Инфраструктура железнодорожного транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:13, курсовая работа

Краткое описание

Термин инфраструктура произошел от лат. infra - ниже, под и structura - строение, расположение (нижнее строение, фундамент).
Инфраструктура - комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и (или) обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи).
Инфраструктура - тыловые или вспомогательные службы основных отраслей или видов хозяйственной деятельности.

Файлы: 1 файл

МОЯ Инфраструктура.docx

— 1.93 Мб (Скачать)


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

3


ОБЪЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА,

ИХ  НАЗНАЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА

    1. Понятия и определения инфраструктуры

 

Термин инфраструктура произошел от лат. infra - ниже, под и structura - строение, расположение (нижнее строение, фундамент).

Инфраструктура - комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и (или) обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи).

Инфраструктура - тыловые или вспомогательные службы основных отраслей или видов хозяйственной деятельности.


К отраслям инфраструктуры относятся: строительство дорог, мостов, каналов, терминалов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, водоснабжение  и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение, жилищно-коммунальное и другое хозяйство  и т.п. Под инфраструктурой понимается совокупность зданий, сооружений, коммуникаций, систем и служб, необходимых для производства и обеспечения жизнедеятельности общества. Даниел Белл наряду с выделением трех глобальных стадий экономического развития ввел понятие «трех инфраструктур». Первая - транспорт для Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

4


передвижения людей и  товаров. Вторая - средства доставки энергии: нефте- и газопроводы, линии электропередачи. Третьей стали средства телекоммуникации. С резким увеличением числа компьютеров и информационных терминалов проблема соединения воедино различных средств и путей передачи информации в обществе выходит на первое место в экономической и социальной политике, и в техническом смысле главная проблема постиндустриального общества - создание «третьей инфраструктуры».

На макроэкономическом уровне инфраструктура представляет собой  совокупность экономических и социальных условий, обеспечивающих развитие материального  производства, удовлетворения потребностей населения в целом, и вызвана  необходимостью в комплексном развитии коммуникаций транспорта, связи, электроэнергетики, материально-технического снабжения, а также науки, здравоохранения, образования и т.д.

Современная экономика  требует наличия мощных торгово-складских  комплексов, информационно-коммерческих сетей, высокоэффективных средств  денежных расчетов и др.


Сформированы два основных подхода к исследованию проблем  инфраструктуры. Первый Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

5


подход предполагает анализ инфраструктуры с точки зрения углубления общественного разделения труда, а  второй - с точки зрения хозяйственной  практики и необходимости увеличения роли государства в регулировании  развития инфраструктуры.

Один из распространенных подходов в изучении инфраструктуры заключается в рассмотрении ее, как  накладных издержек общества, которые  не дают непосредственного результата в форме товаров, готовых к  реализации, и не приносят непосредственно  прибыли производителю. Другая точка  зрения заключается в представлении  данной категории как комплекса  условий (дорожная сеть, транспортные средства, землеустройство и т.д.), которые сокращают накладные  расходы предприятий, облегчая процесс  обращения капитала, и помогая  достижению не только первичной цели - увеличению глобального спроса и  занятости, но и повышая норму  прибыли в частном секторе.

Инфраструктура - это совокупность вспомогательных отраслей (подотраслей) производственной и непроизводственной (социальной) сферы.


Существует понятие инфраструктура отрасли: транспорта, связи, электроэнергетики (инфраструктура общественного производства), Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

6


рынка (рыночная инфраструктура), а также науки, образования, здравоохранения, спорта, туризма, культуры (социальная инфраструктура).

Инфраструктура - часть материально-технической базы, выделение которой в структуре национальной экономики позволяет более точно судить о таких элементах, которые обеспечивают общие условия для развития экономических и социальных процессов с точки зрения создания объективных материальных возможностей для эффективного функционирования и общественного труда.

Инфраструктура  представляет собой систему общих  условий общественного производства, без которых процесс производства и нормальная жизнедеятельность людей невозможна.


Учитывая разный уровень  экономического анализа правомерно рассматривать инфраструктуру в  других аспектах: инфраструктура региона, комплекса, города, деревни, а также  отрасли. В этом случае под инфраструктурой  следует понимать совокупность инженерно- технических сооружений, обеспечивающих материально-вещественные условия  для функционирования данного объекта. Этот тип инфраструктуры классифицируется в зависимости от объекта действия и масштаба системы производственного  обслуживания: Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

7


международная, национальная, региональная, городская, локальная  инфраструктура, отраслевая инфраструктура.

По мере развития науки установились закономерности зависимости эффективности производства от уровня развития инфраструктуры; влияние  инфраструктуры на социальную обстановку в стране и в регионе: влияние  инфраструктуры на политику государства  и сообществ. Чем выше уровень  развития инфраструктуры, тем более  активны инвесторы, прибывает рабочая  сила, ускоряется экономическое развитие, улучшается жизнь и самочувствие людей. Чем ниже уровень развития инфраструктуры, тем медленнее или  с большими издержками развивается  производство, хуже условия жизни  людей. В то же время, создание инфраструктуры само по себе не приносит прибыли. Инфраструктура является средством политики, в т.ч. социальной.

Инфраструктура - совокупность материально-технических систем (объектов), обеспечивающих выполнение основных функций в различных сферах и отраслях деятельности.


Из определения следуют  две важнейшие особенности инфраструктуры. Во-первых, инфраструктура предназначена  для обеспечения выполнения функций  в нескольких отраслях, т.е. она носит  межотраслевой характер (транспорт, Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

8


энергетические системы, связь, информационные сети и др.). Во-вторых, инфраструктура не создает материальных благ, она выполняет обеспечивающую функцию. В связи с этим требуются  часто не рыночные механизмы ее развития, долевое участие в этом процессе различных заинтересованных отраслей.

Поскольку инфраструктура охватывает все сферы деятельности людей, то принято выделять производственную инфраструктуру и социальную инфраструктуру (по непроизводственной сфере деятельности).

Производственная инфраструктура - это совокупность материально-технических систем, обеспечивающих движение ресурсов и товаров в ходе промышленного и сельскохозяйственного производства.

Производственная  инфраструктура сама не производит продукты в материально-вещественной форме, а лишь создает необходимые условия для их производства и увеличивает в стоимостном выражении совокупный общественный продукт (национальный доход. Она обеспечивает единство разобщенных в пространстве и во времени процессов производства материальных компонентов общественного продукта в национальном или международном масштабе.


Производственную инфраструктуру Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

9


классифицируют по различным  принципам, наиболее весомыми из которых  являются производственный и отраслевой принципы. По выполняемым функциям производственная инфраструктура классифицируется:

  • транспорт (транспортные коммуникации);
  • энергохозяйство (энергетические коммуникации):
  • связь (информационные коммуникации);
  • водоснабжение и канализация;
  • оптовая торговля:
  • материально-техническое снабжение;
  • финансовая.

 

1.2 Состав объектов и элементов инфраструктуры железнодорожного транспорта, их

функциональное  назначение

 

Функциональным  назначением железнодорожного транспорта является перевозка грузов и пассажиров, для чего он должен иметь соответствующие  обустройства.


Инфраструктура железнодорожного транспорта - это комплекс взаимосвязанных  структур, обеспечивающих выполнение основной его функции - перевозочного  процесса. Инфраструктура железнодорожного транспорта - отраслевая инфраструктура, которая в свою очередь имеет Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

10


свою инфраструктуру, состоящую  из ряда объектов инфраструктуры.

Объект - предмет, имя предмета, на который направлено действие; в данном случае - имя предмета, который входит в состав инфраструктуры железнодорожного транспорта. Объект инфраструктуры - носитель совокупности главных и второстепенных функций, удовлетворяющих конкретную потребность и их оптимизацию.

Сам объект состоит  из ряда элементов. Элемент - составная часть сложного целого, элемент инфраструктуры - составная часть объекта инфраструктуры.

Главным условием взаимосвязи, взаимодействия и взаимозависимости  объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта является гармонизированный  баланс между элементами инфраструктуры.

Состав объектов и укрупненных элементов инфраструктуры приведен на рисунке 1.1.


В соответствии с рисунком 1.1 инфраструктура железнодорожного транспорта - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожный  путь, тяговые средства, вагоны, железнодорожные  станции, системы управления и регулирования, информационные комплексы, устройства электроснабжения, средства Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

11


выполнения погрузочно-разгрузочных работ, кадровое обеспечение, а также  устройства и комплексы по технической  эксплуатации элементов инфраструктуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

12


 

Рисунок 1.1 – Структура объектов железнодорожного транспорта


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

13


1.3 Современные требования к перевозочному процессу

 

Требования к  перевозочному процессу, как и  к любой продукции, определяет потребитель: грузовладельцы и пассажиры, для  которых продукцией транспорта является услуга по доставке груза (пассажира) от места отправления до места назначения.

Пользователь  железнодорожного транспорта должен быть уверен, что услуга будет выполнена  своевременно и без потерь. Девиз  современной транспортной услуги: должный товар должного качества в должном количестве должен быть доставлен в нужное место, в нужное время с минимальными издержками. Удовлетворение потребностей потребителей возможно только при надежной и безопасной работе элементов инфраструктуры железнодорожного транспорта.

 

1.4 Провозная  способность железнодорожной линии.

Определение и формализация

 

Провозной способностью железнодорожной линии называется её действительная мощность, которая может быть реализована на данной линии в течение года или суток (в млн тонн груза).


Различают потребную и наличную провозные Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

14


способности. Потребная провозная способность (Гп) определяется (устанавливается) прогнозированием, планированием, маркетинговыми исследованиями и т.п. Наличная провозная способность (Гн) определяется по формуле

Гн = 365ĤNгpĤQбpĤ

ϕн

Ĥ10 6, (1.1)

кн

Информация о работе Инфраструктура железнодорожного транспорта