Характеристика железнодорожной транспортной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:12, контрольная работа

Краткое описание

Железнодорожный транспорт - вид транспорта, выполняющий перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или моторвагонной тяги.
Среди всех видов транспорта во многих странах ведущее место занимает железнодорожный транспорт, что объясняется его универсальностью: возможностью обслуживать все отрасли экономики и удовлетворять потребности населения в перевозках практически во всех климатических зонах и в любое время года.

Оглавление

1. Общая характеристика железнодорожного транспорта.
2. Особенности железнодорожной транспортной системы.

Список литературы

Файлы: 1 файл

Управление транспортом и перевозками.docx

— 29.42 Кб (Скачать)

а) переход от разработки планов-директив к планам-рекомендациям, индикативному планированию и прогнозированию перевозок, учитывающим интересы потребителей транспортных услуг и транспорта;

б) развитие контрактно-договорных отношений между транспортном и клиентурой и переход к формированию спроса на перевозки и другие транспортные услуги по принципу “транспорт ищет клиентов” на основе изучения транспортного рынка с использованием концепций маркетинга;

в) развитие на постоянной основе системы экономического обследования районов тяготения транспортных предприятий и организация анкетных опросов пассажиров для определения реального спроса потребителей на транспортные услуги;

г) организация посреднических информационно-коммерческих и транспортно-экспедиционных центров по индикативной координации и оптимизации хозяйственных связей между субъектами товарного рынка; 

д) создание коммерческо-маркетинговых структур в транспортных организациях для формирования и стимулирования спроса на транспортные услуги, изучения конкурентов, организации рекламы и слежения за динамикой транспортного рынка;

е) предоставление самостоятельности линейным и региональным транспортным предприятиям и организациям в разработке планов перевозок и ответственность за их выполнение;

ж) переход на такие принципы планирования и управления, при которых за центром - стратегия развития и макроэкономическое государствен- ное регулирование сбалансированности спроса и предложений, за местными органами - тактика с соблюдением общепринятых технологических, экономических, правовых, экологических, социальных и других норм и правил независимо от формы собственности на транспортные средства;

з) разумная конкуренция и взаимодействие между видами транспорта в целях наилучшего удовлетворения спроса на транспортные на транспортные услуги и эффективного использования транспортных ресурсов; 

и) обеспечение комплексности в оценке выполнения планов перевозок не только по количественным, но и по качественным показателям, а также по уровню доходов, прибыли и рентабельности транспортных ресурсов;

В условии  экономического кризиса, неоднозначности  проводимых реформ, разрыва хозяйственных  связей возникли значительные трудности  в организации и объективности  планирования транспортных потоков. По мере стабилизации экономики, перевозок  должно получить новое развитие как  важная структурная часть маркетинга сферы обращения в стране. 

Для железнодорожного транспорта характерен постоянный рост грузовых и пассажирских перевозок, который значительно отражает увеличение протяженности сети железных дорог. В структуре перевозок железнодорожного транспорта преобладают грузовые перевозки. Номенклатура перевозимых по железным дорогам грузов насчитывает несколько  тысяч наименований, но ведущее место  занимают 8 групп массовых грузов, на долю которых приходится около 80% грузооборота. К этим грузам относятся: каменный и  коксовый уголь, черные металлы, руды различных  металлов, нефтяные, лесные, хлебные, минеральные  строительные материалы, минеральные удобрения.

Значение  железнодорожного транспорта в удовлетворении транспортных потребностей народного  хозяйства и населения определяется такими свойствами и особенностями  этого универсального вида транспорта, как: возможностью сооружения эксплуатационных дорог в любом направлении  и в любом районе страны; обеспечение  устойчивых связей между районами; высокой пропускной и провозной  способностью; высокой его регулярностью, независимостью железнодорожного транспорта от времени года, времени суток, погодных условий; возможностью создания удобной прямой связи между крупными предприятиями, что сокращает число дорогостоящих перевозок грузов; более коротким путем перевозки грузов по сравнению с водным транспортом; способностью перевозить самые разнообразные грузы и выполнять массовые перевозки грузов и пассажиров с большой скоростью; невысокой себестоимостью перевозок. К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести значительную потребность в капиталовложениях и трудовых ресурсах. 
 

К основным факторам, влияющих на формирование транспортной сети, в том числе и железных дорог, относятся: развитие и размещение хозяйства, направление и мощность основных внутрирайонных и межрайонных  транспортно-экономических связей, размещение городов и административных центров.

Сокращение  дальности перевозок грузов снижает  транспортные расходы в процессе производства, что имеет большое  значение для народного хозяйства. Вопросу уменьшения средней дальности перевозок на железных дорогах уделяется большое внимание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

1. Грунтов П.С. Управление эксплуатационной работой и качеством    перевозок на железнодорожном транспорте. Учебник, 1994 г.

2. Тархов С.А. Транспорт и связь / С.А. Тархов. - М.: Просвещение, 2004.

3. Лившиц В.Н. Транспорт за 100 лет//Россия в окружающем мире / В.Н. Лившиц. - М.: 2002.

4. Шишкина Л.Н. Транспортная система России / Шишкина Л.Н. - М.: 2003

5. Скопин А.Ю. Экономическая география России / А.Ю. Скопин. -   М.:Проспект, 2003.

6. Введение в экономическую географию и региональную экономику России: Учебное пособие/ Под ред. В. Г. Глушковой, А. А. Винокурова – М.: Владос-Пресс, 2003.

Информация о работе Характеристика железнодорожной транспортной системы