Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:00, дипломная работа
Цель работы − проанализировать маркетинговую деятельность территориального центра фирменного транспортного обслуживания и выявить новые пути совершенствования маркетинговых мероприятий.
Задачи:
− проанализировать финансовые показатели выручки, объем погрузки грузов в тоннах за период с 2007 года по 2011 год.
− проанализировать структуру и финансово − экономические показатели Южно − Уральского территориального центра фирменного транспортного обслуживания
Введение……………………………………………………………………….…….8
1 Маркетинг на железнодорожном транспорте………………..………………...12
1.1 Понятие маркетинга……………………………………………………………12
1.2 Необходимость ориентации железнодорожного транспорта
на маркетинг…………………………………………………………………....17
1.3 Управление транспортным маркетингом…………………………………….25
1.3.1 Анализ транспортного рынка………………………………………………..28
1.3.2 Сегментация транспортного рынка по группам
Потребителей – грузовладельцев……...………………………………… …30
1.3.3 Сегментация рынка по параметрам транспортных услуг – перевозок...…32
1.3.4 Сегментация транспортного рынка по конкурентам………………………36
1.4 Технология проведения маркетинговых исследований
в области железнодорожных перевозок грузов……………...……………....38
2 Анализ производственно – экономической деятельности ТЦФТО
на Южно – Уральской железной дороге..……………………………………....45
2.1 Структура, деятельность и реформирование Системы
Фирменного Транспортного Обслуживания………………………………....45
2.1.1 Структура СФТО……………………………………………...………….…..45
2.1.2 Основные направления деятельности СФТО………………………………46
2.1.3 Реформирование СФТО на региональном уровне………………………....47
2.2 Основные задачи и функции ЮУТЦФТО……………………………………49
2.3 Структура ЮУТЦФТО………………………………………………………...54
2.4 Технико – экономические показатели работы ТЦФТО………………….….63
2.5 Анализ социально – экономического положения региона,
обслуживаемого ЮУЖД………………...…………………………………….65
2.5.1 Анализ породовой погрузки………………………………………………....65
2.5.2 Анализ погрузки по видам сообщений……………………………………..72
2.6 Анализ финансово – экономических показателей работы ТЦФТО…….......73
3 Применение современных технологий в работе ТЦФТО как
реализация маркетинговых целей………………………………….…………....80
3.1 ЭТРАН. Электронный обмен данными (ЭОД)……………………………….80
3.1.1 Расчет экономии расходов при использовании ЭОД………………...……82
3.2 Электронная цифровая подпись…………………………..…………………..84
3.3 Единый контакт центр (ЕКЦ) и Терминалы коллективного
доступа (ТКД)………………………………………………………………. …88
3.4 Расчет экономического эффекта от внедрения современных технологий....90
4 Безопасность и экологичность проекта.....……………………………………...97
4.1 Планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий
и охраны труда…………………………………………………………….….102
4.2 Основные функции по осуществлению политики ОАО «РЖД»по
охране труда………………………………………………………………...…103
4.3 Выполнение Программы по улучшению условий и охраны труда….…….105
4.4 Охрана труда, техника безопасности и производственная экология
для работников ЛАФТО Челябинск–Грузовой структурного
подразделения ЮУТЦФТО…………………………………………………..107
4.5 Санитарно – гигиеническая и экологическая экспертиза проекта…….….111
4.5.1 Метеорологические условия. Вредные вещества…………………………111
4.5.2 Шум и вибрация. Освещение………………………………………………112
4.5.3 Электроопасность…………………………………………………………...115
4.5.4 Экологические последствия. Пожароопасность…………………………..115
Заключение…...………………………………………………………………..….117
Список использованных источников……………..…………...………………...119
Продолжение таблицы 2
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
внутригосударственное |
млн р. |
14 721,70 |
19 216,70 |
19 885,10 |
103,5 |
135,1 |
экспортно–импортное |
млн р. |
2 771,50 |
4 111,30 |
4 166,30 |
101,3 |
150,3 |
2 Доходная ставка по начислению выручки |
руб./тн |
240,61 |
299,73 |
305,71 |
102,0 |
127,1 |
3 Взыскание выручки за |
млн р. |
18 919,00 |
19 342,00 |
20 889,00 |
103,2 |
138,5 |
экспортно–импортное |
млн р. |
2 761,00 |
4 111,30 |
4 187,20 |
101,8 |
151,7 |
4 Дебиторская задолженность за грузоперевозки |
млн р. |
– |
– |
– |
– |
– |
5 Кредиторская задолженность за грузоперевозки |
млн р. |
890,22 |
– |
841,09 |
– |
– |
6 Доходы от информационных услуг |
млн р. |
10, 600 |
11, 380 |
14, 370 |
126,3 |
135,5 |
Из Таблицы 2 видно, что объемные показатели за 2011 год по всем указанным параметрам превышают показатели 2010 года. Причиной этого является модернизация работы железной дороги в целом и структуры СФТО в частности.
Рассмотрим динамику изменения среднесуточной погрузки в период с 1988 года по 2011 год (Рис.2.1).
Рисунок 2.1 Динамика изменения среднесуточной погрузки
в период с 1988 года по 2011 год
По рисунку 2.1 можно сказать, что среднесуточная погрузка имела самые высокие показатели в 1989 году, это можно объяснить отсутствием конкуренции в сфере грузовых перевозок и политической обстановкой в стране. Затем наблюдается значительный спад погрузки, что можно объяснить распадом СССР повлекшим за собой напряженное финансовое положение как перевозчика, так и клиентов. В период с 2000 года по настоящее время (за исключением 2008 года) наблюдается динамичное увеличение среднесуточной погрузки, что свидетельствует о верно выбранном курсе ОАО «РЖД».
Для дальнейшего анализа выберем период с 2007 года по 2011 год, где пиковым (базовым для сравнения) является 2008 год, год с наибольшими показателями.
2.5 Анализ социально–экономического положения региона, обслуживаемого ЮУЖД
Южно – Уральская железная дорога расположена в 5 субъектах РФ – Челябинская, Оренбургская, Курганская, Куйбышевская области и Башкортостан, а также на территории Казахстана – Актюбинская, Кустанайская и Северо – Казахстанская области.
Благодаря выгодному экономико – географическому и стратегическому положению областей в сочетании с исторически мощным производственным потенциалом, регион является одним из наиболее индустриально развитых территорий Российской Федерации.
Определяют развитие региона такие отраслевые комплексы, как металлургический, машиностроительный, металлообрабатывающий, энергетический, строительный и аграрно – промышленный.
2.5.1 Анализ структуры породовой погрузки
Рассмотрим фактическую
В таблице 2.1 приведены данные по среднесуточной погрузке в период с 2007 по 2011 год по основным видам груза.
Таблица 2.1 – Динамика среднесуточной погрузки по основным родам грузов,
тонн
Род груза |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Удельный вес, % за 2011 г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Всего погружено и налито |
195 665 |
199 191 |
215 576 |
191 631 |
203 604 |
100 % |
Продолжение Таблицы 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
каменный уголь |
9 929 |
8 332 |
9 044 |
9 696 |
9 370 |
4,6 % |
кокс |
4 095 |
4 386 |
4 738 |
4 082 |
4 410 |
2,2 % |
нефть и нефтепродукты |
18 084 |
19 817 |
23 114 |
18 907 |
21 011 |
10,3 % |
флюсы |
7 956 |
7 246 |
8 512 |
8 608 |
8 560 |
4,2 % |
руда железная и марганцевая |
3 539 |
2 470 |
2 439 |
3 341 |
2 890 |
1,4 % |
руда цветная и серное сырьё |
14 648 |
15 624 |
16 421 |
14 138 |
15 280 |
7,5 % |
чёрные металлы |
44 375 |
45 362 |
48 693 |
43 425 |
46 059 |
22,6 % |
Цветные металлы, изделия из них |
658 |
733 |
772 |
670 |
721 |
0,4 % |
химикаты и сода |
4 798 |
4 834 |
5 169 |
4 479 |
4 824 |
2,4 % |
строительные грузы |
53 020 |
57 471 |
59 503 |
52 595 |
56 049 |
27,5 % |
гранулированные шлаки |
3 388 |
3 220 |
3 340 |
3 355 |
3 348 |
1,6 % |
пром.сырьё |
3 157 |
3 204 |
3 306 |
2 527 |
2 917 |
1,4 % |
огнеупоры |
7 087 |
6 521 |
7 212 |
6 753 |
6 983 |
3,4 % |
цемент |
3 171 |
2 946 |
2 395 |
3 232 |
2 814 |
1,4 % |
лесные грузы |
466 |
374 |
398 |
410 |
404 |
0,2 % |
зерно |
7 292 |
6 429 |
8 707 |
5 382 |
7 045 |
3,5 % |
мука |
1 860 |
1 756 |
1 732 |
1 630 |
1 681 |
0,8 % |
грузы в контейнерах |
1 037 |
1 042 |
1 199 |
1 010 |
1 105 |
0,5 % |
прочие грузы |
7 110 |
7 424 |
8 882 |
7 391 |
8 137 |
4,0 % |
Из Таблицы 2.1 видно, что основную долю в погрузке на Южно–Уральской железной дороге составляют: строительные грузы – 27,5 %, черные металлы – 22,6 %, нефть и нефтепродукты – 10,3 %, а также руда цветная и серное сырье – 7,5 %. Доля остальных грузов не столь значительна (не более 5 %), тем не менее требующая подробного изучения и проведения мероприятий по увеличению погрузки по данным родам грузов. Не смотря на небольшой удельный вес большинства представленных грузов, Южно–Уральская железная дорога не только с запасом выполнила задание ОАО «РЖД» по основному показателю, но и продемонстрировала динамику выше сетевого уровня. Южноуральцы внесли свой вклад в строительство объектов универсиады, олимпиады, ремонт пути и строительство автодорог. В 2011 году объёмы погрузки Южно – Уральской железной дороги достигли цифры 86,4 млн тонн. Задание Правления ОАО «РЖД» было перевыполнено на 2,3 процента (+1,979 млн тонн.). Отмечу, что в целом по сети этот показатель составил 0,1 процента.
Магистраль также
Росту объёмов погрузки цемента способствовал ввод в эксплуатацию цементного завода ЗАО «Южно–Уральская горно – перерабатывающая компания» (ст. Новотроицк) мощностью 3,3 тыс. тонн в сутки. В результате доля предприятия достигла 24 % от общей цифры погрузки цемента на дороге.
Положительная динамика погрузки в 2011 году отмечается и по высокодоходным тоннажным грузам. Так, по чёрным металлам (их доля в структуре погрузки дороги составляет 22,4 %) объёмы выросли на 1,2 % (+263 тыс. тонн).
Активно развиваются известные металлургические предприятия, такие, как ОАО «ЧТПЗ» (рост погрузки 130 %) и ОАО «ММК» (105 %). Это связано с запуском новых производств. Так, трубопрокатчики после запуска «Высоты–239» увеличили производство толстолистовой трубы большого диаметра, сырьём для которой служила продукция магнитогорского стана «5000». В основном продукция уходит на Северную и Горьковскую магистрали, на строительство трубопровода «Бованенково – Ухта». Тенденция переориентации перевозок на внутрироссийский рынок к концу 2011 года проявилась очень отчётливо: на долю отгрузки по России приходится сегодня уже порядка 65 % . Это свидетельствует о положительной динамике экономического развития страны.
Более подробно необходимо остановиться и на «зерновом» вопросе. В прошлом году регионы, расположенные в зоне ответственности ЮУЖД, собрали рекордный урожай. Южно – Уральские сельхозпроизводители получили 16 750 тысяч тонн стратегически важной продукции (это в 2,6 раза больше, чем в 2010 году).
Характеризуя работу железнодорожного транспорта, необходимо отметить положительную динамику отгрузки зерна. С сентября по декабрь ЮУЖД перевезено 534,8 тыс. тонн зерновых грузов, или 152 % к уровню 2010 года. Наибольший объём был вывезен с территории Курганской (511 % к уровню прошлого года) и Оренбургской областей (255 % ). Чтобы обеспечить ритмичный вывоз зерна, дорогой был принят целый ряд мер. В регионах состоялись многочисленные рабочие совещания, были созданы оперативные штабы, координирующие действия всех заинтересованных сторон, участвующих в перевозочном процессе. В приоритетном порядке производилось продвижение порожних зерновозов к местам погрузки зерна.
За 2007 – 2011 годы в работе промышленности региона наметились существенные изменения в лучшую сторону. За этот период погрузка возросла на 4,7 % .
Рассмотрим динамику изменения объемов погрузки этих номенклатур на рис. 2.2.
В Рисунке 2.2. наглядно представлена динамика изменения погрузки с учетом номенклатуры грузов. Можно сделать вывод, что в период с 2007 по 2011 годы значительных изменений не наблюдается, что позволяет сделать вывод о стабильном, устойчивом положении ОАО «РЖД» как перевозчика грузов.
Рассмотрим структуру погрузки по основным родам грузов, (табл. 2.2)
Таблица 2.2 – Структура погрузки по основным родам грузов в процентом отношении
Род груза |
2010 тыс. т |
удельный вес, % |
2011 тыс. т |
удельный вес, % |
Всего погружено и налито |
191 631 |
100,00 |
203 604 |
100,00 |
нефть и нефтепродукты |
18907 |
9,87 |
21 011 |
10,32 |
руда цветная и серное сырьё |
14138 |
7,38 |
15 280 |
7,50 |
чёрные металлы |
43425 |
22,66 |
46 059 |
22,62 |
строительные грузы |
52595 |
27,45 |
56 049 |
27,53 |
прочие грузы |
62 566 |
32,65 |
65 205 |
32,03 |
Как видно из таблицы 2.2 доля основной номенклатуры грузов (нефть, руда цветная, черные металлы, строительные грузы) превышает сумму прочих погруженных грузов и составляет приблизительно 70 % от размера погрузки.
Рисунок 2.3 – Доля погрузки грузов за 2010 год
Из рисунка 2.3. видно, что в 2010 году основную массу погрузки составили строительные материалы – 27,45 % и прочие грузы – 32,65 %. Обеспечение высокой погрузки строительных материалов объясняется развитием строительной отрасли и появлением новых строительных компаний в районе Южно – Уральской железной дороги.
В 2011 году по сравнению с 2010 годом
наметился рост погрузки нефти и
нефтепродуктов, что связано с
увеличением объемов производст
Рисунок 2.4 – Доля погрузки грузов за 2011 год
По увеличению в 2012 г. производства цинка на Уральском горно – металлургическом заводе на 30 % , а также по выходу компании на рынок алюминиево – цинковых сплавов, можно ожидать соответствующего увеличения отгрузки цинкового концентрата в данной корреспонденции. Кроме того, не полное обеспечение цинковым сырьем Челябинского цинкового завода также создает предпосылки для увеличения объемов отгрузки. Что касаемо черной металлургии – предприятия, тяготеющих к ЮУЖД, производит сегодня около четверти чугуна и стали от российского объема производства. Производимая предприятиями черной металлургии продукция отличается хорошим качеством.
Крупнейший в мире комбинат – Магнитогорский Металлургический (на ОАО ММК приходится 50 % погрузки черных металлов по дороге.
2.5.2 Анализ погрузки по видам сообщений
В зависимости от участия в перевозке грузов транспортных организаций различают следующие виды сообщений:
– Прямое – в пределах двух и более дорог.
– Прямое смешанное – перевозка по одной накладной с участием двух и более видов транспорта (например, железнодорожно–водное).
– Прямое международное – перевозка по одной накладной с участием железных дорог двух и более государств.
– Непрямое смешанное – перевозка по разным накладным с участием двух и более видов транспорта.
– Непрямое международное – перевозка по разным накладным с участием железных дорог двух и более государств.