Характеристика железнодорожной транспортной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:12, контрольная работа

Краткое описание

Железнодорожный транспорт - вид транспорта, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги.
Среди всех видов транспорта во многих странах ведущее место занимает железнодорожный транспорт, что объясняется его универсальностью: возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах и в любое время года.

Оглавление

1. Общая характеристика железнодорожного транспорта.
2. Особенности железнодорожной транспортной системы.

Список литературы

Файлы: 1 файл

Управление транспортом и перевозками.docx

— 29.42 Кб (Скачать)

Министерство  транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

ГОУ ВПО  «Дальневосточный государственный  университет путей сообщения» 

Кафедра

«Управление эксплуатационной работой» 
 

Контрольная работа

  Дисциплина: Управление транспортом и перевозками.

  Тема: Характеристика железнодорожной транспортной системы.

  Вариант 1. 
 

  Выполнил:

  Балкивская К.И.

  № К08-Ю-041 
 
 
 

Хабаровск

  2011

Содержание 

1. Общая характеристика железнодорожного транспорта.

2. Особенности  железнодорожной транспортной системы. 

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Общая характеристика железнодорожного транспорта. 

Железнодорожный транспорт - вид транспорта, выполняющий  перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах  с помощью локомотивной или моторвагонной тяги.

Среди всех видов транспорта во многих странах  ведущее место занимает железнодорожный  транспорт, что объясняется его  универсальностью: возможностью обслуживать  все отрасли экономики и удовлетворять  потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах и в любое время года.

Основные  преимущества железнодорожного транспорта:

а) высокая  провозная способность;

б) эффективность перевозок массовых грузов на большие расстояния;

в) сравнительно большие скорости;

г) надежность и безопасность;

д) низкая себестоимость перевозок;

е) меньшее воздействие на окружающую среду, чем другие виды транспорта.

Доля  железнодорожного транспорта в общем  объеме перевозок каждой страны складывается с учетом экономико-географических, демографических и других факторов:

а) размещения природных ресурсов и производительных сил;

б) численности населения;

в) размера территории;

г) наличия незамерзающих водных путей.

В Российской Федерации с ее обширной территорией  и природными особенностями, удаленностью сырьевой базы от перерабатывающих предприятий  железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы, выполняя более 80% грузооборота всех видов транспорта (без трубопроводного) и свыше 40% пассажирооборота транспорта общего пользования  в дальнем и пригородном сообщениях.

Российские  железные дороги - крупнейшая, хорошо развитая, динамично и эффективно функционирующая  система. Железнодорожная сеть и  имеет протяженность более 85 тыс. км.

Железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта наиболее приспособлен к массовым перевозкам, функционирует днем и ночью независимо от времени года и атмосферных  условий, что особенно важно для  России с ее разными климатическими зонами. Также очень важен в освоении новых районов страны. По размерам грузооборота ж/д транспорт занимает первое место. Железные дороги имеют высокую провозную способность. На железных дорогах сравнительно небольшая себестоимость перевозок и высокая скорость доставки грузов. Железные дороги являются универсальным видом транспорта для перевозок всех видов грузов в межрайонных и во внутрирайонных сообщениях. Однако постройка железных дорог требует больших капитальных вложений, зависящих от топографических, климатических и экологических условий. Железные дороги, по сравнению с другими видами транспорта в меньшей степени воздействуют на окружающую среду и имеют меньшую энергоемкость перевозочной работы.

Железнодорожному  транспорту принадлежит ведущая  роль в системе путей сообщений  России, железные дороги наиболее приспособлены  к массовым перевозкам. Они функционируют  днем и ночью независимо от времени  года и атмосферных условиях, что особенно важно для России с ее разными климатическими зонами.

На железных дорогах сравнительно небольшая  себестоимость перевозок и высокая  скорость доставки грузов. За последние  годы скорость движения грузовых и  пассажирских поездов значительно увеличилась.

Железные  дороги являются универсальным видом  транспорта для перевозок всех видов  грузов в межрайонном и во внутрирайонном сообщении. Однако постройка железных дорог требует больших капитальных  вложений, зависящих от топографических, климатических и экологических условий. На железнодорожном транспорте велика доля расходов, мало зависящих от размеров движения (ремонт зданий и устройств, содержащие административно- технического персонала). Они составляют около половины общих расходов на эксплуатацию. Это обусловливает необходимость значительной концентрации грузовых потоков для обеспечения высокой эффективности функционирования железных дорог.

Перевозка грузов по железной дороге на относительно большие расстояния экономически выгоднее, чем на малые, что объясняется  высоким удельным весом расходов, не зависящих от дальности перевозок  и увеличивающих их себестоимость  при небольших расстояниях. Это  расходы на выполнение начальных  и конечных операций, включая подачу вагонов к месту погрузки-выгрузки и их уборку, грузовых операций и др. Общепризнанными преимуществами железных дорог перед другими видами транспорта являются экономичность (сравнительно низкая стоимость перевозок), ресурсосберегаемость, экологическая предпочтительность (с точки зрения шума и сохранности окружающей среды), безопасность движения. При выборе транспортных средств для осуществления перевозок принимают во внимание положительные качества каждого вида транспорта.  
 

Развитию  таких качеств может способствовать не только конкуренция, но и партнерские  отношения между различными видами транспорта: координация и согласование работы в области рационального  использования технических средств  планирование и распределение перевозок, разработка и внедрение единых технологических  процессов работы станций, подъездных путей, предприятий речных и морских  портов и пристаней, согласование графиков и расписаний движения поездов, автобусов, самолетов и судов. Важной формой сотрудничества является организация комбинированных (смешанных) перевозок по принципу "от двери до двери", без перегрузки грузов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Особенности  железнодорожной транспортной системы.

Железнодорожный транспорт играет важную роль в функционировании и развитии и развитии товарного  рынка страны, в удовлетворении потребности  населения в передвижении. Он является основным звеном транспортной системы  России и большинства стран СНГ. Особая роль железнодорожного транспорта Российской Федерации определяется большим расстоянием перевозок, отсутствием внутренних водных путей  в главных сообщениях Восток-Запад, прекращением навигации на реках  в зимний период, удаленностью морских  путей. В связи с этим на их долю приходятся почти 50% грузооборота и  более 46% пассажирооборота всех видов транспорта страны.

Основной  сферой применения железнодорожного транспорта являются массовые перевозки грузов и пассажиров в межрайонном, междугородном  и пригородном сообщениях, при этом преобладают грузовые перевозки, которые дают свыше 80% дохода. В перевозках пассажиров по железнодорожным дорогам преобладают перевозки в пригородном и местном сообщениях. Дальние пассажирские перевозки составляют свыше 40% пассажирооборота.

Технико-экономические  особенности и преимущества железнодорожного транспорта заключается в следующем:

а) возможность сооружения на любой сухопутной территории, а с помощью мостов, тоннелей и паромов - осуществление железнодорожной связи и с разделенными, в том числе островными, территориями;

б) массовость перевозок и высокая провозная способность железных дорог;

в) универсальность использования для перевозок различных грузов и возможность массовых перевозок грузов и пассажиров с большой скоростью;

г) регулярность перевозок независимо от времени года, времени суток и погоды;

д) возможность создания прямой связи между крупными предприятиями по подъездным железнодорожным путям и обеспечение доставки грузов по схеме “от двери до двери” без дорогостоящих перевалок;

е) сравнительно невысокая себестоимость перевозок по сравнению с другими видами транспорта, кроме трубопроводного.

Основными элементами технического оснащения  железнодорожного транспорта являются рельсовый путь с искусственными сооружениями, станции и раздельные пункты с соответственными обустройствами, подвижной состав, устройство электроснабжения, специальные средства регулирования  и обеспечения безопасности движения и управления перевозочным процессом. На сети железных дорог России расположено свыше 4700 железнодорожных станций, которые являются основными грузо- и пассажирообразующими пунктами. Крупные пассажирские, грузовые и сортировочные станции имеют капитальные здания и сооружения - вокзалы, платформы, грузовые районы и площадки, склады, контейнерные терминалы, погрузочно-разгрузочные механизмы, разветвленные рельсовые пути и другие устройства и оборудования.

Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе России. «Его ведущее значение обусловлено двумя факторами: технико-экономическими преимуществами над большинством других видов транспорта и совпадением  направления и мощности основных транспортно-экономических межрайонных и межгосударственных (в границах СНГ) связей России с конфигурацией, пропускной и провозной способностью железнодорожных магистралей (в отличие от речного и морского транспорта)». Так же это обусловлено географическими особенностями нашей страны.

Планирование  перевозок является важным элементом  управления транспортным комплексом при  любой системе хозяйствования. Его  сущность заключается в определении  предстоящих объемов перевозок  грузов и пассажиров и размеров транспортной работы в целом, по видам транспорта, родам грузов, видам сообщений, регионам и транспортным предприятиям на определенный период времени. Эти данные являются основой для определения потребности в необходимых материальных, трудовых и финансовых ресурсов и для прогноза конечных экономических результатов деятельности предприятий и организаций транспорта на рассматриваемый период.

В условиях рыночной экономике существенно  меняется прежняя система разработок, приоритетов и оценок выполнения планов перевозок на всех видах транспорта. Главная особенность этих изменений  заключается в переходе от централизованной системы планирования и распределения  перевозок “сверху вниз” к  демократическим формам отношений  между транспортом и клиентурой на основе потребительских предпочтений выбора по принципу “ снизу вверх ”.

Основной  целью изменений в планировании перевозок является использование  рынка как средства для получения  реальной информации о спросе и предложении, обеспечения их сбалансированности, повышения качества перевозок в  результате конкуренции и взаимодействия между видами транспорта и достижения на этой основе финансовой стабильности в работе транспортных предприятий.

Основной  исходной информацией для разработки планов перевозок ранее служили  заявки различных отраслевых министерств, ведомств и других центральных органов  управления. В настоящее время  система планирования существенно  изменилась. Транспорт является не обычным “продавцом” услуг, а  крупной капиталоемкой и сложной  по управлению отраслью народного хозяйства.

Он является всеобщим средством труда и общим  условием любого производства. Транспортная составляющая, и порой значительная, входит в состав цены почти любой  продукции, следовательно, общество заинтересовано в уменьшении транспортных затрат.

Важным  источником информации для планирования перевозок могут служить также  межотраслевые ценовые соглашения и договоры, заключаемые по технологической  цепочке “сырье - переработка - потребление” между хозяйственными субъектами, объединенными  в финансово-промышленные группы, в  которых транспорт должен принимать равноправное участие. В целом особенности планирования перевозок в условиях рыночной экономике следующие:

Информация о работе Характеристика железнодорожной транспортной системы