Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:01, курс лекций
В рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия и государство, которые выступают в качестве коллективного предпринимателя. Развитие экономики страны или отдельно взятого региона в современных условиях возможно лишь на основе свободы предпринимательской деятельности во всех отраслях, где непосредственно осуществляется производство товаров или оказание разнообразных услуг.
Закупочные цены - это оптовые цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция предприятиями, фермерами и домашними хозяйствами. На практике эти цены трансформируются в средние цены фактической реализации. Закупочные цены по существу являются договорными или свободными ценами, складывающимися в зависимости от соотношения спроса и предложения на оптовом рынке сельскохозяйственной продукции.
Цены на продукцию строительства выступают в виде сметной стоимости строительно-монтажных работ и готовых строительных объектов, прейскурантных и договорных цен на продукцию строительства. Сметные цены - это своеобразные оптовые цены, используемые в капитальном строительстве.
Тарифы на грузовые
и пассажирские перевозки - это плата
за перемещение грузов и пассажиров,
взимаемая транспортными
Цены на услуги имеют определенные особенности, обусловленные спецификой услуги как вида деятельности, при котором не создается продукт в его материально-вещественной форме, а изменяется качество уже существующего продукта. Цены на услуги называют тарифами или расценками. Примерами тарифов являются уровень оплаты коммунальных и бытовых услуг, плата за услуги электросвязи, почтовой связи и т. д. Тарифы на услуги включают себестоимость, прибыль и НДС.
Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, ориентируются на цены основных мировых товарных рынков. Мировые цены представляют денежное выражение мировой интернациональной стоимости товара. Они находятся под значительным влиянием государства.
На экспортируемые
товары государством могут устанавливаться специаль
Цены на импортируемые
товары устанавливаются на основе контрактной
стоимости с включением расходов
по закупке и доставке товаров
до границы в валюте страны экспортера.
Импортная стоимость
13.3. Ценовая политика предприятия (фирмы), методы установления цен
Ценовая политика предприятия зависит прежде всего от типа рынка. Выделяют четыре типа рынков, для каждого из которых имеют место свои характерные особенности в области ценообразования (табл. 13.1).
№ |
Тип рынка |
Характеристика рынка |
Характерные особенности установления цен |
1 |
Рынок чистой конкуренции |
Много продавцов
стандартной продукции или |
Цены, как правило, единые, товары реализуются по сложившейся рыночной цене |
2 |
Рынок монополистической конкуренции |
Много продавцов дифференцированной продукции |
Наличие широкого диапазона цен в условиях рыночного предложения разных вариантов товаров. Цены устанавливаются в зависимости от цели предприятия, издержек, цен на товары конкурентов, выбранного метода ценообразования |
3 |
Рынок олигополистической конкуренции |
Мало продавцов стандартной продукции |
Цены могут быть едиными или разными в зависимости от выбранной стратегии предприятия: максимизация цены при высоком уровне качества продукции, низкие цены при невысоком качестве продукции, стратегии изъятия, стратегии пульсации |
4 |
Чистая монополия |
Один продавец необходимой продукции, которую никто больше не производит |
Высока доля государственного вмешательства в ценообразование. Цена может быть ниже себестоимости (если товар важен для большого числа покупателей с низкими доходами), очень высокой для сокращения потребления или изъятия части высоких доходов. Цена может устанавливаться с расчетом на покрытие издержек или получение высокой прибыли |
Содержание таблицы свидетельствует, что возможности и проблемы политики цен меняются в зависимости от типа рынка. За исключением рынка монополии, на остальных трех рынках предприятиям необходимо иметь наиболее целесообразную методику установления цены на свою продукцию.
Процесс первоначального
установления цен предусматривает
следующие шесть
В работе Ф. Котлера
«Основы маркетинга» в
Минимально
возможная цена зависит от себестоимости
продукции, максимально возможная
цена определяется наличием каких-то уникальных
достоинств в продукции предприятия.
Цены товаров конкурентов и товаров-
Слишком низкая цена |
Возможная цена |
Слишком высокая цена | ||
Получение прибыли по этой цене невозможно |
Себестоимость продукции |
Цены конкурентов и цены товаро-производителей |
Уникальные достоинства товара |
Формирование спроса по этой цене невозможно |
Наиболее распространенными методами ценообразования на предприятии являются:
Самым простым
методом ценообразования считае
Метод расчета цен на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли предполагает использование графика безубыточности и установление такой цены, которая позволит получить желаемый объем прибыли на вложенный капитал. Данный метод ценообразования требует от предприятия рассмотрения различных вариантов цен, их влияния на общий оборот, необходимый для преодоления уровня безубыточности и получения целевой прибыли.
В современных условиях все большее число предприятий устанавливает цены на основе ощущаемой ценности своих товаров. Основным фактором ценообразования считаются не издержки, а покупательское восприятие. Это ценообразование достаточно сложно, но наиболее прибыльно. При этом необходимо определить, какой товар является ценным (нужным) для покупателя. И. П. Денисова в работе «Цены и ценообразование» приводит четыре существующих суждения по этому вопросу:
1. Целесообразно
разграничивать осознанную
При использовании метода установленной цены на основе ощущаемой ценности товара предприятие исходит из того, что потребитель определяет соотношение между ценностью товара и его ценой и сравнивает это соотношение с такими же показателями для аналогичных товаров, выпускаемых другими предприятиями.
Метод установления цены на уровне текущих цен сконцентрировал в себе, как принято считать, коллективную «мудрость» отрасли и применим на рынке чистой и олигополистической конкуренции. Назначая цену на свой товар, предприятие ориентируется на цены конкурентов и мало внимания обращает на показатели собственных издержек или спроса. Цена может устанавливаться на уровне, выше или ниже уровня основных конкурентов.
Установление цены на основе закрытых торгов применяется в процессе конкурентной борьбы, когда предприятие желает завоевать контракт, а это возможно при условии, если запрашиваемая цена ниже, чем у других продавцов. Однако цена не должна опускаться ниже себестоимости, так как предприятие вместо прибыли будет иметь убыток.
При установлении
цен на свою продукцию предприятие
обязано соблюдать положения за
НК РФ предоставил право налоговым органам при осуществлении ими контроля за полнотой начисления налогов проверить правильность применения налогоплательщиком цен по осуществляемым сделкам в четырех случаях:
В соответствии с п. 11 ст. 40 НК РФ установлено, что «при определении и признании рыночной цены товаров (работ, услуг) налоговые органы используют официальные источники информации о рыночных ценах на товары (работы или услуги) и биржевые котировки».
При изменении рыночной цены предприятие-налогоплательщик вправе использовать скидки, вызванные:
Иначе говоря, рыночная цена на товары (работы, услуги) учитывает все моменты, которые могут быть у продавца товаров (работ, услуг), включая насыщенность рынка, снижение потребительского спроса и свойств, предлагаемых товаров.