География отраслей транспортного комплекса России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:50, контрольная работа

Краткое описание

Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.
Целью данной работы является изучение на основе современных источников научной и учебной литературы, статистики особенностей размещения и развития транспортного комплекса РФ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Структура и значение транспорта……………………………………...4
Глава 2. Грузо- и пассажироперевозки различных видов транспорта………....9
Глава 3. Структура грузо- и пассажирооборота всех видов транспорта……...13
Глава 4. Народно-хозяйственное значение железнодорожного транспорта.....15
Глава 5. Место и уровень развития железнодорожного транспорта России по сравнению с другими странами………………………………………………….16
Глава 6. Формирование железнодорожной сети России…………………….....17
Глава 7. Современная железнодорожная сеть России……………………….....19
Глава 8. Международные транспортные коридоры на территории России......21
Заключение ……………………………………………………………………....25
Список используемой литературы …...…………

Файлы: 1 файл

География отраслей транспортного комплекса России.doc

— 466.00 Кб (Скачать)


Содержание

стр.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Структура и значение транспорта……………………………………...4

Глава 2. Грузо- и пассажироперевозки различных видов транспорта………....9

Глава 3. Структура грузо- и пассажирооборота всех видов транспорта……...13

Глава 4. Народно-хозяйственное значение железнодорожного транспорта.....15

Глава 5. Место и уровень развития железнодорожного транспорта России по сравнению с другими странами………………………………………………….16

Глава 6. Формирование железнодорожной  сети России…………………….....17

Глава 7. Современная железнодорожная  сеть России……………………….....19

Глава 8. Международные транспортные коридоры на территории России......21

Заключение  ……………………………………………………………………....25

Список используемой литературы  …...…………………………………….......26

Приложение А………………………………………………………………….....27

Приложение Б…………………………………………………………………......30

Приложение В……………………………………………………………….........31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важной составной частью экономики России является транспорт, так как он является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние  на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия.

Специфичность  транспортной  сферы экономики заключается  в том, что сам  транспорт не производит продукцию, а только участвует  в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции. Транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов.

Транспорт создает условия  для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Целью данной работы является изучение на основе современных источников научной и учебной литературы, статистики особенностей размещения и развития транспортного комплекса РФ.

Глава 1. Структура  и значение транспорта

Большую роль в экономике играет инфраструктурный комплекс, важной частью которого является коммуникационная система. Коммуникационная система России включает транспорт и связь, основная задача которых – перемещение в пространстве информации, энергии, людей и других разнообразных веществ.

Транспорт образно называют кровеносной системой экономики, основными задачами которого являются:

  1. обеспечение устойчивых связей между отдельными отраслями и районами страны;
  2. своевременное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках;
  3. повышение экономической эффективности.

С помощью какого-либо одного вида транспорта решить эти задачи невозможно. Поэтому в России все виды транспорта взаимодействуют, дополняют друг друга, образуя транспортный комплекс (единую транспортную систему).

Рис.1   Структурная схема транспортной системы [2]

Экономическая роль транспорта состоит прежде всего в том, что  он является органическим звеном любого производства и материальной базой  для глубокого разделения труда, специализации и кооперирования предприятий, а также для доставки всех, видов сырья, топлива и продукции из пунктов производства в пункты потребления. Без транспорта немыслимо освоение новых районов и природных богатств. Представляя собой часть производительных сил, он служит непременным условием рационального размещения производства и высокой производительности общественного труда. Он оказывает огромное влияние при формировании территориально-производственных комплексов, особенно в Сибири, на Севере, на Дальнем Востоке. Транспорт — важный фактор в экономической интеграции между странами, а также в международной торговле. [2]

С другой стороны, транспорт  сам по себе представляет крупнейшую отрасль народного хозяйства. Основные фонды транспорта, находящиеся в  ведении транспортных министерств, составляют около 13% от общих фондов государства, а доля основных производственных фондов превышает 20%. Если же к этому прибавить основные фонды ведомственного транспорта, то удельный вес всего транспортного хозяйства в общих фондах страны будет значительно выше.

Кроме того, ряд отраслей промышленности частично или почти полностью работает для транспорта. К первой подгруппе (частично занятых) отраслей относятся топливная промышленность, энергетика, металлургия, лесная промышленность, цементная и многие другие. Во вторую подгруппу отраслей, практически целиком работающих для транспорта, входят локомотиво- и вагоностроительная промышленность, в значительной степени автомобильная, судостроительная, самолетостроительная и некоторые другие. Здесь уместно также подчеркнуть, что транспорт потребляет значительную долю полезных ископаемых и вырабатываемой в стране продукции. [2]

Только на транспорте общего пользования  в процессе перемещения постоянно  находится (одновременно) примерно 50 млн. т различных грузов, а общие  транспортные издержки в стране с учетом расходов на грузовые и складские работы составляют по различным экспертным оценкам не менее 100-120 млрд. руб. в год. Нетрудно понять, как эти затраты отражаются на себестоимости в цене товаров. Транспортные составляющие в стоимости производимой продукции составляют около 13%, а в таких отраслях как черная металлургия, лесная, нефтеперерабатывающая, химическая, угольная эта величина достигает 50%, а транспортные расходы по доставке ряда товаров в удаленные районы многократно превышают их цену в пунктах производства). [8]

Комплексное развитие регионов невозможно без развитой системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние  на размещение производства. Не принимая его во внимание нельзя достичь рационального  размещения производительных сил. При размещении производства нужно учитывать потребность в перевозках, массе исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияний этих составляющих рассматриваются варианты размещения предприятий.

Осуществляя производственные связи  между отраслями хозяйственного комплекса и районами страны, транспорт  выступает как важный фактор развития специализации и комплексности  экономических районов страны.

Рациональное территориальное  разделение труда, углубление специализации  предприятий и районов невозможны без развитой транспортной сети, а  комплексное развитие районов –  без внутрирайонной транспортной системы. Следовательно, транспорт выступает  как одна из важнейших основ территориального разделения труда, территориальной структуры хозяйственного комплекса страны и ее экономических районов, также размещения производства и освоения новых территорий и природных богатств. Транспорт играет важную роль и в развитии внешнеэкономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. [2]

Роль транспорта заметно возрастает в период становления рыночной экономики, так как он обеспечивает перемещение  товаров в и услуг из одних  районов в другие, а также способствует формированию межрайонного и общефедерального рынка. Особенно это касается России в период формирования рынка и становления на западный рыночный путь. Здесь транспорт выступает как важнейшая часть рыночной инфраструктуры.

Транспортной сети России должно придавать больше значения, так как процесс производства завершается именно тогда, когда товар уже доставлен к потребителю, а в условиях нашей страны с ее географическим пространством и огромными расстояниями между центрами расселения, регионами, различными участниками хозяйственной деятельности, данное обстоятельство приобретает особую значимость.

Транспортный комплекс России представлен всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским, внутренним водным, воздушным  и трубопроводным. Каждый вид транспорта выполняет определенные функции в рамках транспортной системы страны, исходя из технико-экономических, географических, исторических особенностей развития провозной системы грузов и пассажиров. [2]

В районах, где разрабатываются  такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту. Так, например, в Западно-Сибирском районе преобладает железнодорожный транспорт, и высок удельный вес трубопроводного транспорта, в Центральном районе подавляющая часть перевозок осуществляется по железной дороге.

Районы добывающей промышленности имеют активный транспортный баланс, т.е. вывоз превышает ввоз, так как масса сырья и топлива больше массы готовой продукции, а районы обрабатывающей промышленности соответственно — пассивный, т.е. ввоз превышает вывоз. [2]

В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный виды транспорта, а в перевозке  пассажиров – железнодорожный.

 Распределение перевозок между видами транспорта отражает место и роль каждого из них в экономике страны. Основными количественными показателями, характеризующими это распределение, являются объем перевозок грузов (в тоннах) и грузооборот (в тонно-километрах), выполняемые тем или иным видом транспорта. Наиболее обобщающим из этих двух натуральных показателей является грузооборот, учитывающий не только объем перевезенных грузов, но и дальность их перевозок. (см. приложение А, таблица 1).

 Также показателями работы транспорта являются пассажирооборот и объем пассажироперевозок. Пассажирооборот — показатель отражения объема перевоза пассажиров в пассажиро-километрах и исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Грузо- и пассажироперевозки различных видов транспорта

Анализируя данные таблицы №1 (приложение А), очевидным является то, что рассматриваемый интервал времени с 1992 года по 2006 год можно разделить на два периода: первый – до 2000 года, второй после 2000 года. В первом периоде (с 1992 по 2000 год) наблюдается заметное снижение объемов перевозок грузов  на 2289,6 млн. тонн, что составляет примерно 47 %, т. е. почти в два раза. Это связано, прежде всего, с кризисной ситуацией в стране, т.е. с падением экономики. Во втором периоде времени (с 2000 по 2006 год) наблюдается абсолютно иная ситуация, происходит рост объемов перевозок грузов с 2559,8 млн. тонн в 2000 году до 3220, 9 млн. тонн в 2006 году, т.е. на 661,1 млн. тонн, что составляет примерно 21%. Это связано с постепенным ростом  экономики. Но на сегодняшний момент времени Россия не достигла того объема перевозок грузов, который был в 1992 году.

Исследуя данные таблицы №1 (приложение А) по отдельным  видам транспорта, можно сделать вывод о том, что во всех видах транспорта наблюдается снижение объема  перевозок грузов в рассматриваемом периоде времени с 1992 по 2006 год. Например, объем перевозок грузов железнодорожным транспортом сократился на 20%, автомобильным – на 62%, морской – на 82%, внутренний водный – на 65%, воздушный 64%. Исключением является лишь трубопроводный транспорт, объем перевозок которого вырос с 947 млн. тонн в 1992 году до 1070 млн. тонн в 2006 году, т.е. на 123 млн. тонн или на 11,5%.  Трубопроводный транспорт получил такое широкое распространение, поскольку он является наиболее удобным и экономически выгодным для транспортировки нефти и газа, а, как известно, объемы добычи этого сырья в последние десятилетия постоянно  возрастают.

Как мы уже заметили, объем  перевозок грузов в России на сегодняшний  день не достиг уровня начала 90-х годов, но  в связи с высокими темпами  роста экономики  этот показатель постепенно возрастает.

По данным на 2006 год, в  структуре грузоперевозок России на первом месте стоит железнодорожный транспорт, на долю которого приходится около 41% грузоперевозок. На втором месте стоит трубопроводный транспорт, на долю которого приходится около 33%. Далее идет автомобильный ― 22%, затем внутренний водный ― 3,4%, потом морской ― 0,5%, и на последнем месте стоит воздушный ― около 0,03%.

Анализируя данные таблицы №2 (приложение А),  можно сделать следующий вывод, относительно общего уровня объема перевозок пассажиров: в рассматриваемом периоде времени с 1992 по 2006 год наблюдается значительное снижение общего объема перевозок пассажиров с 47885 млн. человек в 1992 году до 21171 млн. человек в 2006 году, т.е. на 26714 млн. человек, что составляет примерно 56%, т.е. в 2,3 раза. Такое существенное снижение связано прежде всего с тем, что все большее количество людей в последнее время может позволить себе приобрести собственный автомобильный транспорт и следовательно отказаться от транспорта общего пользования.

Если рассматривать  объемы перевозок пассажиров по отдельным видам транспорта, то можно заметить, что везде происходит сокращение этих показателей. Так, например, объем перевозок пассажиров железнодорожным транспортом, за обозначенный ранее период времени, в общем, сократился почти в 2 раза, автобусным транспортом почти в 3 раза, таксомоторным в 38 раз, трамвайным в 2,5 раза, троллейбусным в 2,5 раза, морским в 45 раз, внутренним водным в 3 раза, а воздушным в 1,5 раза. Самое высокое сокращение объемов перевозок пассажиров наблюдается в морском транспорте, на втором месте таксомоторный транспорт и т.д. В период времени до 2000 года такое резкое сокращение данных показателей было следствием кризисной ситуации в стране. В дальнейшем это  сокращение объясняется тем, что огромное количество людей, в связи с бурным ростом экономики и вытекающими отсюда последствиями (например,  повышение уровня заработной платы и т.д.) отказываются от транспорта общего пользования, предпочитая ему  личный автотранспорт.

Информация о работе География отраслей транспортного комплекса России