Курс лекций по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:01, курс лекций

Краткое описание

В рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия и государство, которые выступают в качестве коллективного предпринимателя. Развитие экономики страны или отдельно взятого региона в современных условиях возможно лишь на основе свободы предпринимательской деятельности во всех отраслях, где непосредственно осуществляется производство товаров или оказание разнообразных услуг.

Файлы: 20 файлов

вопросы для экзамена.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 1.doc

— 145.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 10.doc

— 373.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 11.doc

— 106.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 12.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

Предлагаемый ниже вариант  систематизации разделов бизнес-плана и примерная схема необходимой в них информации опираются, как правило, на многочисленные разработки такого направления, результаты которых публикуются в экономической прессе.

Как и любой другой документ, бизнес-план начинается с титульного листа, на котором отражены все исходные реквизиты предполагаемого проекта - название и адрес фирмы - инициатора проекта, фамилии, имена его авторов, наименование и суть проекта, время и место его разработки. Эти реквизиты важны прежде всего не для самого предприятия (предпринимателя), собирающегося реализовать проект, а для других возможных участников его реализации - кредитных организаций, банков, инвесторов, потенциальных партнеров. Именно их для первоначального знакомства с проектом будут интересовать прежде всего и название предприятия (может, уже со сложившейся репутацией), и суть, и стоимость предполагаемого проекта.

В отдельных случаях, по желанию разработчика бизнес-плана, составляется либо так называемая вводная  часть, либо резюме. Суть этой части бизнес-плана состоит, вне зависимости от ее формы, в том, чтобы в сжатом виде, убедительно и четко информировать заинтересованные лица об основных положениях предполагаемого коммерческого проекта. При этом, конечно, необходимо определить: цель составления бизнес-плана; сферу будущей деятельности; за счет каких ресурсов она будет осуществляться; чем будущий продукт (или услуга) будет выгодно отличаться от аналогичной продукции конкурентов; каковы основные финансовые результаты с возможным расчетом размера продаж, выручки от реализации, затрат на производство и реализацию, прибыли, срока окупаемости затрат участников проекта. Не менее важны в резюме общие сведения об управленческом персонале, его доле в капитале предприятия, оценка факторов риска проекта, гарантии по возврату возможных кредитов и др.

Учитывая, что именно резюме по определению должно сформировать возможную однозначную оценку проекта, его содержание и строение должны быть простыми, без применения специальных  терминов, характерных для данной сферы деятельности.

Особым разделом бизнес-плана  может быть так называемый меморандум конфиденциальности, который составляется с целью предупреждения лиц, допускаемых  к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в ней информации, о необходимости сохранения возможной коммерческой тайны.

Зачастую бизнес-планы, носящие новый, поисковый характер, могут содержать сведения, секретные  до определенных пор для конкурентов. Поэтому некоторые бизнес-планы  имеют грифы секретности, ограничивающие круг их потенциальных читателей.

Несколько следующих разделов бизнес-планов по содержанию тесно  связаны между собой, поскольку  дают обширную характеристику самой  фирмы, предприятия, отрасли производства, к которой они относятся, продукции, которую это предприятие будет выпускать, и таким образом, раскрывают саму сущность предлагаемого проекта.

В данных разделах бизнес-плана, в отличие от предыдущих, уже подробно и обстоятельно характеризуется  суть проекта в части описания непосредственно будущей продукции (услуг), ее потребительских свойств, необходимого для этого объема ресурсов, источников их получения.

Здесь необходимо описание тех товаров (работ, услуг), которые  будут предложены потребителю, ради чего и разработан сам проект. Конечно, в идеальном случае желательно, чтобы  вновь создаваемая продукция  выгодно отличалась от продукта конкурентов  либо высоким качеством, либо широким набором сервисных свойств, либо качеством оформления, упаковки и др.

Выбор оптимальной стратегии  в данном случае зависит прежде всего  от возможностей предприятия. Так, например, если предприятие располагает сложным, но дорогостоящим оборудованием, если на нем работают высокооплачиваемые работники-универсалы, то, вероятно, такое предприятие должно ориентироваться на выпуск сложной, высококачественной и дорогостоящей продукции, предполагая среди своих потребителей прежде всего потребителя с высоким уровнем дохода.

Здесь же должна присутствовать оценка необходимых производственных и непроизводственных помещений, необходимого административного и производственного  персонала. Из складывающихся затрат на производство продукции, с одной  стороны, и примерной цены ее реализации, с другой стороны, будет рассчитываться примерная величина прибыли от производства и продажи каждой единицы товара.

Само название очередного раздела бизнес-плана - стратегия  маркетинга (или маркетинг-план) - говорит  о том, что в нем должна быть проведена оценка рыночных возможностей предприятия. Этот раздел плана состоит  из нескольких частей.

Первая его часть  предполагает описание структуры рынка. Принципиально важно, чтобы будущий успех предполагаемого проекта был обоснован соответствующей ситуацией на рынке данного товара, с доказательством того, что спрос на товар или услугу этого вида либо не удовлетворен, либо удовлетворен, но с худшим качеством, и т. д. Иными словами, необходимо определить, существует ли на рынке данного товара та ниша, которую и собираются занять с помощью реализации данного проекта, либо существует ли возможность внедрения на рынок данного товара наряду с уже действующими на нем фирмами. Для этого надо осуществить несколько этапов работ: анализ предшествующих этапов развития данного рынка; оценку текущего состояния дел в данной сфере экономики; прогноз развития производства в данной сфере.

Проведенный анализ положения дел в данной сфере экономики позволяет перейти ко второй части этого раздела бизнес-плана - к оценке собственных возможностей данного предприятия в этой сфере. Для этого необходимо сначала сделать общую оценку потенциальной емкости данного рынка, то есть определить общую стоимость товаров, которые покупатели этого региона могут приобрести за определенный промежуток времени (месяц, квартал, год). Конечно, эта величина будет определяться действием целого ряда различных факторов - социальных, национально-культурных, климатических, сезонных и, естественно, экономических (уровень доходов потребителей, структура их расходов, инфляционные процессы и др.).

После проведения общей  оценки потенциальной емкости рынка  можно уже произвести оценку потенциальной суммы продаж непосредственно данного предприятия (потребителя). Ориентировочная сумма продаж позволит рассчитать и максимальную выручку от реализации, на которую может выйти предприятие за определенный промежуток времени.

В этом же разделе бизнес-плана производится и оценка потенциальных конкурентов на рынке. Для этого необходимо определить крупных производителей аналогичной продукции, оценить уровень качества их продукции и соответствие ее запросам потребителей, ее дизайн, широту номенклатуры и др. Чрезвычайно важно иметь информацию об уровне цен на продукцию предприятий-конкурентов, вообще информацию об их политике цен и технической политике.

Не менее важна информация о потенциальных потребителях данной продукции. Для этого необходимо ответить на вопрос, на какого именно потребителя рассчитана продукция (услуга) данного предприятия. Это позволит определить тот сегмент рынка, который будет главным в реализации предлагаемого проекта. Как правило, вновь создаваемые предприятия успешно конкурируют только на определенном, довольно узком сегменте рынка.

В следующей части  маркетинг-плана рассматриваются  вопросы маркетинга, связанные с  разработкой его стратегии и  тактики — научно-технической, товарной, ценовой, сбытовой, рекламной. Все они  тесно взаимосвязаны. В частности, необходимо определить систему (схему) распространения товаров — через собственные фирменные магазины, через специализированную розничную сеть или через оптовые торговые организации. Определив таким образом каналы сбыта продукции и объем продаж по каждому из них, можно определить и проектную рентабельность предприятия. Для этого необходимо определиться с возможной ценой продукции, что требует формирования определенной ценовой политики на предприятии и предполагаемое ее формирование у предприятий-конкурентов.

Важной задачей ценовой  политики является определение цены безразличия, то есть цены, при которой  потребителю безразлично, чей товар  покупать. Очень полезной для этого  может оказаться информация, поступающая  от торговых агентов, отраслевых ассоциаций и других организаций, занимающихся анализом рыночной конъюнктуры.

Значительным подразделом  плана маркетинга является рекламная  стратегия (способы рекламного воздействия  на потребителя), ее масштабы, периодичность, средства, на которые она осуществляется. Важно разработать систему организации послепродажного обслуживания клиентов.

Весьма важным, ресурсным  разделом бизнес-плана являете инвестиционный план, в котором определяется размер необходимых инвестиций, их распределение  по этапам осуществления проекта, по направлениям их использования.

Очень важно в данном разделе правильное определение  структуры инвестиций, прежде всего  технологической структуры капитальных  вложений.

Поскольку значительная часть разрабатываемых бизнес-планов используется именно для принятия решений по инвестициям, поскольку их составление и обоснование являются непременным условием реализации любого значительного инвестиционного, проекта, именно эта часть бизнес-плана представляет значительный интерес для всех участников инвестиционного рынка.

Во многом ключевым разделом бизнес-плана, жестко связанным как  с ресурсными, так и результирующими  его разделами, является план производства. По сути дела, этот раздел, присутствующий и в традиционных документах технико-экономического планирования, составляет сердцевину всей разработки. Следует заметить, что разрабатывается он только теми предприятиями, которые в своем проекте предусматривают производство товаров.

Главная задача этого  раздела бизнес-плана - показать производственно-технические возможности предприятия по выпуску продукции, выполнению работ, услуг, на которые нацелен план, возможности произвести их с надлежащим уровнем качества, в нужные сроки и необходимом количестве.

Прежде всего необходимо показать, где будет изготавливаться продукция - на действующем или вновь создаваемом предприятии. При необходимости здесь конкретизируется вновь организуемый производственный процесс, рассчитываются необходимые производственные площади, оборудование, материальные ресурсы.

По той части  производственного процесса, которая осуществляется собственными силами предприятия, как правило, приводят техническую документацию в виде схемы производственных; потоков, маршрутной карты. Под выбранную технологию производства приводится список стандартного и нестандартного технологического оборудования, оснастки, инструментов, приспособлений. Здесь же можно перечислить и места их вероятного приобретения, цену.

Рассчитанный ранее  размер продаж диктует необходимые  размеры производственной мощности предприятия. Если существующих мощностей по производству продукции недостаточно, то в этом разделе рассчитываются мероприятия по вводу новых мощностей или расширению действующих. Помимо обоснования соответствующими производственными мощностями, план производства требует обоснования материального обеспечения проекта. Тут необходимо определить, где, на каких условиях, по какой цене будут приобретаться сырье, материалы, комплектующие изделия, топливо, энергия, тара, запасные части. Во всех случаях ресурсного обоснования плана производства необходимо указать на возможное лимитирование объемов производства со стороны имеющихся мощностей или поставляемых материально-технических ресурсов, возможные варианты замены поставщиков ресурсов; необходимо показать также в плане производства возможные способы контроля качества продукции.

Завершать данный план должна оценка возможного уровня издержек производства и их динамики в перспективе. При  этом важнейшими составными частями  затрат должны быть не только непосредственно  производственные издержки, но и затраты по утилизации отходов, очистке выбросов, охране окружающей среды, обеспечению необходимой производственной инфраструктуры, подводке соответствующих коммуникаций, транспортных развязок и т. д.

Для вновь организуемых либо реорганизуемых предприятий чрезвычайно важен организационный раздел плана, поскольку именно в нем закладываются основные правовые аспекты функционирования предприятия и система его организации. Эта часть плана для нового предприятия начинается поэтому с выбора организационно-правовой формы. Если при этом предусматривается долевая собственность учредителей предприятия, то здесь необходимо оговорить условия совместного владения предприятием, сроки и размеры оплаты соответствующих долей в уставном капитале, систему управления и участия учредителей производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Очень важны для будущих учредителей степень ответственности, которую они будут нести по его обязательствам, и риск убытков, связанных с его деятельностью.

Если же бизнес-планом предусматривается создание предприятия в форме акционерного общества, здесь необходимо определите особенности заключения договора о создании общества, рассчитать размер выпуска (эмиссию) акций, их номинальную стоимость, порядок размещения, условия распространения, их тип, условия передачи другим владельцам, порядок их регистрации и учета. Очень важен для акционерного общества и возможный состав органов управления - совета директоров, наблюдательного совета, исполнительных органов (правления, дирекции) и т. д.

Лекция 13.doc

— 92.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 14.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 15.doc

— 100.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 3.DOC

— 235.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 4.doc

— 105.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 5.doc

— 261.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6.doc

— 93.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7.doc

— 132.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7н.doc

— 137.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 8.doc

— 136.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 9.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 1-4 (новые).doc

— 68.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 5-6 (новые).doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 2.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 7-15 (новые).doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс лекций по "Экономике"