Курс лекций по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:01, курс лекций

Краткое описание

В рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия и государство, которые выступают в качестве коллективного предпринимателя. Развитие экономики страны или отдельно взятого региона в современных условиях возможно лишь на основе свободы предпринимательской деятельности во всех отраслях, где непосредственно осуществляется производство товаров или оказание разнообразных услуг.

Файлы: 20 файлов

вопросы для экзамена.doc

— 30.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 1.doc

— 145.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 10.doc

— 373.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 11.doc

— 106.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 12.doc

— 173.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 13.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

Экономика предприятия

Лекция 13

ЦЕНА, ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ФИРМЕ)

13.1. Цена, ценообразующие факторы

Важнейшими  категориями рыночной экономики  являются цена и ценообразование. Цена - это денежное выражение стоимости  товара, а ценообразование - процесс  формирования цен, определение их уровней и соотношений.

В рыночной экономике объективно действуют многие экономические  законы, из которых наиболее важными  для установления цен являются закон  стоимости, закон спроса, закон предложения, законы рыночного ценообразования.

Закон стоимости проявляется прежде всего в том, что в условиях свободного рынка, конкуренции цены отражают общественно необходимые затраты труда. Предприниматель, учитывая закон стоимости, постоянно ищет пути для снижения затрат и тем самым способствует успеху предпринимательства и развитию общества.

Между ценой и величиной  спроса существует обратная связь. Экономисты называют такую связь законом  спроса.

Между ценой и количеством  предлагаемой продукции существует прямая связь. Эта связь называется законом предложения.

С законами стоимости, спроса и предложения связаны законы рыночного ценообразования. Механизм их действия не сложен:

  1. Цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.
  2. Если под влиянием неценовых факторов (например, мода) возрастает спрос при неизменном предложении или уменьшается предложение при неизменном спросе, то цена возрастает.
  3. При неизменном предложении уменьшение спроса или при неизменном спросе увеличение предложения ведет к понижению цены.

В процессе развития рыночных отношений происходит взаимное приспособление продавцов и покупателей. Главную роль при этом играют цены, способствующие быстрому обмену нужной информацией. Цены делают условия обмена понятными и стандартизованными для всех участников рыночной экономики. Особенно важным понятием в таком обмене является равновесная цена, т. е. цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Покажем графически цену равновесия и отклонения от нее (рис. 13.1)

 

   Р D – спрос    S - предложение


         Излишек


Р2


 

Е

РЕ


 

 

Р1


 

Дефицит


   0         QD = QE     Q

 

Рис. 13.1. Цена равновесия и отклонения от нее

В точке равновесия РЕ = PS = PD,

где РЕ - равновесная цена;

PS - цена предложения;

PD - цена спроса.

Это означает, что QE = QS = QD,

где QE — равновесный объем;

QS - объем предложения;

QD - объем спроса.

Если Е - точка  равновесия, то РЕ - равновесная цена, QE - объем проданного товара. Совокупная общая выручка TR составит:

TR = PE * QE.

Потребители часто  не соглашаются с утверждением, что существующие цены оптимальны. Недовольство потребителей сложившимися равновесными ценами создает предпосылки для государственного вмешательства в рыночное ценообразование. Это приводит к установлению государством максимальных или минимальных цен. Если максимальная цена Р, устанавливается государством ниже равновесного уровня РЕ, образуется дефицит продукции, если государство устанавливает минимум цены Р2 выше равновесного уровня РЕ, образуется излишек товаров.

В изучении возможной  реакции экономических агентов на изменение цены важную роль играет понятие эластичности. Эластичностью называют меру реакции одной величины на изменение другой. Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса на товар при изменении его цены на один процент:

,

где ЕрD - эластичность спроса по цене;

DIQ - изменение величины спроса, %;

DIР - изменение цены, %.

Показатель  ценовой эластичности спроса для  всех товаров, как правило, является отрицательной величиной, так как зависимость между ценой и объемом спроса обратная. Поэтому для оценки эластичности используют абсолютную величину соотношения, т. е.:

,

Если EPD > 1, спрос растет или уменьшается быстрее изменения цены, и тогда его называют эластичным спросом. Если EPD < 1, спрос неэластичный, жесткий.

В том случае, если изменение цены не ведет к  изменению спроса, эластичность EPD = 0 (например, цена и спрос на лекарство, важное для жизни ребенка). Если же крайне малое изменение цены вызывает теоретически бесконечное увеличение спроса, эластичность EPD = ¥ (рис. 13.2).

  P


   EPD = 0

EPD = ¥


 

 

 

 

 

 


0       Q

Рис. 13.2. Крайние случаи эластичности

 

Для измерения  эластичности спроса по цене подсчитывают процентные изменения величин спроса и цены и, как уже показано, соотносят их:

,

,

,

Рыночное ценообразование  коренным образом отличается от ценообразования  в условиях централизованной административно-командной системы управления.

Рыночное ценообразование  позволяет формировать цены не в  сфере производства, не на предприятии, а на рынке под воздействием товарно-денежных отношений, спроса и предложения. Таким  образом, полезность товара проходит проверку рынком, цена окончательно определяется на рынке, так как стоимость товара получает общественное признание через механизм цен только на рынке.

В административно-командной  системе цены рассчитываются в производстве, часто до начала выпуска продукции. За основу цены принимаются затраты на производство. При затратном методе построения цен в плановой экономике рынок практически не оказывает влияния на уровень и динамику цен, а лишь констатирует уровень спроса на товар при установленной фиксированной цене.

Государственные органы в рыночной экономике регулируют цены на ограниченный круг товаров и услуг. В современной России государственное регулирование сохраняется на тарифы по услугам жилищно-коммунального хозяйства, отдельных видов транспорта и на цены продукции предприятий-монополистов. К таким монополистам отнесены «Единая энергетическая система», «Транснефть», «Газпром», Московская телефонная сеть, Мосводоканал, сеть железных дорог и другие аналогичные производственно-хозяйственные структуры.

В условиях рыночных отношений механизм ценообразования проявляется через цены, их динамику. Рассмотрим два важнейших фактора, под воздействием которых формируется динамика цен, - стратегический и тактический.

Стратегический  фактор проявляется в том, что цены образуются на основе стоимости товаров и подвержены изменениям вокруг стоимости. Это фактор долговременного перспективного действия. Он ставит в наиболее выгодные условия те предприятия, которые используют передовые технологии, имеют современное оборудование, пользуются прогрессивными методами организации труда и производства и т. п. В выигрыше оказываются те предприятия, у которых издержки производства в расчете на единицу продукции ниже, чем у конкурентов.

Тактический фактор проявляется в том, что цены на конкретные товары и услуги формируются под влиянием конъюнктуры рынка и по этой причине они могут часто меняться (в течение дней, часов). Тактический фактор ставит в более благоприятные условия те предприятия, которые умеют с пользой для себя оперативно воспользоваться конъюнктурой рынка. Для этого требуются высокопрофессиональные исполнители, гибкость, тщательная подготовка производства и производственной инфраструктуры.

Естественно, что  наибольший выигрыш на рынке получают те предприятия, которые имеют возможность  умело использовать и стратегический, и тактический факторы рыночного ценообразования.

12.2. Виды  цен

В переходной российской экономике все цены классифицируются по видам и разновидностям.

В зависимости  от особенностей производимой продукции, участников процесса производства, обслуживаемой сферы товарного обращения цены подразделяются на следующие основные виды:

  • оптовые цены на продукцию промышленности;
  • розничные цены;
  • закупочные цены;
  • цены на продукцию строительства;
  • тарифы на грузовые и пассажирские перевозки;
  • тарифы на услуги, оказываемые домашним хозяйствам, физическим и юридическим лицам;
  • цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Оптовые цены на продукцию промышленности - цены, по которым продается и покупается продукция промышленных предприятий независимо от форм собственности крупными партиями в порядке оптового оборота.

В составе оптовых  цен на продукцию промышленности различают оптовые (отпускные) цены предприятия и оптовые цены промышленности.

Оптовая цена предприятия (отпускная цена) - цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию другим предприятиям или оптово-сбытовым организациям. Оптовая цена предприятия должна возместить собственные издержки производства и обращения и обеспечить получение нормальной прибыли, позволяющей выживать и развиваться в рыночных условиях. Однако это не означает полной гарантии получения такой прибыли. Предприятие в конкретных обстоятельствах может иметь сверхприбыль или же убыток

Оптовая (отпускная) цена предприятия включает себестоимость, прибыль, акциз (по подакцизным товарам), налог на добавленную стоимость.

Разновидность оптовой цены предприятия - трансфертная цена, которая используется при осуществлении  расчетов между подразделениями  одного и того же предприятия. Трансфертные цены широко используются в коммерческих операциях между филиалами транснациональных компаний.

Использование трансфертных цен позволяет повышать конкурентоспособность фирм на рынке, если идти по пути их снижения на сырье, материалы, комплектующие изделия, поставляемые дочерними предприятиями.

Оптовая цена промышленности - цена, по которой предприятия и  организации-потребители оплачивают продукцию оптовым снабженческо-сбытовым структурам.

Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предприятия, снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и дополнительную часть налога на добавленную стоимость. Снабженческо-сбытовая наценка призвана возместить затраты снабженческо-сбытовых (оптовых) организаций и обеспечить им получение прибыли и по существу является ценой на услугу по снабжению и сбыту товара.

Разновидностью  оптовой цены промышленности является биржевая цена. Она формируется на базе биржевой котировки и надбавок (скидок) с нее в зависимости  от качества товара, удаленности пункта назначения от месторасположения поставщика. Размер биржевой цены фиксируется биржевым контрактом.

Розничными  называются цены, по которым население, предприятия и организации приобретают  товары (как правило, в малом количестве) в сфере розничной и оптово-розничной торговли для конечного или промежуточного потребления. В состав розничной цены входят оптовая цена промышленности, торговая наценка или скидка, дополнительный налог на добавленную стоимость. Торговая наценка (скидка) включает издержки торговых организаций и их прибыль. Структуру ее розничной цены можно представить схемой (рис. 13.3).

Из схемы  следует, что каждый последующий  вид цены включает в себя предыдущий.

 

Оптовая (отпускная) цена предприятия

Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка

НДС0

 

Издержки

Прибыль

Оптовая цена промышленности

Торговая наценка (скидка)

НДСР

Издержки

Прибыль

Розничная цена


Рис. 13.3. Структура розничной цены

Разновидность розничной цены — аукционная цена. Это цена товара, проданного на аукционе. Как правило, такая цена значительно выше розничной, так как отражает уникальные и редкие свойства и признаки товара.

Лекция 14.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 15.doc

— 100.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 3.DOC

— 235.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 4.doc

— 105.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 5.doc

— 261.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 6.doc

— 93.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7.doc

— 132.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 7н.doc

— 137.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 8.doc

— 136.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 9.doc

— 105.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 1-4 (новые).doc

— 68.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 5-6 (новые).doc

— 70.50 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция 2.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

Тесты 7-15 (новые).doc

— 59.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Курс лекций по "Экономике"