География железнодорожного транспорта России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:42, контрольная работа

Краткое описание

Транспортный комплекс представляет собой особую сферу материального производства и выступает как самостоятельная отрасль народного хозяйства страны. Транспорт призван удовлетворять потребности хозяйственного комплекса и населения в перевозках. Осуществляя эти перевозки, транспорт связывает в единое целое различные отрасли хозяйства и различные районы страны.
Особенно его роль возрастает в странах с большой протяженностью территории, в частности, в России. К тому же в нашей стране имеет место неравномерное размещение природных богатств и существенное различие в специализации районов и уровне их экономического развития. Обеспечивая экономические связи, он способствует успешному функционированию других отраслей хозяйственного комплекса страны.

Оглавление

Введение.
Значение железнодорожного транспорта в экономике России.
Преимущества перед другими видами транспорта.
Показатели грузооборота и пассажирооборота на железнодорожном транспорте.
Удельный вес железнодорожного транспорта в пассажиро и грузоперевозках.
Характеристика размещения железнодорожного транспорта, основных железнодорожных магистралей.
Протяженность и густота железнодорожных путей.
Важнейшие проблемы развития и размещения железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Список, использованной литературы.


Заключение.

Файлы: 1 файл

Контрольная по геграфии.docx

— 76.26 Кб (Скачать)
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ»

на тему: «География железнодорожного транспорта России»

Вариант № 7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План:

  1. Введение.
  2. Значение железнодорожного транспорта в экономике России.

            Преимущества перед другими видами  транспорта. 

  1. Показатели  грузооборота и пассажирооборота на железнодорожном транспорте.

            Удельный вес железнодорожного  транспорта в пассажиро и грузоперевозках. 

  1. Характеристика  размещения железнодорожного транспорта, основных железнодорожных магистралей.

    Протяженность и густота железнодорожных путей. 

  1.  Важнейшие  проблемы развития и размещения  железнодорожного транспорта Российской  Федерации.
 
  1. Список, использованной литературы.
 
 
  1. Заключение.
 
  1. Карта.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение.
 

          Транспортный комплекс представляет собой особую сферу материального производства и выступает как самостоятельная отрасль народного хозяйства страны. Транспорт призван удовлетворять потребности хозяйственного комплекса и населения в перевозках. Осуществляя эти перевозки, транспорт связывает в единое целое различные отрасли хозяйства и различные районы страны.

         Особенно его роль возрастает в странах с большой протяженностью территории, в частности, в России. К тому же в нашей стране имеет место неравномерное размещение природных богатств и существенное различие в специализации районов и уровне их экономического развития. Обеспечивая экономические связи, он способствует успешному функционированию других отраслей хозяйственного комплекса страны.

          Необходимо отметить, что транспорт не создает новую продукцию, а лишь перемещает уже созданную другими отраслями хозяйства (т. е. оказывает услугу), увеличивая тем самым ее стоимость на величину транспортных расходов.

          Осуществляя производственные связи между отраслями хозяйственного комплекса и районами страны, транспорт выступает как важный фактор развития специализации и комплексности экономических районов. Рациональное территориальное разделение труда, углубление специализации предприятий и районов, усиление экономических связей между ними невозможны без развитой транспортной сети, а комплексное развитие районов – без внутрирайонной транспортной системы. Следовательно, транспорт выступает как одна из важных основ территориального разделения труда, территориальной структуры хозяйственного комплекса страны и ее экономических районов, а также размещения производства и освоения новых территорий и природных богатств. Транспорт играет важную роль и в развитии внешнеэкономических связей со странами ближнего  и дальнего зарубежья.

         Транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, трубопроводным, морским, внутренним водным и воздушным.

          Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной способности грузов и пассажиров. 

2. Значение железнодорожного транспорта в экономике России.

          Железные дороги в настоящее время – основное звено в транспортной системе народного хозяйства. Их удельный вес в общих грузовых перевозках постоянно увеличиваются. По сравнению с другими отраслями народного хозяйства железнодорожный транспорт имеет существенные особенности. Его эффективность обусловлена общей технологией. Это позволяет координировать усилия множества участников перевозочного процесса, руководить эксплуатационной деятельностью на все железнодорожной сети.

          Сегодня железные дороги – один из самых надежных и доступных видов транспорта. Надежная работа отрасли – необходимое условие сохранения единого экономического пространства и целостности государства, расширения международных экономических связей.

          Железнодорожный транспорт в России выполняет важную функцию в развитии её товарного рынка и обеспечении населения возможностью передвигаться. Железные дороги являются главным звеном в транспортной системе России. Чем объясняется та особая роль, которая всегда отводилась у нас в стране железным дорогам? В первую очередь, подобная популярность связана с географическими и климатическими особенностями российской территории. Огромная протяжённость нашей территории, невозможность воспользоваться водным транспортом в направлении Восток-Запад, жёсткие погодные условия в зимний период - все эти факторы делают железнодорожные перевозки оптимальным средством перемещения грузов и пассажиров. Поэтому на долю железных дорог среди всех видов транспорта приходится около половины грузовых и пассажирских перевозок. 

           Сложно переоценить значение железнодорожного транспорта для экономики России. Железнодорожный транспорт является важным связующим звеном, соединяющим производителей различных товаров с их потребителями, без чего рыночные отношения не могли бы существовать. Кроме того, единая железнодорожная сеть позволяет поддерживать экономические и коммерческие взаимоотношения с другими странами. Помимо своей первичной функции, железные дороги играют не последнюю роль и в других отраслях экономики. Например, они обеспечивают возможность освоения новых районов с их природными богатствами. Также железнодорожный транспорт имеет значение для оборонной отрасли. А так как собственники вагонов платят налоги, то железнодорожный транспорт приносит местным бюджетам регионов дополнительные поступления.

          Осуществляя производственные связи между отраслями хозяйственного комплекса и районами страны, транспорт выступает как важный фактор развития специализации и комплексности экономических районов. Рациональное территориальное разделение труда, углубление специализации предприятий и районов, усиление экономических связей между ними невозможны без развитой транспортной сети, а комплексное развитие районов – без внутрирайонной транспортной системы. Следовательно, транспорт выступает как одна из важных основ территориального разделения труда, территориальной структуры хозяйственного комплекса страны и ее экономических районов, а также размещения производства и освоения новых территорий и природных богатств. Транспорт играет важную роль и в развитии внешнеэкономических связей со странами ближнего  и дальнего зарубежья. 
 

Преимущества  перед другими  видами транспорта. 

         Преимущества железнодорожного транспорта заключаются в следующем:

  • возможность сооружения на любой сухопутной территории, с помощью мостов, тоннелей и паромов – осуществления железнодорожной связи и с разделенными, в том числе островными, территориями (как, например, между материком и островом Сахалин);
  • массовость перевозок и высокая провозная способность железных дорог;
  • универсальность использования для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью;
  • регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погоды;
  • возможность создания прямой связи между крупными предприятиями по подъездным путям и обеспечение доставки грузов по схеме «от двери до двери» без дорогостоящих перевалок;
  • по сравнению с водным транспортом, как правило, более короткий путь перевозки грузов;
  • сравнительно невысокая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта, кроме трубопроводного.
 
 
 

 

3. Показатели грузооборота и пассажирооборота на железнодорожном транспорте.

          Транспортная система России включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный, воздушный транспорт. В условиях России для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния, а также пассажиров в пригородном (местном) и дальнем (междугородном) сообщениях наиболее эффективен железнодорожный транспорт. Он обеспечивает 1/3 грузооборота и 2/5 пассажирооборота страны. По грузообороту среди видов транспорта он уступает только трубопроводному, но значительно превосходит морской, автомобильный, речной и воздушный.  

            

          По пассажирообороту вместе с ним выделяются только два вида транспорта - автомобильный (около 20%) и воздушный (22%). Доля других видов транспорта — речного и морского - в перевозках пассажиров ничтожно мала и составляет соответственно десятые и сотые доли процента.

Удельный  вес железнодорожного транспорта в пассажиро и грузоперевозках. 

Удельный  грузооборот. 

          В составе единой транспортной системы (ЕТС) каждый вид транспорта имеет свои рациональные сферы применения. При их установлении учитывают, прежде всего, эксплуатационные расходы, необходимые размеры капитальных вложений, удельный расход топлива и энергии, мощность грузовых и пассажирских потоков, дальность перевозки, род грузов. Например, железнодорожный транспорт осуществляет перевозку массовых грузовых потоков, морской — межконтинентальные перевозки на большие расстояния. Значение того или иного вида транспорта в единой транспортной системе РФ определяется, прежде всего, долей в общем грузообороте и пассажирообороте.

            Грузооборот - экономический показатель работы транспорта, равный произведению веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах. 

Удельный  вес различных  видов транспорта в общем грузообороте Российской Федерации за 1995-1997 годы, % 

Вид транспорта Удельный  вес грузооборота
1995 г 1996 г 1997 г
Трубопроводный

Железнодорожный

Морской

Внутренний водный

Автомобильный

Авиационный

45,6

41,9

8,6

2,9

0,9

0,1

54,3

33,5

8,7

2,4

0,9

0,1

54

34,5

8

2,5

0,9

0,1

 

        Данные таблицы  показывают, что в 1997 году  по сравнению с 1995 годом в общем грузообороте РФ увеличился удельный вес трубопроводного транспорта на 8,4%. Примерно настолько же уменьшился удельный вес железнодорожного транспорта (на 7,4%) и немного уменьшился вклад морского и внутреннего водного транспорта. Удельный вес автомобильного и авиационного транспорта в период с 1995 года по 1997 год оставался неизменным.

          В период с 1990 по 1995 годы доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте снизилась, но он сохраняет свое ведущее значение в единой транспортной системе, что обусловлено в первую очередь соответствием главных магистралей основным транспортно-экономическим связям, а также его технико-экономическими преимуществами в условиях РФ над другими видами наземного транспорта. 

 Удельный пассажирооборот. 

           Пассажирооборот - экономический  показатель работы транспорта, равный  произведению числа перевезенных  за определенное время пассажиров  на расстояние перевозки.

          Удельный вес железнодорожного и автомобильного транспорта в пассажирообороте приблизительно одинаковый.

          Удельный вес автотранспорта особенно велик в городах. Усиление его роли закономерно, так как большая часть пассажирских перевозок приходится на маршруты между населенными пунктами, не имеющими прямой железнодорожной связи. В направлениях, параллельных железнодорожным линиям, автобусами перевозится только 1/4 всех пассажиров. На воздушный транспорт в общих пассажирских перевозках приходится менее 1%, но исключительно большая их дальность выдвинула его на третье место среди всех видов транспорта по объему пассажирооборота. За последние годы численность поездок по железным дорогам на расстояния свыше 1000 км уменьшается, а на воздушном транспорте они растут. 

Удельный  вес различных  видов транспорта в общем пассажирообороте Российской Федерации  за 1995-1997 гг., % 

Вид транспорта Удельный  вес пассажирооборота
1995 г. 1996 г. 1997 г.
 
Железнодорожный

Автомобильный

Внутренний водный

Морской

Авиационный

 
37,2

31,7

17,3

13,6

0,3

 
41,2

30,6

12,6

15,3

0,2

 
34,7

34,1

18

12,9

0,2

Информация о работе География железнодорожного транспорта России