Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:50, контрольная работа
Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.
Целью данной работы является изучение на основе современных источников научной и учебной литературы, статистики особенностей размещения и развития транспортного комплекса РФ.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Структура и значение транспорта……………………………………...4
Глава 2. Грузо- и пассажироперевозки различных видов транспорта………....9
Глава 3. Структура грузо- и пассажирооборота всех видов транспорта……...13
Глава 4. Народно-хозяйственное значение железнодорожного транспорта.....15
Глава 5. Место и уровень развития железнодорожного транспорта России по сравнению с другими странами………………………………………………….16
Глава 6. Формирование железнодорожной сети России…………………….....17
Глава 7. Современная железнодорожная сеть России……………………….....19
Глава 8. Международные транспортные коридоры на территории России......21
Заключение ……………………………………………………………………....25
Список используемой литературы …...…………
Важнейшими железнодорожными узлами являются Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самара, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Челябинск, Омск, Новосибирск, Новокузнецк, Красноярск, Иркутск, Хабаровск и Владивосток. Железнодорожный узел ― пункт на пересечении нескольких железнодорожных линий, представляющий собой сложный комплекс разнообразных технических сооружений и устройств.
В последние годы из-за тяжелого социально-экономического кризиса и отсутствия инвестиций железнодорожное строительство в России практически не ведется. В стадии реализации находятся только два достаточно крупных проекта: на севере продолжается строительство Арктической магистрали: Лабытнанги—Бованенковская для обеспечения освоения газовых месторождений Ямала, а на востоке — Амуро-Якутской магистрали: Беркатит — Томмот — Якутск для обеспечения горнодобыва-ющих центров Якутии. [7]
По Транссибирской магистрали перевозятся основные грузопотоки угля из Кузнецкого бассейна на Урал, в центральные районы, в Поволжье, также грузопотоки нефтяных грузов из Западной Сибири и Урала, лесные грузы из Сибири руды металлов с Урала. Хлебные грузы, в основном, перевозятся по магистралям меридиального направления из лесостепной и степной зон в европейскую часть страны. Также по магистралям меридиального направления перевозятся руды черных металлов, нефтепродукты и лесные грузы.
Глава 8. Международные транспортные коридоры на территории России
Развитие рыночных отношений в России дало возможность расширять международные связи. Географическое положение России позволяет ей не только сотрудничать со странами Европы и Азии, но и быть для них транзитной страной.
Транспортный коридор — совокупность магистральных транспортных коммуникаций с соответствующим обустройством различных видов транспорта, согласованно функционирующих в определенном направлении и отвечающих стандартам международного уровня. [2]
Для России особое место занимают коридоры:
1. Балтика (Санкт-Петербург) — Центр (Москва) — Черное море (Ростов-на-Дону, Новороссийск);
2. Москва — Астрахань;
З. Запад (Берлин — Варшава — Минск) — Центр (Москва) — Нижний Новгород — Урал (Екатеринбург) — Сибирь (Иркутск) — Дальний Восток (Находка);
4. Северный Морской путь;
5. Водный путь из региона Черного и Азовского морей через Волго-Донской канал в Каспийское море.
Первое дополнение продлевает
коридор II и пересекает Европейскую
часть России в меридиональном направлении,
что обеспечит
Балтийский регион представляет особую сложность, так как в СССР было 9 портов с мощностью переработки 87 млн. т, а осталось в России 4 порта с пропускной способностью 21,8 млн. т, причем построены они более 100 лет назад. Доля портов Балтийского бассейна по экспорту грузов составляет 31—34 %, по импорту — более 28 % от переработки всех грузов России. [2]
Наибольший интерес представляет Санкт-Петербургский регион, который имеет колоссальные потенциальные возможности для развития международных связей, являясь крупным промышленным и транспортным узлом. Его реконструкция включена в список приоритетов правительства РФ.
Транспортный узел Санкт-Петербурга называют “Европейскими воротами России”. Здесь будут построены новые порты в городе Усть-Луга (мощность 35 млн. т); Приморск (45 млн. т); в бухте Батарейная (15 млн. т).
В этом же районе будет построен Балтийский трубопровод от Тимано-Печерской нефтяной территории до порта Приморск. Будут построены обходные автомагистрали для Выборга и Санкт- Петербурга, что позволит в дальнейшем с помощью паромов направлять потоки грузов в Швецию, Данию, Германию и другие страны Европы, минуя Финляндию и Эстонию. [2]
Железнодорожную магистраль
Москва—Санкт-Петербург будут
Транспортный узел Санкт-Петербурга даст начало трансконтиненталь-ному мосту Восток—Запад, обеспечивающему перевозки транзитных грузов третьих стран.
Дополнение Москва—Астрахань продолжит коридор II в Восточном направлении и соединит страны Балтии с прикаспийскими странами, Центральной Азией и Индией, а также станет транзитной дорогой для этих стран. В 100 км от Астрахани строится порт Оля. [2]
В полосе транспортного коридора I пролегают две автомагистрали федерального значения “Волга” и “Урал”, отвечающие международным требованиям.
Третье дополнение продолжит коридор I для связи стран Западной и Восточной Европы. В перспективе дойдет до городов Находка и Владивосток, загрузит Транссибирскую магистраль и будет транзитным путем между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Транссиб — двухпутная электрифицированная магистраль с пропускной способностью до 100 млн. т грузов в год. Перевозки идут маршрутными поездами с фиксированными сроками доставки. [2]
Железнодорожники начали
освоение коридора I, пустив контейнерные поезда Москва—Минск—Брест—Милашевичи
(Польша), Москва—Берлин, Москва—Будапешт,
Москва—Рига, через паромную переправу
на Мукран (Германия), на Венгрию—Франкфурт-на-Одере—
Железнодорожный участок
Берлин—Варшава—Минск—Москва
Запланированы железнодорожно-автомобильные паромные сообщения от Новороссийска до порта Самсун (Турция), затем на Болгарию, а от порта Оля (Астрахань) до портов Ирана.
Параллельно создается трансазиатская железная дорога и разрабатывается транспортный коридор от порта Ляньюнган (Китай) — погранпереход Дружба (Казахстан) — Узбекистан — Туркменистан —Азербайджан — порт Поти (Грузия) — Ильичевск (Украина) — Европа. Этот коридор поддерживает железная дорога Теджен-Сарахс — Мешхед (Туркменистан, Иран), открывающая выход к порту в Персидском Заливе и через Турцию в Европу. [2]
Четвертое дополнение — Северный морской путь ― главная транс-портная магистраль России в Арктике. Она позволит соединить порты Северной и Западной Европы с портами Северной Америки, Японии, Кореи и Китая. Трассы Севморпути пригодны к ледовой проводке судов. Мурманский порт после реконструкции сможет переработать до 8 млн. т грузов. В настоящее время среднегодовые объемы арктических перевозок составляют около 4 млн. т. [2]
Пятое дополнение рассматривается как альтернативное для транспортировки грузов между странами Черного, Средиземного морей, а также Центральной Европы и прикаспийскими странами с помощью бесперегрузочной технологии на судах “река—море”.
Планируется также самостоятельный Волго-Донской коридор для связи Черного, Азовского и Каспийского морей посредством бесперегрузочной технологии на судах “река—море” [2].
Заключение
Данная работа позволяет сделать следующие выводы:
Список используемой литературы
Приложение А
Таблица 1: Перевозки грузов по видам транспорта, млн. тонн
1992 |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Транспорт - всего |
4849,4 |
3457,6 |
2559,8 |
2609,9 |
2612,9 |
2755,8 |
2867,9 |
3058,8 |
3220,9 |
в том числе |
|||||||||
железнодорожный |
1640 |
1028 |
1047 |
1058 |
1084 |
1161 |
1221 |
1273 |
1311 |
автомобильный |
1862 |
1441 |
550 |
561 |
503 |
490 |
493 |
612 |
714 |
трубопроводный |
947 |
783 |
829 |
853 |
899 |
976 |
1024 |
1048 |
1070 |
морской |
91 |
65 |
27 |
24 |
26 |
24 |
18 |
17 |
16 |
внутренний водный |
308 |
140 |
106 |
113 |
100 |
104 |
111 |
108 |
109 |
воздушный |
1,4 |
0,6 |
0,8 |
0,9 |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
0,8 |
0,9 |
Информация о работе География отраслей транспортного комплекса России