Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:00, дипломная работа
Цель работы − проанализировать маркетинговую деятельность территориального центра фирменного транспортного обслуживания и выявить новые пути совершенствования маркетинговых мероприятий.
Задачи:
− проанализировать финансовые показатели выручки, объем погрузки грузов в тоннах за период с 2007 года по 2011 год.
− проанализировать структуру и финансово − экономические показатели Южно − Уральского территориального центра фирменного транспортного обслуживания
Введение……………………………………………………………………….…….8
1 Маркетинг на железнодорожном транспорте………………..………………...12
1.1 Понятие маркетинга……………………………………………………………12
1.2 Необходимость ориентации железнодорожного транспорта
на маркетинг…………………………………………………………………....17
1.3 Управление транспортным маркетингом…………………………………….25
1.3.1 Анализ транспортного рынка………………………………………………..28
1.3.2 Сегментация транспортного рынка по группам
Потребителей – грузовладельцев……...………………………………… …30
1.3.3 Сегментация рынка по параметрам транспортных услуг – перевозок...…32
1.3.4 Сегментация транспортного рынка по конкурентам………………………36
1.4 Технология проведения маркетинговых исследований
в области железнодорожных перевозок грузов……………...……………....38
2 Анализ производственно – экономической деятельности ТЦФТО
на Южно – Уральской железной дороге..……………………………………....45
2.1 Структура, деятельность и реформирование Системы
Фирменного Транспортного Обслуживания………………………………....45
2.1.1 Структура СФТО……………………………………………...………….…..45
2.1.2 Основные направления деятельности СФТО………………………………46
2.1.3 Реформирование СФТО на региональном уровне………………………....47
2.2 Основные задачи и функции ЮУТЦФТО……………………………………49
2.3 Структура ЮУТЦФТО………………………………………………………...54
2.4 Технико – экономические показатели работы ТЦФТО………………….….63
2.5 Анализ социально – экономического положения региона,
обслуживаемого ЮУЖД………………...…………………………………….65
2.5.1 Анализ породовой погрузки………………………………………………....65
2.5.2 Анализ погрузки по видам сообщений……………………………………..72
2.6 Анализ финансово – экономических показателей работы ТЦФТО…….......73
3 Применение современных технологий в работе ТЦФТО как
реализация маркетинговых целей………………………………….…………....80
3.1 ЭТРАН. Электронный обмен данными (ЭОД)……………………………….80
3.1.1 Расчет экономии расходов при использовании ЭОД………………...……82
3.2 Электронная цифровая подпись…………………………..…………………..84
3.3 Единый контакт центр (ЕКЦ) и Терминалы коллективного
доступа (ТКД)………………………………………………………………. …88
3.4 Расчет экономического эффекта от внедрения современных технологий....90
4 Безопасность и экологичность проекта.....……………………………………...97
4.1 Планирование и финансирование мероприятий по улучшению условий
и охраны труда…………………………………………………………….….102
4.2 Основные функции по осуществлению политики ОАО «РЖД»по
охране труда………………………………………………………………...…103
4.3 Выполнение Программы по улучшению условий и охраны труда….…….105
4.4 Охрана труда, техника безопасности и производственная экология
для работников ЛАФТО Челябинск–Грузовой структурного
подразделения ЮУТЦФТО…………………………………………………..107
4.5 Санитарно – гигиеническая и экологическая экспертиза проекта…….….111
4.5.1 Метеорологические условия. Вредные вещества…………………………111
4.5.2 Шум и вибрация. Освещение………………………………………………112
4.5.3 Электроопасность…………………………………………………………...115
4.5.4 Экологические последствия. Пожароопасность…………………………..115
Заключение…...………………………………………………………………..….117
Список использованных источников……………..…………...………………...119
– какие планы существуют у конкурентов в отношении их доли рынка, повышения рентабельности перевозок и увеличения объемов перевозок;
– какой рыночной стратегии придерживаются конкуренты и с помощью, каких средств они обеспечивают ее реализацию;
– каковы их сильные и слабые стороны;
– какие действия можно ожидать в будущем от конкурентов.
Методы сегментации рынка и по конкурентам, и по грузовладельцам, и по услугам взаимно дополняют друг друга, а все полученные результаты должны рассматриваться и оцениваться в комплексе. Только в этом случае руководство дороги сможет правильно выбрать именно тот сегмент рынка, где будут наилучшим образом использованы преимущества железнодорожного транспорта, обеспечен рост объемов перевозок, доходов и прибыли.
1.4 Технология проведения
Маркетинговые исследования в области
железнодорожных перевозок
Одной из главных составляющих маркетинговой деятельности является проведение анализа происходящих рыночных процессов и тенденций развития железнодорожного транспорта как составной части единой транспортной системы.
Маркетинговое исследование включает систематический сбор, обработку и анализ данных, касающихся всех аспектов процесса маркетинга: самих транспортных услуг (продукции), рынка этих услуг, каналов их распределения, методов и приемов их реализации, системы ценообразования (тарифной политики), мер стимулирования сбыта транспортных услуг, рекламы и др.
Результаты маркетинговых иссле
– стратегического и текущего планирования перевозок грузов;
– определения стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования продаж транспортных услуг;
– оценки эффективности работы железнодорожного транспорта и выработки предложений по ее улучшению путем совершенствования технологии и организации эксплуатационной работы в конкретных условиях.
В современных условиях маркетинговые исследования должны проводиться на постоянной основе, по всем направлениям деятельности и на всех этапах функционирования Системы фирменного транспортного обслуживания федерального железнодорожного транспорта для решения комплекса задач, стоящих перед отраслью.
Маркетинговый анализ ориентирован на объединение всех его составляющих в единый «технологический процесс», конечный результат которого – обеспечение устойчивой работы железнодорожного транспорта. Он направлен на перспективное прогнозирование всей ситуации, складывающейся на рынке транспортных услуг в конкретный временной период, начиная от спроса и заканчивая собственными возможностями железнодорожного транспорта в заданной перспективе.
Технология проведения маркетинговых исследований предполагает наличие двух взаимосвязанных частей:
1) маркетинговое исследование внутреннего состояния самой отрасли, находящееся под контролем руководящих работников, и конкретных ответных реакций железнодорожного транспорта на изменения внешней среды (исследование внутренней среды);
2) маркетинговое исследование состояния внешней среды, регулирование которой для руководящих работников отрасли является проблематичным и требует гибкого приспособления (исследование внешней среды).
Результатом маркетингового исследования является оценка потенциальных возможностей железнодорожного транспорта исходя из конкретного положения на рынке транспортных услуг или его сегменте.
Данная оценка используется в процессе дальнейшей маркетинговой деятельности при разработке программы маркетинговых мероприятий путем сопоставления сложившейся на определенный момент рыночной конъюнктуры с производственными, финансовыми, трудовыми и иными ресурсами отрасли.
Основные этапы маркетинговых исследований:
– определение целей и задач исследований;
– разработка плана выполнения исследований;
– сбор, обработка и систематизация данных информационных потоков;
– определение таких сегментов рынка, где железнодорожный транспорт мог бы занимать прочные позиции в заданной перспективе;
– оценка потенциальных возможностей железнодорожного транспорта и его позиций на конкретном рынке или его сегменте в конкретных условиях.
После завершения выполнения маркетинговых исследований осуществляется подготовка выводов и рекомендаций, формируются отчеты и доводятся до руководителей железнодорожного транспорта с целью выработки оптимальных управленческих решений и дальнейшей разработки программы маркетинговых мероприятий.
В целях создания единого технологического процесса проведения маркетинговых исследований, включающих поиск, сбор, анализ и отображение маркетинговой информации в Системе фирменного транспортного обслуживания федерального железнодорожного транспорта, применяются:
1) проведение маркетинговых исследований в СФТО федерального железнодорожного транспорта (рис. 1.3);
2) основные направления маркетинговых исследований в СФТО федерального железнодорожного транспорта (рис. 1.4);
3) функционирование маркетинговой информационной системы федерального железнодорожного транспорта (рис. 1.5);
4) методические основы по проведению маркетинговых исследований в СФТО федерального железнодорожного транспорта (табл. 1.1).
Таблица 1.1 – Методические основы по проведению маркетинговых
исследований в СФТО федерального железнодорожного
транспорта
Направление исследования |
Цель исследования по данному направлению |
Выходной продукт маркетинговых исследований |
1 |
2 |
3 |
Конъюнктура рынка производства и потребления продукции различных отраслей промышленности и сельского хозяйства, перевозимой железнодорожным транспортом. |
Изучение конъюнктуры потребительского рынка транспортной продукции с целью поиска возможностей увеличения объемов перевозок и доходов, железных дорог. |
Предложения мероприятий по увеличению (удержанию) объемов перевозок и доходов, железных дорог на основе анализа возможностей и опасностей, возникающих на рынке. |
Рынок транспортных услуг в части перевозок другими видами транспорта. |
Отслеживание ситуации на рынке транспортных услуг. Поиск возможностей переключения грузов с других видов транспорта в конкурентных сегментах, возможностей взаимодействия с другими видами транспорта с целью увеличения объемов перевозок и доходов, железных дорог. Выявление факторов, связанных с деятельностью других видов транспорта, которые могут отрицательно повлиять на результаты деятельности железнодорожного транспорта. |
Предложения мероприятий по увеличению (удержанию) объемов перевозок и доходов, железных дорог на основе анализа возможностей и опасностей, возникающих на рынке транспортных услуг. |
Динамика объемов погрузки
и краткосрочное прогнозировани |
Выявление причин изменения объемов погрузки за отчетный месяц с целью отслеживания ситуации на рынке и разработка обоснованного прогноза погрузки грузов на предстоящие 3 месяца. |
Причины изменения объемов погрузки за отчетный месяц. Прогноз объемов погрузки на предстоящий период. Экономическое обоснование прогноза. |
Работа маркетинговых структур на железнодорожном транспорте. |
Оценка работы маркетинговых структур, выявление сильных и слабых сторон деятельности предприятия на рынке транспортных услуг. |
Предложения и рекомендации:
|
2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО – ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЦФТО НА ЮЖНО – УРАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
2.1 Структура, деятельность и реформирование Системы Фирменного Транспортного Обслуживания
Система фирменного транспортного обслуживания (СФТО) образована Министерством путей сообщения Российской Федерации в 1996 году для формирования маркетинговой политики и реализации услуг железнодорожного транспорта в сфере грузовых перевозок. В процессе реформирования федерального железнодорожного транспорта СФТО вошла в состав ОАО «РЖД»в качестве маркетинго – сбытовой структуры Российских железных дорог. СФТО работает как "одно окно", обеспечивая полный цикл взаимодействия с клиентами при формировании и исполнении заказов на перевозку грузов, а также осуществляет договорную работу с экспедиторскими организациями, собственниками железнодорожного подвижного состава и другими участниками транспортного рынка.
СФТО выступает от имени клиента единым заказчиком перед всеми причастными подразделениями ОАО «РЖД», являясь гарантом качества и соблюдения сроков исполнения заказа от лица ОАО «РЖД».
2.1.1 Структура СФТО
Центр фирменного транспортного обслуживания – филиал ОАО «РЖД» (ЦФТО). Центральный орган Системы ФТО, организующий и осуществляющий управление деятельностью структуры.
Территориальные центры фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО). Подразделения СФТО, обеспечивающие и организующие сбыт транспортных услуг в пределах железной дороги.
Линейные агентства ФТО. Осуществляют непосредственное взаимодействие с клиентами. Располагаются на отделениях железных дорог, на железнодорожных станциях, в местах зарождения грузопотоков.
2.1.2 Основные направления деятельности СФТО
– обеспечивает полный цикл взаимодействия с клиентами при формировании и исполнении заказов на перевозку грузов
– осуществляет договорную работу с экспедиторскими организациями, собственниками железнодорожного подвижного состава и другими участниками транспортного рынка.
– осуществляет коммерческую деятельность ОАО «РЖД» в сфере оказания услуг по перевозке грузов, использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО "РЖД", информационных и иных дополнительных услуг, услуг по продаже и аренде железнодорожного подвижного состава
ЦФТО предоставляет
– консультации по вопросам организации грузовых перевозок;
– планирование грузовых перевозок;
– оформление договора на организацию расчета, присвоение кода ЕЛС (кода плательщика);
– оформление договора на транспортно – экспедиционное обслуживание;
– присвоение кода грузополучателя/
– заполнение и прием заявок на перевозку грузов;
– расчет провозных платежей за грузовые перевозки;
– согласование планов на перевозку экспортных и нефтеналивных грузов;
– обеспечение бланками перевозочных документов и их заполнение;
– реализация запорно – пломбировочных устройств;
– организация электронного обмена данными, также подписанными электронной цифровой подписью;
ЦФТО предоставляет
– справка о дислокации вагона по его инвентарному номеру;
– слежение за продвижением вагона/контейнера/маршрутной перевозки от станции отправления до станции назначения;
– розыск вагона/контейнера;
– оказание услуг электронной торговой площадки транспортных услуг (справки о дислокации, погрузке/выгрузке, подаче/уборке, последних ремонтах вагона/контейнера, сальдо клиента);
– изготовление копий перевозочных документов.
2.1.3 Реформирование СФТО на региональном уровне
Преобразование дорожных центров фирменного транспортного обслуживания в территориальные – один из завершающих этапов реформирования СФТО в вертикально интегрированную систему управления сбытом транспортных услуг в сфере грузоперевозок. Преобразование Южно–Уральского Дорожного ЦФТО в Южно–Уральский Территориальный ЦФТО произошло в сентябре 2009 года в рамках 3 – го этапа Программы Структурной Реформы ОАО «РЖД» (2006–2010гг., основной целью которого было создание развитого конкурентного рынка в области железнодорожных перевозок).
Произошло организационно–функциональное выделение структуры из состава дороги. Задачи СФТО при этом практически не изменились. Главной по–прежнему остается обеспечение доходной части ОАО «РЖД» за счет эффективного менеджмента в сфере грузовых перевозок, расширения ассортимента и освоения новых сегментов рынка.
Для организации транспортного обслуживания, была сформирована развитая агентская сеть, а также система взаимоотношений с клиентами и структурными подразделениями компании. Выделение на данном этапе вертикали управления, сбытом от линейного до дорожного уровня, позволяет приступить к разделению в ОАО «РЖД» функций сбытового и производственного блоков.