Маркетинг на железнодорожном транспорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:00, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы − проанализировать маркетинговую деятельность территориального центра фирменного транспортного обслуживания и выявить новые пути совершенствования маркетинговых мероприятий.
Задачи:
− проанализировать финансовые показатели выручки, объем погрузки грузов в тоннах за период с 2007 года по 2011 год.
− проанализировать структуру и финансово − экономические показатели Южно − Уральского территориального центра фирменного транспортного обслуживания

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….…….8
1 Маркетинг на железнодорожном транспорте………………..………………...12
1.1 Понятие маркетинга……………………………………………………………12
1.2 Необходимость ориентации железнодорожного транспорта
на маркетинг…………………………………………………………………....17
1.3 Управление транспортным маркетингом…………………………………….25
1.3.1 Анализ транспортного рынка………………………………………………..28
1.3.2 Сегментация транспортного рынка по группам
Потребителей – грузовладельцев……...………………………………… …30
1.3.3 Сегментация рынка по параметрам транспортных услуг – перевозок...…32
1.3.4 Сегментация транспортного рынка по конкурентам………………………36
1.4 Технология проведения маркетинговых исследований
в области железнодорожных перевозок грузов……………...……………....38
2 Анализ производственно – экономической деятельности ТЦФТО
на Южно – Уральской железной дороге..……………………………………....45
2.1 Структура, деятельность и реформирование Системы
Фирменного Транспортного Обслуживания………………………………....45
2.1.1 Структура СФТО……………………………………………...………….…..45
2.1.2 Основные направления деятельности СФТО………………………………46
2.1.3 Реформирование СФТО на региональном уровне………………………....47
2.2 Основные задачи и функции ЮУТЦФТО……………………………………49
2.3 Структура ЮУТЦФТО………………………………………………………...54
2.4 Технико – экономические показатели работы ТЦФТО………………….….63
2.5 Анализ социально – экономического положения региона,
обслуживаемого ЮУЖД………………...…………………………………….65
2.5.1 Анализ породовой погрузки………………………………………………....65
2.5.2 Анализ погрузки по видам сообщений……………………………………..72
2.6 Анализ финансово – экономических показателей работы ТЦФТО…….......73
3 Применение современных технологий в работе ТЦФТО как
реализация маркетинговых целей………………………………….…………....80
3.1 ЭТРАН. Электронный обмен данными (ЭОД)……………………………….80
3.1.1 Расчет экономии расходов при использовании ЭОД………………...……82
3.2 Электронная цифровая подпись…………………………..…………………..84
3.3 Единый контакт центр (ЕКЦ) и Терминалы коллективного
доступа (ТКД)………………………………………………………………. …88
3.4 Расчет экономического эффекта от внедрения современных технологий....90
4 Безопасность и экологичность проекта.....……………………………………...97
4.1 Планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий
и охраны труда…………………………………………………………….….102
4.2 Основные функции по осуществлению политики ОАО «РЖД»по
охране труда………………………………………………………………...…103
4.3 Выполнение Программы по улучшению условий и охраны труда….…….105
4.4 Охрана труда, техника безопасности и производственная экология
для работников ЛАФТО Челябинск–Грузовой структурного
подразделения ЮУТЦФТО…………………………………………………..107
4.5 Санитарно – гигиеническая и экологическая экспертиза проекта…….….111
4.5.1 Метеорологические условия. Вредные вещества…………………………111
4.5.2 Шум и вибрация. Освещение………………………………………………112
4.5.3 Электроопасность…………………………………………………………...115
4.5.4 Экологические последствия. Пожароопасность…………………………..115
Заключение…...………………………………………………………………..….117
Список использованных источников……………..…………...………………...119

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ВЕСЬ правленный.doc

— 1.08 Мб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….…….8

1 Маркетинг на железнодорожном транспорте………………..………………...12

1.1 Понятие маркетинга……………………………………………………………12

1.2 Необходимость ориентации железнодорожного транспорта

      на маркетинг…………………………………………………………………....17

1.3 Управление транспортным маркетингом…………………………………….25

1.3.1 Анализ транспортного рынка………………………………………………..28

1.3.2 Сегментация транспортного рынка по группам

         Потребителей – грузовладельцев……...………………………………… …30

1.3.3 Сегментация рынка по параметрам транспортных услуг – перевозок...…32

1.3.4 Сегментация транспортного  рынка по конкурентам………………………36

1.4 Технология проведения маркетинговых исследований

      в области железнодорожных перевозок грузов……………...……………....38

2 Анализ производственно – экономической деятельности ТЦФТО

   на Южно – Уральской железной дороге..……………………………………....45

2.1 Структура, деятельность и реформирование Системы

      Фирменного Транспортного Обслуживания………………………………....45

2.1.1 Структура СФТО……………………………………………...………….…..45

2.1.2 Основные направления деятельности СФТО………………………………46

2.1.3 Реформирование СФТО на региональном  уровне………………………....47

2.2 Основные задачи  и функции ЮУТЦФТО……………………………………49

2.3 Структура ЮУТЦФТО………………………………………………………...54

2.4 Технико – экономические показатели работы ТЦФТО………………….….63

2.5 Анализ социально – экономического положения региона,

      обслуживаемого ЮУЖД………………...…………………………………….65

2.5.1 Анализ породовой погрузки………………………………………………....65

2.5.2 Анализ погрузки по видам сообщений……………………………………..72

2.6 Анализ финансово – экономических показателей работы ТЦФТО…….......73

3 Применение современных технологий в работе ТЦФТО как

   реализация маркетинговых целей………………………………….…………....80

3.1 ЭТРАН. Электронный обмен данными (ЭОД)……………………………….80

3.1.1 Расчет экономии расходов  при использовании ЭОД………………...……82

3.2 Электронная цифровая подпись…………………………..…………………..84

3.3 Единый контакт центр (ЕКЦ) и Терминалы коллективного

     доступа (ТКД)………………………………………………………………. …88

3.4 Расчет экономического эффекта от внедрения современных технологий....90

4 Безопасность и экологичность проекта.....……………………………………...97

4.1 Планирование и финансирование  мероприятий по улучшению условий

      и охраны труда…………………………………………………………….….102

4.2 Основные функции по осуществлению политики ОАО «РЖД»по

      охране труда………………………………………………………………...…103

4.3 Выполнение Программы по улучшению  условий и охраны труда….…….105

4.4 Охрана труда, техника безопасности и производственная экология

      для работников ЛАФТО Челябинск–Грузовой структурного

      подразделения ЮУТЦФТО…………………………………………………..107

4.5 Санитарно – гигиеническая  и экологическая экспертиза проекта…….….111

4.5.1 Метеорологические условия.  Вредные вещества…………………………111

4.5.2 Шум и вибрация. Освещение………………………………………………112

4.5.3 Электроопасность…………………………………………………………...115

4.5.4 Экологические последствия. Пожароопасность…………………………..115

Заключение…...………………………………………………………………..….117

Список использованных источников……………..…………...………………...119

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

Обеспечение устойчивого развития железнодорожного транспорта России в современных сложных финансово – экономических условиях усиления конкуренции на транспортном рынке требует более широкого внедрения маркетинговых принципов управления в отрасли. В основе этих принципов лежит концепция транспортного маркетинга, которая представляет собой ориентированную на потребителя систему научно обоснованных представлений об управлении производственно – сбытовой деятельностью предприятий транспорта на основе постоянного отслеживания транспортного рынка и организации перевозочного процесса таким образом, чтобы максимально удовлетворять спрос на перевозки. В этой связи необходимо пересмотреть некоторые приоритеты оценки деятельности отраслевых структур и отдельные показатели транспортных предприятий. В сложившихся условиях, когда государство не может или не хочет взять на себя компенсацию потерь за убыточные пассажирские перевозки и регулировать транспортную нагрузку в цене дальнепривозной  продукции, федеральному железнодорожному транспорту следует полностью перейти на критерий оценки работы по прибыли (рентабельности).

Однако общепринятые принципы такого подхода требуют серьезной интерпретации  для железнодорожного транспорта из − за специфики его продукции, государственного (федерального) статуса, особенностей технологии и управления в отрасли. Это наиболее эффективно там, где есть конечный продукт, а в рассматриваемой отрасли он часто может быть получен только на уровне ОАО «РЖД» (объем прямого сообщения по перевозкам грузов достигает в среднем 72 – 75 % ).

Железные дороги смогут решать свои задачи, только чутко реагируя на требования рынка и удовлетворяя запросы  своих заказчиков, а по сути – работодателей.

В современных условиях хозяйствования существенно повышаются требования к эффективности управления работой железнодорожного транспорта, в связи, с чем возрастают роль и ответственность работников маркетинговых подразделений системы фирменного транспортного обслуживания. Выработка адекватных управленческих решений должна опираться на точные и полные знания текущей ситуации на рынке транспортных услуг.

Конечно, планирование и перестройка  организационных и производственных процессов на железных дорогах России не может быть осуществлена легко и быстро. Требуются значительные усилия для того, чтобы новая философия управления была воспринята всеми службами и структурными подразделениями железных дорог.

Общая маркетинговая концепция  предусматривает организацию производителю оптимальных условий для создания потребителю продукции или услуги под формирующийся платежеспособный спрос. При этом маркетинг на железнодорожном транспорте опирается на исследование рынка транспортных услуг, его сегментацию, использует соответствующий инструментарий для определения рынка и его емкости, позиционирования товаров и услуг, цен или тарифов, продвижения транспортных услуг, включая рекламу.

Конечная цель маркетинговых исследований состоит в поиске, адекватных рыночной конъюнктуре, путей и методов, направленных на увеличение объемов перевозок и доходов от них. Четко расписанной методики, обеспечивающей полное достижение названной цели, не существует, есть лишь общие принципы и цели. Это открывает широкий простор инициативе, творческому мышлению.

Вопросы транспортного маркетингового исследования разработаны не достаточно не только у нас в стране, но и  в странах с развитой рыночной экономикой. Очень мало теоретических изданий и учебников. Еще в 1992 году вышло в свет учебное пособие «Маркетинг на железнодорожном транспорте», где автор Галабурда В.Г. изложил общие понятия и принципы маркетинга и их трансформацию на транспорте, осветил особенности и методы изучения транспортного рынка. Позднее, в 1995 году в учебнике Иловайского Н.Д. «Планирование в перевозках грузов» рассмотрены основные аспекты и проблемы создания транспортного планирования, представлены методы, приемы и средства сегментации транспортного рынка, разбитием его на проекты, контроля рыночных взаимоотношений железных дорог грузовладельцев.

Тема данной дипломной работы: «Пути  совершенствования маркетинговой  деятельности на предприятии железнодорожного транспорта» актуальна в сфере вышеизложенного.

Объектом дипломной работы является Южно − Уральский территориальный  центр фирменного транспортного  обслуживания − структурное подразделение Центра фирменного транспортного обслуживания − филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Предметом дипломной работы являются: структура, технико − экономическая, финансовая деятельность данного предприятия.

Цель работы − проанализировать маркетинговую деятельность территориального центра фирменного транспортного обслуживания и выявить новые пути совершенствования маркетинговых мероприятий.

Задачи:

− проанализировать финансовые показатели выручки, объем погрузки грузов в  тоннах за период с 2007 года по 2011 год.

− проанализировать структуру и  финансово − экономические показатели Южно − Уральского  территориального центра фирменного транспортного обслуживания

− рассмотреть электронный документооборот  и экономическую выгоду от внедрения  терминала коллективного доступа.

− дать оценку безопасности и экологичности  проекта 

При проведении анализа используются нормативные, методолочические, статистические материалы и отчеты по показателям работы ЮУТЦФТО.

Практическая значимость дипломного проекта заключается в выработке прикладных рекомендаций по повышению финансовых показателей ЮУТЦФТО, путем реализации маркетинговых мероприятий, таких как: электронный оборот документов, внедрение терминалов коллективного доступа, использование электронной цифровой подписи на 100 % клиентов (грузоотправителей и грузополучателей). В настоящее время работа по данным направлениям частично используется в практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 МАРКЕТИНГ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ

   ТРАНСПОРТЕ

 

 

    1.  Понятие маркетинга

 

 

 

Маркетинг – это система ориентации производства и сбыта, которая способна обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей покупателя – центральной фигуры экономической системы, чьи интересы определяют направления производственно – сбытовой деятельности предприятий. Система маркетинга базируется на применении:

1) системного анализа,

2) программно–целевого метода разработки,

3) на принятии управленческих решений.

Маркетинг (от английского слова  «market» – рынок), как особый подход к управлению производством и реализацией товаров и услуг, появился в начале 20 века в экономически развитых странах, в которых формировалось крупномасштабное производство, и резко обострилась конкуренция [11].

Современное определение маркетинга Американской ассоциацией маркетинга (АМА) – маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощение замысла, ценообразование, продвижение и реализацию идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.

Производители только тогда достигают  своих конечных целей, когда они  удовлетворяют потребителя. Ориентироваться  на потребителя означает изучение не только производственных мощностей (тонны, штуки, киловатты, метры, кубометры, тонно – километры и т. п.), а, прежде всего потребностей рынка и разработку планов их удовлетворения. При этом товары и услуги, так же как и рынок, – это лишь средство для достижения цели, а не сама цель.

Отсюда вытекают основные принципы концепции маркетинга предприятия [8]:

– ориентация производства на интересы потребителей; ориентация на конечный (а не промежуточный) результат, т. е. на прибыль;

– постоянное обновление жизненного цикла продукции и повышение ее качества с учетом достижений НТП;

– приоритет в разработке экономической стратегии с последующим исполнением тактики технологами, т. е. экономист – маркетолог определяет задачи работы предприятия, а технолог реализует тактику их выполнения; системный подход в реализации комплекса маркетинга.

Маркетинг представляет собой комплекс мероприятий, связанных с процессом производства и реализации продукции и услуг, по следующим направлениям:

– изучение запросов и нужд потребителя, т. е. анализ рынка транспортных услуг;

– анализ собственного производства в целях определения возможностей по удовлетворению этих запросов;

– изучение конкурентоспособности продукта или видов услуг, которые может предложить производство;

– анализ объема товарооборота или определение емкости рынка, цен, издержек и прибыли предприятия;

– изучение конкурентов и выявление возможностей сотрудничества и взаимодействия;

– исследование рекламной деятельности;

– определение наиболее эффективных способов продвижения транспортных и услуг на рынке, включая систему стимулирования и преференции (льгот);

– определение «ниши» рынка, т. е. сферы деятельности или территории, где наилучшим образом реализуются предлагаемые товары и услуги.

Основными функциями маркетинга являются:

– анализ окружающей среды и рыночные исследования;

– анализ потребителей;

– планирование услуги;

Информация о работе Маркетинг на железнодорожном транспорте