Обзор музеев железнодорожного транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 17:09, реферат

Краткое описание

История железнодорожных музеев России начинается с 1813 года, когда в Петербурге, при недавно открытом институте Корпуса инженеров путей сообщения, организовали музей, который в наши дни носит название "Центральный музей железнодорожного транспорта России". Сначала он был создан для учебных целей, однако с 1862 года по определенном дням недели стал открыт для широкой публики.Всего в России несколько сотен музеев и экспозиций железнодорожной тематики, в основном ведомственных, открытых при станциях, депо, просто локомотивов-памятников, разбросанных по всей стране. Однако наибольший интерес для поклонников железных дорог представляют натурные выставки - коллекции настоящего подвижного состава и связанных с дорогой технических устройств (семафоров, сигнализации и других).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3


1. Железнодорожные музеи Санкт-Петербурга…………………….…4

1.1 Центральный музей………………………………………......4

1.2 Варшавский вокзал…………………………………………...4

1.3 Депо Санкт-Петербург-пассажирский-Московский….........5

2. Железнодорожные музеи Москвы…………………………………..6

2.1 Музей Московской железной дороги…………………...….6

2.2 Рижский вокзал……………………………………..………..6

2.3 Щербинка...…………………………………………….…….7

2.4 Поклонная гора……….……...…………………………..…..7

3. Железнодорожные музеи Челябинска….……………...………...…8

3.1 Музей Южно-Уральской дороги……………...…………….8

3.2 Челябинский вокзал…………………...…………………......8

4. Железнодорожные музеи Екатеринбурга………………………….9

4.1 Музей Свердловской железной дороги……...……………..9

4.2 Электродепо…………………….……………………………9

5. Новосибирский музей железнодорожной технике………………..10

6. Музей железнодорожной техники Северо-Кавказкой

железной дороги………………………………………………….....11

7. Музей узкоколейных железных дорог в Талицах…………….…..12

8. Заключение………………………………………………….……….13

9. Список использованной литературы ………………………......….14

Файлы: 1 файл

реферат обзор музеев.doc

— 763.00 Кб (Скачать)

Федеральное агенство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный  университет путей  и сообщений 

Кафедра « Управление эксплуатационной работой» 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

Обзор музеев железнодорожного транспорта 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                  Выполнил: ст.гр. У-112

                                                                                              Е.Е.Сыроежко 

                                                                Проверил: к.т.н. преп.

                                                                                            О.В.Прохоренко 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………3 

1. Железнодорожные музеи Санкт-Петербурга…………………….…4

          1.1 Центральный музей………………………………………......4

          1.2 Варшавский вокзал…………………………………………...4

          1.3 Депо Санкт-Петербург-пассажирский-Московский….........5

2. Железнодорожные музеи Москвы…………………………………..6

      2.1 Музей Московской железной дороги…………………...….6

           2.2 Рижский вокзал……………………………………..………..6

           2.3 Щербинка...…………………………………………….…….7

           2.4 Поклонная гора……….……...…………………………..…..7

3. Железнодорожные музеи Челябинска….……………...………...…8

          3.1 Музей Южно-Уральской дороги……………...…………….8

     3.2 Челябинский вокзал…………………...…………………......8

4. Железнодорожные музеи Екатеринбурга………………………….9

     4.1 Музей Свердловской железной дороги……...……………..9

     4.2 Электродепо…………………….……………………………9

5. Новосибирский музей железнодорожной технике………………..10

6. Музей железнодорожной техники Северо-Кавказкой

    железной дороги………………………………………………….....11

7. Музей узкоколейных железных дорог в Талицах…………….…..12

8. Заключение………………………………………………….……….13

9. Список использованной литературы ………………………......….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение

 История железнодорожных музеев России начинается с 1813 года, когда в Петербурге, при недавно открытом институте Корпуса инженеров путей сообщения, организовали музей, который в наши дни носит название "Центральный музей железнодорожного транспорта России". Сначала он был создан для учебных целей, однако с 1862 года по определенном дням недели стал открыт для широкой публики.Всего в России несколько сотен музеев и экспозиций железнодорожной тематики, в основном ведомственных, открытых при станциях, депо, просто локомотивов-памятников, разбросанных по всей стране. Однако наибольший интерес для поклонников железных дорог представляют натурные выставки - коллекции настоящего подвижного состава и связанных с дорогой технических устройств (семафоров, сигнализации и других). В СССР настоящая историческая техника была представлена в основном в виде отдельных локомотивов-памятников. Достаточно вспомнить паровоз, на котором ехал Ленин. В то же время не было цели массового сохранения исторического подвижного состава. Известен любопытный факт: один из паровозов, представленных ныне в музее на Варшавском вокзале Петербурга, энтузиасты советского времени смогли сохранить лишь благодаря сознательному искажению истории - якобы именно этот локомотив вел поезд с правительством Советской России, переезжающим из Петрограда в Москву. А первый натурный музей собирались создать еще в 1925 году, для чего собрали полную коллекцию паровозов и вагонов с 1860-х годов постройки. Но музей так и не открылся, а будущие экспонаты ушли на переплавку. В пост-советское время на территории бывшего СССР, и в России в частности, стали создаваться открытые площадки, демонстрирующие исторический подвижной состав, который удалось найти и частично восстановить. По примеру зарубежья иногда проходят туристические и праздничные поездки на отреставрированной технике. В Книгу рекордов Гиннесса занесена ретропоездка целиком на паровой тяге по маршруту Москва - Владивосток. Большинство музеев существуют под эгидой государства, однако есть пример и частного железнодорожного музея с действующими экспонатами, организованного группой энтузиастов - музей узкоколейных железных дорог в поселке Талицы, рядом с Переславлем-Залесским. 
 
 
 
 
 
 
 

1.Железнодорожные музеи Санкт-Петербурга

 В разделе  о Петербурге я попробую рассказать пока о трех муезях железнодорожной тематики: Центральном музее на Садовой, самом старом в России, выставке натурной техники на Варшавском вокзале и о небольшой экспозиции в депо Санкт-Петербург-пассажирский-Московский, обслуживающем локомотивы, водящие пассажирские поезда с Московского вокзала Северной столицы.Несколько слов об уникальной питерской коллекции железнодорожного ретро... Еще в 1970-х годах Центральный музей железнодорожного транспорта начал работу по сбору сохранившейся исторической техники по все сети дорог Советского Союза. Все найденное поступало на базу запаса Зеленогорск под Лениннградом, затем коллекция перекочевала на охроняемую площадку на станции Лебяжье, но только лишь в 1987 году открылся музей в Шушарах, ставший предком нынешнего великолепного собрания раритетов на Варшавском вокзале Петербурга.

1.1 Центральный музей 

Основанный в 1813 году при институте Корпуса инженеров путей сообщения, музей стал первой в России постоянной выставкой железнодорожной тематики. С 1862 года его открыли для широкой публики, а в 1902 году он переехал в специально построенное здание, где находится и сейчас (Садовая улица, дом 50). В наши дни это здание - большая проблема музея - на экспозиции удается разместить лишь 3% фондовых материалов. И все же посмотреть есть на что: замечательные макеты железнодорожной техники (движущиеся, подробно детализированные), уникальные исторические документы, подлинные предметы техники, экспозиции по строительству дорог, их эксплуатации, подвижному составу - и все в небольшом особнячке в центре Петербурга. Музей имеет филиалы в разных городах, организует временные выставки в России и за ее пределами, сотрудничает с образовательными учреждениями. В настоящее время здесь начата работа по созданию "банка данных по памятникам железнодорожной науки и техники", сохранившемся на сети железных дорог МПС России. 

1.2 Варшавский вокзал 

Находящийся ныне на платформах бывшего вокзала музей железнодорожной техники имени Чубарова является филиалом Центрального музея Октябрьской железной дороги, объединяющего несколько десятков ведомственных музеев Северо-запада. Первым пристанищем выставки была железнодорожная платформа "16 км" на пути к Царскому Селу, позже переименованная в платформу "Паровозный музей" (станция Шушары). В 2001 году расширившаяся экспозиция переехала на "ушедший в отставку" Варшавский вокзал, а на старом месте остался музейный запасник под открытым небом, который, к сожалению, можно увидеть только издали - внутрь вход запрещен. Название остановки "Паровозный музей" часто смущает людей, выходящих из электрички с намерением посмотреть экспонаты, а сталкивающиеся с закрытыми воротами и охраной, сочувствено поясняющей, что музей давно переехал. 
Среди экспонатов музея на Варшавском вокзале невозможно выделить несколько "жемчужин коллекции" - почти все они уникальны. Судите сами: первый в России и один из первых в мире тепловозов; электровозы от первых в СССР "Советских Сурамских" до эксплуатирующихся и в наши дни чешских ЧС200 и советских ВЛ60; современный ракетный комплекс на базе железнодорожных вагонов; опытные и серийные "электрички" и многое-многое другое. А совсем недавно в музее появился знаменитый отечественный скоростной электропоезд ЭР200, вплоть до февраля 2009 года совершавший регулярные рейсы между Москвой и Петербургом.
 

1.3 Депо Санкт-Петербург-пассажирский-Московский 

В депо Санкт-Петербург-пассажирский-Московский организован собственный музей, попасть куда можно только по предварительной заявке. А рядом с ним стоят два локомотива-памятника - пассажирские паровоз и тепловоз. Найти музей, не зная о его местонахождении, практически нереально. Находится он непосредственно на территории депо, на расстоянии километра прямо вдоль путей от Московского вокзала. Вход на территорию свободный, экспонаты, во всяком случае снаружи, выглядят очень ухоженными. 
 

Рисунок 1- Варшавский вокзал  

2.Железнодорожные музеи Москвы

 По сравнению  с другими городами Москва выделяется в первую очередь ведущим научным  предприятием железнодорожной отрасли - ВНИИЖТ, который занимается разработкой и испытанием новых образцов железнодорожной техники. Для этого в подмосковной Щербинке построено экспериментальное кольцо, на котором можно увидеть много интересного. Там организована постоянная экспозиция исторической техники, а также раз в году проводится Международный железнодорожный салон «ЭКСПО 1520», единственный посвященный дорогам с шириной колеи 1520 мм (в основном страны бывшего СССР).Недавно в Москве открылся и музей подвижного состава - на Рижском вокзале собрано множество уникальных образцов локомотивов, вагонов и обслуживающей дорогу техники. Регулярно отправляется экскурсионный поезд, ведомый настоящим паровозом.

2.1 Музей Московской железной дороги 

Музей Московской железной дороги, открытый в 2001 году, находится в Царской башне Казанского вокзала, которая по проекту должна была стать личным входом царя на перрон. Здесь представлена вся история дороги от первого участка Москва – Петушки, открытого в 1861 году, и до наших дней. Отдельный раздел посвящен жизни дороги в тяжелые дни битвы за Москву во Время Великой Отечественной войны, когда световые приборы пришлось заменять на уникальную систему звуковой сигнализации. 

2.2 Рижский вокзал 

Большая экспозиция на Рижском вокзале официально является филиалом музея Московской дороги, но занимает уже не маленькое помещение, а полтора гектара на месте бывших тупиков для отстоя багажных вагонов. Общая длина музейных путей - 1600 метров. На четырех путях стоят около полусотни раритетов: локомотивы, вагоны. 
Открылся музей в 2004 году и стал первым во всей Центральной России. Среди интереснейших экспонатов паровоз "Овечка" возрастом больше века, "Король пустыни" тепловоз ТЭ2, вагон-салон высокопоставленных чиновников и "теплушка" времен Первой Мировой. Ко Дню Победы и Дню железнодорожника приурочены особые мероприятия, проходящие на территории музея. Регулярно совершаются экскурсионные ретро-поездки под паровой тягой
 
 
 
 
 
 

2.3 Щербинка 

Рассказ об испытательном кольце ВНИИЖТ в подмосковной Щербинке будет не только перечнем исторических экспонатов, но и описанием некоторых новейших локомотивов, представленных на выставках ЭКСПО 1520. Если Вы хотите увидеть ближайшее будущее отечественных стальных магистралей, приезжайте осенью в Щербинку. Современная техника, ретро-поездки, праздник "День открытых дорог" - лишь несколько пунктов программы выставки ЭКСПО 1520 2009 года.Экспериментальное кольцо протяженностью 6 км в Щербинке появилось в 1932 году и первым объектом испытаний стал паровоз ЭМО. А уже в 1933 году там испытали первый советский тепловоз инженера Гаккеля. В 1935-м кольцо электрифицировали и стали проводить испытания первых электровозов - "Советского Сурамского" и ВЛ-19.Сам Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта был создан еще в 1918 году и с тех пор является головным научным комплексом отрасли, занимающимся не только созданием и испытанием новой техники, но решающим и такие задачи как совершенствование системы управления перевозочным процессом, развитие экономических методов руководства на железных дорогах. 

2.4 Поклонная гора 

Выставка военной техники и вооружения под открытым небом на Поклонной горе имеет и железнодорожную экспозицию, представляющую технику периода Великой Отечественной: паровоз, санитарный вагон (можно зайти внутрь), немецкий разрушитель железнодорожного полотна и другие напоминания о великом испытании, выпавшем на долю железнодорожников и всей страны.

           

                  Рисунок 2- Московский музей 

3.Железнодорожные музеи Челябинска 

Челябинск - не только столица Южного Урала, но и его железнодорожный центр. Здесь размещен головной офис Южно-Уральской дороги (ЮУЖД), построен современный вокзальный комплекс, в дополнение к существующему со времен СССР музею открыта замечательная выставка исторического подвижного состава. 

3.1 Музей Южно-Уральской дороги 

За несколько десятков лет, с момента открытия в 1973 году, музей на челябинской улице Цвиллинга стал настоящей копилкой железнодорожной истории Южного Урала. Здесь есть древние фонари, коллекция билетов, станционных колоколов, редких старинных фотографий; множество моделей локомотивов от паровых до современных, созданных челябинским энтузиастом Валерием Поповым. Существуют даже красочные диорамы, отражающие главные вехи развития Южно-Уральской железной дороги, ведущей свою историю от 60-80-х годов 19 века (хотя название Южно-Уральской дороги стальные магистрали этих мест получили лишь в 1934 году). Сейчас общая длина ЮУЖД составляет почти пять тысяч километров из которых более половины приходится на электрифицированные линии. Самое крупное отделение дороги - Челябинское. 

Информация о работе Обзор музеев железнодорожного транспорта