Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:01, курс лекций
В рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия и государство, которые выступают в качестве коллективного предпринимателя. Развитие экономики страны или отдельно взятого региона в современных условиях возможно лишь на основе свободы предпринимательской деятельности во всех отраслях, где непосредственно осуществляется производство товаров или оказание разнообразных услуг.
Экономика предприятия
Лекция 14
МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ФИРМЕ)
14.1. Сущность и содержание маркетинга
Одним из кардинальных требований, диктуемых рыночной экономикой, является необходимость производства продукции такого количества и качества, которое может быть использовано потребителями. Без его выполнения практически недостижима главная цель любого предпринимателя - получение максимальной прибыли. Оно предусматривает рациональное использование все уменьшающихся ресурсов. Невыполнение этого требования делает весьма проблематичным включение российской экономики в международное разделение труда.
Совокупность процессов, в ходе которых происходит согласование интересов производителей и потребителей, получила название маркетинга.
Существует множество концепций маркетинга, отражающих различные специфичные подходы и методы достижения цели, усиление тех или иных элементов, узкой или расширительной трактовки отдельных направлений деятельности. Наиболее известны пять базовых концепций, на основе которых современные предприятия строят свою маркетинговую деятельность: производственная, товарная, сбытовая, потребительская, социально-этическая. Каждая из них наиболее эффективна в определенных рыночных условиях.
В условиях дефицита товаров
наиболее оправдана концепция маркетинга
Концепция совершенствования товара альтернативна предыдущей. Она направлена на постоянное улучшение качества производимого товара и расширение его потребительских свойств. Такая товарная ориентация производителя, повышающая эксплуатацию характеристики продукта в большей мере способствует привлечению клиентов, которые получают возможность полнее удовлетворять свои потребительские запросы.
Сбытовая концепция
маркетинга ориентирована на более
интенсивное информирование потребителя
о достоинствах предлагаемого товара
и стимулирование его покупок. Активная
рекламная кампания способна существенно
интенсифицировать
Потребительская концепция маркетинга состоит в первоочередном удовлетворении запросов потребителя. Ее суть в наиболее выпуклом виде выражена лозунгом-призывом: «Любить клиента, а не товар». Она состоит в предварительном изучении интересов потребителя, его желаний и предпочтений, а затем — в организации их удовлетворения. Поэтому производство товаров или услуг в этой концепции является средством для достижения цели, а не самой целью. Сосредоточенность на нуждах потребителя и их удовлетворении делает такой подход весьма эффективным. Но он, вместе с тем, вызывает и несогласованность между производством, личным удовлетворением запросов потребителей, долговременным благополучием общества в целом. Это несоответствие наиболее наглядно проявляется в ухудшении состояния окружающей среды (например, из-за увеличения концентрации выхлопных газов в атмосфере, вызываемой ростом числа автомобилей - заветной мечты многих слоев населения; из-за использования фреона в холодильных установках и т. п.).
Наиболее обобщенной и целостной является концепция социально-этического маркетинга. Она предполагает достижение сбалансированности трех главных факторов, обуславливающих состояние общества: получение прибыли производителем товаров; удовлетворение запросов потребителя и выполнение требований общества. Реализация такой концепции возможна лишь при всесторонне развитом гражданском обществе, когда ее формирование происходит под воздействием и контролем общественных организаций и движений.
14.2. Задачи маркетинга и некоторые пути их решения
Независимо от концепции, положенной в основу организации маркетинговой деятельности на предприятии, она должна решить четыре главных задачи:
Методы решения задач маркетинга весьма разнообразны: от инсайтных, основанных на интуиции, до научно проработанных. Выбор методов зависит от принятой маркетинговой концепции.
Ориентиром при определении вида продукта служат потребности клиентов, определяющие номенклатуру и ассортимент товаров и услуг. Оценивая реакцию потребителей на изменение вкуса, цвета, запаха, фасона, удобства в эксплуатации и другие потребительские свойства пионерных образцов товара, его конструкцию, упаковку и т. п., принимают окончательное решение.
Наиболее сложным элементом рынка, как известно, является цена продукта. Именно она связывает спрос и предложение. Гибко реагируя на изменение конъюнктуры рынка, она способна воздействовать на объем продаж, помогая или мешая сбыту, и непосредственно влиять на величину получаемой прибыли. Разрабатывая ценовую политику, необходимо учитывать, что предприятия реализуют свою продукцию не по желательным, покрывающим издержки ценам, а по приемлемым для потребителя. В рыночной экономике маркетинг использует лишь основные стратегические подходы к ценообразованию, а сами цены устанавливают элементы (спрос, предложение) и субъекты рынка (продавцы и покупатели).
Определяя конкретные уровни цен, предприятия ориентируются, преимущественно, на уже существующие цены. Другой способ формирования цен - с учетом производственных затрат (полных, предельных или стандартных) и целевой нормы прибыли.
Задачу продвижения продукта к потребителю решают созданием у потребителя благоприятного отношения к продукции и ее производителю, активизирующего спрос. Основным и наиболее эффективным средством для этого с давних времен служит реклама, не только информирующая покупателя о существовании конкретного товара, но и убеждающая его в достоинствах такового, понуждающая отдать ему предпочтение по сравнению с конкурирующими. Эффективными в смысле продвижения оказываются и другие мероприятия рекламного характера - презентации, участие в выставках и ярмарках, а также пользование для апробирования и привыкания, предоставление различного рода торговых скидок и т. п. Положительный эффект от рекламы и ее разновидностей настолько велик, что в литературе и практической деятельности нередко смешивают понятия рекламы и маркетинга, не останавливаясь перед огромными затратами на проведение рекламных мероприятий. Кстати, расходы на рекламу, рассчитанные на душу населения в России, в десятки раз ниже по отношению к аналогичному показателю в большинстве экономически развитых стран, а по отношению к США — в сто раз.
Вариантами решения задачи доставки продукции от производителя к потребителю могут быть: непосредственные прямые поставки; через систему оптовой и розничной торговли, через дистрибьюторов, которые вместе с ролью торговых посредников, осуществляют на рынке представительские функции, через сеть других агентов, выполняющих не только продажу, но и послепродажное обслуживание, транспортировку и хранение товаров.
14.3. Функции маркетинга
Для достижения главной цели маркетинга — согласования интересов производителя и решения множества возникающих при этом задач, маркетинговая деятельность выполняет множество поддающихся контролю функций. Среди них основными являются: аналитическая, организующая и информационная.
Аналитическая функция маркетинга состоит в проведении исследований:
- конъюнктуры (объемов спроса, предложения, средних цен, диапазона их колеблемости, уровня конкуренции), сложившейся на рынке производимой продукции;
- интересов и предпочтений потребителей, их прогнозируемых изменений;
- покупателей и их требований к потребительским свойствам производимой (намечаемой к производству) продукции, природы их возникновения и перспектив существования;
- предполагаемого товара, его позиций на соответствующем рынке, конкурентоспособности, соответствия ожиданиям потребителей;
- конкурентов, их сильных
и слабых сторон, особенностей
рекламы, дополнительных
- соотношения цен на
собственную и конкурентную
- процесса разделения потребителей на однородные по характеристикам группы (сегментирование рынка);
- внутренней среды предприятия;
- сбытовой деятельности
предприятия, тенденций в
Основная цель осуществления аналитической функции состоит в уменьшении неопределенности и риска деятельности предприятия. Ее результаты используют для подготовки рекомендаций по принятию и реализации управленческих решений.
Организующая функция маркетинга заключается в:
- подготовке производства и самом производстве продукции рыночной новизны;
- повышении качества
и конкурентоспособности
- разработке и проведении целенаправленной товарной и ценовой политики;
- осуществлении рекламной кампании;
- обеспечении сервисного обслуживания потребителей производимой продукции;
- стимулировании сбыта продукции;
- разработке инновационной
политики на предприятии,
Выполнение организующей функции как раз и представляет практическое осуществление маркетинговой деятельности.
Информационная функция маркетинга состоит в обеспечении руководителей и специалистов предприятия необходимыми для принятия ими управленческих решений сведениями разнообразного характера: экономического, демографического, социального, политического.
Экономическая информация представляет данные об основных параметрах общественного производства, распределения, обмена и потребления. К ним обычно относят: объемы производства, темпы его изменения, динамику цен, курсы валют, уровень инфляции, состояние внешней торговли и т. п.
Демографические сведения характеризуют численность населения, его плотность на различных территориях, половозрастной и расовый состав и пр.
Социальная информация содержит сведения о состоянии семейных бюджетов, структуре доходов и расходов, объеме сбережений, сложившихся стереотипах поведения, системах ценностей в сфере экономики.
Политическая информация освещает ожидаемые изменения в области законодательного регулирования экономики, финансов, налогообложения и т. п.
Любая информация должна быть достоверной, полной, надежной и своевременной.
Кроме такой, необходимой руководству, информации, специалисты по маркетингу собирают и обрабатывают настолько большой объем информации, необходимой для выполнения собственно маркетинговых функций, что на многих предприятиях вынуждены создавать специальные маркетинговые информационные системы
14.4. Виды маркетинга
Множество и разнообразие концепций, задач и функций деятельности маркетинга, используемых в практической деятельности в различных комбинациях, вызвало к жизни множество видов маркетинга, большинство которых уже основательно опробованы и разработаны теорией, а некоторые являются сравнительно новыми, но перспективными.
По степени охвата рынка маркетинг делят на микромаркетинг и макромаркетинг Если первый действует в рамках одного предприятия (или даже по одной товарной группе), обеспечивая связь между производителем и потребителем, то второй делает упор на функционирование экономической системы крупных отраслей страны в целом и в глобальном масштабе. Именно макромаркетинг вызвал к жизни такие виды как макроглобальный, социальный маркетинг и консюмеризм.
Глобальный маркетинг нацелен на решение соответствующих задач в международной торговле, туризме и других формах международного сотрудничества.
Социальный маркетинг связан с использованием маркетинговых технологий в некоммерческих целях, главным образом, в общественно-политической деятельности (антиалкогольная, избирательная и т. д.). Его целью является усиление привлекательности какой-либо социальной идеи, определенных правил поведения, программ действий конкретных общественных групп и движений.
Консюмеризм направлен на разработку, создание и реализацию системы расширения и защиты прав потребителей продукции и ее продавцов.
Приоритетным видом маркетинговой деятельности является стратегический маркетинг, в котором изучают соотношение внешних факторов и внутренних ресурсов, учитываемое при принятии управленческих решений.