - 96 с. - 200 экз. - ISBN.

7. Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение [Текст]: учеб. метод. пособие.  /  В.Я. Платов. - М.: Профиздат, 1991. - 156 с. - 350 экз. - ISBN.

8. Коряк, Н.М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр [Текст]: Методология и практика. /  Н.М. Коряк. - Новосибирск: Наука, 1987. - 77с . - 100 экз. - ISBN.

9. Атаманова, Р.И. Деловая игра: сущность, методика конструирования и проведения [Текст]: Метод. Пособие. / Р.И. Атаманова. - М.: Высшая школа, 2008. - 120 с. -   350 экз. - ISBN.

10.Шматков, Е.В. Методика профессионального обучения [Текст]: метод. Пособие. / Е.В. Шматков. - Харьков, 2002. - 214 с. - 100 экз. - ISBN.

11. Талызина,  Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний [Текст]: учеб. метод. пособие.  / Н.Ф. Талызина. - М.: Высшая школа, 1975. - 239 с. -  250 экз. - ISBN. 

Информация о работе Метод деловой игры